Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 19:42, курс лекций
Лекция №1. Роль и место социально-культурной деятельности в историко-культурном процессе
История социально-культурной деятельности является органичной частью историко-культурного процесса. Её изучение, осмысление и анализ позволяют не только воссоздать реальную картину свободного времяпрепровождения в различные эпохи, приобщиться к духовно-нравственным, педагогическим и эстетическим традициям, но и исследовать особенности менталитета, поведения людей, специфику национального костюма и национальной кухни и др., что составляет часть отечественной истории в целом.
Поэтому в годы первой мировой войны культурно-просветительная деятельность общественных организаций, в первую голову просветительных - обществ грамотности, обществ содействия народному образованию, библиотечных обществ, обществ народных чтений, обществ народных университетов и многих других, а также кооперативов, не только не прекращалась, а напротив, всеми возможными средствами продолжалась. Попечительство трезвости, земские органы, кооперативы в годы войны сосредоточили свои усилия на создании таких комплексных культурно-просветительных учреждений, как народные дома. Перспективные планы строительства сети народных домов у этих организаций имелись и на 1916, и на 1917 годы.
Особенности игрового досуга в России в XIX -начале XX века. Основная игра, которая была очень популярна в допетровской Руси, называлась "зернь". В нее играли все без исключения, независимо от возраста и социального положения. "Зернь" представляла собой набор небольших одинаковых косточек, у которых одна сторона была белой, а другая черной или темно-красной. Выигрыш зависел от выпавшего цвета и от того, в каком сочетании легла "зернь". На Руси азартные игры обычно назывались "закладными". Помимо "зерни" были популярны так называемые "яичные бои". У этой игры существовало несколько разновидностей. Например, сырое куриное яйцо пускали по специальному желобу, в конце которого ставилось яйцо противника. Чье яйцо разбивалось от удара, тот и проигрывал. Еще один способ- биться "рука в руку", т. е. держа яйцо в руке. Для этой игры использовали вареные яйца. Говорят, что самые продвинутые игроки знали секреты специальных "куриных диет", благодаря которым куры несли яйца с очень крепкой скорлупой.
Шахматы тоже считались распространенной азартной игрой, в которую играли практически все. Шахматные баталии зачастую сопровождались бурными спорами, а иногда даже и драками. Еще одна старинная русская забава - "игра в бабки". Она заключалась в том, что на кон ставили кости (свиные или говяжьи) и выбивали их битами, которые заливали свинцом. В основном игра шла на деньги. Позднее появились уже известные нам лапта и городки. Кулачные бои - еще одно народное развлечение, хотя они устраивались очень редко и преимущественно носили характер судебных. Игральные карты появились в России намного позже, чем в европейских странах. Сначала заморское развлечение не приживалось - слишком силен был протест церкви, но петровские реформы и здесь сделали свое дело. С легкой руки Петра I игра в карты стала любимой забавой дворянства, а позднее и простонародья. На рубеже XIX- XX вв. увлечение картами достигло своего апогея, но Октябрьская революция запретила азартные игры, и игроки были вынуждены уйти в подполье. Б общественных местах разрешалось играть только в шахматы, шашки и домино.
Рабочие, особенно городские, из-за тяжелых условий работы и проживания сначала переставали соблюдать церковные обычаи, а впоследствии становились неверующими. Причиной тому была и большевистская пропаганда. И всё же в начале XX века большинство рабочих, да и вообще жителей городов, были верующими и для них организовывались культурно-массовые мероприятия, гуляния на большие православные праздники: Масленицу, Пасху, Рождество.
Помимо организации развлекательного досуга в XIX веке открываются общественные или общедоступные музеи, проводятся художественные выставки, появляются самодеятельные театры, организуются музыкальные коллективы. Организованные изначально иногда интеллигентами - самоучками, они становятся проявлением общественным, массовым, поддерживаемым обществами и объединениями интеллигенции, а также земствами.
В театрах ставилась как классика (Шекспир, Гольдони), так в некоторых были и революционные и запрещенные пьесы (М.А. Горького, Л.Н. Толстого, В. Маяковского, например, в МХТ).
