Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:54, доклад
На современном этапе развития общества народная педагогика должна находить свое проявление, прежде всего в семейном воспитании, так как семья является воспитательной колыбелью человека. Нравственной этнопедагогики всех народов является идея семьи. Свои надежды на лучшее будущее народ связывал с благополучием семьи и стремление к благополучной жизни осуществлял через семью. Здесь следует подчеркнуть двойственную роль семьи в человеческом обществе с одной стороны, это модель общества, с другой интимная сфера, где полностью раскрывается духовный и физический потенциал человека.
Анализ интервью
При ответе родителей на вопросы интервью выяснилось следующее:
· Наиболее эффективными методами считают внушение, соревнование, беседа.
· На вопрос: "Принимали ли участие в воспитании своих внуков бабушки и дедушки?" родители ответили, что в воспитании ребенка часто принимала участие бабушка.
· К труду начали приучать с детства.
· Также как и ребенок, родители считают, что народную педагогику необходимо возрождать.
Обобщая, можно сделать вывод о том, что эта семья старается в воспитании своего ребенка сочетать различные методы, чаще всего используют методы внушения и беседы.
Анализ анкеты "Взаимоотношения в семье"
Анализируя ответы на данную анкету, мы пришли к выводу о том, что родители считают, что взаимоотношения в семье хорошие, т.к. конфликтов и споров в семье не возникает. Анкетируемый считает наиболее эффективными средствами воспитания: фольклор, стихи, литература. Наиболее эффективным методом воспитания ребенка родители считают внушение и пример.
Анализ опросника АСВ
Опросник АСВ позволяет
Нарушения семейного воспитания |
Количество баллов |
Интерпретация результатов |
|
Г+ гиперпротекция Г- гипопротекция |
4 из 7 7 из 8 |
Родители слишком мало времени уделяют ребенку |
|
У+ степень удовлетворения потребностей ребенка У- |
4 из 8 2 из 4 |
Родители стараются |
|
Т+ Количество требований к ребенку в семье Т- |
3 из 4 1из 4 |
Адекватное количество требований к ребенку |
|
З+ количество запретов З- |
1 из 4 1 из 3 |
Достаточное количество запретов для ребенка |
|
С+ количество санкций С- |
3 из 4 0 из 4 |
Чрезмерность санкций |
|
Н неустойчивая сила воспитания |
4 из 5 |
Присутствует либеральный стиль воспитания |
|
Таким образом, сделаем вывод о
том, что родитель уделяет мало внимания
ребенку, очень мало требует от ребенка,
отсутствует резкая смена приемов
воспитательных воздействий, родители
стараются удовлетворять
Анализ теста "Я и мой ребенок"
Проанализировав ответы на данный тест, мы выяснили, что родитель адекватно относится к своему ребенку. Может извиниться перед ребенком в случае своей неправоты, признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему. Старается воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка, но не может в любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком - это говорит о том, что родители очень мало внимания уделяют своему ребенку.
Семья №4
Анализ карты семьи
В ходе составления мы выяснили состав семьи, общие сведения о родителях и других членах семьи, материальном положении и выяснили, что данная семья является обеспеченной.
Анализ анкеты "Уровень нравственного воспитания"
По ответам на вопросы анкеты мы выяснили следующее:
· Отдает предпочтение современной эстрадной музыке, народной музыкой не интересуется
· Старается посещать учреждения культуры
· Считает, что народную педагогику необходимо возрождать
· Хочет быть похожим на самого себя
В целом по этим результатам можно сделать вывод о том, что ребенок не проявляет интереса к народной педагогике.
Анализ интервью
При ответе родителей на вопросы интервью выяснилось следующее:
· Наиболее эффективными методами считают похвалу.
· На вопрос: "Принимали ли участие в воспитании своих внуков бабушки и дедушки?" родители ответили, что в воспитании ребенка очень часто принимала участие бабушка, т.к. у нее большой опыт в воспитании детей. Также как и ребенок, родители считают, что народную педагогику необходимо возрождать.
· К труду начали приучать довольно поздно.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что эта семья наиболее эффективным методом воспитания ребенка считает похвалу.
Анализ анкеты "Взаимоотношения в семье"
Проанализировав данную анкету мы выяснили, что взаимоотношения в семье хорошие, члены семьи активно проводят свой досуг, стараются вместе отмечать различные праздники, например дни рождения детей, в семье существует традиция выезжать за город на природу. Таким образом, данная семья является благополучной, родители выполняют свои обязанности, касающиеся воспитания детей.
