Мировая художественная культура в контексте культурологического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 09:08, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена направленностью современной школы на культурологическое образование, которое формирует личность школьника, учит человека бережному отношению ко всему созданному человеком, развивает способность не только осваивать информацию, но видеть динамику развития человеческого сознания от мифосознания к религии и научному осмыслению окружающего мира, на личностно-ориентированное образование и концепцию развивающего обучения. В этом плане важная роль отводится гармоничному развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности школьников на базе усвоения ими основ мировой художественной культуры.

Содержание работы

Введение ____________________________________________3
Глава I.Интеграционные основы формирования культурных дисциплин

. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры ________________________________________

9
1.2. Культурологическое образование как фактор формирование социо - культурной компетентности ___________________

14
1.3. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла _
23
Глава II.
МХК в культурологическом образовании

2.1. Пути становления Мировой художественной культуры как учебного предмета _______________________________________

26
2.2. Значение предмета Мировая художественная культура в системе образования ______________________________________

32
2.3. Культурология как основа образовательного курса _______
44
2.4. Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы ____________

51
2.5 Культурологические принципы, методы построения программы МХК _________________________________________________

57
2.6. Программное обеспечение курса МХК в школе ___________
64
2.7.Планирование уроков Мировой художественной культуры __
81
Заключение ____________________________________________
125
Библиографический список _________________________________

Файлы: 1 файл

МХК.docx

— 732.99 Кб (Скачать файл)

Выработке собственной активной позиции школьников способствует и методика преподавания МХК, предложенная основателем этого предмета. В основу организации урока МХК как урока искусства был положен метод художественно-педагогической драматургии. Данный метод, опирающийся на принципы проблемного обучения и законы театральной драматургии, способствует целенаправленным действиям, организующим на уроке МХК живой процесс общения учащихся с произведениями искусства, активизирует их самостоятельную творческую деятельность.«Мировая художественная культура» задумана Л.М.Предтеченской как предмет, существенно отличающийся от всех традиционных школьных дисциплин рядом своеобразных качеств, проявляющихся комплексно:

• мировоззренческой направленностью;

• интегрированным характером;

• полихудожественностью;

• статусом предмета искусства;

• множеством подходов к содержанию предмета и его преподаванию.

Программа Л.М. Предтеченской называется “ Художественная культура нового и новейшего времени” адресован учащимся 9-11 классов, призвана завершать, наряду с литературой систему их духовного воспитания средствами искусства в школе, интегративна по своей сути. Интеграция лежит в основе курса и является принципом построения его программы. В курсе комплексно и синхронно изучается отечественная и зарубежная художественная культура и различные виды искусств: литература, изобразительное искусство, музыка и кино. Каждое искусство живет в курсе по своим законам, но между ними устанавливаются теснейшие идейно – нравственные и эстетические связи, обусловленные жизнью эпохи и общими закономерностям развития искусства.

Принцип историзма и опоры на творческий метод  -  два других основополагающих принципа построения программы – эффективно решают задачу установления таких связей.

Принцип историзма позволяет раскрыть перед учащимися закономерности развития мировой художественной культуры, обеспечивает понимание школьниками глубокой зависимости художественных явлений от явлений общественной жизни.

Принцип опоры на творческий метод позволяет развернуть перед учащимися широкое поступательное развитие различных искусств в их идейных и художественных взаимосвязях, выявить духовные, нравственные и эстетические доминанты времени, центрирующие культуру идеи, объединяющие творчество деятелей различных искусств данной исторической эпохи. Так опора на творческий метод позволяет ввести ученика в мир самого искусства, углубить его понимание языка различных искусств.

В первой части ( 9 класс ) изучается мировая художественная культура XVIII – 50 – х гг.  – XIX в., во второй  ( 10 класс ) – рассматривается художественная культура 60 – х гг. XIX  начала XX в., в третьей ( 11 класс ) – художественная культура новейшего времени. Такое деление курса соответствует периодизации, принятой в настоящее время в исторической науке.

