Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 09:08, дипломная работа
Актуальность темы обусловлена направленностью современной школы на культурологическое образование, которое формирует личность школьника, учит человека бережному отношению ко всему созданному человеком, развивает способность не только осваивать информацию, но видеть динамику развития человеческого сознания от мифосознания к религии и научному осмыслению окружающего мира, на личностно-ориентированное образование и концепцию развивающего обучения. В этом плане важная роль отводится гармоничному развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности школьников на базе усвоения ими основ мировой художественной культуры.
Введение ____________________________________________3
Глава I.Интеграционные основы формирования культурных дисциплин
. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры ________________________________________
9
1.2. Культурологическое образование как фактор формирование социо - культурной компетентности ___________________
14
1.3. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла _
23
Глава II.
МХК в культурологическом образовании
2.1. Пути становления Мировой художественной культуры как учебного предмета _______________________________________
26
2.2. Значение предмета Мировая художественная культура в системе образования ______________________________________
32
2.3. Культурология как основа образовательного курса _______
44
2.4. Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы ____________
51
2.5 Культурологические принципы, методы построения программы МХК _________________________________________________
57
2.6. Программное обеспечение курса МХК в школе ___________
64
2.7.Планирование уроков Мировой художественной культуры __
81
Заключение ____________________________________________
125
Библиографический список _________________________________
Несколько позже французский художник Эжен Делакруа и Польский композитор Фридерик Шопен стали близкими друзьями. На экране – «Портрет Шопена» Э Делакруа.
Другая музыка – другие представления и образы рождает она. Начинает звучать Мазурка № 2. Соч. 24. Какую картину вызывает в нашем воображении эта миниатюра? Мы слышим танец – веселый и живой, и в то же время несколько сдержанный. Музыка его очень изобразительна – благодаря тому, что Шопен, создавая ее воспользовался средствами выразительности широко распространенного в польском народе танца мазурки. Шопен вводит в свою мазурку подражание народному польскому музыкальному инструменту. Шопен прекрасно знал и любил польскую народную музыку, она взрастила его талант. За свою жизнь Шопен написал около 60 мазурок. Назвав мазурку жанровой «картинкой», можно-ли сказать, что она является лишь простым подражанием народному танцу? Нет, это не подражание танцу, а как бы рассказ о нем, где главное – личность композитора, образ его души. Шопен – романтик поэтизирует народный быт, любуется им. Поэтому деревенская мазурка превратилась под рукой художника – музыканта в изящную, отточенную музыкальную миниатюру.
Представим, что у себя на родине играет для своих соотечественников сам Шопен. И для выступления он выбрал один из своих знаменитых полонезов. Звучит полонез №6 о чем повествует музыка полонеза, обращенная к современникам композиторам? Перед слушателями разворачивается грандиозное торжественное шествие. Повелительные аккорды и размеренное движение старинного танца, влекут за собой, напоминая о страницах прошлого Польши. Нужна ли была такая музыка полякам? Напоминание о былом величии Польши было необходимо полякам, охваченным идеей национальной независимости. И тогда, во времена Шопена, его полонезы имели огромное общечеловеческое значение, определившее им вечную жизнь – в них, по словам Ф. Листа, «слышится как бы твердая, тяжелая поступь людей, выступающих с доблестной отвагой против всего самого наглого и несправедливого в судьбе человека».
- Трудно найти что-нибудь
столь же совершенное. Он больше,
чем кто-нибудь другой
- Да, Шопен – самый выдающийся композитор, Шопен в музыке – это то же, что Пушкин в поэзии, - выразил мнение о своем любимом композиторе Л.Н. Толстой.
Теперь под Варшавским небом звучит лирическая мелодия Ноктюрна №2. Шопен не был основоположником ноктюрна, но он «вознес ноктюрн на небывалую художественную высоту, сделав его одним из ярчайших выразителей романтического стиля».
МХК – это уроки особого типа, подчиняющиеся законам искусства, и, следовательно, требующие от учителя владения специфическими методами преподавания. Одним из них является метод художественно-педагогической драматургии. Эффективное введение в идейно-эмоциональную сферу художественных произведений, необходимое для организации заинтересованного, осмысленного целостного восприятия, может быть обеспечено только за счет перехода к методам художественно-педагогического воздействия .
