Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 09:08, дипломная работа
Актуальность темы обусловлена направленностью современной школы на культурологическое образование, которое формирует личность школьника, учит человека бережному отношению ко всему созданному человеком, развивает способность не только осваивать информацию, но видеть динамику развития человеческого сознания от мифосознания к религии и научному осмыслению окружающего мира, на личностно-ориентированное образование и концепцию развивающего обучения. В этом плане важная роль отводится гармоничному развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности школьников на базе усвоения ими основ мировой художественной культуры.
Введение ____________________________________________3
Глава I.Интеграционные основы формирования культурных дисциплин
. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры ________________________________________
9
1.2. Культурологическое образование как фактор формирование социо - культурной компетентности ___________________
14
1.3. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла _
23
Глава II.
МХК в культурологическом образовании
2.1. Пути становления Мировой художественной культуры как учебного предмета _______________________________________
26
2.2. Значение предмета Мировая художественная культура в системе образования ______________________________________
32
2.3. Культурология как основа образовательного курса _______
44
2.4. Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы ____________
51
2.5 Культурологические принципы, методы построения программы МХК _________________________________________________
57
2.6. Программное обеспечение курса МХК в школе ___________
64
2.7.Планирование уроков Мировой художественной культуры __
81
Заключение ____________________________________________
125
Библиографический список _________________________________
Культурология учит распознавать мысль эпох и поколений, запечатленную в артефактах, символических и знаковых системах, социально-экономическом устройстве каждой культурно-исторической эпохи, созданных совокупным человеческим опытом, любым проявлением творческой активности человека.
Основные задачи культурологии:
По специфическим целям исследования, предметным областям и уровням познания и обобщения выделяются определенные элементы культурологии как системы знаний. В рамках фундаментальной (теоретической) культурологии среди элементов нужно отметить следующие:
конкретных наук, сохраняла потребность в обосновании собственного предмета познания, что и брала на себя философия культуры. Как бы ни рассматривалась сама философия, философия культуры является основой культурологи как относительно самостоятельной научной дисциплины и обеспечивает выбор ее познавательных ориентиров, дает возможность различной трактовки природы культуры. Философия культуры ( культурофилософия) выступает как общая теория культуры, следующая культуру через ее наиболее существенные и общие черты. Она вычленяет сущность культуры, ее отличия от природы, изучает структуру, функции, роли культуры, ее ведущие тенденции. Философия культуры занята поиском смыслов, определяющих характер бытия человека.
Если философия культуры нацелена на ее понимание как целого ( всеобщего), то культурология рассматривает в ее конкретных формах ( особенно), с опорой на определенный материал. Таким образом, в культурологи как научной дисциплине по сравнению с философией культуры смещены на объяснение конкретных форм с помощью теорий, основанных на антропологической фактологии, а философия выполняет теоретическую функцию, определяет общие познавательные ориентации культурологических исследований.
дают материал для описания и объяснения конкретных исторических особенностей развития культуры, причем являясь разделом культурологи, она призвана не просто фиксировать эти особенности, но обеспечивать выявление архетипов современной культуры и понимание ее как итога исторического развития.
Культурология изучает историческое поле фактов культуры, вклю-
чая и прошлое, и настоящее. Поэтому вторым элементом фундаментальной культурологии является историческая культурология, изучающая конкретные исторические типы культур, их события и достижения, макродинамику порождения и функционирования “ социальных конвенций” коллективной жизнедеятельности людей, а также культурно – историческую типологию сообществ.
культурная антропология, изучающая конкретные ценности, традиции, формы связи, результаты культурной деятельности в их динамике, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку. Историческое развитие представлений о культуре само по себе не “ подводит”к культурологи, это делает культурная антропология на основе сравнительного исследования культур и сообществ, возникновения норм, запретов, табу, процессов инкультурации, становления мироощущения и мировоззрения человека.
становление человека как социального существа, а также основные структуры и институты, способствующие процессу социализации человека.
развития культуры, формы их проявления в социуме на основе эмперического исследования культуры – социальных групп как носителей.
изучающая индивидуальные особенности отношения личности к культуре, своеобразие духовного поведения человека, культурно – исторические личности.
рез особенности языка культуры.
правление в культурологи, основой которого являются методы лингвистического анализа.
Кроме фундаментальной, выделяют и так называемую прикладную культурологию, ориентированную на использование фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурных процессов, на разработку специальных технологий трансляции культурного опыта и механизмов достижения соответствующего культурным нормам уровня развития форм социальной практики.
Объектом исследования культурологии является мир искусственных порядков ( вещей, технологий деятельности, форм социальной организации, знаний, понятий, символов, языков, коммуникаций и т.д. )
Предметом культурологии являются онтология культуры (многообразие ракурсов познания); гносеология культуры ( основания культурологического знания, его структура и методология); морфология культуры; культурная семантика ( представления о символах, знаках, языках культуры); социология культуры; социальная и историческая динамика культуры; прикладные аспекты культурологии.
