Милитарная метафора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 14:55, дипломная работа

Описание работы

Настоящая дипломная работа посвящена сопоставительному когнитивному исследованию милитарной метафоры, которая обнаруживается в нарративе «Выборы президента (2008 г.)» в российском и американском политическом дискурсе.

Метафорическая картина мира способна отражать способ мышления, характерный для определенной политической ситуации (В.Н. Базылев, А.Н. Баранов, Ю.Н. Караулов, А.А. Каслова, И.М. Кобозева, В.Г. Костомаров, А.Б. Ряпосова, Т.Г. Скребцова, Ю.Б. Феденева, А.П. Чудинов, G. Lakoff и др.).

Крупнейшие политические события способны послужить катализатором для активизации отдельных метафорических моделей [45]. А.П. Чудинов особо подчеркивает, что, отражая изменение политической ситуации, «политическая реальность… рождает новые фреймы и слоты известных моделей, определяет повышение или понижение частотности метафорических словоупотреблений, соответствующих той или иной модели» [49, с. 18].

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 450.00 Кб (Скачать файл)

Слот 1.2. Военное планирование

Метафорика данного фрейма представляет действия кандидатов в президенты как хорошо продуманные и спланированные военные операции. В основе метафор этой группы лежат концепты стратегия, тактика. Ср.:

1.После того, как политическая элита перессорилась, казалось, что равновесие между лагерями уже невозможно, кремлевский шеф должен был изменить тактику (А. Рар/ Как готовилась операция «Преемник». aif.ru/27. 05. 2008).

2.Победа кандидата от нашей партии, как мы верим, обеспечит продолжение курса Путина и успех стратегии России (М. Гончаров / Известия, 23.02.2008).

3.Каждому была отведена своя роль, но стратегическая задача у всех была общая – подыграть Кремлю (П. Вощанов / Новая газета, 03.03.08).

Но в итоге результат дало удачное использование избирательной стратегии по социалке. А здесь Медведев практически безальтернативен (М. Дианов / Известия 26.12. 2007).

4. После Вашей инаугурации кто будет определять стратегию и параметры развития внешней политики страны – Президент или премьер?(стенограмма пресс-конференции Д. Медведева 3. 03. 2008 года)

5.Чем ближе финал президентства Путина, тем более непрозрачной становится тактическая подготовка к выборной игре (А. Рар/ Как готовилась операция «Преемник». aif.ru/27. 05. 2008).

 

Предвыборная агитация – это борьба каждого кандидата против остальных политических оппонентов. Субъекты политики не ставят своей целью совместное решение создавшихся в обществе проблем конструктивными методами, а ориентированы на участие в политической «войне», нацеленной на уничтожение себе подобных. Описанные типовые прагматические смыслы, формируемые метафорическими словоупотреблениями рассматриваемого фрейма, являются привычными для российских политиков и для электората.

2. Фрейм «Военные действия»

Составляющие данный фрейм метафоры активно функционируют в российском политическом дискурсе.  Действия лидеров политических партий представлены понятиями, относящимися к военной источниковой сфере, что позволяет говорить о борьбе за власть, прибегая к использованию милитарной лексики.

Слот 2.1. Начало военных действий

Решения, принимаемые субъектами политики об участии в президентской кампании, в российских СМИ приравниваются к началу военных действий. Ср.:

1.Кремль бросает в бой одного из двух "политических близнецов", а именно Медведева (А. Проханов / Завтра, 11.12.2007).

2.Дмитрий Медведев бросает вызов Путину (К.Кисилева / Власть, 03.03.2008).

3.В Москве начинается политическая битва, которая многое может изменить в Европе (К.Кисилева / Власть, 03.03.2008).

4.Сделать это будет нелегко, но ведь Дмитрий Медведев на прошлой неделе принялся воспевать «свободу во всех ее проявлениях»: личную свободу, экономическую свободу – все это слова не из лексикона Владимира Путина. Битва началась.(К.Кисилева / Власть, 03.03.2008).

5.В сентябре 2005 г., по истечении половины второго должностного срока  Путина, началась операция «Преемник» (А. Рар/ Как готовилась операция «Преемник». aif.ru/27. 05. 2008).

6.Перед выборами в Думу в 2007 г. между обеими кремлевскими партиями развернулась бесцеремонная борьба за доступ к ресурсам власти и финансовым ресурсам (А. Рар/ Как готовилась операция «Преемник». aif.ru/27. 05. 2008).

7.Это заставляет вспомнить высказывание известного экономиста Михаила Делягина: "Я хотел бы специально зафиксировать, что в путинском выступлении 13 сентября наше государство объявило войну одновременно на четыре фронта. Первый фронт — против региональных элит и среднего бизнеса (О.Маслов, А.Прудник / www.polit.nnov.ru/2006/10/21).

 

Выдвижение кандидатур на пост президента соотносится со вступлением в милитаризованный конфликт, следовательно, «навязывает» адресату восприятие избирательной кампании как военизированной операции.

