Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:54, доклад
На современном этапе развития общества народная педагогика должна находить свое проявление, прежде всего в семейном воспитании, так как семья является воспитательной колыбелью человека. Нравственной этнопедагогики всех народов является идея семьи. Свои надежды на лучшее будущее народ связывал с благополучием семьи и стремление к благополучной жизни осуществлял через семью. Здесь следует подчеркнуть двойственную роль семьи в человеческом обществе с одной стороны, это модель общества, с другой интимная сфера, где полностью раскрывается духовный и физический потенциал человека.
В современной практике семейного
• воспитания пока еще недостаточно
учитываются духовно-
Работа не претендует на исчерпывающее
освещение вопросов семейного воспитания,
она может быть ориентиром для
разработки новых направлений. Для
современной сравнительной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семейная педагогика имеет
свои цели, задачи, содержание, принципы
и методы, направленные на формирование
личности ребенка в условиях семьи.
Сравнительно-сопоставительное изучение
воспитательного опыта народов
России представляет интерес не только
для семейной педагогики, но и для
педагогической науки вообще. Россия
является многонациональной. И в
этом плане наша страна богата различными
подходами к семейному
Открытость общества и
школы актуализировали проблему
сравнения педагогических реалий, критического
использования идей, концепций, педагогических
технологий народов России. Сравнительные
исследования в педагогических науках
расширились благодаря
Русский народ - древний, самобытный, который известен своими многовековыми традициями. Устойчивость традиций объясняется выверенной системой семейного воспитания. Трудовые навыки, привычки, система поведения, тесно связанные со сложнейшими социальными условиями России, формировали у русских такие черты как трудолюбие, дисциплинированность, стремление к согласованным действиям в группе.
Сложные природно-климатические условия, отсутствие развитой системы орудий труда накладывали свой отпечаток на их жизнь и деятельность. Важнейшими занятиями у адыгов были животноводство и охота, которые требовали для своего обеспечения создания четкой системы семейного воспитания. Современные адыгские семьи не являют собой традиционные, т.е. сильно изменились на протяжении последнего столетия.
Изучение процессов, происходящих
в сфере воспитания и образования
этих регионов, их сравнение, позволяют
составить научное
Семейное воспитание охватывает
почти все стороны подготовки
человека к жизни и труду, оно
обогащалось и развивалось
В исследовании рассмотрены различные структурные единицы адыгского общества, а именно: семья, потронимия, род и «братства». Так как существовали эти общества и имели детей, то обязательно существовало семейное воспитание.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
1.1 Историко-педагогическое
1.2 Методы народной педагогики
1.3 Средства воспитания народной педагогики
1.4 Народная педагогика в
РАЗДЕЛ 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРАКТИКЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1 Методика исследования
2.2 Анализ результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
"Воспитание,
если оно не хочет быть
(К.Д.Ушинский.)
Современное социально-экономическое положение страны выдвинуло ряд проблем, связанных с формированием деятельности мыслящего гражданина России, определяющими качествами которого должны стать широкий кругозор, компетентность, профессионализм, патриотизм, чувство национальной гордости, чести, достоинства.
Поэтому национальное обучение
и воспитание возможно лишь при взаимодействии
с народной педагогикой, т.к. в формировании
личности ребенка ей принадлежит
решающая роль, как совокупности накопленных
и проверенных практикой
Поэтому эта проблема является актуальной в наше время, мы считаем, что необходимо возродить народные традиции в воспитании в семье и школе, которые будут способствовать эффективному ведению воспитательной работы.
Цель работы: выявить роль методов и средств народной педагогики в практике семейного воспитания.
Задачи работы:
1. Изучить литературу
и другие источники по
2. Раскрыть средства и методы народного воспитания.
3. Проанализировать влияние
народной педагогики в
4. Разработать рекомендации по практическому применению полученных результатов.
Проблема исследования заключае
Объект исследования: семейное воспитание.
Предмет исследования: методы и средства народной педагогики в практике семейного воспитания.
Гипотеза: Если в семейном
Научно-практическая значимость: результаты данной работы можно использовать в различных образовательных учреждениях, при работе социального педагога, специалиста по социальной работе с семьями, детьми.
Использованные методы: эмпирич
База исследования: МОУ "Тотемская средняя общеобразовательная школа №3".
