Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 09:08, дипломная работа
Актуальность темы обусловлена направленностью современной школы на культурологическое образование, которое формирует личность школьника, учит человека бережному отношению ко всему созданному человеком, развивает способность не только осваивать информацию, но видеть динамику развития человеческого сознания от мифосознания к религии и научному осмыслению окружающего мира, на личностно-ориентированное образование и концепцию развивающего обучения. В этом плане важная роль отводится гармоничному развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности школьников на базе усвоения ими основ мировой художественной культуры.
Введение ____________________________________________3
Глава I.Интеграционные основы формирования культурных дисциплин
. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры ________________________________________
9
1.2. Культурологическое образование как фактор формирование социо - культурной компетентности ___________________
14
1.3. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла _
23
Глава II.
МХК в культурологическом образовании
2.1. Пути становления Мировой художественной культуры как учебного предмета _______________________________________
26
2.2. Значение предмета Мировая художественная культура в системе образования ______________________________________
32
2.3. Культурология как основа образовательного курса _______
44
2.4. Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы ____________
51
2.5 Культурологические принципы, методы построения программы МХК _________________________________________________
57
2.6. Программное обеспечение курса МХК в школе ___________
64
2.7.Планирование уроков Мировой художественной культуры __
81
Заключение ____________________________________________
125
Библиографический список _________________________________
Творцом и субъектом всех достижений и процессов культуры является человек. В курсе МХК изучается история культуры — это не «лавка древностей», а история жизни людей, их надежд и тревог, радостей и огорчений, верований и убеждений. Без «человеческого фактора» история культуры безжизненна. Она рискует превратиться в схему, неизбежно связанную с упрощением и даже фальсификацией, в которой исчезает душа и дух культуры. Именно поэтому столь большое значение в курсе МХК придается антропологии в ее философском, социальном, историческом, психологическом аспектах.
Рассмотрение человека во всем многообразии его переживаний, чувств, интеллектуального и эмоционального напряжения является важным методологическим ориентиром и принципом исторической культурологии. Важной категорией является понятие ментальности, ибо оно выявляет особенности мировосприятия людей разных эпох. Ментальность — это та «подпочва», которая раскрывает и помогает понять тексты культуры, семантику и символику норм, знаков, памятников.
В культурологии используются все методы социогуманитарного познания. В доказательство того, что курс Мировой художественной культуры – интегративный в рамках культурологических дисциплин, рассмотрим некоторые из методов, которыми пользуются на уроках:
- диалектический метод, предполагающий
рассмотрение культуры как
- системный метод позволяет
рассматривать культуру как
- культурантропологический
метод – культура
- большую роль на уроках МХК играет исторический метод исследования.
В рамках курса МХК – идеальное поле формирования таких ключевых компетенций, как:
- Культурно – образовательные компетенции
- Историко – культурные компетенции:
способности к многомерному представлению исторических процессов и явлений;
- понимание альтернативности и вариативности исторических процессов;
- ценностное отношение к прошлому как кладовой человеческого опыта, сознания и деятельности.
Личностные компетенции:
- способность к индивидуально–личностной рефлексии происходящих событий;
- способность к ценностному выбору, позиционированию в горизонте культуры и образования;
- осознание сильных и слабых сторон своей личности;
- формирование чувства самоидентичности, ответственности и самоуважения.
- Этнокультурные компетентности:
- понимание сложности окружающего мира, наличия в нем различных систем ценностей и представлений;
- терпимость к носителям иных культур и представлений;
- готовность к ценностно–осмысленному сотрудничеству с представителями других культур, точек зрения, позиций;
- осознание противоречивости и многомерности своих собственных убеждений и представлений.
- Компетенции в информационных технологиях:
- прием, переработка, выдача информации;
- преобразование информации (чтение, конспектирование);
- массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность;
- владение электронной, Интернет – технологиями.
