Культура античного мира: культура Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 18:52, контрольная работа

Описание работы

Основная задача контрольной работы– описать основные особенности древнегреческой культуры.
В связи с поставленной целью поставлены следующие задачи исследования:
Подобрать необходимую литературу;
рассмотреть особенности античной культуры Древней Греции;
обобщить полученный материал.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
1.1 Общая характеристика древнегреческой культуры и цивилизации
1.2 Крито-микенская культура (III тыс. – XII в. до н.э.)
1.3 Царский (гомеровский) период (XI–VIII вв. до н.э.)
1.4 Архаический период (VII–VI вв. до н.э.)
1.5 Классический период (V – первая треть IV в. до н.э.)
1.6 Эллинистический период (последние две трети IV – I в. до н.э.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Культурология № 1 готовый.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

       Скульптура. В скульптуре классического периода постепенно утвердился общегреческий идеальный художественный образ человека, выражавший гармонию физического и духовно-нравственного начал. Греки были убеждены, что красота человеческого духа может быть выражена только в совершенном, сохраняющем величавое спокойствие (даже в движении) теле, а лицо должно передавать возвышенную одухотворенность, гармонию разума и чувства. Такой идеал породил две особенности греческой классической скульптуры: стремление к максимально точному изображению тела, его пропорций и дистанцирование от индивидуально-портретных черт. Одной из центральных проблем в скульптуре этого периода становится выражение движения, характеризующегося ритмом, целостной завершенностью и гармонией. Наиболее яркое ее решение обнаруживается в работах выдающихся скульпторов V в. до н.э. Фидия, Мирона. Выверенные пропорции, идеальную гармонию человеческого тела канонизировал Поликлет.

         Фидий с  учениками создал скульптурные  группы и рельефы Парфенона, осуществив органичный синтез пластического искусства и архитектуры. Глубина пространства достигается наслоением фигур. Кажется, что скульптура рождается из архитектурных конструкций. Сюжеты композиций Парфенона отражали известные всем афинянам мифологические события. Восточный фронтон храма был посвящен рождению Афины; западный – спору богини с Посейдоном за власть над Аттикой; на метопах помещались рельефы целого ряда легендарных сражений. Жизнь – вечная борьба, но человек может победить в ней, и боги проявят к нему благосклонность – таков гражданский пафос скульптур Парфенона. Фидию принадлежали также огромные (несохранившиеся) статуи Афины-Девы из Парфенона и Зевса Олимпийского (одно из семи чудес света) из посвященного ему храма, выполненные в хрисоэлефантинной технике (наложение на деревянный остов пластин из золота и слоновой кости).

          Стремление  красноречиво отразить идеальный  образ физически развитого юного  тела воплощено в произведениях  Мирона. «Дискобол» – одна аз  самых известных его работ. Атлет замер в состоянии наивысшего напряжения перед броском диска – в его фигуре Мирон сумел передать единство статики скульптурного изображения и естественную жизненность движений, точнее говоря, «мгновение покоя» между замахом и броском, выражающем внутреннее напряжение, собранность спортсмена.

Поликлет заменил «движение действия» движением, совершающимся без всякой видимой цели. Такого эффекта он добился, прибегнув к принципу контрапоста. Имеется в виду «противоположение и равновесие правой и левой стороны тела: опирающейся правой ноге соответствует свободно свисающая правая рука, а свободной левой ноге – напряженно согнутая левая рука» (Б.Р. Виппер). Впервые принцип контрапоста был применен Поликлетом в работе «Дорифор» (копьеносец), в которой он воплотил идеал атлетически совершенного спортсмена и гражданина. Реалистическая передача пластики тела, торжественная сдержанность движений подчеркивают монументально-героический характер произведения. Поликлет изложил систему идеальных пропорций тела, которой он придерживался в своих работах, в теоретическом трактате «Канон».

          Для  скульптуры IV в. до н.э. характерен  более сложный и в некотором  смысле противоречивый взгляд  на жизнь. Постепенно утрачивалась  ориентация на идеал уравновешенно-гармонического существования человека. Появились первые попытки воспроизвести экстатические переживания через эротическую пластику тела (Скопас «Менада»). Особая лиричность и самоуглубленная мечтательность свойственна персонажам Праксителя («Отдыхающий сатир», «Гермес с младенцем на руках»). И все жб лица греческих статуй по-прежнему не несли отпечатка индивидуальности, они выражали лишь типы эмоциональных состояний. Исключением стали скульптуры наделенные индивидуально-портретными чертами («Апоксиомен»).

        Сдвиг в сторону реалистичности сопровождался преодолением условности изображений и обращением к линейной перспективе в живописи. Мастеру настенных росписей Полигноту приписывают авторство изобретения приемов, передающих глубину пространства с помощью размещения фигур на разных уровнях. Аполлодор, писавший станковые картины на досках, считается первооткрывателем светотени.

