Мировая художественная культура в контексте культурологического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 09:08, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена направленностью современной школы на культурологическое образование, которое формирует личность школьника, учит человека бережному отношению ко всему созданному человеком, развивает способность не только осваивать информацию, но видеть динамику развития человеческого сознания от мифосознания к религии и научному осмыслению окружающего мира, на личностно-ориентированное образование и концепцию развивающего обучения. В этом плане важная роль отводится гармоничному развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности школьников на базе усвоения ими основ мировой художественной культуры.

Содержание работы

Введение ____________________________________________3
Глава I.Интеграционные основы формирования культурных дисциплин

. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры ________________________________________

9
1.2. Культурологическое образование как фактор формирование социо - культурной компетентности ___________________

14
1.3. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла _
23
Глава II.
МХК в культурологическом образовании

2.1. Пути становления Мировой художественной культуры как учебного предмета _______________________________________

26
2.2. Значение предмета Мировая художественная культура в системе образования ______________________________________

32
2.3. Культурология как основа образовательного курса _______
44
2.4. Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы ____________

51
2.5 Культурологические принципы, методы построения программы МХК _________________________________________________

57
2.6. Программное обеспечение курса МХК в школе ___________
64
2.7.Планирование уроков Мировой художественной культуры __
81
Заключение ____________________________________________
125
Библиографический список _________________________________

Файлы: 1 файл

МХК.docx

— 732.99 Кб (Скачать файл)

Повторный показ слайдов.

Выслушать ответы ( - открыть доску, соотнести свои ответы с написанными ранее и дополнить по необходимости).

2. Завязка.  5 мин.

- Но ведь при всех  этих общих чертах каждый храм  неповторим и своеобразен. В чём  же причина или причины этой  неповторимости? Сегодня мы попробуем  ответить на этот вопрос, но  для начала небольшая справка: готический стиль в архитектуру Европы пришёл в ХII веке, а последние сооружения относятся к ХV веку; некоторые храмы стоились не одно столетие. За эти века готика прошла три этапа развития: (записать в тетради)

                – ранняя («новая французская  манера»)

                -  высокая («лучистая»)

                - поздняя («пламенеющая»)

3. Развитие.  15 мин.

- Попробуйте, разделившись  на три группы, определить какой  из этих храмов и почему  можно отнести к одному из этих этапов? (раздать в каждую группу иллюстрации храмов №1,2,4).

- Через пять минут  каждая из групп попробует  объяснить  свой выбор.

(Работа в группах)

(Организация дискуссии  об особенностях храмов каждого  этапа)

  Первая группа: - Собор  Нотр-Дам  в Шартре сохранил  тяжёлую романскую стену с  преобладанием в её членении горизонтали, романский полуциркульный силуэт аркад и оконных проёмов. Башни собора не имеют никакого сходства с хрупкими кружевными готическими башнями. Окно состоит из нескольких круглых проёмов с витражами, что мало похоже на окно-розу. Вывод: данный храм был возведён на первом этапе развития готики.

 

 


 

Собор Нотр-Дам. Западный фасад. Париж. 12 – 14 века.

 

  Вторая группа: - Собор  в Амьене можно отнести ко  второму, высокому этапу  развития  готической архитектуры. О чём  можно судить по роскошному  «лучистому» окну-розе, по глубоким перспективным порталам, по стрельчатым аркам, которые повторяются как в порталах, так и в окнах второго яруса и башнях; в более вытянутых вверх формах храма (самый высокий из готических соборов), а так же обилии скульптур на фасаде здания.

 


 

                Собор в Амьене.1218-1288 г.

 

 

Третья группа: - Ярким образцом стиля поздней готики  является собор Нотр-Дам в Руане, который характеризуется чрезмерной декоративностью, избытком скульптурных украшений, закрученными фигурными шпилями, похожими на языки пламени, сложностью окна-розы. Весь собор покрыт невероятным количеством стрельчатых арок, что делает его стены похожими на ажурное каменное кружево.

