Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 09:08, дипломная работа
Актуальность темы обусловлена направленностью современной школы на культурологическое образование, которое формирует личность школьника, учит человека бережному отношению ко всему созданному человеком, развивает способность не только осваивать информацию, но видеть динамику развития человеческого сознания от мифосознания к религии и научному осмыслению окружающего мира, на личностно-ориентированное образование и концепцию развивающего обучения. В этом плане важная роль отводится гармоничному развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности школьников на базе усвоения ими основ мировой художественной культуры.
Введение ____________________________________________3
Глава I.Интеграционные основы формирования культурных дисциплин
. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры ________________________________________
9
1.2. Культурологическое образование как фактор формирование социо - культурной компетентности ___________________
14
1.3. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла _
23
Глава II.
МХК в культурологическом образовании
2.1. Пути становления Мировой художественной культуры как учебного предмета _______________________________________
26
2.2. Значение предмета Мировая художественная культура в системе образования ______________________________________
32
2.3. Культурология как основа образовательного курса _______
44
2.4. Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы ____________
51
2.5 Культурологические принципы, методы построения программы МХК _________________________________________________
57
2.6. Программное обеспечение курса МХК в школе ___________
64
2.7.Планирование уроков Мировой художественной культуры __
81
Заключение ____________________________________________
125
Библиографический список _________________________________
Процесс взаимодействия, как присвоение и создание человеком новых культурных ценностей, в рамках образовательной системы является созиданием. То есть связан с культурой в ее динамическом аспекте.
Процесс общения педагога с представителями разных наций и народностей, обучающимися в многонациональной России, выступает как опыт межкультурного общения и межнациональной коммуникации. В современном образовательном учреждении реализуется принцип диалога культур (русской, европейской, американской, западной и восточной). Данный принцип осуществляется в рамках новых учебных курсов: «Мировая художественная культура», «Этика и эстетика», «История науки».
Язык является способом познания окружающего мира и средством коммуникации. Одновременно он выступает в качестве хранителя и выразителя духовной культуры, которая передается как от поколения к поколению, так и в условиях образовательных учреждений. Не случайно уровень культуры эпохи (и отдельного человека) определяется отношением к языку как отдельной представляющей целостной культуры. Поэтому миссия образования состоит в том, чтобы сформировать у молодого поколения ответственное отношение к родному и иностранному языку, к сохранению и обогащению исторических, научных и культурных ценностей. Образование — это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из следствия культуры и науки, а также из жизни и практики человека, является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции, становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества.
Основные социокультурные функции и развивающийся потенциал современного образования.
1. Образование — это
один из оптимальных и
Велика роль образования в развитии у молодого поколения ответственного отношения к культуре родного языка и языков международного общения. Этому способствуют диалогические формы обучения. Диалог — это форма субъект- субъектного познания окружающего мира. Он имеет особое значение на стадии распознавания сущностного, эвристического и креативного в предлагаемой учебной информации. Образовательная среда, сформированная в школе или вузе, влияет на выбор правил общения и способов поведения человека в социальной группе. Этот выбор определяет манеру общения и стиль поведения, которые в дальнейшем проявятся в межличностных и деловых контактах взрослого человека.
Одновременно образование представляет собой процесс трансляции культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни. В связи с этим все отчетливее видна зависимость развитых отдельных стран от уровня и качества образования, культуры и квалификации граждан.
Духовное в человеке самопроявляется благодаря его «врастанию» в культуру. Носителем культуры выступает семья, и первая осваивается в процессе обучения и самообразования, воспитания и самовоспитания, профессиональной деятельности и общения с окружающими людьми. Однако именно в процессе обучения воспитания человек обретает социокультурные нормы, имеющие историческое значение для развития цивилизации, общества и человека. Поэтому при определении целей и задач образовательных систем уточняют социальный заказ. В свою очередь содержание образования может быть ограничено стандартами peгиона, страны, всего мира, которые учитывают характер взаимодействия человека с культурными ценностями, меру и степень их присвоения и созидания.
Образование проявляет себя как практика социализации человека и преемственности поколений людей. В разных социально-политических условиях, (и в период реформ) образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Поэтому образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития. Не случайно одной из главных задач образования является подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего. Перспектива будущего открывается в ходе освоения различных форм жизнедеятельности человека (обучения, труда, общения, профессиональной деятельности, досуга).
В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом именно образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям.
Жизнь человека — это звено в цепи поколений. То есть человек живет в пространстве социально-культурной традиции, которая оказывает существенное влияние на формирование его характера, стиля поведения, устремлений, ценностей и интересов. В связи с этим отношения между традицией и новациями в сфере образования и воспитания человека воплощают взаимосвязь между образованием и культурой народов в целом.
Система образования воплощает в себе состояние, тенденции и перспективы развития общества, или воспроизводя и укрепляя сложившиеся в нем стереотипы, или совершенствуя его.