           Литература и театр. Классический период – время наивысшего расцвета греческой литературы. Ее развитие определялось уже не лирикой, а творением трагедий и комедий. Уже известный поэт последней четверти VI – первой половины V в. До н.э. Пиндар сочинял оды во славу государственных деятелей и победителей в спортивных состязаниях. Развивается театр – один из любимых всеми гражданами полиса видов зрелищ.

       Предшественником  трагедии был жанр дифирамба  – хоровой песни, связанной с  культом Диониса. Основатель античного  театра Феспид еще во второй  половине VI в. до н.э. добавил к  хору актера-декламатора, таким образом  создав предпосылку для диалога. В V в. до н.э. актеров стало два, а затем и три. Они могли участвовать в драматическом действии и независимо от хора. Но хор продолжал активно действовать в трагедии, комментируя происходящее и иногда вступая в диалог или даже в полемику с героями. Хор начинал и заканчивал трагедию, а также пел между отдельными сценами – эписодиями.

        Главная тема  греческих трагедий – встреча  героя с судьбой, Роком. И хотя  Рок непреодолим, герой все-таки  борется. Мужество сопротивляться  обстоятельствам или делать индивидуальный выбор в «секторе предначертаний» судьбы и стремиться к величию свободного человека – проявление героического идеала греческой культуры. Трагедия давала зрителю заряд энергии, помогавший лучше приспособиться к жизни с ее борьбой и страданиями и при этом сохранить достоинство. Выдающимися авторами трагедий V в. до н.э. были Эсхил, Софокл, Еврипид.

       В трагедии  «Орестея», повествующей о преступлениях  рода Атридов, Эсхил решает проблему  неотвратимости действия закона  мировой справедливости. Судьба у поэта осмысливается как кара богов за зло, которое несут преступления людей. В трилогии «Прометей» Эсхил восстает против безусловного подчинения богам и традициям. Не слепое следование обычаям и покорность, а мужественная борьба против грозных сил жестокой несправедливости возвышают человека. Главный вопрос, который задает Эсхил во второй части трагедии «Прометей прикованный»: «Всегда ли справедливы боги?» Этот вопрос может быть сформулирован более конкретно: «Прав ли Зевс, наказавший Прометея за то, что он, несмотря на запрет верховного владыки, дал людям огонь, научил искусствам и наукам?» Эсхил убежден, что не прав. Значит, Зевс может быть несправедлив?! Более того, Зевс не всесилен, если не знает своей судьбы и судьбы всех олимпийских богов и не может заставить Прометея открыть тайну (возможного) низвержения. Но тогда, выходит, рушится мировой порядок, основанный на законе божественной справедливости и божественного всемогущества. Развязка этой коллизии наступает в третьей части трагедии «Прометей освобожденный»: Зевс примиряется с Прометеем, а Прометей признает право Зевса повелевать миром. Закон справедливости восстановлен. Но это произошло только тогда, когда «оба соперника одержали внутреннюю победу над собой, согласились с ограничением своих анархических страстей, с тем чтобы служить высшей цели – гармонии мира» (А. Боннар). Так утверждается Эсхилом нравственный идеал греков.

Та же тема борьбы с Роком и осмысление тайны Рока содержатся в трагедии Софокла «Эдип-царь». Главный ее герой Эдип – воплощение греческого идеала нравственности: настоящий патриот, мужественный, разумный, деятельный человек. Но над ним висит роковое пророчество: он убьет своего отца и женится на матери. В конце концов, пророчество сбылось. Потрясенный Эдип жестоко наказывает себя – выкалывает себе глаза. Такова фабула трагедии. Но преступления несчастный Эдип совершает непроизвольно. «Разве можно карать (себя!) за то, что сделано в неведении?» – главный вопрос Софокла. За ним стоит реальная жизнь, в которой даже самый набожный, нравственный, разумный человек страдает и умирает. В чем же его вина перед богами? Ответ Софокла так же глубок, как и вопрос. Вина Эдипа в том, что он – человек, и как человек не может не действовать. А действия вызывают цепь последствий, которые трудно предвидеть и которые часто выходят из-под контроля отдельной личности.

        Еврипид в  трагедиях («Медея», «Гекуба», «Андромаха», «Вакханки» и др.) сосредоточивается на частной жизни героев, их страстях, оказывающихся сильнее разума и воли. Древний автор наполнил античную трагедию напряженным психологизмом. Борьба страсти и разума открывает в каждом из персонажей Еврипида тот неподконтрольный мир, который столь же глубок, как и божественно-природный универсум. Человек в трагедиях Еврипида ни в чем не может найти опору. В этом положении отразился надвигавшийся кризис греческой цивилизации. Открытие трагического во внутреннем мире личности составило основу дальнейшего развития жанров трагедии и драмы.

         Другим  важным жанром греческой литературы  стала комедия. В ней смех был  поднят до высот великого искусства. Не только «слезы, текущие из  мозга» вызывают катарсис, но  и смех может очистить и  возвысить человека – таков пафос греческой комедии. Смех освобождает индивида и делает его божеством. Исток этого жанра кроется в различных формах народных увеселений и фаллических песнях. Для греческой классической комедии были характерны критика социальных язв полиса и высмеивание человеческих пороков. Ярким тому примером служит творчество Аристофана («Птицы», «Всадники», «Женщины в народном собрании» и др.).