Слот 2.2. Ход военных действий

Источником метафорического переноса являются концепты  «баталия», «битва», и т. д. Ср.:

1.Будет битва титанов, пусть и кремлевских (Е.Чинкова,О.Вандышева, Ф.Келлер / kp.ru/10.12.2007). 

2.Хотел бы одновременно с этими словами поблагодарить не только наших избирателей, но и моих конкурентов, тех, кто принимал участие в политических баталиях ( www.rost.ru/themes/2008/03/03).

3. Кандидатура Медведева давно обсуждалась. Еще в конце 2005 года он считался преемником номер 1. Это потом на первый план вывели Сергея Иванова. Да и то, мне кажется, таким маневром Владимир Путин просто хотел Медведева вывести из-под удара. ( Е.Чинкова,О.Вандышева, Ф.Келлер / kp.ru/10.12.2007)

Следует отметить активизацию понятия как зачистка, перенесенного в политическую речь из армейского жаргона. Оно используется в текстах предвыборной агитации для обозначения «очистки территориального пространства» от участников президентской кампании, способных составить конкуренцию, изменить ход электорального процесса (представляющих опасность). Метафора связана в сознании читателя с военной операцией по уничтожению вражеских сил, следовательно, наполнена негативным прагматическим потенциалом. Ср.:

4.Фирменная "зачистка"

Владимир Жириновский опять идет в президенты(А. Закатнова /  Российская газета, 14.12.2007).

Денотативная сфера функционирования метафор данного фрейма охватывает широкий круг действий кандидатов в президенты в процессе ведения агитационной кампании. В первую очередь, это борьба за власть, политическая борьба, завоевание лидирующих позиций, высокого рейтингового положения в гонке.

Репрезентация деятельности кандидатов в президенты при помощи милитарных метафор позволяет выявить следующие прагматические смыслы: в рамках предвыборной кампании разногласия, столкновения, конфликты превалируют над конструктивными формами взаимодействия.

3. Фрейм «Участники военных действий»

Слот 3.1. Агрессоры

Для создания образа «чужого» используется метафорика, дискредитирующая кандидатов в президенты, представляя их как политиков, действующих вопреки интересам граждан страны, враждебно настроенных по отношению другим участникам избирательного процесса. К слоту можно отнести наименования враги, противники, а также некоторые описательные словосочетания, содержащие негативную эмотивную окраску. Ср.:

1.Медведев, не подкрепленный Путиным, по-прежнему был бы уязвим для политических врагов внутри властной конфигурации Кремля (К.Кисилева / Власть, 03.03.2008).

2.Кандидат Медведев будет предлагать социальную политику. Но у нас никогда не бывает так, чтобы была только позитивная повестка дня. Я не припомню. Наверное, должны появиться враги. Те враги, которые мешают нашему замечательному русскому народу (К.Кисилева / Власть, 03.03.2008).

3.И если сторонники радостно пали пред его новым хозяином ниц, то противники лишь гордо склонились в три погибели (П. Вощанов / Новая газета, 03.03.08).

4.В России Медведев мог не опасаться жестких  оппозиционных партий, организаций и профсоюзов. Основным противником была коррумпированная бюрократия, прежде всего на региональном уровне (А. Рар/ Как готовилась операция «Преемник». aif.ru/27. 05. 2008).

Слот 3.2. Жертвы

Для номинации кандидатов в президенты активно используются наименования жертва, проигравший и т. д.  Очевидно, что это происходит, когда субъекту политической деятельности нанесен ущерб, он несет потери и достигнута цель дискредитации, деморализации и уничижения конкурента в борьбе. Ср.:

1.Пока он одиноко пасся на электоральной лужайке, он был возможной жертвой любых политических волков, и его поэтому предпочли спрятать в такой компании кандидатов (К. Киселева / Власть, 03.03.2008).

2.Зюганов и Жириновский привыкли к поражениям. Председатель КПРФ баллотировался в третий раз, лидер ЛДПР - в пятый. Богданов - дебютант и, как многие до него, случайный человек в ряду завсегдатаев президентских кампаний. Но, кажется, еще никогда проигравшие не оценивали итоги выборов столь, я бы сказал, меланхолически. Никто не бил себя в грудь, не посыпал голову пеплом, не клялся, что на следующих выборах он уж точно покажет себя, возьмет реванш (В.Выжутович / Российская газета, 13.03.2008).

3.Компартия исчезнет с бульканьем сливного бачка, а проигравшим коммунистам останется на память не сталинское Знамя Победы, а сборник анекдотов Зюганова (А. Проханов / Завтра, 11.12.2007).

Метафоры рассмотренных слотов являются отрицательно нагруженными, однако выявляют контрарные смыслы в агитационно-политическом дискурсе. С одной стороны, образно номинируют политиков как агрессивных, непримиримых врагов, способных нанести ущерб, с другой, как беспомощных жертв, страдающих от неудач или действий агрессоров.