В то же время проектная компетентность сама по себе является ценностью, так как предполагает развитие способности и готовности к:
- формулировке собственных целей;
- планированию действий;
- нахождению разумного компромисса в процессе реализации поставленных целей;
- умение сотрудничать в условиях открытого социума и др.
Курс МХК на ступени среднего (полного ) общего образования нацелен на ознакомление с выдающимися достижениями искусства в различных исторические эпохи в различных странах. Он не содержит полного перечисления всех явлений мировой художественной культуры, но дает возможность через отдельные наиболее выдающиеся памятники архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра, либо творчество одного мастера показать социокультурные доминанты эпохи, ее основные художественные идеи.
Развивающий потенциал курса по МХК состоит в более глубоком постижении нюансов современного мировосприятия, представителей иных культур, адекватной оценки их взглядов и вкусовых пристрастий, мотивации их поступков и модели поведения, результатом чего становится более эффективное взаимодействие с людьми и успешное функционирование в обществе. При этом ключевая роль отводится развитию способности учащихся понимать логику исторического развития мировоззренческих процессов и порожденных ими различных художественных систем и стилей.
Курс по МХК позволяет осознать уникальность и неповторимость разных культур, социокультурный опыт человечества, роль России в культурном процессе; учит школьников воспринимать окружающий мир как “ мир миров”, в котором любой культуре и любому позитивному суждению есть место.
Мировая художественная культура представляет своего рода “ звено связи” между культурой в целом и искусством В.М. Бернштай, В.И. Волков, Л.Н. Коган, В.А. Конев, Ю.У. Фохт – Бабушкин, М.С. Каган. В работах данных ученых выделены три подхода к рассмотрению художественной культуры, которые могут быть положены в основу школьного курса МХК:
Введенный недавно в программу вузов курс культурологии – науки о целестном бытии культуры – является фундаментом для комплекса наук о культуре, выполняет интегративную функцию для различных систем гуманитарного знания. Его цель – дать представление студентам о сущности и функции, особенностями ее развития на современном этапе.
2.6. Программное обеспечение курса МХК в школе
Система изучения МХК на каждом из этапов и в каждом классе имеет свою специфику, обусловленную психолого – педагогическим задачам данного предмета и возрастными особенностями восприятия произведения искусства. Приобщение школьников к миру искусства представляется как постепенный процесс от конкретно – чувственного восприятия произведений мировой художественной культуры ( 5 – 8 ) классы к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства ( 9 – 10 классы), к постижению картины мира и собственному творчеству ( 11 класс).
Содержание предмета представлено в разворотах программы. Их назначение - общая ориентация учителя в материале, позволяющая самостоятельно планировать изучение, намечать объем предстоящей работы, организовывать творческую деятельность.
Программа изучения мировой и художественной культуры предусматривает широкую интеграцию и осмысление связей художественной культуры с историей, философией, эстетикой, этикой, социологией, социальной психологией, искусствоведением, педагогикой и другими науками.
При анализе государственной программы видим, что изучение мировой художественной культуры на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
Любой подход к обучению должен представлять тщательно разработанную технологию – систему целенаправленной деятельности по воплощению какой – либо концепции образовательного процесса в его единстве. В арсенале современного учителя МХК существует несколько образовательных технологий.
Целью технологии “ диалог культур” ( В.С. Библер, С.Ю.Курганов) является формирование диалогического сознания и мышления. Диалог предстает не только как средство обучения, а как сущностная характеристика технологии, определяющая ее содержание. В основу положены идеи М. Бахтина о культуре как диалоге; идеи “ внутренней речи” Л. Выготского и положении “ философской логики культуры” В. Библера. Выделяется внутриличностный диалог, диалог как речевое общение людей ( коммуникативная технология) и диалог культурных смыслов, на котором и строится данная технология. Курс МХК Л.М. Предтеченской считается одним из вариантов данной педагогической технологии. В методике преобладают проблемный характер изложения материала, творческие задания, построенные на сопоставлении, сравнении явлений культуры, практикуется проведение дискуссий; предоставляется свобода выбора темы, области культуры, творчества художника для самостоятельного анализа; поощряется самостоятельность, оригинальность суждений, проявление индивидуальных творческих способностей. Принципиальное значение в организации занятий имеет создание эмоционального настроя, атмосферы сопереживания. Этому способствует сочетание поэтических строк с музыкальным сопровождением, обращение к страницам биографии мастеров искусств, обсуждение актуальных проблем курса.
