Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 09:08, дипломная работа
Актуальность темы обусловлена направленностью современной школы на культурологическое образование, которое формирует личность школьника, учит человека бережному отношению ко всему созданному человеком, развивает способность не только осваивать информацию, но видеть динамику развития человеческого сознания от мифосознания к религии и научному осмыслению окружающего мира, на личностно-ориентированное образование и концепцию развивающего обучения. В этом плане важная роль отводится гармоничному развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности школьников на базе усвоения ими основ мировой художественной культуры.
Введение ____________________________________________3
Глава I.Интеграционные основы формирования культурных дисциплин
. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры ________________________________________
9
1.2. Культурологическое образование как фактор формирование социо - культурной компетентности ___________________
14
1.3. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла _
23
Глава II.
МХК в культурологическом образовании
2.1. Пути становления Мировой художественной культуры как учебного предмета _______________________________________
26
2.2. Значение предмета Мировая художественная культура в системе образования ______________________________________
32
2.3. Культурология как основа образовательного курса _______
44
2.4. Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы ____________
51
2.5 Культурологические принципы, методы построения программы МХК _________________________________________________
57
2.6. Программное обеспечение курса МХК в школе ___________
64
2.7.Планирование уроков Мировой художественной культуры __
81
Заключение ____________________________________________
125
Библиографический список _________________________________
Школа осуществила в этом году переход на профильное обучение в рамках широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования и концепции “Профильного обучения”, осуществляется идея многопрофильной школы.
Особенностью обучения в профильной школе является двухуровневый стандарт изучения предметов. Уровень А – общеобразователный – это уровень изучения непрофильных предметов на “общекультурном уровне”.
В тех профилях, где данный курс не является инвариантным, он добавляется в вариативную часть.
Целью курса мировой художественной культуры в школе является использование силы воздействия различных искусств для формирования личности старшеклассника, его идейно-нравственных убеждений, составляющих основу мировоззрения и жизненных позиций.
Путь к достижению этой цели лежит через формирование и развитие культуры общения с искусством, т. е. потребности и способности через искусство приобщаться к нравственно-эстетическому опыту человечества. Нет и не может быть другого способа овладения культурой художественного восприятия, кроме активного общения школьников с произведениями искусства под руководством педагога, владеющего этой культурой.
В старшем школьном возрасте внешние ориентиры теряют своё былое значение. Разрушаются авторитеты, критически пересматриваются, переоцениваются многие нормы поведения. Основной поток духовной активности в юношеские годы направлен на выработку внутренних ориентиров поведения, на поиски универсальных нравственных принципов, на формирование собственной системы ценностей.
Формирование разнообразных ценностных отношений происходит в процессе переживаний, связанных с повседневной духовно-практической деятельностью и общением старшего школьника. Активность эмоций в этом возрасте отражает напряжённость, интенсивность процесса сопоставлена жизненной реальности со своими духовными потребностями, которые сами открываются школьнику в процессе этого сопоставления, сопровождающего расширение сферы деятельности и общения старшеклассника, расширения его жизненного горизонта.
Ценностно-ориентационная активность, выходя на первый план в этом возрасте, направляет и связывает воедино процессы развития самосознания и формирования мировоззрения.
Потребности развития личности, потребности жизненного самоопределения с необходимостью выводят ценностно-ориентационную активность старшего школьника за пределы собственно нравственной сферы. С развитием социальной активности школьника и расширением круга его социальных интересов складываются гражданские, политические, мировоззренческие убеждения.
Юношеский возраст представляет собой наиболее благоприятную пору для формирования мировоззрения, поскольку в это время складываются и познавательные, и ценностно-ориентационные предпосылки, необходимые для успешной закладки фундамента мировоззренческой системы человека. Для старшеклассника характерно не просто увеличение объёма знаний, но и существенное расширение умственного кругозора, появление устойчивых политических интересов, рост способности к анализу и обобщению конкретных фактов. Если собственная жизненная практика старшеклассника, в силу своей естественной ограниченности, ещё не может в достаточной степени отвечать его духовным запросам и задачам формирования ценностного ядра мировоззрения, то существует только один путь. Это путь обращения к искусству, несущему в себе как тот «жизненный материал», в котором остро нуждается старшеклассник, устремлённый в будущую «большую жизнь», так и тот идейный, эмоциональный заряд, который стимулирует самостоятельную работу чувств и разума молодого человека и заставляет его в согласии или споре с художником вырабатывать своё отношение к миру.
Курс мировой художественной культуры представляет собой конкретную реализацию этого пути в условиях общеобразовательной школы. Специфические задачи развития личности старшеклассника потребовали от авторов программ обращения к лучшим образцам отечественного и мирового искусства, отражающим как философско-мировоззренческую, политическую проблематику жизни общества, так и нравственно-психологическую проблематику жизни личности в их взаимопроникновении и взаимодействии.
В годы, совпадающие с изучением мировой художественной культуры, школьник взрослеет, становится личностью, индивидуальностью. На разных этапах взросления старшекласснику будут близки те или иные особенности ценностных ориентаций художественной культуры разных исторических периодов. Так, школьнику, расстающемуся с подростковыми идеалами, будет особенно близко искусство Просвещения с его первоначальным культом разума, верой в созидательные, творческие возможности человека. Особенно созвучным ранне юношеским настроениям будет искусство романтиков, с его утверждением самоценности человеческой личности.