 


 

 

 

  Л. Премацци  «Миланский  собор» 14-15 века.

4. Кульминация. 15 мин.

- Итак, на неповторимость  облика каждого храма  влияло  время и развитие жизни людей, но, может быть существует ещё  что-то? А что значит  «Интернациональность» готики? Имеет ли она отношение к нашей проблеме?

- Посмотрите на изображения  следующих храмов, которые относятся  приблизительно к одному этапу развития, и выскажите своё мнение (демонстрация слайдов №4, 5, 6, 7).

(После высказываний учащихся  обратить их внимание на доску  с названиями стран и основными  чертами готического храма)

-  При повторном просмотре  предположите, в какой из стран  мог появиться каждый храм (повторный  показ слайдов).

- Как вы думаете, какая  страна больше других не приняла  французскую идею готики? (после  ответа дать название храма, слайд №7)

- Почему?

- Какие черты готического  стиля остались?

- На основе  какой художественной  культуры возводились храмы в  Средневековой Италии?

- По каким признакам  можно об этом судить? (выделение  горизонтали, треугольный фронтон,  инкрустационный стиль во внешней декорации фасада, метопы дорического ордера, волюты, сцепляющие верхний и нижний объёмы).

-  Храм какой страны  ближе всего французским готическим  традициям? (после ответа дать  название храма, слайд №5)

-  Что нового привнесли  немецкие зодчие в храм? (замена  окна-розы огромным стрельчатым  окном, мелкие стрельчатые арки  на контрфорсах, повторяющиеся в  порталах и окнах, сильное преувеличение  чувств  в лицах и позах святых  на порталах).

- Попробуйте найти особенность  капеллы Богоматери собора Вестминстерского  аббатства в Лондоне (слайд №6) (перпендикулярный стиль, простота  фасада, решетчатые окна, фасад без  скульптур).

5. Развязка. 5 мин. 

- В результате наших  исследований оказалось, что неповторимость  и своеобразие готических храмов  при том, что каждый есть образ  мира, где всё создано по велению  Божьему, заключается не только  во временных рамках, но и в той земле, на которой возводился храм, в национальных традициях разных народов Европы.

- И в заключении, давайте  ещё раз почувствуем «готическую  душу» средневекового храма.

          (Показ всех слайдов под музыку  Баха «Высокая месса»)

 

Урок: “ Заступник Земли Русской” (Сергий Радонежский в произведениях литературы и живописи)

Цели урока:

учебные:

  • закрепить понятия о древнерусской литературе, жанре жития, духовной литературе;
  • познакомить с фрагментами «Жития Сергия Радонежского» Епифания

           Премудрого,

           исторического очерка «Преподобный  Сергий Радонежский» Б. Зайцева;

           древними миниатюрами «Жития»,         

           картинами художника М.В. Нестерова  «Видение отроку Варфоломею»,

           «На Руси», «Юность Сергия Радонежского», «Преподобный Сергий  

           Радонежский», «Святая Русь», «Труды преподобного Сергия»,

           «Сергий Радонежский благословляет  Дмитрия Донского на битву 

           с татарами», «Под благовест»;             

           картинами И.С. Глазунова «Сергий  Радонежский и Андрей Рублев»,    

           «Князь Дмитрий Донской»;

           иллюстрациями современного художника  Г. Юдина;

  • подготовить к сочинению по картине М.В. Нестерова «Видение отроку                   Варфоломею»;

развивающие:

  • развивать умение анализировать произведение литературы и  интерпретировать произведение живописи;
  • помочь понять идею картины М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» и выявить общность позиций великих художников по отношению к проблеме духовного подвига человека;
  • проанализировать языковые единицы готового текста-образца (К. Паустовский о картине) на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровне;
  • обогатить словарь учащихся историзмами и архаизмами.