В концептуальных позициях программы, реализующей содержание, Лией Михайловной были обозначены системообразующие принципы: историзм, опора на творческий метод, интеграция искусства, опора на законы искусства, целостность восприятия искусства, вариативность, дифференциация и индивидуализация. Сочетание данных принципов подчеркивало своеобразие МХК и как школьной дисциплины, и как предмета искусства.
Для того чтобы понять взаимосвязь и взаимозависимость художественных явлений и явлений общественной жизни, их следует рассматривать в историческом развитии. Поэтому именно принцип историзма является основным в построении программы предмета.
Чтобы войти в мир искусства, знать и понимать его язык, необходимо быть вдумчивым читателем, зрителем и слушателем. Художественное образование в старших классах совершенно естественно требует дальнейшего развития знаний о языке искусств, полученных ранее на уроках музыки, изобразительного искусства, литературы. Этому способствует опора на творческий метод, который позволяет школьникам выявить духовные, нравственные и эстетические доминанты эпохи, отраженные в конкретном художественном произведении, понять, почему именно такие художественные средства выбраны автором для полноты выражения мысли.
Все выделенные системообразующие принципы обусловлены самой жизнью и общими закономерностями развития искусства. На уроках мировой художественной культуры комплексно и синхронно изучаются отечественная и зарубежная художественная культура, ее явления, течения и направления в разные исторические периоды. При этом содержание предмета полихудожественно, ибо включает разнообразные виды искусства: литературу, изобразительное искусство, музыку, театр, кино. Каждое из них живет в учебном курсе по своим законам, но между ними устанавливаются тесные связи. Кроме того, данные принципы обеспечивают взаимосвязь мировой художественной культуры с другими школьными предметами (музыкой, литературой, изобразительным искусством, историей), а также способствуют дифференцированному и индивидуальному подходу к учащимся.
По замыслу Лии Михайловны, данная дисциплина имела статус художественной, так как предполагала обогащение духовного мира школьников, воспитание их чувств через «проживание опыта поколений, заложенного в произведениях искусства, тем самым способствуя приобретению ими личностного опыта переживаний эмоционально-ценностных состояний».
Статус предмета искусства подтверждался также реализацией взаимосвязи общепедагогических принципов с принципами художественной педагогики в формировании содержания занятий и их организации, то есть образности, целостности, ассоциативных связей разных видов искусства.
Теоретической базой программы являлся комплекс исследований отечественных ученых — философов, психологов, социологов, искусствоведов, педагогов — о функционировании искусства в жизни человека (Л.И.Божович, Т.В.Драгуновой, И.С.Кона и других).
Цель связана с формированием личности старшеклассника силой воздействия различных видов искусства. А задачи направлены на выполнение предназначения предметов искусства в школе, то есть на: воспитание художественного вкуса (как психологического механизма адекватного восприятия произведений искусства), ибо «осуществить выбор между искусством и пошлостью может только человек со сформированными критериями» (Б.М.Неменский); формирование художественного сознания (самостоятельности мышления, взглядов, позиций, идеалов); художественное образование (расширение знаний в области истории и теории искусства, эстетики и других изучающих искусство наук); художественное научение (развитие способности личности к художественному творчеству).
Авторская концепция Предтеченской показывает, что предмет МХК направлен на художественный способ познания старшеклассниками мира. Данный подход в полной мере отражает целеполагание современного образования, ибо создает условия для самоопределения и самореализации старшеклассников.
Информация о работе Мировая художественная культура в контексте культурологического образования