         В классический  период обозначились характерные  черты античной интеллектуальной  культуры. В V–IV вв. до н.э. наивысшего расцвета достигла философия, в трудах Аристотеля закладывались основы естествознания, Демокрит сформулировал атомистическую идею строения материи, Евдокс создал геоцентрическую систему, которая вплоть до XVII в. считалась неопровержимой, Геродот и Фукидид заложили основы истории, опираясь на принципы достоверности и объективности, а Гиппократ положил начало переходу от религиозно-магического представления о человеческом организме и его болезнях к рационалистическому.

         Образование. Идеал античного образования в IV в. до н.э. заключался в надстраивании над начальными знаниями интеллектуальной системы, которая включала в себя грамматику, риторику, арифметику, геометрию, астрономию, теорию музыки и занятия спортом. Можно было углублять свои познания в школе риторики Исократа, заняться философией в Академии Платона или Ликее Аристотеля. Аристотелем была сформулирована и главная цель образования: формирование способности к логическому мышлению и освоение фундаментальных знаний, объединяющих различные области науки и искусства.

       Таким образом, в классический период наиболее  полно проявились типологические  черты греческой культуры, были  созданы произведения искусства, литературы, а также философские  системы, ставшие достоянием не  только античной, но и всей европейской культуры.

 

 

 

 

 

 

 

1.6 Эллинистический период (последние две трети IV – I в. до  н.э.)

         Завоевательный  поход Александра Македонского  на Восток и образование им  империи положили начало новому  этапу в развитии античной  культуры. Огромнейшее государство, державшееся только силой оружия, после смерти Александра распалось на ряд монархий, сочетавших в себе восточные и греческие формы правления. Период их существования потому и называют эллинистическим. Его культура имела эклектический и экстенсивный характер. Это выражалось соответственно в причудливом сочетании древнегреческих и восточных традиций и в накоплении по-своему интерпретируемых прошлых культурных образцов, в эпигонском подражании им. Интенсивно развивалась только наука.

        Характерной чертой эллинистической культуры стала урбанизация. Новые города Египта и Азии были греческими по облику, быту, но их правители тяготели к не характерной для греков восточной роскоши. В городах сосредоточились материальное богатство и культурные достижения.

       Из греческих  городов мощным культурным центром  оставались Афины. На театральные  представления, спортивные состязания  и религиозные церемонии сюда  съезжались зрители и участники  из соседних государств. Многочисленные  скульптурные мастерские поставляли во многие города копии произведений выдающихся ваятелей Греции. Философские школы, созданные Платоном и Аристотелем, оказывали заметное влияние на протонауку и образование.

        Но главным  центром эллинистического мира  стала Александрия Египетская – огромный город, важнейший финансовый и торговый центр с крупным портом. Мировую славу принесли Александрии построенные в III в. до н.э. Мусейон и библиотека (последняя насчитывала 700 ООО книг). В центре эллинистического образования были созданы все условия для занятия научными исследованиями и учебы (лекционные залы, исследовательские лаборатории, ботанический и зоологический сады, гостиница). Проживание и работа его организаторов оплачивались государством. В Александрию стекались талантливые ученые и поэты той поры.

        Экономика. К особенностям экономики эллинистического мира можно отнести сосредоточение капитала в руках немногочисленной знати, распространение всеобщего денежного обращения, возникновение банков, широкое использование труда рабов, увеличение различий между городским и сельским населением. Рабство разлагало надломленную цивилизацию. Для Греции наступили тяжелые времена. Политические новообразования проигрывали в конкуренции с восточными государствами. Потребность в зерне и других импортируемых товарах приводила к дефициту торгового баланса. Начался катастрофический отток из Греции золота, серебра и людей. Центр экономики переместился в Малую Азию, Сирию, Египет. Только Делос и Копинф еще сохраняли международное экономическое значение.

          Наука. Эллинизм – период наивысшего расцвета греческой науки. Не религия, не искусство, а именно стремление к рациональному познанию мира двигало развитие духовной культуры этого периода. Для переписки книг привлекали рабов, поэтому количество книг росло, а их цена снижалась. Все больше людей пользовались книгами, и, в конце концов, устная ученая греческая культура уступила место культуре письменного слова.

        Эллинистическая  наука была многогранной. Среди  ее самых высоких достижений следует выделить геометрию Евклида, гелиоцентрическую гипотезу Аристарха Самосского, опыт соединения науки и техники в механике Архимеда, изобретение паровой турбины Героном Александрийским, исследования в области физиологии и анатомии Герофила и Эрасистрата. Полибий предпринял первую попытку описать всемирную историю, Эратосфен измерил окружность земли и создал ее карту с параллелями и меридианами, Теофраст заложил основы ботаники и зоологии, а Зенадот Эфесский и Филет Косский занимались проблемами лексики и создали первые книги по истории литературы, словари.

Информация о работе Культура античного мира: культура Древней Греции