К числу наиболее традиционных методов принадлежит диахронический метод, позволяющий исследовать культурные процессы и явления в хронологической последовательности их появления и протяжении определенного времени их развития. Он позволяет не только изложить культурные явления, но и сопоставит, проанализировать, оценить их
Более широкие возможности в этом смысле представляет сравнительно - исторический метод. Его суть состоит в том, что он позволяет сравнивать в историческом разрезе многие явления культурного комплекса, проникать в их сущность
В культурологии широко используется также структурно – функциональный метод. Его суть заключается в разложении изучаемого объекта культуры на составные части и выявлении внутренней связи, обусловленности между ними. Системный подход разрешает задачи, связанные с большей обобщающей способностью видеть за конкретными явлениями культуры ее глубинные смыслы.
Широко используется эмпирический метод. В его рамках применяются традиционные полевые астрологические методы – описание, классификация, наблюдение, интервью.
В основе каждого культурного явления, каждого произведения искусства лежат воззрения человека на мир, уникальные, неповторимые в каждой культуре. Комплекс мировоззренческих понятий составляет как называемую модель мира или картину мира. Только понимая структуру этой модели, а также сходства и различия в разных моделях, можно глубоко осмыслить содержание и особенности различных традиций и произведений искусства.
Изучение картины мира является предметом исследования культурологии. Картина мира - это полуосознанное представление об окружающем мире, способах, целях и смысле взаимодействия человека и мира, зафиксированное в конкретных произведениях культуры. Картина мира включает в себя представления о личности и ее отношении к обществу, о свободе и равенстве, о чести, о добре и зле, о праве и труде, о семье и сексуальных отношениях, о ходе истории и ценности времени, о соотношении нового и старого, о смерти и душе. Картина мира передается из поколения в поколение, изменяется в ходе эволюции общества, неисчерпаема по содержанию; она служит основой поведения человека.
2.4. Культурологическое
образование как одно из
направлений
в модернизации современной
Культурологическое образование является одним из приоритетных направлений в модернизации современной школы.
Нормативное обоснование этого процесса дается в федеральном законе "Об образовании", "Федеральной программе развития образования", "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года". Эта стратегическая задача проявляется и в задачах широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования.
Для устойчивого развития общества необходимо не только максимальное воспроизводство культуры в процессе обучения и воспитания, но и ее модернизация в соответствии с внутренними закономерностями развития. Этот процесс должен осуществляться наряду с обогащением национального обучения и воспитания инновационно – технологическими компонентами, педагогическим инструментарием, перспективными средствами и методами обучения.
Школа должна обеспечить процесс эффективного вхождения человека в культуру. Этот означает воспроизводство человека как субъекта практического, теоретического и ценностного отношения к миру.
Проблема заключается в определении того содержания культуры, которое подлежит социальному исследованию.На деятельностном уровне – это определение совокупности видов деятельности, которыми необходимо овладеть в процессе воспитания и образования.На познавательнно–информационном – это проблема отбора содержания образования.На ценностно-ориентированном – отбор и содержание характеристик духовных ценностей, развитие ценностных ориентаций личности.
Ориентиром для определения конечной цели образовательно-воспитательной деятельности может стать модель гражданина России. Подобная модель, являясь интегративной и многомерной, тем не менее, должна охватывать наиболее важные, базовые характеристики субъекта, задавая при этом систему координат для того, чтобы отслеживать, какие качества будущего гражданина необходимо формировать в процессе национального обучения и воспитания.
Основные характеристики этой модели отражают:
Формулируя цель воспитания гражданина России, способного приумножить его культурное достояние в общем контексте мировой культуры на основе глубоких знаний этнонациональных и культурно-исторических традиций, укорененных в народной среде, выдвигается принцип приоритетности отечественной культуры, важной составляющей частью которой выступает традиционная народная культура.
Реализация цели построения культуросообразной школы возможна только через систему, включающую в себя обучение, воспитание и дополнительное образование, на это направлена деятельность педагогов, служб управления и сопровождения образовательного процесса.
Важное значение имеет и образовательная область “Искусство”, задачами которого являются:
Каждая из образовательных областей имеет свой специфический потенциал.Например, гуманитарное образование обладает особым потенциалом в воспитании духовно-нравственного здоровья личности, развитии ее моральных качеств, формировании мировоззрения, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру), эстетической культуры, предоставление школьникам образцов нравственного поведения, духовной культуры личности, расширение позитивного социального опыта детей и подростков, в том числе, во внеурочное время, в результате включения их в деятельность литературного объединения, творческих мастерских, журналистской студии.
Информация о работе Мировая художественная культура в контексте культурологического образования