Вывод по программе Л.М. Предтеченской:

Цель: силой воздействия различных искусств в их комплексе формировать духовный мир школьника, его нравственность,  эстетическую восприимчивость в особо ответственный возрастной период развития – период перехода к самостоятельности.

Задачи:

- создать условия для  педагогически направленного живого  общения учащихся с произведениями  мирового искусства;

- вооружая опытом поколений  обогащать духовный мир школьников, воспитывать их чувства;

- развивать у старшеклассников  понимание искусства, способность  быть читателем, зрителем, слушателем, т.е. способность и стремление  воспринимать художественную культуру  в течение всей жизни;

- развивать у школьников  воображение и творческие способности.

Принципы - историзма;

- опоры на творческий  метод;

- интеграции;

- опоры на законы искусства;

- целостности восприятия  искусства;

- вариативности;

- дифференциации и индивидуализации.

Разработана в двух органически связанных вариантах: для массовой общеобразовательной школы (требует 2 час/нед в каждый год обучения) и для гуманитарных классов (требует 3 час/нед. каждый год обучения). Является органичным продолжением программы «Художественная культура древнего мира, средних веков и эпохи Возрождения». 6-8 кл. (автор – Ю.А.Солодовников). Предполагает реализацию комплексной системы классных, внеклассных и внешкольных занятий, широкое использование самостоятельной работы и свободных дискуссий. 

Программа курса нацелена на современность: шедевры мирового искусства позволяют ученику ярче увидеть, эмоционально почувствовать, понять сегодняшнюю жизнь, России, свою собственную жизнь.

В курсе комплексно и синхронно изучаются отечественная и зарубежная художественная культура и различные виды искусств: литература, изобразительное искусство, музыка, кино. Такое решение позволяет воссоздать в сознании подростка целостную картину, широкое полотно жизни. Включая в курс изучение шедевров, созданных творцами различных народов; культурные достижения своего народа выпускники школы должны особенно знать хорошо. Синхронное изучение зарубежной и отечественной культуры убедительно показывает вклад и место народов России.

Материал, включенный в программу курса, несколько завышен. Это сделано сознательно, с целью предоставить учителю возможность выбора, создать условия для вариативности решения. Такое построение курса продиктовано убеждением, что специфические его задачи, особое содержание требуют учета индивидуальных возможностей учителя, его приверженности к тому или иному автору, произведению, а также избрать для курса лишь одну из частей программы и соответственно преподавать ее. Но обязательным условием при такой работе над курсом является связь с явлениями, происходящими в современном искусстве или краткий обзор основных процессов развития культуры предыдущей эпохи.

В основы нового варианта программы Ю.А.Солодовникова «Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения»  была положена разработанная автором «аксиолого-типологическая модель» предмета, интерпретирующая мировую художественную культуру не как комплексную историю искусств, а как специфическую форму познания «картины мира и человека», результаты которого закреплены в художественных произведениях. При таком подходе главным в содержании программы становится не произведение искусства, а человек, выразивший в нём своё миропонимание.

Программа рассчитана на три года обучения и состоит из семи разделов, логически взаимосвязанных друг с другом. Главный вопрос, объединяющий все три части программы, и на который постоянно отвечает человек, создавая «художественную картину мира», звучит следующим образом – «Каков Я сам, живущий  этом мире?». Таким образом, педагогической целью данной программы является приобщение учащихся к восприятию, познанию и усвоению духовно-нравственного и эстетического опыта человечества, формирование в нём через общение с искусством «активно мыслящего мировоззрения».

Системообразующим принципом построения первой части программы является принцип историко-типологического единства, объединяющий два типа социокультурных миров. В первый блок вошли древнейшие цивилизации Ближнего Востока: Древний Египет, Двуречье (Месопотамия), Иран и древнейшие цивилизации Мезоамерики. Во второй блок вошли древние цивилизации Античного мира – Древняя Греция и Древний Рим.

Системообразующим принципом построения второй части программы является принцип регионально-мировоззренческого единства, рассматривающий художественную культуру Средних веков по трём мировым религиям – буддизм, христианство, ислам. Системообразующим принципом третьей части программы является принцип единства метода и стиля, позволяющий рассматривать художественные явления эпохи Возрождения и начала Нового времени не только в их целостности, но во взаимосвязи с предшествующими периодами – Древним миром и Средними веками.