Социальная функция образования, с одной стороны, характеризуется как подготовка поколения к самостоятельной жизни, а с другой стороны, закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе. Сущность подготовки к самостоятельной жизни заключается:
• в формировании образа жизни, принятого в обществе;
• в освоении различных форм жизнедеятельности (образовательной, трудовой, общественно-политической, профессиональной, культурно-досуговой, семейно-бытовой);
• в развитии духовного потенциала человека для созидания и творчества.
В процессе обучения и воспитания человек осваивает социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение. В результате осваиваются нормы морали и нравственного поведения человека в социальной группе и на производстве, в семье и общественных местах, а также правила общения, межличностных и деловых контактов. Не случайно смысл образования видят не только в трансляции социального опыта во времени, но и в воспроизводстве устоявшихся форм общественной жизни в пространстве культуры.
Образовательные системы — это социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни в современном обществе. В процессе постановки целей и задач для конкретных образовательных систем необходимо уточнение социального заказа в рамках всей системы образования страны.
В 1970-80-е годы перед отечественной системой образования ставилась задача подготовки творческого, интеллектуально и духовно развитого человека, гражданина своей Родины и интернационалиста, воспитанного в духе коммунистических идей и идеалов. В 1980-90-е годы приоритет отдается подготовке предприимчивого и коммуникабельного человека, владеющего иностранными языками. Если в первый период высокий социальный статус имели физики, математики, инженеры, то сегодня социально значимы юристы экономисты и бизнесмены, а также гуманитарии — филологи, переводчики, преподаватели иностранных языков.
Образовательные и воспитательные учреждения концентрируют высшие образцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Поэтому социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целостной системе образования всех видов и уровней происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.
Образовательные учреждения — это социальные институты, развивающаяся сеть которых в качестве системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и дополнительного образования приобретает государственный статус системы образования в стране. В данном контексте образовательные учреждения включены в социальную практику. Их социальная функция состоит в предоставлении образовательных услуг населению страны. Осуществление социальной функции требует прогнозирования и планирования развития образовании. Последнее становится значимым компонентом в процессе формирования государственной образовательной политики страны. Государственную норму того или иного типа образования определяет государственный образовательный стандарт. Одним из главных направлений такой политики является разработка государственных образовательных стандартов для школы.
Государственные образовательные стандарты определяют обязательную учебную программу каждой школы. Такой стандарт состоит из двух частей. Первая часть - это набор обязательных для всех школ дисциплин, вторая часть - дисциплины по выбору. На уровне Российской Федерации первую часть называют федеральным, а вторую — региональным компонентом. На уровне конкретного учебного заведения первая часть — обязательные дисциплины учебного плана для всех учащихся, вторая часть — предметы по выбору. Стандарт включает обязательный набор требований к подготовке выпускника школы.
социокультурной компетентности школьников
Современное российское образование претерпевает серьезные измен-
ния. Это связано прежде всего с тем, что ныне существующая система образования была имманентна другому, советскому времени, советской культуре, отвечала его целям и запросам. Вызовы нового времени, новой – информационной – эпохи настоятельно требуют переориентации всей образовательной системы в соответствии с изменяющейся ситуацией в обществе. Основными характерными мерами по обновлению российской образовательной системы в соответствии с европейскими образцами стали: 1) переход к Болонской системе; 2) появление новых государственных образовательных стандартов; 3) возникновение таких нормативных документов, как “ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года”. Ее авторы указывают: “Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний” и требует “глубокой и всесторонней модернизации” . В связи с перечисленными выше изменениями в российской системе образования тезаурус теоретической педагогики пополнился такими понятиями, как “ компетентностный подход”, “ социокультурная компетентность”, а также “ культурологическое образование”. Проблемным в настоящее время остается вопрос о взаимосвязи этих понятий и процессом формирования личности современного российского школьника.
Роль культурологического образования как наиболее действенного фактора, способного оказать положительное, совершенствующее воздействие на процесс формирования личности современного российского школьника, которое реализуется и может быть зафиксировано в формировании социокультурной компетентности.
Особый интерес представляет появление таких документов, как “ Стратегия модернизации содержания общего образования” и “ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года”, в которых обозначен курс современного образования на гуманизацию и гуманитаризацию. В этом ключе актуализируется такое новое направление в российском образовании, как образование культурологическое. Согласно мнению одного из ведущих российских культурологов А. Я. Флиера, оно определяется как: 1) направление высшего образования по специальности “ культурология”; 2) общеобразовательный курс культурологии, включенный в качестве обязательного в цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебных планов всех вузов по всем специальностям по действующему стандарту высшего профессионального образования . Однако многие исследователи, такие как И. Е. Видт , А. А. Пинский , П. Г. Щедровицкий , И. А. Колесникова и др. указывают на парадигмальный характер культурологического образования. Это означает, что они, в отличие от А. Я. Флиера, полагают, что : 1) культурологическое образование – это новая образовательная парадигма; 2) значение культурологического образования не исчерпывается специальным курсом культурологии в высших учебных заведениях; 3) границы культурологического образования широки настолько, что культурология становится системообразующим началом школьного и высшего образования. И. Е. Видт писала: “ Культурологические основы образования предполагают наличие адекватности, конгруэнтности существующей культуре-цивилизации. Кризис современного образования в том, что оно функционирует уже в рамках информационной культуры, а все его “ узловые моменты”, основополагающие принципы отражают культуру индустриальной эпохи” [13,С.17] “ В школе и в средних специальных учебных заведениях “культурологическое образование” осуществляется только как составная часть общего гуманитарного образования” , – указывал в своих работах С. Н. Токарев. Он также писал, что: “…характер содержания культурологического образования таков, что мы вправе рассматривать не только процесс обучения культурологии, но и общекультурную подготовку в процессе преподавания гуманитарных, синхроническом и диахроническом развитии (В. С. Библер, Е. А. Ямбург и др.); 3) предмет культурологического образования – место человека в системе культуры, его значение, роль в развитии, сохранении, воспроизводстве культуры, осознание “ человека как творца и творения культуры” (М. С. Каган, А. П. Валицкая); 4) воспитание “ человека культуры” есть цель культурологического образования (С. Н. Токарев, А. П. Валицкая и др.). Эти разработки оказали большое влияние как на сам процесс модернизации образования в системе высшей и средней школы, так и осознание педагогами практиками и теоретиками того, что на формирование личности ребенка оказывают влияние не только ЗУНы, но и социокультурная обстановка. Также пришло осознание важности культурологического образования как фактора, который способен коренным образом совершенствовать личностный рост школьника на протяжении всего периода обучения.