Данный метод достаточно разработан. Сама идея об использовании специфических средств выразительности на уроке искусства принадлежит Л.М. Предтеченской; широко известны работы Л.В. Ламыкиной, Т. Себар, Л.Б. Рыловой, Т.В. Челышевой и др.
В настоящее время сформулированы:
- главная формула метода: «Взволновав, заставить задуматься»;
- главная задача учителя: организовать встречу учащихся с произведением искусства, добиваясь сотрудничества;
- композиция урока: завязка, постановка проблемы, разработка проблемы, кульминация, обобщение важнейших идей, развязка, последействие.
На уроке МХК в русле применения метода художественно-педагогической драматургии, педагоги чаще всего используют такие понятия, как урок–образ, урок-погружение и урок-спектакль. Это обусловлено тем, что урок становится единым художественно-педагогическим целым, направленным, главным образом, на формирование эмоционально-ценностных отношений. Как этого добиться? С чего начать? Какие приемы использовать? На эти и многое другие вопросы каждый отвечает по-разному. Собственный опыт показал, что при использовании метода художественно-педагогической драматургии для нас наиболее важными являются следующие моменты.
Тщательная проработка замысла урока.
В целом, режиссерский
замысел урока – это в
1. Логическая последовательность
смысловых частей учебного
2. Выделение тематических
частей для формирования
3. Сверхзадача и сквозное
режиссерско-педагогическое
4. Событийный анализ урока
как цепь «экстремальных
5. Факты-раздражители для основных событий урока;
6. «Оценочный ряд» в «экстремальных ситуациях»;
7. Предлагаемые обстоятельства как мотивы, определяющие процесс взаимодействий на уроке;
8. Сценарий «борьбы» за «предметы взаимодействия» (понятия, суждения, категории и т.д.);
9. Образное осмысление смысловых частей в событийной цепи учебного занятия (ассоциации, сравнения, метафоры и т.д.);
10. Выразительные средства режиссуры;
11. Предвидение реакции учащихся на запланированные события.
В принципе сам замысел у каждого учителя рождается по-своему. И не всегда все указанные выше параметры осознаются и продумываются. Основными шагами разработки режиссерского замысла урока являются ответы на следующие вопросы:
1. Каков ожидаемый результат, цель урока? Что хотим получить в конце урока? Какое новообразование сформируется у учащихся в итоге воплощенного замысла?
2. В противоречии каких
сторон возникнет это
3. Каким образом будет происходить «борьба» сторон этого противоречия в русле избранного образа?
4. В какую захватывающую историю (рассказ) можно «облачить» эту борьбу? Какова композиция урока?
5. Какие «провокационные» вопросы, суждения будут «двигать» урок от этапа к этапу?
6. Чем будут заняты учащиеся на каждом этапе? Как будут реагировать?
7. Как пойму, что новообразование сформировалось? Как диагностировать достижение замысла, цели урока?
Самым трудным является этап разработки композиции урока, т.е. логической последовательности смысловых и событийных элементов урока, объединяемой в единое режиссерско-педагогическое действие
Методисты выделяют такие основные правила и приемы композиции урока: цельность урока; связь и взаимная согласованность и неповторимость всех элементов композиции; передача через единичное общего; контраст и повтор; темпо - ритм урока; главное и второстепенное; зрительный и звуковой ряд; подчиненность всех закономерностей и средств композиции режиссерскому замыслу урока.Рассмотрим основные композиционные элементы урока искусства.
Экспозиция или исходное событие. Этот элемент очень важен для урока. Экспозиция задает тональность урока, вводит учащихся в образ урока, направляет внимание на главную идею, дает установку на последующую работу на уроке. Чаще всего это бывают литературные или музыкальные эпиграфы к уроку, зрительный ряд, какое-то историческое событие или факт из биографии.
Завязка или основное событие. Это этап перевода исходного события (экспозиции) в открытый педагогический конфликт; вызывается инициативы учащихся, определяется проблема урока.
Разработка – углубление проблемной ситуации, поиск решения проблемы.