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы, приложений. Во введении показана актуальность исследования, обозначена проблема исследования, определены цели и задачи, объект и предмет исследования. В первом разделе раскрыты теоретические вопросы, такие как средства и методы воспитания, народная педагогика в семейном воспитании. Второй раздел посвящен практическим вопросам, таким как использование методов и средств народной педагогики, проведение методики исследования эффективности методов народной педагогики в практике семейного воспитания и анализ результатов. В заключении сделаны выводы по проблеме исследования. Список литературы составляет 21 источник
РАЗДЕЛ 1. ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
1.1 Историко-педагогическое осмысление системы народного воспитания
Исследования проблемы
народного воспитания современными
учеными дают право утверждать, что
в педагогической науке сложилась
концепция народной педагогики, установлен
ее предмет, определены источники, принципы,
методы, характерные особенности. Но
необходимость получения
Первые идеи народного воспитания обобщены в произведениях древнерусской культуры. Рассмотрим некоторые из них.
В "Поучении" киевского князя Владимира Мономаха много внимания уделяется развитию в подрастающем поколении лучших черт национального характера: доброты, милосердия, трудолюбия, гостеприимства и др. Так, призывая к доброте, В. Мономах учил: "Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев" [1,166]. В повседневной жизни князь наставлял творить добро: " Больного навестите, покойника проводите…" Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите" [1,167].
Автор "Поучения" призывал бороться с ленью как основной отрицательным качеством человека, приводящим ко многим бедам.
Приведенные педагогические
мысли великого киевского князя
заимствованы им из народной педагогики
и предназначались молодым
Вопросы народного воспитания
нашли отражение и в известном
поучительном произведении Древней
Руси XII века "Молении"
Систематические исследования
отечественной народной педагогики
были начаты благодаря усилиям
Зная народные обычай, обряды, традиции, ученый выступал за народное воспитание, так как оно, по его мнению, является живым образцом в процессе народного развития. Использование народной педагогики в общественном и семейном воспитании укрепляет и развивает в человеке, по словам К.Д. Ушинского, народность, народное самосознание и народный характер.
Великий русский писатель и педагог Л.Н. Толстой указывал на высокую значимость народного воспитания, отмечая, что жизненное образование является гораздо более нужным, чем школьное.
Опираясь на традиции народной педагогики, Л.Н. Толстой призывал к уважению личности ребенка, развитию его активности, творчества, рекомендовал относиться к ребенку как к личности, имеющей серьезные дела, мысли, запросы, работать вместе с ним над общим делом, передавать ему знания и умения по необходимости.
Л.Н. Толстой не только обобщал постулаты народной педагогики, но и реализовал их на практике: уроки в Яснопольской школе больше походили на семейное обучение крестьянских детей.
Большой вклад в изучении
- народной педагогики внес известный
этнограф и педагог Г.С. Виноградов,
давший описание сущности этого явления
как составной части
А.С. Макаренко, имея многолетний личный опыт учителя и воспитателя, пришел к убеждению, что педагогика рождается в живых движения людей, в традициях определенного коллектива. Он считал, что семейная трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека [11,398].
Один из видных исследователей вопросов народного воспитания А.Э. Измайлов отмечает, что народная педагогика рассматривает педагогические воззрения народа как выражение практической народной философии, как систему накопленного веками коллективного опыта народных масс по воспитанию молодого поколения, воплощенного в разнообразных памятниках устного народного творчества [21,14].
В современной науке вопрос обращения к народной педагогике не нов. В последние годы ее проблемами заинтересовались такие ученые, как: Д.И. Латышина, В.А. Николаев, И.П. Малютин и др. Изучая опыт народной педагогики, они отмечают, что русский народ имеет богатые традиции в области воспитания, которые развивались и совершенствовались в течение многих веков. Многообразие приемов и средств народного воспитания обеспечивало успешную подготовку детей к труду, семейной жизни, защите Родины, воспитывать подрастающее поколение на лучших образцах народной морали.
Изучение и освоение
традиционного этнокультурного
наследия - это возможность в современной
жизни создать оптимальную
1.2 Методы воспитания народной педагогики
Метод воспитания (от греческого "методос" - "путь") - путь достижения заданной цели воспитания. Применительно школьной практике можно сказать даже, что методы - это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, признанные выработать у них заданные целью воспитания качества.
В педагогической литературе
дается описание большого количества
методов. В настоящее время наиболее
объективной и удобной признана
классификация методов
Информация о работе Народная педагогика в семейном воспитании