Народная педагогика в семейном воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:54, доклад

Описание работы

На современном этапе развития общества народная педагогика должна находить свое проявление, прежде всего в семейном воспитании, так как семья является воспитательной колыбелью человека. Нравственной этнопедагогики всех народов является идея семьи. Свои надежды на лучшее будущее народ связывал с благополучием семьи и стремление к благополучной жизни осуществлял через семью. Здесь следует подчеркнуть двойственную роль семьи в человеческом обществе с одной стороны, это модель общества, с другой интимная сфера, где полностью раскрывается духовный и физический потенциал человека.

Файлы: 1 файл

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ.docx

— 136.26 Кб (Скачать файл)

- поощрение

- наказание

- пример

- похвала

- упражнение

- показ

Приложение 5

Интервью с семьей №1

Категория: обеспеченная

 

Информант

Вопросы

Полученная информация

 

родители

- Здравствуйте, скажите,  пожалуйста, какие методы Вы применяете в воспитании своих детей?

- Просто разговариваю  с Юлей о жизни, о том,  что может ей помочь, а что  помешать. Привожу примеры из  своей жизни и жизни знакомых нам людей, а также героев книг и фильмов. Если сделала что-то хорошее - хвалю, если плохое - объясняю.

 
 

- Какие качества ваших  детей считаете самыми важными?  Какие качества вам не нравятся?

См. таблица Приложение 3.

 
 

- Принимали ли участие  в воспитании своих внуков  бабушки и дедушки? Какое?

- В воспитании моей  дочери принимала участие бабушка,  она пела, рассказывала в детстве  Юле сказки. Мне кажется, что  в воспитании бабушка участвовала  больше, чем мы, родители, нам все  некогда, а у нее огромный  жизненный опыт.

 
 

- Как рано Вы начали  приучать своих детей к труду?

- Приучать свою дочь  к труду мы начали очень  поздно, поэтому ребенок не любит  трудиться, думаем, что мы в  этом виноваты, т.к. избаловали  его.

 
 

- Вы считаете, что народную  педагогику необходимо возрождать?

- Да, я думаю, что необходимо  внедрять в школьную программу  уроки по воспитанию этических  и нравственных норм, по воспитанию  чести и достоинства, вспомнить  русскую историю, научить мальчиков  и девочек порядочности, культуре  общения.

 
       

Интервью с семьей №2

Категория: многодетная

 

Информант

Вопросы

Полученная информация

 

родители

- Здравствуйте, скажите,  пожалуйста, какие методы Вы применяете  в воспитании своих детей?

Стараемся сочетать различные  методы в воспитании своих детей, но более эффективными считаем внушение, соревнование, беседа.

 
 

- Какие традиции существуют  в вашей семье?

Традиций в нашей семье  не много, в основном - это семейные праздники.

 
 

- Принимали ли участие  в воспитании своих внуков  бабушки и дедушки? Какое?

В нашей семье бабушка  очень часто принимала участие  в воспитании ребенка, пока он был  маленький, она многому его научила.

 
 

- Как рано Вы начали  приучать своих детей к труду?

Дети приучены к труду.

 
 

- Вы считаете, что народную  педагогику необходимо возрождать?

Да, конечно народную педагогику возрождать необходимо, т.к. по нашему мнению, благодаря ей, процесс воспитания будет эффективным.

 
       

Интервью с семьей №3

Категория: разведенная

 

Информант

Вопросы

Полученная информация

 

родители

- Здравствуйте, скажите,  пожалуйста, какие методы Вы применяете  в воспитании своих детей?

В воспитании своих детей  используем следующие методы: приучение, упражнение, рассказываем о своей  жизни.

 
 

- Какие традиции существуют  в вашей семье?

В нашей семье существует традиция ходить в гости к родным.

 
 

- Принимали ли участие  в воспитании своих внуков  бабушки и дедушки? Какое?

Конечно же, бабушки принимали  участие в воспитании детей, без  них мы бы не справились.

 
 

- Как рано Вы начали  приучать своих детей к труду?

К труду начали приучать постепенно.

 
 

- Вы считаете, что народную  педагогику необходимо возрождать?

Да, конечно народную педагогику возрождать необходимо, для развития детей.

 
       

Интервью с семьей №4

Категория: неблагополучная

 

Информант

Вопросы

Полученная информация

 

родители

- Здравствуйте, скажите,  пожалуйста, какие методы Вы применяете  в воспитании своих детей?

Чаще всего мы используем разные методы, наиболее эффективный - наказание.

 
 

- Какие традиции существуют  в вашей семье?

В нашей семье, конечно  же, есть традиции, мы стараемся вместе проводить досуг, ездим на природу, вместе посещаем учреждения культуры.

 
 

- Принимали ли участие  в воспитании своих внуков  бабушки и дедушки? Какое?

Участие в воспитании детей  бабушки и дедушки не принимали, мы не доверяли им.