Теоретически необходимость изучения культуры обосновал выдающийся советскийпсихолог Л. С. Выготский. Он ввел понятие “ культурного развития” , под которымпонимал последовательность стадий становления личности. Метафорически стадиикультурного развития конкретного ребенка могут быть соотнесены со стадиями развития человечества: “ филогенез-онтогенез”. Иными словами, согласно теории культурногоразвития Л. С. Выготского, в качестве примера: ребенок до трех лет не выделяет себя изокружающей среды. Его сознание, так же как и сознание первобытного человека, характеризуется синкретичностью. На основании этого процесс обучения и воспитания долженвыстраиваться соответствующим образом с применением специальных методик, соответствующих уровню не только физиологического, но и интеллектуального развития ребенка.
Процесс такого образования можно назвать фактором культурного развития. Л. С. Выготский подкрепил свою гипотезу множеством исследований, а также разработкой методики развивающего обучения, пользующейся успехом и по сей день и считающейся одной из самых эффективных в школьном образовании. Художественных и естественнонаучных дисциплин, обеспечивающих формирование знаний, умений, навыков, опыта решения творческих задач, эмоционально-ценностного отношения к явлениям культуры .
В последние годы были разработаны принципы и созданы модели культурологического образования представителями культуротворческой школы А. П. Валицкой ,школы “ диалога культур” В. С. Библера , культурно-исторической школы Е. А. Ямбурга и др., суть которых сводится к следующим положениям: 1) образованиедолжно коррелировать с культурой, в которой оно существует, должно быть адекватным ей (А. П. Валицкая, И. Е. Видт, А. Н. Ростовцев и др.); 2) культура как система является главным объектом изучения в ее историчности. Развивая мысль Л. С. Выготского о культурном развитии ребенка, можно говорить об аналогичной последовательности изучениякультуры в школе. В общем виде этот процесс можно представить стадиально.
На первомэтапе, соответствующем начальной школе, ребенок осваивает “ ближайшие” явления культуры, т. е. свою этническую культуру: язык, фольклор, обычаи, нормы, ценности и т. д.
На следующем этапе – т. е. уже в основной школе – содержание образования выходит на уровень культуры национальной, расширяя границы понимания явлений культуры.
Последний этап– это старшая школа, в которой учащиеся готовы к более высокому уровню обобщения, выходят на изучение мировой культуры и включение предыдущих уровней в общекультурный контекст. Разработки В. С. Библера, А. П. Валицкой,Е. А. Ямбурга, С. Н. Токарева, А. Я. Флиера и др. культурологов образования лежат в русле общего направления развития образования, в частности компетентностного подхода. За создание определения компетентностного подхода взялись создатели таких основополагающих документов, как авторы “ Стратегия модернизации содержания общего образования” и “ Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”. Но суть их определения компетентностного подхода в образовании сводится не к толкованию содержания понятия, а к описанию результата применения компетентного подхода на практике, а именно: “ основным результатом… должна стать не система знаний, умений и навыков сфере, а другие – к эмоциональной… эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения” . Сразу необходимо отметить, что вслед за Дж. Равеном разделяем понятия “ компетентность” и “ компетенция”, понимая под вторым элемент, составную часть первого. В отечественной науке проблемами компетентностей/компетенций занимались такие ученые, как В. И. Байденко, Г. Э. Белицкая, Л. И. Берестова, И. А. Зимняя и др. Определение компетентности есть в работах И. А. Зимней. Она определяет компетентность как “ основывающуюся на знаниях, интеллектуально- и личностно-обусловленную социально-профессиональную жизнедеятельность человека”[36,C.16 ]. И. А. Зимняя выделяет три группы компетентностей: 1) относящиеся к самому себе как к личности и субъекту жизнедеятельности; 2) относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми; 3) относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах .
Информация о работе Мировая художественная культура в контексте культурологического образования