Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 14:55, дипломная работа
Настоящая дипломная работа посвящена сопоставительному когнитивному исследованию милитарной метафоры, которая обнаруживается в нарративе «Выборы президента (2008 г.)» в российском и американском политическом дискурсе.
Метафорическая картина мира способна отражать способ мышления, характерный для определенной политической ситуации (В.Н. Базылев, А.Н. Баранов, Ю.Н. Караулов, А.А. Каслова, И.М. Кобозева, В.Г. Костомаров, А.Б. Ряпосова, Т.Г. Скребцова, Ю.Б. Феденева, А.П. Чудинов, G. Lakoff и др.).
Крупнейшие политические события способны послужить катализатором для активизации отдельных метафорических моделей [45]. А.П. Чудинов особо подчеркивает, что, отражая изменение политической ситуации, «политическая реальность… рождает новые фреймы и слоты известных моделей, определяет повышение или понижение частотности метафорических словоупотреблений, соответствующих той или иной модели» [49, с. 18].
Полноценное описание методики метафорического моделирования требует выявления основных функций метафоры в политическом дискурсе. Нам представляется целесообразным использовать классификацию функций политической метафоры, рассмотренную А.П. Чудиновым [49].
Когнитивная – функция познания мира, работы с ментальными пространствами.
Номинативная – функция фиксации знаний, создания наименования реалии и репрезентации ее основных свойств.
Коммуникативная – функция передачи информации, позволяющая представить новое в краткой и доступной форме.
Прагматическая – функция воздействия на адресата, способствующая формированию восприятия, понимания, оценки ситуации.
Инструментальная – функция, структурирующая существующие представления об объектах окружающей действительности.
Изобразительная - функция представления информации в образной, яркой, экспрессивной форме, придания эмотивности восприятию характеризуемого явления.
Моделирующая – функция, создающая некую модель мира с учетом существующих внутри нее связей, многообразия элементов и их характеристик.
Гипотетическая – функция, позволяющая субъекту, представить что-то не до конца осмысленное, высказать предположения относительно характеризуемого объекта.
Эвфемистическая – функция, позволяющая «завуалировать» прямое наименование того или иного события, реалии, которое, по мнению автора, считается нецелесообразным, неуместным.
В исследованиях концептуальной метафоры в российском политическом дискурсе, а также в сопоставительных исследованиях, посвященных проблемам метафорического моделирования [63, 9, 21, 31, 37, 45, 49, 50, 51, 56 и др.], предлагается несколько способов классификации метафорических моделей, основанием для которых может служить детальное описание исходной понятийной области, характеристика ментальной сферы-мишени, контрастивное описание метафорической модели, последовательное описание моделей в нескольких языках, сопоставление оригинальных метафорических словоупотреблений и их переводов.
Мы выбираем первый путь систематизации метафорического словоупотребления, представленного в текстах периодических изданий, посвященных ситуации выборов президента Соединенных Штатов Америки и Российской Федерации, поскольку такой подход «позволяет полнее охарактеризовать специфику той или иной модели в каждом языке» [50, с.52]. В данном дипломном исследовании мы будем придерживаться сопоставительного описания милитарной концептуальной метафоры. Нам представляется целесообразным подробный анализ метафорической модели с одной и той же исходной понятийной сферой сначала в американском, а затем в российском политическом дискурсе. Названия модели, её фреймов и слотов, выявленных в американском политическом дискурсе, приводятся нами на английском языке.
При сопоставлении политической метафоры мы акцентируем внимание на случаях совпадения и/или различия во фреймово-слотовой структуре метафорической модели, что позволяет выявить специфику структурированности политической картины мира.
1.4. Метафорическое моделирование и политический нарратив
Политический язык, политическая коммуникация являются объектом пристального внимания широкого круга филологов, как в нашей стране (В.Н. Базылев, А.Н. Баранов, Е.Г. Казакевич, Ю.Н. Караулов, Г.Г. Почепцов, Ю.А. Сорокин, А.П. Чудинов, Е.И. Шейгал и др.), так и за рубежом (А. Вежбицка, G. Lakoff и др.).
Для нашего исследования особенно значимыми представляются публикации, освещающие теоретические положения, касающиеся описания того или иного политического события, а также работы ориентированные на систематизацию и анализ материала, определенным образом репрезентирующего и характеризующего политическую ситуацию (Ю.Б. Феденева, А.П. Чудинов, Е.И. Шейгал и др.).
Ярко выраженная агитационная направленность изучаемого нами материала (метафорического материала), темпоральная, локальная ограниченность описываемого явления позволяют представить выборы президента как политический нарратив, под которым мы вслед за А.П. Чудиновым понимаем «совокупность политических текстов, сконцентрированных вокруг определенного политического события» [50, с. 71].