 
 

- Как рано Вы начали  приучать своих детей к труду?

Старались приучать к труду  с самого раннего детства, сын  во всем помогает отцу.

 
 

- Вы считаете, что народную  педагогику необходимо возрождать?

Мы считаем, что народную педагогику возрождать необязательно, т.к. у нас есть свои способы воспитания. Мы думаем, что ее необходимо возрождать, прежде всего, для развития наших  детей.

 
       

Интервью с семьей №5

Категория: неполная

 

Информант

Вопросы

Полученная информация

 

родители

- Здравствуйте, скажите,  пожалуйста, какие методы Вы применяете  в воспитании своих детей?

Стараемся беседовать с ребенком, обсуждать вместе с ним возникшие  вопросы.

 
 

- Какие традиции существуют  в вашей семье?

Занимаемся спортом, ездим  на природу, вместе отмечаем праздники, дни рождения детей.

 
 

- Принимали ли участие  в воспитании своих внуков  бабушки и дедушки? Какое?

Участие в воспитании детей  принимала бабушка, она рассказывала детям русские народные сказки, пела колыбельные и т.д.

 
 

- Как рано Вы начали  приучать своих детей к труду?

Стараемся прививать любовь к труду.

 
 

- Вы считаете, что народную  педагогику необходимо возрождать?

Да, возрождать нужно для  укрепления института семьи.

 
       

Приложение 6

Занятие: "Знатоки пословиц"

Цель: воспитание нравственных чувств, приобщение детей к народной мудрости

Условия: жетоны, карточки с пословицами, количество участников - от двух человек.

1. Ведущий называет игрокам начало пословиц. Их задача - пословицы завершить. Каждому, кто правильно ответит жетон. Если игроки затрудняются ответить, ведущий называет первое слово подсказку (когда их в подсказке несколько)

Не зная броду… (не лезь в воду)

Мал золотник…(да дорог)

Слышит звон…(да не знает, где он)

Что посеешь,…(то и пожнешь)

Чья бы корова ни мычала,… (а твоя бы молчала)

Свято место… (пусто не бывает)

На бога надейся, да сам… (не плошай)

Долг платежом…( красен)

2. Заранее необходимо подготовить карточки с написанными на них частями пословиц. Задача игроков: как можно быстрее "собрать" пословицы, т.е. объединить части в целое. Здесь возможна игра командами или парами.

3. Заранее необходимо подготовить карточки с искаженными пословицами. Задача игроков: исправит ошибки, написать верные варианты пословиц. Возможно соревнование команд или пар игроков.

Дело бездаря боится

Без труда не вытащишь окуня из пруда

Семь раз отмерь, один раз откуси

Кончил дело - начинай другое

За двумя кабанами погонишься, поймаешь третьего

Посади собаку за стол, она и  ноги на стол

На воре шуба дымиться

Готовь сани летом, а велосипед  зимой.

Гуси курицу не учат

Береги туфли снову, а честь  смолоду

Не все то серебро, что блестит.

4. Игрокам устно задают вопросы, представляющие собой перефразированные пословицы. Верно ответивший на вопрос игрок получает жетон. Обладатель наибольшего количества жетонов - победитель игры.

Приложение 7

Занятие "Знатоки природы"

Цель: получить представление о нравственной стороне отношения к природе, получение знаний об окружающем мире.

Узнай брата меньшего по голосу

Ответьте на вопрос, выбрав правильный вариант ответа из ряда предложенных.

1. Лисица- лает, поет, воет, пищит, щебечет  или мяукает?

2. Олень попискивает, мычит, скулит  или трубит?

3. Филин- заливается, охает, тенькает  или ухает?

Назови писателя, подарившего  тебе такого замечательного друга

Кот - Базилио - …(А. Толстой)

Конек-Горбунок - (П. Ершов)

Шарик из Простоквашино - …(Э. Успенский)

Гадкий утенок- … (Г.Х. Андерсен)

Назови как можно больше водоплавающих птиц.

Варианты ответа: чибис, зимородок, выпь, бекас и др.

Зеленая аптека

Ответьте на вопросы:

1. Любимая трава кошек? Что  ею лечат? (Валериана, болезни  сердца и нервной системы)

2. Назовите растения, у которых  лекарственными считаются цветы. (Календула, ромашка, липа и  проч.)

3. Назовите растение, сок которого  помогает избавиться от бородавок  (Чистотел)

Отгадай животное

1. какое животное трудится, не  открывая глаз и не покладая  рук?

2. Назовите самое маленькое рогатое  животное (улитка)

3. Назовите животных, названия которых  состоят всего из двух букв. (уж, еж, як)

Характер наш и братьев  наших меньших (закончите фразу)

1. смелый как…(лев)

2. коварная как... (змея)

3. Трусливый как… (заяц)

4. Хитрый как …(лиса)

5. Злой как… (собака)

6. Голодный как… (волк)

Спроси, хоть среди ночи!