Слот 3.3. Союзники

Милитарные наименования, представляющие кандидатов в президенты как бойцов, несут позитивный прагматический потенциал, но составляют небольшой процент от общего числа метафор с исходной понятийной сферой война. Ср.:

1.Очевидно также, что старые политические бойцы Зюганов и Жириновский, собравшие вместе около трети голосов избирателей, продолжают оставаться серьезной политической силой (С.Иванов / Советская Россия, 11.03.2008).

Итак, денотативная сфера функционирования представленных метафорических словоупотреблений – номинации субъектов политической деятельности, принимающих прямое или косвенное участие в избирательной кампании. Составляющие фрейма тянут за собой шлейф разнообразных ассоциаций. Центр тяжести изложения в рассматриваемых нами случаях, может эксплицировать смыслы «враждебности и агрессии» (слот «Враги»), «поддержки и содействия» (слот «Союзники»), «сострадания и беспомощности» (слот «Жертвы»).

4. Фрейм «Оружие»

Военные концепты видов оружия метафорически репрезентирует средства, помогающие субъектам политики в достижении основной цели – поста первого лица страны. Для этого активно используются разные виды оружия, обрушиваются залпы и т. д. Зачастую СМИ метафорически представляются как орудия войны, что обусловлено активной ролью телевидения, газет и журналов в современном мире, служащих своего рода соединительным звеном между активными участниками политического процесса и его наблюдателями. Ср.:

1. Это тайное знание было самым сильным оружием, с помощью которого Зубков мог осуществлять контроль  за государственным аппаратом (А. Рар/ Как готовилась операция «Преемник». aif.ru/27. 05. 2008).

2. И если электронный залп обрушен на сознание миллионов избирателей, то эти миллионы голосуют так, как им подсказывают с экрана (С.Иванов / Советская Россия, 11.03.2008). 

3. Таким образом, в наш информационный век действует один принцип - в чьих руках находится электронная пушка, тот и становится победителем выборов (С.Иванов / Советская Россия, 11.03.2008).

4. И послужит ли Путину ореол "Национального Лидера" и "Духовного Вождя" той охранительной сферой, сквозь которую не дотянется рука с отравленным кинжалом?( А. Проханов / Завтра, 11.12.2007)

 

Военная метафорика, номинирующая виды вооружения свидетельствует, скорее всего, о его эффективности, хотя не так многочисленна в сравнении с другими метафорическими наименованиями представленной модели.

5. Фрейм «Исход войны»

Данный фрейм представлен двумя слотами, противопоставленными друг другу «Победа» и «Поражение».

Слот 5.1. Победа

Успешный ход президентской гонки или окончание выборов часто метафорически обозначаются концептом победа. Ср.:

1.Зато на канале НТВ, принадлежащем «Газпрому» (председателем совета директоров этой компании пока остается Медведев), преемник победил восемь раз, а еще дважды была зафиксирована ничья (К.Кисилева / Власть, 03.03.2008).

2. Он также заверил избирателей, что будет продолжать политический курс президента России в случае победы на выборах (www.nr2.ru/17.12.07).

3. Впрочем, мой друг, поэт-правдоруб Игорь Иртеньев, чья хрупкая психика не вынесла победы российской демократии над мировыми стандартами, тоже шестые сутки страшно гордится нашей избирательной системой (www.shender.ru / 08.03.2008). 

4. Итак, на выборах Президента победит Дмитрий А. Медведев, за которого проголосуют около 75% избирателей - указ свыше выпущен, разнарядка чиновникам дана (blog. artnn.ru/ 17.02.2008).

5. Два капитана

Путин и Медведев: победили вместе (Российская газета, 6.03.2008)

6. В результате, несмотря на то, что Медведев одержал победу уже в первом туре, он не может считаться бесспорным лидером всего политического поля. И главный итог прошедших выборов состоит в том, что Медведев не одержал абсолютную победу, поскольку он не набрал абсолютного большинства от списочного числа всех зарегистрированных избирателей (С.Иванов / Советская Россия, 11.03.2008).

7. Дмитрий Медведев председатель совета директоров Газпрома. И последнее завоевание Дмитрия Медведева, заключающееся в покупке дружественной Газпрому структуры газеты "Коммерсантъ", позволяет объективно оценить не столько степень контроля федеральной власти и Газпрома над российским медийным пространством, сколько уже известные информационные победы Медведева над своими потенциальными конкурентами (О.Маслов / www.polit.nnov.ru/2006/09/12). 

8. К тому же Медведев пока для многих не представляется столь непобедимой фигурой, как Путин. Хотя как раз связка Медведев—Путин непобедима не только электорально, но и политически (М. Дианов / Известия 26.12. 2007).

9. Как отмечает политолог Александр Кынев, «исход выборов был заранее прогнозируемым, акт жертвования в адрес заведомого победителя можно расценить как демонстрацию верноподданнических чувств» (И.Романов / Независимая газета, 06.03.2008).

10. Дмитрий Медведев уверенно победил на президентских выборах. Хотя некоторые западные наблюдатели выражают обеспокоенность возможными подтасовками в ходе голосования, внутри России победу Медведева вряд ли кто может оспорить (Н.Лещенко / www.ng.ru/politics/2008-03-05).

Информация о работе Милитарная метафора