Анализируя понятие политического нарратива, А.П. Чудинов характеризует его следующим образом. Политический нарратив соотносится с понятием политической ситуации и завершается с ее изменением. Для политического нарратива свойственны тематическое единство, определенная общность участников, общая событийная канва, темпоральная и пространственная локализованность, которые не являются абсолютными, т. к. то или иное политическое событие может обсуждаться за пределами государства, где оно происходило, причем обсуждение зачастую происходит после изменения (завершения) политической ситуации [50, с. 72].
Политический нарратив «Выборы президента (2008 г.)» в РФ соотносится с кампанией по выбору главы государства и охватывает комплекс разнообразных текстов, тематически и содержательно связанных с указанным политическим событием. К числу участников описываемого политического нарратива относятся кандидаты в президенты, их ближайшее окружение, избиратели, политические партии, субъекты политической деятельности, СМИ и т. д. Сюжет рассматриваемого нами политического нарратива может быть представлен последовательностью фактов в ситуации выборов главы государства: уход В.В. Путина с поста Президента РФ, выборы Д.А. Медведева Президентом, выдвижение кандидатур участниками предвыборной кампании, агитационная деятельность кандидатов в президенты в рамках избирательной кампании, голосование, подведение итогов, инаугурация избранного Президента, обсуждение выборов главы государства в СМИ и т. п.
Аналогичным образом может быть представлен политический нарратив «Выборы президента (2008 г.)» в США, среди основных «героев» которого также выделяются кандидаты в президенты (причем основную борьбу составляли представители доминантных политических партий), их ближайшее окружение, избиратели, сторонники политических партий, субъекты политической деятельности, СМИ и т. д. Последовательность событий охватывает праймериз (внутрипартийные выборы), агитационную кампанию лидеров республиканцев и демократов, всеобщие выборы, подсчет голосов коллегий выборщиков (в том числе проблемы, связанные с подсчетом голосов и назначением главы государства США), инаугурация нового Президента, дискуссии в прессе по поводу назначения Барака Обамы Президентом Соединенных Штатов.
Важнейшим свойством политического нарратива является «отражаемое им многоголосие участников, множественность повествователей и соответственно разнообразие рациональных и эмоциональных оценок» [50, с. 72]. Иными словами, автор отдельного текста, составляющего нарратив, создает его, акцентируя внимание адресата на тех или иных событиях, оставляя без внимания другие, интерпретируя описываемую им ситуацию в соответствии со своей системой оценок и взглядов.
В связи с тем, что определенные типы политических нарративов имеют общие черты, наряду с особенностями, а также учитывая задачи, поставленные в данном дипломном исследовании, нас интересуют закономерности функционирования метафорических моделей (их сходства и/или специфика) в нарративах «Выборы президента (2008 г.)» в Соединенных Штатах Америки и Российской Федерации.
В последующих разделах настоящего исследования мы рассмотрим структуру универсальных и национально специфичных метафорических моделей в агитационно-политическом дискурсе выборов глав государств США и России.
Выводы по главе 1
Представленный в настоящей главе анализ политологических и когнитивных основ сопоставительного исследования закономерностей функционирования метафорических моделей президентских выборов в США и России позволяет сделать следующие выводы:
1. Политическая система – ведущая форма организации жизни современного общества. Демократический политический строй, являющийся основополагающим в США и России, обусловливает наличие более чем одной партии, выборности власти, в том числе Президента как высшего должностного лица. Существующий в Соединенных Штатах бипартизм предполагает доминантную роль Демократической и Республиканской партий, обеспечивает их гомогенность и электоральный характер. Театрализация политического процесса, свойственная как Соединенным Штатам, так и Российской Федерации, приводит к усилению личностного влияния на ход президентской кампании, причем для американского избирателя важен имидж кандидатов, российский электорат «доверяет» харизме участников президентской гонки. Для российской политической системы характерна многопартийность, переменчивость партийной палитры, электорально-профессиональный популизм, «голосование сердцем», что напрямую связано с еще неустоявшимися политическими взглядами и позициями.
2. Выборы главы государства – «пик» политической активности, оказывающий существенное влияние на репрезентацию политической картины мира. Избирательная кампания способствует усилению вербальной агрессии, активизации метафорических словоупотреблений с негативным прагматическим потенциалом как в российском, так и в американском политическом дискурсе.