Театр постепенно поднимал культурный уровень рабочих. Провинциальный театр со всей его примитивно-потребительской ориентацией на мещанскую среду, под воздействием демократической интеллигенции формировал стремление рабочих к книге, к литературе, культуре в целом. Многие рабочие в начале XX века еще не умели читать, а потому благодаря театру у них возникало желание научиться, приобщиться к более высокой культуре, чем у них была. Театры оказывали решающее влияние на стремление рабочих к культурному просвещению. Многие рабочие, посещающие театр, приобщились к библиотекам, стремились повысить свой образовательный уровень.
Лекция № 6. Культурно-просветительная, политико-просветительная, социальная работа в период 1917 – 1941 гг.
Сфера досуга и свободного времени стала радикально меняться в советский период, когда она превратилась в объект государственного регулирования и культурной политики. Первое десятилетие было отмечено значительной активностью самого населения в области культуры, в т. ч. и культурно-досуговой деятельности.
Повсеместно в городе и деревне создавались клубы, избы-читальни, народные дома и библиотеки; коллективные органы управления этими учреждениями - советы, правления - избирались на общих собраниях их посетителей.
Однако партийные и государственные органы планомерно сдерживали эту инициативу. Созданный в 1918 г. Народный комиссариат просвещения РСФСР, а при нем Внешкольный отдел во главе с Н.К. Крупской, преобразованный в 1920 г. в Главный политико- просветительный комитет республики, стремились с самого начала централизовать работу учреждений культуры.
Рекомендовалось формировать советы и правления клубов по классовому принципу, вводить в их состав в обязательном порядке представителей партийных и комсомольских ячеек для проведения руководящей линии Коммунистической партии.
Главполитпросвет был создан на правах отдела ЦК партии, а учреждения культуры должны были выполнять идеологические функции. Невосполнимой утратой для культуры России явился фактор оттока интеллигенции.
Страна переживала тяжелые экономические трудности:
В национальных окраинах процент грамотности был еще ниже, среди чувашей, например, насчитывалось только 7% грамотных, среди таджиков - 3%, якутов - 0,7%; 48 национальностей вообще не имели своей письменности. Однако в различных источниках называются разные показатели процента грамотности населения России.
Невосполнимой утратой для культуры России явился фактор оттока интеллигенции. В старых учебных пособиях делался акцент на то, что ученые, музыканты, художники, писатели, актеры и другие представители российской интеллигенции не поняли сути революции, ее созидательного характера и бросили Родину, растерялись и даже предали ее. Однако умалчивалось о том, что многие представители интеллигенции были буквально выдворены из России, а те, кто остался, бедствовали, голодали и умирали, не получив поддержки и понимания новой власти. В 1922 г. более 100 крупнейших ученых были вывезены, в том числе такие известные ученые, как И.А. Бердяев, из России на пароходе. Из 45 членов Академии наук 7 человек в первый год после революции умерли от голода. К этому удару можно отнести и систему запретительства их деятельности в области культуры. За два месяца после революции были закрыты 120 газет, а за 1917-18 гг. - 337 различных органов печати,
Культурно-просветительная работа. Система мероприятий, содействующих коммунистическому воспитанию и политическому просвещению трудящихся, подъёму их общего культурного уровня, развитию творческих способностей, организации досуга, составная часть идеологической деятельности Коммунистической партии и Советского государства, профсоюзов, комсомола. Направленная деятельность клубных учреждений, массовых библиотек, парков и садов культуры и отдыха; музеев, кинотеатров, театров и др. учреждений культуры, а также радио и телевидения, организованная вне учебных заведений деятельность, способствующая культурному росту человека.
Становление и развитие культурно-просветительной работы как самостоятельной области идеологической деятельности начались после победы Октябрьской революции 1917 и непосредственно связаны с осуществлением в СССР культурной революции. Главные задачи и важнейшие принципы определены В. И. Лениным, развиты в решениях съездов Коммунистической партии, в постановлениях ЦК КПСС по идеологическим вопросам. Ленин рассматривал культурно-просветительную работу как часть партийного дела и вместе с тем как осуществление культурно-воспитательной функции Советского государства. Эта важнейшая идея была положена в основу созданного в системе Наркомпроса РСФСР в ноябре 1920 Главного политико-просветительного комитета, объединившего функции партийного и государственного руководства этой областью. Значительный вклад в разработку теории и практики культпросветработы внесла Н. К. Крупская, руководившая с первых дней Советской власти Внешкольным отделом Наркомпроса РСФСР, а с 1920 — Главполитпросветом.
