Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 09:08, дипломная работа
Актуальность темы обусловлена направленностью современной школы на культурологическое образование, которое формирует личность школьника, учит человека бережному отношению ко всему созданному человеком, развивает способность не только осваивать информацию, но видеть динамику развития человеческого сознания от мифосознания к религии и научному осмыслению окружающего мира, на личностно-ориентированное образование и концепцию развивающего обучения. В этом плане важная роль отводится гармоничному развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности школьников на базе усвоения ими основ мировой художественной культуры.
Введение ____________________________________________3
Глава I.Интеграционные основы формирования культурных дисциплин
. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры ________________________________________
9
1.2. Культурологическое образование как фактор формирование социо - культурной компетентности ___________________
14
1.3. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла _
23
Глава II.
МХК в культурологическом образовании
2.1. Пути становления Мировой художественной культуры как учебного предмета _______________________________________
26
2.2. Значение предмета Мировая художественная культура в системе образования ______________________________________
32
2.3. Культурология как основа образовательного курса _______
44
2.4. Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы ____________
51
2.5 Культурологические принципы, методы построения программы МХК _________________________________________________
57
2.6. Программное обеспечение курса МХК в школе ___________
64
2.7.Планирование уроков Мировой художественной культуры __
81
Заключение ____________________________________________
125
Библиографический список _________________________________
Глава II. МХК в культурологическом образовании
2.1. Пути становления
Мировой художественной
как учебного предмета
О необходимости приобщения учеников к истории мировой культуры, говорил Дмитрий Борисович Кабалевский. Именно он смог объединить вокруг себя подлинных энтузиастов, таких, как Б.М. Неменский и Л.М. Предтеченская – авторов первых уникальных интегрированных программ по искусству. Они задумали создать цикл эстетических предметов для учащихся средней школы и таким образом создать комплекс учебных курсов, состоящий из литературы, музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры. Этот комплекс объединяла историческая основа. В результате, по замыслу авторов, учащиеся могут получить возможность общаться с искусством на протяжении всех лет обучения в школе: с 1 по 11 класс – литература, кроме того, с 1 по 8 класс – изобразительное искусство и музыка, а далее с 9 по 11 класс – мировая художественная культура.
В конце 80-ых – начале 90 – ых годов предмет “ Мировая художественная культура” стал вводиться в школы страны. У него появился статус факультативного курса, появилась первая программа, разработанная Лией Михайловной Предтеченской.
Л.М. Предтеченская – педагог и кандидат исторических наук из Санкт – Петербурга – стоит у истоков этого школьного предмета. Благодаря ее усилиям, энергии, настойчивому желанию найти место урокам искусства в школе этот предмет появился в школьном расписании. Ею руководила огромная любовь к детям и искусству и желание помочь ученикам найти твердую опору под ногами и решить важные нравственные проблемы. Обращаясь к ученикам, она говорила: ” Теперь, в пору юности, когда перед вами встают сложнейшие проблемы поиска своего жизненного пути, стремление понять себя и других людей, ваше общение с искусством приобретает новое качество. Перед решением таких же проблем в юности, да и во всей дальнейшей жизни стояли люди всех времен и народов. Вы, конечно, поняли это, читая книги, слушая музыку, рассматривая полотна великих творцов художественной культуры. Искусство хранит жизненный опыт поколений и передает его людям в художественных образах”[73, С. 4 ].
Специфика этого курса состояла в интегральном принципе построения и включала в себе общую характеристику исторического периода, идейно – художественные связи видов искусств: литературы, изобразительного искусства, музыки, архитектуры. Рассматривалось в программе Предтеченской Л.М. искусство и жизнь эпохи, постижение человека: общие тенденции и различное, преемственность и новаторство в совершении средств художественного познания и преобразования мира.
К числу недостатков данной программы надо отнести идеологический подход в изучении курса. Он проявлялся уже введении. Но нужно учесть в какой исторический период эта программа появилась на свет и этот подход обеспечил ее выход и дальнейший путь формирования.
Рассматривались вопросы: “ Общее понятие о культуре. Ее роль в
жизни людей. Особенности исторического развития. К. Маркс и Ф. Энгельс о формировании единой мировой культуры как процессе, связанном с утверждением буржуазных отношений, развитием связей между странами и континентами. Понятие “ художественная культура”. Функции художественной культуры в жизни людей, роль в духовном развитии человечества, в его освобождении от всех форм духовного и физического рабства. Общее и различное в развитии национальных культур. Их связи и взаимообогащение. В. И.Ленин о пролетарской культуре как наследнице всего, “ что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры”.
