Мировая художественная культура в контексте культурологического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 09:08, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена направленностью современной школы на культурологическое образование, которое формирует личность школьника, учит человека бережному отношению ко всему созданному человеком, развивает способность не только осваивать информацию, но видеть динамику развития человеческого сознания от мифосознания к религии и научному осмыслению окружающего мира, на личностно-ориентированное образование и концепцию развивающего обучения. В этом плане важная роль отводится гармоничному развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности школьников на базе усвоения ими основ мировой художественной культуры.

Содержание работы

Введение ____________________________________________3
Глава I.Интеграционные основы формирования культурных дисциплин

. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры ________________________________________

9
1.2. Культурологическое образование как фактор формирование социо - культурной компетентности ___________________

14
1.3. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла _
23
Глава II.
МХК в культурологическом образовании

2.1. Пути становления Мировой художественной культуры как учебного предмета _______________________________________

26
2.2. Значение предмета Мировая художественная культура в системе образования ______________________________________

32
2.3. Культурология как основа образовательного курса _______
44
2.4. Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы ____________

51
2.5 Культурологические принципы, методы построения программы МХК _________________________________________________

57
2.6. Программное обеспечение курса МХК в школе ___________
64
2.7.Планирование уроков Мировой художественной культуры __
81
Заключение ____________________________________________
125
Библиографический список _________________________________

Файлы: 1 файл

МХК.docx

— 732.99 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем изучение МХК в основной школе может сочетаться с одним из видов искусства по выбору ученика ( изобразительное искусство, музыка, театр, хореография, экранные искусства, художественная фотография, художественные ремесла и т.д.)

 

 

Вывод:

Программа Г.И.Даниловой

Концепция программы строится на последовательном изучении культурно-исторических эпох и выдающихся творцов культуры (начиная от истоков и заканчивая современностью) и формировании у учащихся представления о целостных художественных моделях мира.

Образовательные цели и задачи:

- изучение шедевров мирового  искусства, созданных в различные  художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;

- формирование и развитие  понятий о художественно-исторической  эпохе, стиле и направлении, понимание  важнейших закономерностей их  смены и развития в истории  человеческой цивилизации;

- осознание роли и места  Человека в художественно культуре  на протяжении ее исторического  развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

-  постижение системы  знаний о единстве, многообразии  и национальной самобытности  культур различных народов мира;

- освоение основных этапов  развития отечественной (русской  и национальной)  художественной  культуры как уникального и  самобытного явления, имеющего непреходящее  мировое значение;

- знакомство с классификацией  искусств, постижение общих закономерностей  создания художественного образа во всех его видах;

- интерпретация видов  искусства с учетом особенностей  их художественного языка, создание  целостной картины их взаимодействия.

Основные дидактические принципы:

    • Принцип непрерывности и преемственности. Предполагает изучение МХК на протяжении всех лет обучения в школе.
    • Принцип интеграции. Курс МХК интегративен, т.к. рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла. Программа раскрывает родство различных видов искусств, объединенных ключевым понятием художественного образа.  Кроме того, в ней особо подчеркивается  практическая направленность предмета МХК подчеркивается его связь с реально жизнью.
    • Принцип вариативности.  Процесс изучения МХ предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом профильной направленности класса.  В программе предусмотрено право учителя вносить изменения  в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения.
    • Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства позволяет на протяжении  учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии  с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами.

Наиболее приоритетным становятся, во – первых, углубленное изучение важнейших этапов исторического развития мировой культуры, мотивация причин выдвижения на первый план одного из видов искусства, “ прорастание” древних пластов культуры в искусстве настоящего времени. Во – вторых, постижение закономерностей смены художественных эпох, стилей и направлений. Главным системообразующим принципом на данном этапе является понятие о художественном стиле. Шедевры искусства и имена их выдающихся творцов также изучаются в общем контексте художественных стилей и направлений.

Изучение предмета мировой художественной культуры сквозь призму взгляда из России предлагает в своей программе Л.А.Рапацкая.   Чувство родной культуры, знание её истории, любовь к искусству своего народа, гордость за творцов, создавших бессмертные произведения литературы, живописи, музыки, зодчества, невозможно воспитать вне контекста мировых художественных традиций.  «Своё» лучше познаётся на основе сравнения, сопоставления, анализа национального и общечеловеческого культурного опыта.