Принципы построения и содержания программы курса мировой художественной культуры создают предпосылки для успешного решения общевоспитательных задач курса, заключающихся в стимулировании и направлении духовного, нравственно-эстетического развития школьника. Богатый художественный материал, включённый в программу, открывает перед учащимися возможность освоения важнейших духовных ценностей, выработанных человеком в ходе исторического развития. Ценностей, связанных с самыми различными по характеру и масштабу областям социальной действительности: это и отношение человека к самому себе, к другим людям, к обществу, к миру в целом, к жизни.
Курс мировой художественной культуры в условиях школы, в ограниченное жёсткими рамками время урока обеспечивает вовлечение школьников в мир художественного произведения, когда они захвачены изображённой художником жизнью, судьбами героев, когда волнуются, задаются вопросами, решают жизненные проблемы вместе с художником и живущим в его произведениях людьми. С помощью особых средств воздействия на воображение, эмоции, мышление – на психику человека в целом, появляется возможность сделать далёкое – близким, непонятное – понятным, безразличное – значимым. Искусство, обращаясь к фундаменту человеческой психики, побуждает человека сочувствовать другому, «болеть» за него, уподобляться ему в его действиях, переживаниях, в его борьбе.
Воздействие искусства на человека обусловлено особой чувствительностью человеческой психики ко всем формам выражения эмоциональных состояний.
2.5. Культурологические принципы, методы построения программы МХК
Предмет «Мировая художественная культура» по своему содержанию, по направленности на включение человека в мир культурных смыслов тесно связан с процессами культурного самоопределения подростков. Программы опираются на широкую эрудицию, глубокие знания, учитывают процесс поиска учащимися своей культуры на основе общемировой.
В рамках МХК есть база культурологических элементов, составляющих основу теоретической культурологии, которая строится на:
1. Теоретической антропологии
2. Стилях
3. Социальной антропология
4. Культурной антропологии
5. и др.
Доминантом в изучении Мировой художественной культуры является человек, его образ в разных эпохах. Культурная антропология (или культурантропология) является одним их важнейших направлений культурологических исследований. Она является частью огромной системы знаний о человеке, называемой антропологией (наукой о человеке), изучающую проблемы познания человеком мира, исследующая культуру как форму жизни и деятельности человека, среду обитания людей.
В настоящее время в художественном образовании школьников ясно обозначилась “ проблемная ситуация вызванная противоречиями между необходимостью нравственного и патриотического воспитания молодежи в духе преемственности поколений и отсутствием специальных курсов, в которых даются знания о культурных ценностях, соответствующие уровню современной культурологической науки. Культурологическое образование относится к достаточно новым сферам российской педагогики.
Принципы построения программы. Содержание и методическую систему преподавания ее в школе определила “ научная концепция, рассматривающая культуру как механизм социального наследования, утверждающая особую. Ничем не заменимую роль искусства в передаче от поколения к поколению духовных ценностей”.
Цель культурологического знания школьников состоит в том, чтобы увлечь ребенка изучаемой предметной областью, сформировать устойчивый интерес и потребность в познании себя в пространстве и времени культуры, человека как творца и творения культуры, ценности многообразных форм культуры. Культурологическое образование формирует целостное представление о ценностном единстве мировой, национальной, этнической и личностной культуры.
Проблема личности всегда находилась в центре внимания исследований культуры, так как культура и личность неразрывно связаны друг с другом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности. С другой стороны, личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре. Таким образом, личность – это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления.
Влияние культурологического знания на личность происходит в процессах инкультурации( обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре ) и социализацией ( процесс усвоения индивидом социальных ролей и норм ). При этом человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. Таким образом, происходит гармоничное вхождение индивида в социальную и культурную среду, усвоение им ценностей общества, позволяющее ему успешно функционировать в качестве его члена.
В культурологии каждый человек выступает носителем той культуры, в которой он вырос и сформировался как личность, хотя в повседневной жизни он сам обычно этого не замечает, воспринимает как данность специфические особенности своей культуры.
При встречах на уроках МХК с представителями других культур, когда эти особенности становятся особенно очевидными, дети начинают сознавать, что существуют другие формы переживаний, виды поведения, способы мышления, которые весьма значительно отличаются от уже привычных и известных. Все эти разнообразные впечатления о мире трансформируются в сознании ребенка – старшеклассника в идеи, установки, стереотипы, ожидания, которые в итоге становятся для него важным регуляторами его позиций, точек зрения различных групп и общностей в процессе взаимодействия с ними происходит становление личности и представлений о своем месте в обществе.
Программа МХК строится из разделов, каждый – определенная эпоха в истории человечества и этап в развитии мировой художественной культура. Каждая историческая эпоха вырабатывает определенный образ человека, его черты и качества как личности, поэтому изучение конкретного человека необходимо основывать прежде всего, исходя из представления о том, что человек есть продукт эпохи, культуры, общества.
Педагогический процесс на уроках МХК основан на следующих принципах:
В условиях демократизации общественной жизни возникли предпосылки для восстановления человеческих смыслов и сущностных функций образования. Важнейшая из них - гуманитарная, суть которой состоит в сохранении и восстановлении экологии человека, его телесного и душевного здоровья, смысла жизни, личной свободы, духовности, нравственности. Для этого образование должно заложить в личность механизмы понимания, взаимопонимания, общения, сотрудничества.
Не менее важной является
Информация о работе Мировая художественная культура в контексте культурологического образования