Впоследствии в конце 20 века программа была пересмотрена, и осталось самое главное – подход в преподавании МХК.
МХК является предметом, который имеет огромные возможности для развития личности ребенка. Цель его – силой воздействия различных искусств в их комплексе формировать духовный мир школьника, его нравственность. Предмет призван завершить систему духовного воспитания детей средствами искусства. Искусство служило и служит источником множества знаний. Оно формирует основы мировоззрения человека. Предмет МХК пополняет и углубляет знания по литературе, истории, изобразительному искусству, музыке и развивает интегративное понимание эпох, событий, культур. Предмет приобщает к достижениям мировой культуры, требует осмысления новых знаний в системе целостности, понимания философских, нравственных идей, постижения их логической взаимосвязи. Задача предмета – не только образование и расширение кругозора, но и развитие этической и нравственной культуры ребенка.
Мировая художественная культура как школьная дисциплина отличается своеобразием и характеризуется рядом специфических качеств: мировоззренческой направленностью, интегрированным характером, полихудожественностью, статусом предмета искусства, множеством подходов к его содержанию и методике преподавания.
Мировоззренческая направленность предмета МХК проявляется в осознании, благодаря искусству, вечных нравственных ценностей, диалога культур, места и роли художественной культуры в жизнедеятельности человека. Восприятие произведений искусства связано с обобщениями, самостоятельными суждениями и выводами обучающихся.
Интегрированный характер предмета обусловлен его исторической, культурологической и искусствоведческой компонентами. В историко – культурном контексте содержания предмета отражаются все эпохи развития искусства. Весьма существенна с точки зрения интегрированного характера предмета его полихудожественность. Мировая художественная культура охватывает разные виды искусства, его течения и направления. Следовательно, в данном предмете интегрируется гуманитарное и художественное направление.
В последнее время вопрос о формировании содержания образования стал особенно актуальным для гуманитарного блока знаний в связи со сменой концепций истории и обществознания. Предмет “Мировая художественная культура” объединяет в своем содержании основы нескольких гуманитарных наук: история, культурология, эстетика, искусствознание. В методическом аспекте большое значение имеет их интеграция в единый концептуальный комплекс. Рассмотрим варианты комплексов исторических, культурологических и искусствоведческих подходов, встречающихся в современных программах и учебных пособиях по курсу “Мировая художественная культура”. Большинство из них представляет собой своего рода справочники современных научных подходов, поскольку содержание материала, как правило, не представляет собой целостного описания развития мировой культуры с единых концептуальных позиций.
Наиболее распространены в учебной литературе методологические подходы к истории культуры. Одним из наиболее актуальных подходов является теория менталитета, предложенная французской исторической школой “Анналов” в 30-40–х годах ХХ века. Менталитет представляется как совокупность смыслов и значений в культуре эпохи, как бы “образ мира”, переданный в формах мифологии, фольклора, обычаях, религиозном культе, литературе, искусстве. В российской науке понятие менталитета активно разрабатывал А.Я. Гуревич, который предложил его структуру из категорий культуры эпохи, таких как представление о времени и пространстве, смерти, личности, сверхестественном и материальном мире, труде, богатстве, бедности и т.д. Менталитетный подход позволяет авторам учебных пособий показать единство эпохи на основе последовательного рассмотрения мировоззрения и мировосприятия, а затем их отражения в реалиях культуры, в том числе и в художественных образах. Близок к менталитетному и традиционный научный подход, когда первоначально дается исторический очерк развития культуры, а затем следует анализ важнейших культурных текстов, иллюстрирующих характер эпохи.
Для большинства учебных пособий и программ по мировой художественной культуре характерен форсологический подход – изучение сильных очагов функционирования культуры во времени и в пространстве, объяснение исторических причин расцвета. Он позволяет сконцентрироваться на существенных моментах в истории культуры, как бы опорных точках развития. Наиболее распространенным вариантом такого методологического подхода является европоцентризм. Во многих учебниках и программах рассматриваются все цивилизации, существовавшие на территории Европы, и лишь некоторые азиатские регионы.
