Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 09:08, дипломная работа
Актуальность темы обусловлена направленностью современной школы на культурологическое образование, которое формирует личность школьника, учит человека бережному отношению ко всему созданному человеком, развивает способность не только осваивать информацию, но видеть динамику развития человеческого сознания от мифосознания к религии и научному осмыслению окружающего мира, на личностно-ориентированное образование и концепцию развивающего обучения. В этом плане важная роль отводится гармоничному развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности школьников на базе усвоения ими основ мировой художественной культуры.
Введение ____________________________________________3
Глава I.Интеграционные основы формирования культурных дисциплин
. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры ________________________________________
9
1.2. Культурологическое образование как фактор формирование социо - культурной компетентности ___________________
14
1.3. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла _
23
Глава II.
МХК в культурологическом образовании
2.1. Пути становления Мировой художественной культуры как учебного предмета _______________________________________
26
2.2. Значение предмета Мировая художественная культура в системе образования ______________________________________
32
2.3. Культурология как основа образовательного курса _______
44
2.4. Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы ____________
51
2.5 Культурологические принципы, методы построения программы МХК _________________________________________________
57
2.6. Программное обеспечение курса МХК в школе ___________
64
2.7.Планирование уроков Мировой художественной культуры __
81
Заключение ____________________________________________
125
Библиографический список _________________________________
Повторный показ слайдов.
Выслушать ответы ( - открыть доску, соотнести свои ответы с написанными ранее и дополнить по необходимости).
2. Завязка. 5 мин.
- Но ведь при всех этих общих чертах каждый храм неповторим и своеобразен. В чём же причина или причины этой неповторимости? Сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос, но для начала небольшая справка: готический стиль в архитектуру Европы пришёл в ХII веке, а последние сооружения относятся к ХV веку; некоторые храмы стоились не одно столетие. За эти века готика прошла три этапа развития: (записать в тетради)
– ранняя («новая французская манера»)
- высокая («лучистая»)
- поздняя («пламенеющая»)
3. Развитие. 15 мин.
- Попробуйте, разделившись на три группы, определить какой из этих храмов и почему можно отнести к одному из этих этапов? (раздать в каждую группу иллюстрации храмов №1,2,4).
- Через пять минут каждая из групп попробует объяснить свой выбор.
(Работа в группах)
(Организация дискуссии
об особенностях храмов
Первая группа: - Собор Нотр-Дам в Шартре сохранил тяжёлую романскую стену с преобладанием в её членении горизонтали, романский полуциркульный силуэт аркад и оконных проёмов. Башни собора не имеют никакого сходства с хрупкими кружевными готическими башнями. Окно состоит из нескольких круглых проёмов с витражами, что мало похоже на окно-розу. Вывод: данный храм был возведён на первом этапе развития готики.
Собор Нотр-Дам. Западный фасад. Париж. 12 – 14 века.
Вторая группа: - Собор в Амьене можно отнести ко второму, высокому этапу развития готической архитектуры. О чём можно судить по роскошному «лучистому» окну-розе, по глубоким перспективным порталам, по стрельчатым аркам, которые повторяются как в порталах, так и в окнах второго яруса и башнях; в более вытянутых вверх формах храма (самый высокий из готических соборов), а так же обилии скульптур на фасаде здания.
Собор в Амьене.1218-1288 г.
Третья группа: - Ярким образцом стиля поздней готики является собор Нотр-Дам в Руане, который характеризуется чрезмерной декоративностью, избытком скульптурных украшений, закрученными фигурными шпилями, похожими на языки пламени, сложностью окна-розы. Весь собор покрыт невероятным количеством стрельчатых арок, что делает его стены похожими на ажурное каменное кружево.
Л. Премацци «Миланский собор» 14-15 века.
4. Кульминация. 15 мин.
- Итак, на неповторимость облика каждого храма влияло время и развитие жизни людей, но, может быть существует ещё что-то? А что значит «Интернациональность» готики? Имеет ли она отношение к нашей проблеме?
- Посмотрите на изображения следующих храмов, которые относятся приблизительно к одному этапу развития, и выскажите своё мнение (демонстрация слайдов №4, 5, 6, 7).
(После высказываний учащихся
обратить их внимание на доску
с названиями стран и
- При повторном просмотре предположите, в какой из стран мог появиться каждый храм (повторный показ слайдов).
- Как вы думаете, какая
страна больше других не
- Почему?
- Какие черты готического стиля остались?
- На основе какой художественной культуры возводились храмы в Средневековой Италии?
- По каким признакам можно об этом судить? (выделение горизонтали, треугольный фронтон, инкрустационный стиль во внешней декорации фасада, метопы дорического ордера, волюты, сцепляющие верхний и нижний объёмы).
- Храм какой страны
ближе всего французским
- Что нового привнесли
немецкие зодчие в храм? (замена
окна-розы огромным
- Попробуйте найти особенность
капеллы Богоматери собора
5. Развязка. 5 мин.
- В результате наших
исследований оказалось, что неповторимость
и своеобразие готических
- И в заключении, давайте
ещё раз почувствуем «
(Показ всех слайдов под
Урок: “ Заступник Земли Русской” (Сергий Радонежский в произведениях литературы и живописи)
Цели урока:
учебные:
Премудрого,
исторического очерка «
древними миниатюрами «Жития»,
картинами художника М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»,
«На Руси», «Юность Сергия Радонежского», «Преподобный Сергий
Радонежский», «Святая Русь», «Труды преподобного Сергия»,
«Сергий Радонежский
с татарами», «Под благовест»;
картинами И.С. Глазунова «Сергий
Радонежский и Андрей Рублев»,
«Князь Дмитрий Донской»;
иллюстрациями современного
развивающие:
воспитательные:
Тип урока: интегрированный урок с использованием
информационно - коммуникативных технологий:
Используемые технологии
(в период подготовки и на открытом уроке):
Предварительная подготовка к уроку:
Приложение к уроку:
«Духовные ценности семьи».
Оборудование урока:
«Заступник Земли Русской»;
«Древние миниатюры и картины художника М.В. Нестерова, И.С.
Глазунова»;
План урока.
Дорогие ребята и уважаемые гости!
Сегодня на уроке мы поговорим о самом великом русском святом, молитвеннике и заступнике земли Русской Сергии Радонежском. «В таких людях, как Преподобный Сергий, - корни Святой Руси», - писал ныне покойный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий !!.
И как одиноко стоят эти люди в пустыне нашего неведения! А между тем их имена должны быть рядом с именами полководцев и государственных деятелей, архитекторов и художников. Один из тех, кого необходимо вернуть на подобающее ему место в отечественной истории,— игумен подмосковного Троицкого монастыря Сергий Радонежский (1314—1392).
Жизненный путь «великого старца», как называли его современники, выглядит парадоксальным. Он бежал от общества людей — а в результате стал его духовным предводителем; он никогда не брал в руки меча — но одно его слово на весах победы стоило сотен мечей.
Удивительна и сама тайна, окружающая имя Сергия. Почти во всех великих событиях эпохи мы чувствуем его незримое присутствие. А между тем до нас не дошло ни его собственных писаний, ни точной записи его бесед и поучений.
Большую часть своей жизни Сергий провел в основанном им Троицком монастыре.
Свято-Троицкую Сергиеву Лавру сегодня называют сердцем православной России, считая одной из самых почитаемых общерусских святынь. В решающие моменты Лавра всегда была для страны примером верности Православию, силы духа и действенной любви к своему земному Отечеству.
Информация о работе Мировая художественная культура в контексте культурологического образования