Кульминация (центральное событие) – это критическая точка в композиции урока, вершина эмоционального напряжения – это решение поставленной задачи, проблемы урока.
Развязка (финал, главное событие) – этап обобщения и формулировки выводов. Этот этап дает повод к дальнейшим, самостоятельным творческим поискам учащихся.
И этап «Последействие» - это самостоятельный творческий поиск, вызванный уроком.
Таковы элементы композиции урока искусства. В принципе, данная композиция не отличается от структуры проблемного урока: актуализация опорных знаний, постановка проблемного вопроса для создания ситуации «осознания своего незнания», поиск способа решений проблемы, нахождение решения проблемы, отработка нового способа решения. Но на уроках искусства (рисование, музыка, МХК) важно создание цельного образа, воз-действующего на эмоционально-нравственную сферу личности ребенка. Ведь главная цель уроков искусства – силой воздействия различных искусств в их комплексе формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую воспитанность .
На уроках с использованием метода художественно-педагогической драматургии широко используются такие приемы как:
1. Работа малыми группами.
Причем группы могут быть
2. Обязательная двигательная
активность учащихся. Это не столько
физкультминутка, сколько продуманная
организация деятельности
3. Использование правил театральной режиссуры:
а) смена темпа и ритма;
б) смена лидерства;
в) смена мизансцен;
4. Оптимальное сочетание аудио-, видео – сопровождения.
Самыми распространенными формами урока становятся уроки-спектакли, урок – мастерская, уроки-погружения в эпоху, уроки-путешествия, уроки-экскурсии. В своей работе наше предпочтение отдается урокам-мастерским. Это обусловлено тем, что мы убеждены, что понять творчество, научиться языку искусства невозможно, если ты сам не пережил этот глубоко интимный акт творчества, созидания своего шедевра. И пусть твой рисунок или стихи не войдут в сокровищницу мирового искусства; зато ты проживешь муки и восторг творчества.
Метод художественно-педагогической драматургии является ключевым методом преподавания МХК. В связи с тем, что сам метод «завязан» на личности автора – педагога, в нем много зависит от ситуации и реакции учащихся, требует педагогической импровизации. Опыт показал, что этот метод является трудным в освоении, но предоставляет большую свободу для педагогического творчества, для учителя.
На примере урока Ю.М. Предтеченской рассмотрим данный метод.
Тема раздела: Художественная культура Средневековья
Класс: 8 класс
Тема урока: Интернациональная готика
Цель: Расширить знания учащихся об особенностях готического храма на основных этапах развития в разных странах.
Задачи: 1. Выделить основные
этапы и черты развития готического стиля
в архитектуре.
2. Проанализировать готический
3. Найти общее и особенное в готических храмах у разных народов средневековой Европы.
Тип урока: Урок углубления и расширения темы (третий урок по теме раздела).
Форма урока: Урок-семинар.
Материально-техническое обеспечение:
доска,
слайд-проектор,
музыка - григорианский
хорал, Бах «Высокая месса» «
слайды: 1.Собор Нотр-Дам в Шартре (или Нотр-Дам в Париже)
2. Собор Нотр-Дам в Амьене
3. Собор в Реймсе
4. Собор Нотр-Дам в Руане (или Собор Св. Петра в Бове)
5. Собор Санкт-Петер в Кёльне (Германия)
6. Собор Вестминстерского
7. Церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции (Италия),
иллюстрации храмов №1, 2, 4.
На доске тема: «Интернациональная готика»
Эпиграф: «Стихийный лабиринт и неподвижный лес
Души готической рассудочная
пропасть…» Осип Мандельштам
(в закрытом виде на доске: 1. Франция
а также: стрельчатая арка
окно-роза, витраж
преобладание вертикали
обилие скульптур на фасаде
аркбутаны и контрфорсы)
1. Экспозиция. 5 мин.
Под музыку григорианского хорала демонстрируется ряд слайдов(№1-5)
- Что их объединяет?(- все готического стиля)
- Повторно просмотрев слайды, запишите в тетрадь те черты, по которым можно сказать, что все эти храмы готического стиля.
Информация о работе Мировая художественная культура в контексте культурологического образования