С этих методологических посылок формировалась концепция данной программы по курсу «Мировая художественная культура» для старшеклассников. Этот метод позволил отобрать из зарубежных художественных произведений и культурных фактов то, что наиболее близко соприкасалось с русской культурой, питало её, взаимодействовало с ней, то, что является актуальным художественным наследием современности.

 Цель курса – на  основе соотнесения ценностей  зарубежного и русского художественного  творчества, сформировать у учащихся  целостное представление о роли, месте, значении русской художественной  культуры в контексте мирового  культурного процесса. Материал  рассчитан на учащихся старших  классов (10 – 11 либо 11 – 12).

В отличие от предшествующих программ культурологическое содержание предмета даётся более углублённо, но без сложного теоретического анализа и скрупулёзного изучения искусствоведческих проблем. В программе впервые обобщается история мировой художественной культуры от  древности до современности при сохранении логики изучения отечественных традиций. Это позволило выделить русскую художественную культуру в качестве приоритетной, сосредоточить внимание на её духовно-нравственных проблемах. Автор ориентировался на  ценностный подход при отборе художественных произведений с учётом их актуальности в наши дни.

  Программа для старшеклассников  может быть рассмотрена и как  основа для изучения нового  предмета, и как продолжение курса, освоение которого началось в пятом классе.

Методы преподавания дисциплины “ Мировая художественная культура” в программе Л.А. Рапацкой определяются как:

а) интегративным содержанием уроков, что позволяет учителю свободно комбинировать выделение в программе явления художественного творчества на основе сопоставления разных видов искусства и опоры на материал русской художественной культуры  (“ взгляд из России”);

б) широким использованием творческих методов обучения, позволяющим включать школьников в активную деятельность как на уроке, так и в процессе внеклассных мероприятий.

Вывод:

Программа “ Мировая художественная культура”( 5-9 классы)

( Автор – Л.А. Рапацкая)

Цель: сформировать у учащихся целостные представления  об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира в их соотнесенности с наследием русской художественной культуры.

Задачи: раскрыть истоки и основные этапы исторического развития русской художественной культуры в диалоге с художественными культурами зарубежных стран; выявить в многогранном историческом наследии мировой культуры,  наиболее значимые явления и обобщить их контексте культурологических представлений о художественной картине мира разных эпох; познакомить учащихся с творцами художественных произведений, оставившими наиболее заметный след в истории художественной культуры, как русской, так и зарубежной; проанализировать шедевры русского и зарубежного искусства с позиций эстетической актуальности и духовно – нравственной ценности художественных образов.

Принципы: 

• историзма;

• сравнительного сопоставления зарубежных и русской художественных культур.

Данный курс предназначен для учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы.  Но не исключается его изучение и в более короткие сроки (например с 7 по 9 классы).  Программа может быть использована и для преподавания курса как факультатива – с 5 (6.7) класса и для углубленного изучения культурологических дисциплин как первая ступень курса «Мировая художественная культура». Программа разработана с учетом государственного стандарта.

 

Программа «Мировая художественная культура» (10-11 классы)

(Автор - Л.А. Рапацкая)

Цель курса: на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового культурного процесса.

Задачи: 

1.Раскрыть мировую художественную  культуру как феномен человеческой  деятельности, вобравший в себя  исторический опыт народов мира, отразивший религиозные, нравственные, философские, эстетические установки разных эпох;

2.Дать представление об  истоках и основных этапах  развития русской художественной  культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями зарубежной художественной культуры Востока и Запада;

3.Показать духовно-нравственный  смысл основных течений и направлений  художественной культуры, их интерпретацию в творчестве русских и зарубежных мастеров;

4.Сформировать у учащихся  представления о художественной  картине мира ХХ века, роли  и месте русской национальной  культуры современности.

Принципы:

- Историзма (как способа  «погружения» в культуру определенной  исторической эпохи);

- сравнительного сопоставления  зарубежной и русской художественных  культур;

- интегративного содержания  уроков;

- использования творческих  методов обучения.

Аннотация: материал курса рассчитан  на учащихся старших классов (10-11). Программа предполагает изучение курса в течение 136 час. (из расчета 2 час в неделю).