Разрушительная сила послереволюционного процесса. Под видом уничтожения старых памятников разрушались монастыри, церкви и храмы, сносились памятники; культурные ценности, иконы вывозились за границу, разворовывались фонды библиотек. К 1920 г, было ликвидировано около 700 монастырей, разорено большое число дворянских усадеб, уничтожены ценные архитектурные сооружения. Происходила ломка традиций, отрицалась религия, идеи «массы противопоставлялись идее «личности».
Победившая партия утверждала свою идеологию, используя все средства воздействия, различные учреждения культуры и общественные движения, в т.ч. клубы, библиотеки, художественную самодеятельность. Российское телеграфное агентство выпустило огромное количество политических плакатов. Работал огромный агитационный аппарат, включая и политизированные в 20-е годы учреждения культуры (агитпоезда, агитпароходы и др.).
Партия и правительство ставили и решали задачи создания государственной системы народного образования, самообразования, системы культурно-досуговых учреждений, приобщения народа к знаниям и культуре. Об этом свидетельствует Программа РКП(б), принятая в 1919 г. на VIII съезде партии, в которой был специальный раздел в области развития просвещения, науки и культуры. Фактически внешкольное образование (так называлась тогда деятельность культурно-досуговых учреждений) было включено в общегосударственную систему народного просвещения, обеспечивающую единую систему его управления. Были национализированы многие театры, кино, народные дома, музеи, богатейшие коллекции произведений искусства, в частности Третьяковская галерея, галереи Щукина, Морозова, Остроухова в Москве, Эрмитаж - в Петрограде. Эти учреждения стали доступны для народа.
Было введено бесплатное их посещение.
Политпросветработа. После 1917 года в России была
создана новая сеть учреждений культуры
и учебных заведений, которые готовили
кадры для новой социалистической системы
культпросветработы. Создание этой системы
отразилась на названии первых профессиональных
менеджеров СКД российского государства.
Под общим названием "политпросветработники"
выделялись организаторы библиотечного
дела, клубного дела, музейного дела и
т.д. Данный период продолжался вплоть
до начала 1930-х годов.
Одновременно с задачами политического
просвещения, решались общекультурные
задачи. Поэтому параллельно с названием
"политпросветработа" (ППР) использовалось
словосочетание "культпросветработа"
(КПР).
Деятельность по ликвидации неграмотности. СНК принял два декрета по этому вопросу: «О мобилизации грамотных на борьбу с безграмотностью», «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР» (1918, 1919 гг.). Была введена чтецкая повинность, привлечено все грамотное население для осведомления населения о мероприятиях советской власти.
Ликвидация неграмотности становилась делом государственным и обязательным. Все граждане от 8 до 50 лет были обязаны учиться, обучение проводилось за счет средств государства. При этом рабочий день обучающихся сокращался на два часа с сохранением заработной платы. В июле 1920 г. создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности.
Государством были отпущены средства на эту работу, напечатано около 5 млн. букварей для взрослых, улучшено народовольственное снабжение работников ликбеза. С 1918 г. стали открываться пункты по ликвидации неграмотности, школы для малограмотных при учебных заведениях, фабриках, заводских клубах, избах- читальнях и библиотеках. К концу 1920 г. в РСФСР было свыше 40 тыс. ликпунктов, в которых обучалось 1 млн. 157 тыс. человек., но и этого было недостаточно, т.к. существовало огромное количество неграмотного населения, особенно в деревне.
Наиболее успешно проводилась ликвидация неграмотности в Красной Армии. К ноябрю 1919 г. в Красной Армии имелось около 4 тыс. красноармейских школ грамоты, а в 1920 г. их было уже около 6 тыс.
Ликвидация неграмотности среди взрослого населения была для досуговых учреждений делом новым и трудным, однако она принесла немалые успехи и повысила авторитет их работников. Всего за первые три года, начиная с 1918 г., научились грамоте около 7 млн. человек.
СНК принял два декрета по этому вопрос: «О мобилизации грамотных на борьбу с безграмотностью», «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР» (1918, 1919 гг.). Была введена чтецкая повинность, привлечено все грамотное население для осведомления населения о мероприятиях советской власти.
Информация о работе Лекции по "Социально-культурная деятельность"