Традиционным для отечественного образования является аксиологический подход к изучению истории культуры – последовательное рассмотрение религиозных, интеллектуальных и художественных ценностей. В случае его интеграции с искусствоведческим подходом развитие мировой художественной культуры представляется как история художественных стилей, сменяющих друг друга. При этом акцент делается на описании конкретных произведений и творческой манеры художников. В результате учебное пособие приобретает характер энциклопедии с комментариями, с преобладанием фактологического содержания. Взаимосвязь между историческими эпохами осуществляется в виде небольших итоговых очерков в конце глав. Традиционно по такому типу интеграции строится содержание разделов по истории культуры в учебной литературе по курсам всеобщей и отечественной истории.
Весьма актуальна концепция социодинамики культуры, которая устанавливает зависимость историко-культурного процесса от явлений социального порядка. Главное внимание уделяется носителям культуры - социальным слоям. Традиционно такой подход был характерен для истории культуры России. Хотя авторы учебных пособий критикуют марксистскую теорию исторического материализма, вариант социодинамики строится на той же основе – зависимости духовной культуры от социально–экономического уклада в жизни общества.
Самым эффективным с точки зрения практики преподавания мы считаем сравнительный анализ культурных явлений разных цивилизаций. Этот вариант позволяет создать единый образ мировой художественной культуры в сравнении художественных форм древности и средневековья, Возрождения и Просвещения и т.п. Дается непрерывная цепочка развития литературных жанров, искусства театра, архитектуры и изобразительных искусств. Применяется принцип изучения художественной культуры через культурные тексты. Интегративность достигается объединением искусствоведческого (сравнение художественных форм), исторического (эволюция и традиционность в развитии художественной культуры) и культурологического (изучение культурных текстов) подходов.
Выбор типа интеграции представленных выше научных подходов определяется несколькими факторами. Прежде всего, возрастными возможностями учащихся, которые определяют степень обобщения и теоретический уровень материала. В вузе любой курс изучается более с теоретических, чем фактологических позиций, в отличие от средней школы. Самый высокий уровень обобщения учебного материала для средней школы – проблема, для вуза – теория и концепция. С этой точки зрения для средней школы наиболее подходящим является тип интеграции аксиологического, искусствоведческого и цивилизационного исторического подходов. При этом содержание курса “Мировая художественная культура” представляет собой характеристику системы художественных ценностей, созданных человечеством, в виде истории художественных стилей и приобретает преимущественно описательный и фактологический характер. Проблемный вариант содержания школьного курса даёт применение сравнительного анализа художественных форм разных эпох, хотя бы в конце разделов, посвященных той или иной цивилизации.
Основой для вузовского курса может стать интеграция менталитетного, искусствоведческого, форсологического подходов к содержанию. Их сочетание придает системный и теоретический характер учебному пособию.
Другим фактором, определяющим интеграцию в содержании курса по мировой художественной культуре, является особенность культурных процессов исторической эпохи. Например, средневековую художественную культуру лучше всего изучать с точки зрения менталитета, эпоху Ренессанса на основе форсологического и аксиологического подходов. Большинство действующих и предлагаемых программ курса “Мировая художественная культура” для средней школы составлено именно с учетом этого фактора. Характерно для большинства них рассмотрение художественной культуры эпохи Возрождения путем сочетания аксиологического и искусствоведческого подходов. Этот вариант диктуется содержанием эпохи Возрождения, когда происходил процесс индивидуализации в художественной культуре, в отличие от средневековых коллективных форм. Затем художественная культура XVII-XX веков по инерции рассматривается с тех же позиций, а материал становится все обширнее и требует большей степени обобщения. В результате культура XVII-XX веков представляет собой перечисление персоналий и достижений в лучших традициях советских учебников по истории для средней школы, то есть содержание теряет в качестве.
Таким образом, интеграция научных подходов к содержанию курса по мировой художественной культуре представляет большую проблему и требует учета как уровня развития сознания субъекта образования, особенностей развития мировой художественной культуры в ту или иную историческую эпоху, так и сочетаемости разнообразных подходов в единой системе.
2.2. Значение предмета
Мировая художественная
в системе образования
Мировая художественная культура – предмет, рассматривающий общие закономерности развития художественной культуры, составляющие ее различные виды искусства в их взаимосвязях, жизненные корни искусства, его активную роль в жизни людей.
Цель предмета – силой воздействия различных искусств в их комплексе сформировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую восприимчивость.
Задачи преподавания мировой художественной культуры состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения учащихся с произведениями мирового искусства на уроке, внеклассных занятиях и во внешкольной жизни:
- обогащать их духовный
мир, воспитывать чувства и
- развивать у них понимание искусства, способность быть читателем, зрителем, слушателем.
Информация о работе Мировая художественная культура в контексте культурологического образования