Все построение  и содержание программы «Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения» направлена к главному итоговому выводу, который должен сделать учащийся: человек является активным участником миротворения, от действий и образа жизни которого зависит конечный результат бытия и качество созданного им мира.

Системообразующими принципами в программе стали принципы историзма и опоры на мифологию.

Мифология рассматривается в программе как система образов и представлений, в которых своеобразно воплощены сознание людей древнейших цивилизаций, их отношения с окружающим миром, с Космосом, с другими людьми как основа трех великих книг – Махабхарат, Библии, Корана, как почва античного искусства и искусства эпохи Возрождения.

Особое внимание в программе уделено проблеме синтеза искусства, без которого познание отдельных явлений культуры или ее памятников неизбежно становится односторонним.

Программа строится не как сумма эстетических фактов, она ориентирует на описание непрерывного процесса человеческого самопознания, на поиск ответа на вечные вопросы о смысле жизни.

Автор рассчитывает на творческий подход к программе учителя. В зависимости от уровня развития учащихся, их художественных предпочтений, уровня подготовки самого педагога материал, предложенный в разделах и темах программы, может быть или расширен.

Программа Ю.А.Солодовникова «Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения»

Вывод:

Программа «Художественная культура древнего мира,

средних веков и эпохи Возрождения». 6-8 кл.

(автор – Ю.А.Солодовников)

Цель: духовно-нравственное  и эстетическое развитие подростка силой воздействия  и средствами различных искусств.

Задачи: помочь ученику сквозь призму далекой истории понять динамику   сегодняшнее  жизни, свое предназначение.

Системообразующие принципы:

• Историзм;

• Опора на мифологию. Мифология рассматривается:

- как система образов  и представлений, в которых воплощено  сознание людей древнейших цивилизаций;

- как основа трех великих  книг: Махабхараты, Библии, Корана;

- как почва для античного  искусства и искусства эпохи  Возрождения;

• обращение к памятникам  Древнего мира  и Средневековья,  сохранившимся  до настоящего времени, в которых наиболее полно выражена духовная история человечества.

Ориентирована на массовую общеобразовательную школу. Предназначенадля преподавания в 6-8 классах в течение 3 лет в объеме 1 час/нед. Преемственна с программой «Мировая художественная культура» 9-11 кл. (автор – Л.М.Предтеченская).

Отбор произведений  различных видов искусств  обусловлен своеобразием сохранившихся памятников прошлого, наиболее полно выражающих духовную историю человечества. Знакомят школьников с памятниками художественной культуры народов мира; раскрывают сходство и различия в художественном постижении ими мира; выявляют художественные ценности, созданные в культуре и показывают их значимость для последующего развития мировой культуры и формирования духовно-художественных идеалов человечества; помогают учащимся осознавать свою причастность к гуманистическому преображению мира.

Программа Г.И.Даниловой  предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к изучению курса обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного. Например, если античная мифология в 5 классе изучается в нравственно – эстетическом аспекте, то в 10 классе античность осознается как уникальная культурно – историческая эпоха, колыбель человеческой цивилизации.

Принцип интеграции. Курс МХК интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно – эстетического цикла. Во – первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятиемхудожественного  образа. Во - вторых, в ней особо подчеркнуты практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.

Принцип вариативности. Изучение МХК – процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем( сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, сделанное учителем, должно соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной концепции программы. Максимальный объем тематических разворотов ( особенно в старших классах) обусловлен не только увеличением количества часов, но и возможностью выбора.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства – процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами. Возможность выбора в основной и профильной школе – залог успешного развития творческих способностей школьников.

Преподавание МХК в основной школе представлено сцецкурсами или образовательными модулями, каждый из которых может быть рассмотрен как отдельный курс с учетом специфики развития региональной культуры. В каждом конкретном случае учитель может использовать или перераспределять часы за счет вариативной части Базисного  учебного плана, ориентируясь на часы из национально – регионального компонента.

Информация о работе Мировая художественная культура в контексте культурологического образования