Игроки выстраиваются в ряд  перед ведущим. Он, указывая на них  в порядке очередности, произнести: "Рыба, птица, насекомое, зверь, растение" В определенный момент он неожиданно указывает на внеочередного игрока и называет слово. Пример, насекомое. Игрок должен не задумываясь назвать  любое насекомое (муха, комар и  т.д.) Если он размышляет более трех секунд, то выбывает из игры.

Подведение итогов, награждение.

Приложение 8

Викторина "Сказки"

Цель: повышение и проверка знаний обучающихся в области литературы.

В какой сказке и кто  говорил эти слова?

Ведущий читает задание. Игроки внимательно  его слушают и дают ответ. Если ответ верный, ведущий вручает  им жетон. Можно разделить участников викторины на команды или пары.

1."Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную  полбу"

(А.С. Пушкин "Сказка о попе  и о работнике его Балде", Балда)

2. "Дурачина ты, простофиля!"

(А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке  и рыбке; старуха)

3. "Свет мой, зеркальце скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее, всех румяней  и белее?"

(А.С. Пушкин "Сказка о мертвой  царевне и о семи богатырях"; царевна)

4. "Сим-сим, открой дверь!"

(Арабская сказка "Али-баба и  сорок разбойников"; Али-баба)

5. "Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на  боку!"

(А.С.Пушкин "Сказка о золотом  петушке")

6. "Не пей, братец, козленочком  станешь!"

(Русская народная сказка "Сестрица  Аленушка и братец Иванушка"; Аленушка)

7. "Не печалься, ступай себе  с богом!"

( А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке  и рыбке"; рыбка)

Чудесные превращения

1. Кто из сказочных героев  превращался в

а) шмеля (князь Гвидон)

б) в лягушку (Василиса прекрасная)

2. Кто из сказочных героев  был сыном старой оловянной  ложки?

(Стойкий оловянный солдатик; Г.Х.  Андерсен)

Сказочные герои растеряли  свои принадлежности, мы их нашли. Раздайте потерянное сказочным героям. (нужно  назвать героя, которому принадлежит  тот или иной предмет)

А)Золотой ключик (Буратино)

Б) Хрустальные туфельки (Золушка)

В) Ступа и метла (Баба-яга)

По окончании викторины подведение итогов, выявление знатоков литературы, награждение.

Приложение 9

Опросник АСВ для родителей детей в возрасте от 10 до 21 года

Инструкция: "Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в "Бланке для ответов".

Читайте по очереди утверждения  опросника. Если Вы, в общем, согласны с ними, то на "Бланке для ответов" обведите кружком номер утверждения. Если Вы, в общем, не согласны - зачеркните этот же номер в бланке. Если очень  трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы  таких ответов было не больше пяти.

В опроснике нет "неправильных" и "правильных" утверждений. Отвечайте  так, как Вы сами думаете. Этим Вы поможете психологу в работе с вами.

На утверждения, номера которых  выделены в опроснике жирным шрифтом, отцы могут не отвечать".

1. Все, что я делаю, я делаю  ради моего сына (дочери).

2. У меня часто не хватает  времени позаниматься с сыном  (дочерью) чем-нибудь интересным - куда-нибудь пойти вместе, о чем-нибудь  подольше поговорить.

3. Мне приходиться разрешать  моему ребенку такие вещи, которые  не разрешают многие другие  родители.

4. Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами.  Лучше, чтобы догадался сам  (сама).

5. Наш ребенок имеет больше  обязанностей по уходу за собой  и поддержанию порядка, чем  большинство его товарищей.

6. Моего сына (дочь) очень трудно  заставить что-нибудь сделать  по дому.

7. Всегда лучше, если дети  не думают о том, правильны  ли взгляды их родителей.

8. Мой сын (дочь) возвращается  вечером тогда, когда хочет.

9. Если хочешь, чтобы твой (я)  сын (дочь) стал (а) человеком, не  оставляй безнаказанным ни одного  его (ее) плохого поступка.

10. Если только возможно, стараюсь  не наказывать сына (дочь).

11. Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время  наказал (а) бы.

12. Я люблю своего сына (дочь) больше, чем супруга (супругу).

13. Младшие дети мне нравятся  больше, чем старшие.

14. Если мой сын (дочь) подолгу  упрямится или злится, у меня  бывает чувство, что я поступил (а) по отношению к нему (ней)  неправильно.

15. У нас долго не было ребенка,  хотя мы его очень ждали.

16. Общение с детьми, в общем-то, утомительное дело.

17. У моего сына (дочери) есть  некоторые качества, которые нередко  выводят меня из себя.

18. Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если  бы мой (я) муж (жена) не мешал  (а) бы мне.

Информация о работе Народная педагогика в семейном воспитании