Новизна программы:

В программе впервые обобщается история мировой художественной культуры от древности до современности,  при сохранении логики изучения отечественны традиций. Это позволило выделить русскую художественную культуру в качестве приоритетной.

Программа может быть рассмотрена и как основа для изучения предмета «МХК» только в 10-11 классе, и как продолжение курса, освоение которого началось в 5-м классе (см.программуЛ.Рапацкой для 5-9 кл.). В этом случае материал приобретает двухступенчатый характер и обобщается на основе концентрического принципа обучения: пройденное  в 5-9 классах повторяется на новом уровне и  в более сложном  культурологическом, эстетическом, философско-религиозном контексте в 10-11 кл.

 

2.7.  Планирование  уроков МХК

Планирование уроков мировой художественной культуры вызывает у учителей немало проблем, которые вызваны многими причинами.

 Это и наличие разных  вариантов программ. Это разные  условия обеспеченности средствами  обучения, необходимыми для проведения  полноценного урока искусства. Проблема  планирования уроков искусства  особенно актуальна, когда в различных школах, в зависимости от их специфики, предметам образовательной области “ Искусство” определяется различное количество часов. В такой ситуации роль учителя в вопросе планирования становится определяющей. Появляется необходимостью особо тщательного отбора материала к уроку.

Учебно – тематическое планирование для 8 класса составлено на основе программы 10-11 классы Рапацкой Л.А., с использованием программ Солодовникова Ю.А. “ Художественная культура Древнего мира,  Средних веков и эпохи Возрождения” и Предтеченской Л.М. “ Художественная культура нового и новейшего времени”, программы Емохоновой Л.Г. 10 класс; предполагает изучение курса “ Мировая художественная культура”начиная с 8 класса по 11 класс, т.е. на четыре года обучения, в количестве 136 учебных часов в год. Распределение тематических блоков от двух до шести часов на одну тему, начиная от “ Первобытного искусства” и заканчивая “ Культурой Европейского Средневековья”.

Данное планирование направлено на достижение следующих целей и задач:

1) развитие эмоционально - чувственной сферы, ассоциативно - образногомышления и творческих  способностей;

2) воспитание художественно  – эстетического вкуса, потребности  в освоении ценностей мировой  культуры;

3) освоение знаний о  взаимодействии различных стилей  и видов искусства в процессе  исторического движения; о художественном  языке различных видов искусства; о вершинах художественного творчества  отечественной и зарубежной культуры;

4) овладение умениями  анализировать художественное произведение;

5) использование приобретенных  знаний и умений о мировой  художественной культуре на практике 

Приступая к разработке урока, учителю необходимо, прежде всего, определить его задачи. В курсе МХК определить задачи урока – это значит вычленить те главные идейные, нравственные и эстетические проблемы, на постижение которых учитель будет стремиться направлять воображение ученика, его чувства и мысли. Определять задачи урока – это значит понять то, ради чего необходим данный урок, что должен унести с собой ученик, уйдя с урока, какого воздействия на ученика учитель желает добиться, какие чувства и мысли хочет разбудить в нём, что бы они, в свою очередь, «прорастали», питали «последействие».

В процессе создания урока мировой художественной культуры важнейшим компонентом творчества учителя является отбор и монтаж материала, его композиционное решение.

 Цель урока, его главные  воспитательные и образовательные  задачи – идейный стержень, на  основе которого объединяются, монтируются  части урока. Нельзя установить  какие-либо общеобязательные каноны  композиционных решений. Каждый  урок строится в соответствии  с конкретными его задачами, его  содержанием, творческим почерком учителя.

  Но есть общие правила  разработки композиции. Определив  главное, что должен понять и  с чем должен уйти ученик с урока, учитель выявляет композиционный центр урока, или его кульминацию.

Очень важно определить начало урока, его экспозицию. Экспонировать что-либо – значит показать начало, исходные моменты, исходные причины и явления. Экспозиция – это та ситуация, из которой впоследствии на уроке «вырастет» проблема, а её разрешение приведёт к кульминации.

Экспозиция готовит завязку.

 Завязка – это событие, факт явление, которые послужат  толчком к возникновению конфликта. В драматургии завязка – один из важнейших элементов построения сюжета. В уроке мировой художественной культуры завязка часто реализует конфликтные возможности, создаёт конфликтную ситуацию и позволяет определить проблему урока.

Информация о работе Мировая художественная культура в контексте культурологического образования