воспитательные:

  • воспитывать патриотизм, духовность, глубокое уважение к святым заступникам Земли Русской;
  • дать импульс к формированию познавательного интереса и положительной мотивации к изучению мировой художественной культуры и истории христианской православной культуры;
  • вызвать интерес  учащимися к посещению святых мест.

Тип урока:          интегрированный урок с использованием

                            информационно - коммуникативных технологий:

  • мировая художественная культура;
  • духовное краеведение Подмосковья;
  • литература;
  • история;
  • словесность.        

Используемые технологии

(в  период подготовки  и на открытом уроке):

  • интраактивные и интерактивные;
  • информационно-коммуникативные;
  • поисково-исследовательские;
  • коммуникативно-деятельностные;
  • ролевое общение;
  • интернет-технологии.

Предварительная подготовка к уроку:

  • просмотр фильма «Сергий Радонежский»;
  • прочтение  «Жития Сергия Радонежского» Епифания Премудрого;  
  • видео - посещение Троице-Сергиевой Лавры;
  • подробное изложение «Сергий Радонежский»;
  • привлечение учащихся к поиску материала на тему «Заступник Земли Русской» в рамках школьного интеллектуального марафона;
  • поиск иллюстративного материала группой «искусствоведов» для реферата-исследования и презентации;
  • самостоятельная работа «искусствоведов», «литературоведов», «биографов и историков ХПК» по изучению собранного материала и отбору для реферативной работы;
  • привлечение «богословов» для объяснения встретившихся понятий, терминов из области христианства;
  • включение «компьютерной группы» учащихся для составления общеклассной презентации.

Приложение к уроку:

    • самостоятельная  реферативно-исследовательская работа учащихся 7 класса  «Заступник Земли Русской»  (на столе учащихся);
    • компьютерная презентация «Заступник Земли Русской»;
    • сочинение  ученицы 7 класса Юдахиной Дарьи на тему

     «Духовные  ценности семьи».

Оборудование урока:

    • выставка книг;
    • телефильм «Сергий Радонежский»;
    • реферат и компьютерная презентация учащихся

      «Заступник  Земли Русской»;

    • иллюстративный материал учителя

              «Древние миниатюры и картины  художника М.В. Нестерова, И.С.     

               Глазунова»;

  • отрывки из «Жития Сергия Радонежского» Епифания Премудрого и очерка Б. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский»;
  • листы для черновых набросков сочинения.

 

                              План урока.

  1. Вступительное  слово учителя.

 

Дорогие ребята и уважаемые гости!

Сегодня на уроке мы поговорим  о самом великом русском святом, молитвеннике и заступнике земли Русской Сергии Радонежском. «В таких людях, как Преподобный Сергий, - корни Святой Руси», - писал ныне покойный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий !!.

И как одиноко стоят эти люди в пустыне нашего неведения!  А между тем их имена должны быть рядом с именами полководцев и государственных деятелей, архитекторов и художников. Один из тех, кого необходимо вернуть на подобающее ему место в отечественной истории,— игумен подмосковного Троицкого монастыря Сергий Радонежский (1314—1392).

Жизненный путь «великого старца», как называли его современники, выглядит парадоксальным. Он бежал от общества людей — а в результате стал его духовным предводителем; он никогда не брал в руки меча — но одно его слово на весах победы стоило сотен мечей.

Удивительна и сама тайна, окружающая имя Сергия. Почти во всех великих событиях эпохи мы чувствуем его незримое присутствие. А между тем до нас не дошло ни его собственных писаний, ни точной записи его бесед и поучений.

Большую часть своей жизни Сергий провел в основанном им Троицком монастыре.

Свято-Троицкую Сергиеву Лавру сегодня называют сердцем православной России, считая одной из самых почитаемых общерусских святынь. В решающие моменты Лавра всегда была для страны примером верности Православию, силы духа и действенной любви к своему земному Отечеству.

  1. Просмотр фрагмента фильма «Сергий Радонежский».

Информация о работе Мировая художественная культура в контексте культурологического образования