3. Когнитивная лингвистика – одно из ведущих направлений в рамках лингвистической науки, зародившейся в конце ХХ века. Когнитивная лингвистика выходит за рамки привычного понимания языка как средства коммуникации, концентрируясь тем самым на тесной связи языковых и ментальных процессов, на способах восприятия, мышления, хранения информации. В рамках когнитивистики метафора рассматривается как способ мышления, концептуализации и категоризации окружающей действительности, создающий целостную языковую картину мира.
4. Метафорической основой мировидения является сам человек, его опыт, социальная среда и деятельность в процессе бытия. Осознавая себя мерой всего существующего, человек создает антропоцентрический порядок вещей, что составляет основу принципа антропометричности, на котором базируются процессы метафоризации.
5. В основе метафоризации лежит онтологический перенос содержательной информации из одной области знаний в другую. Процессы метафоризации носят системный характер, выявляющий не только личностные оценочно-интерпретационные свойства объектов окружающей действительности, но и накопленный исторический опыт, национально-культурную специфику языкового коллектива.
6. Метафорическая модель представляет собой комплекс параметров, включающих сферу-донор, реципиентную сферу, фреймово-слотовую структуру, характеристики ее продуктивности и прагматического потенциала.
7. Концептуальная метафора широко представлена в публицистических текстах, т.к. для нее характерны единство стандарта и экспрессии, эмотивность, информативность, яркость, точность, что в целом отвечает основным требованиям, предъявляемым к языку прессы. Функции метафоры в политическом дискурсе, включающие когнитивную, номинативную, прагматическую, моделирующую и т. д., не являются изолированными друг от друга. Политическая метафора носит социально-обостренный характер, выявляя в краткой и доступной форме самые значительные тенденции в современной общественной жизни.
ГЛАВА 2. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В
ПОЛИТИЧЕСКОМ НАРРАТИВЕ «ВЫБОРЫ
ПРЕЗИДЕНТА» В США И РОССИИ
Настоящая глава преследует две цели: во-первых, целью данной главы является описание особенностей милитарной метафоры как одной из доминантных метафор политического дискурса вообще и политического нарратива «Выборы президента» в частности.
Во-вторых, целью Главы 2 мы ставим выявление и сопоставительный анализ метафорической модели агитационно-политического характера ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА – ЭТО ВОЙНА в российских и американских текстах, посвященных ситуации выборов главы государства. Таким образом, мы собираемся выявить общие черты в политической метафорической картине мира, сходства в образе мышления представителей различных лингвокультурных сообществ, позволяющие констатировать наличие данной базовой, универсальной метафорической модели в нарративе «Выборы президента».
2.1. Характеристика милитарной метафоры в политическом
нарративе
Т.В. Шмелева отмечает существование своеобразного интердискурса современных СМИ, в котором отличия языков представляют собой лишь чисто поверхностную вещь, что связано с совпадением нашего мировидения [55]. Подобная общность мышления, типичная «для «западного» (европейско-американского) культурного пространства, которое заметно отличается от культурного пространства арабского мира, стран Африки или Дальнего Востока» [51, с. 74], выявляет конвенциональную природу метафорических образов политического дискурса и является причиной существования базисных метафорических моделей, представляющих собой универсальный способ репрезентации президентских выборов.
Специфичным для данного исследования является то, что нами был произведен детальный анализ милитарной метафорики в нарративе «Выборы президента» с привлечением довольно широкого иллюстративного материала, а также рассматриваемое нами явление было описано в сопоставительном аспекте.
Исследовав особенности метафорического моделирования президентских выборов в России и США в 2000 году, А.А. Каслова пришла к выводу, что среди прочих универсальных метафорических моделей (ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА – это ТЕАТР; ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА – это СОРЕВНОВАНИЯ (ИГРА); ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА – это ДОРОГА (ПУТЕШЕСТВИЕ)) метафорическая модель ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА – это ВОЙНА является наиболее продуктивной в данном нарративе [17, с. 4]. Избрание милитарной сферы в качестве универсального источника для концептуализации, как мира политики, так и других сфер человеческой деятельности становится традиционным, что, в первую очередь, связано с богатой военными событиями историей человечества, во многом способствовавшей формированию милитаризованного сознания.
В монографии, посвященной исследованию политического дискурса, Е.И. Шейгал объясняет фактор «милитаризованности» политического дискурса сущностной агональностью его объекта отражения, т. к. сутью политики является борьба за власть [53, с. 305]. В ходе предвыборной гонки за президентство происходит активизация вербальной агрессии, поскольку идеи состязательности и соперничества приобретают первостепенную значимость. Военная метафорика репрезентирует эти принципы, как бы «вскрывая», тем самым, внутреннее восприятие предвыборной кампании ее участниками и наблюдателями.