Анализ опросника АСВ
Опросник АСВ позволяет
Нарушения семейного воспитания |
Количество баллов |
Интерпретация результатов |
|
Г+ гиперпротекция Г- гипопротекция |
4 из 7 3 из 8 |
Родители достаточно времени уделяют ребенку |
|
У+ степень удовлетворения потребностей ребенка У- |
4 из 8 2 из 4 |
Родители стараются |
|
Т+ Количество требований к ребенку в семье Т- |
3 из 4 3из 4 |
Чрезмерное количество требований к ребенку |
|
З+ количество запретов З- |
1 из 4 1 из 3 |
Достаточное количество запретов для ребенка |
|
С+ количество санкций С- |
3 из 4 0 из 4 |
Чрезмерность санкций |
|
Н неустойчивая сила воспитания |
4 из 5 |
Присутствует демократический стиль воспитания |
|
Таким образом, сделаем вывод о
том, что родитель уделяет достаточно
внимания ребенку, но присутствует чрезмерное
количество требований к ребенку, родители
стараются удовлетворять
Анализ теста "Я и мой ребенок"
Проанализировав ответы на данный тест, мы выяснили, что родитель уважает своего ребенка т.к. может посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст. выделяет ребенку один день, когда он может делать что желает, вести себя как хочет. Может извиниться перед ребенком в случае своей неправоты, признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему, может в любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком - это говорит о том, что родители уделяют достаточно внимания своему ребенку.
Семья №5
Анализ карты семьи
В ходе составления мы выяснили состав семьи, общие сведения о родителях и других членах семьи, материальном положении и выяснили, что данная семья является разведенной.
Анализ анкеты "Уровень нравственного воспитания"
По ответам на вопросы анкеты мы выяснили следующее:
· Отдает предпочтение классической музыке, народной музыкой не интересуется
· Чаще всего играет в компьютерные игры, а не в народные
· Почти не посещает учреждения культуры
· Считает, что народную педагогику нужно обязательно возрождать
В целом по этим результатам можно сделать вывод о том, что ребенок проявляет большой интереса к народной педагогике, но считает, что ее нужно все-таки возрождать.
Анализ интервью
При ответе родителей на вопросы интервью выяснилось следующее:
· Наиболее эффективными методами считают упражнение, рассказ..
· На вопрос: "Принимали ли участие в воспитании своих внуков бабушки и дедушки?" родители ответили, что в воспитании ребенка принимала участие бабушка, она многому научила ребенка.
· К труду начали приучать с ранних лет.
· Родители считают, что народную педагогику нужно возрождать обязательно.
Таким образом, сделаем вывод о том, что эта семья старается в воспитании своего ребенка сочетать различные методы, чаще всего используют методы объяснения и беседы, но данная семья считает, что народную педагогику возрождать нужно обязательно.
Анализ анкеты "Взаимоотношения в семье"
Анализируя ответы на данную анкету, мы пришли к выводу о том, что родители считают, что взаимоотношения в семье хорошие , т.к. семья по мнению анкетируемого является дружной, но иногда все-таки возникают споры, которые в данной семье стараются разрешить мирными способом.. Наиболее эффективные средства в семье: фольклор, литература, религия. Наиболее эффективным методом воспитания ребенка родители считают упражнение и рассказ.
Анализ опросника АСВ
Опросник АСВ позволяет
При анализе ответов на данный опросник мы выяснили следующее:
Нарушения семейного воспитания |
Количество баллов |
Интерпретация результатов |
|
Г+ гиперпротекция Г- гипопротекция |
3 из 7 7 из 8 |
Родители слишком мало времени уделяют ребенку |
|
У+ степень удовлетворения потребностей ребенка У- |
4 из 8 2 из 4 |
Родители стараются |
|
Т+ Количество требований к ребенку в семье Т- |
4 из 4 1из 4 |
Чрезмерное количество требований к ребенку |
|
З+ количество запретов З- |
1 из 4 1 из 3 |
Достаточное количество запретов для ребенка |
|
С+ количество санкций С- |
3 из 4 0 из 4 |
Чрезмерность санкций |
|
Н неустойчивая сила воспитания |
4 из 5 |
Присутствует строгий стиль воспитания |
|
Таким образом, сделаем вывод о том, что родитель уделяет мало внимания ребенку, требует очень много от ребенка, родители стараются удовлетворять потребности ребенка.
Анализ теста "Я и мой ребенок"
Проанализировав ответы на данный тест,
мы выяснили, что родители воспитывают
ребенка в строгом стиле
Анализ проведенных занятий:
Для повышения уровня нравственного воспитания мы проводили следующие занятия: "Знатоки пословиц", "Знатоки природы", "Сказки"
В данных занятиях участвовали восемь детей из пяти семей различных категорий.
Анализ занятий: "Знатоки пословиц", "Знатоки природы", "Сказки"
Основной целью данных занятий является: воспитание нравственных чувств, приобщение детей к народной мудрости. Занятия показали, что дети имеют представление о пословицах, в ходе занятия выяснилось, что дети и не только показывали свои знания, но и узнали что-то новое. Мы считаем, что данное занятие полезно для детей, т.к. конечной целью пословиц всегда было воспитание.
В ходе занятия "Знатоки природы" дети получили представление о нравственной стороне отношения к природе. В ходе занятия дети осознали, почему надо бережно относиться к природе, по мнению детей "природу надо беречь, тогда она будет дарить нам радость, здоровье и силу…" Занятие имеет значимость в воспитании детей, т.к. природа способствует развитию эстетических чувств.
В ходе занятия "Сказки", дети показали очень хорошие знания, знают много русских народных сказок. Таким образом, мы сделали вывод о том, что у них богатые знания в области народного творчества. Данное занятие имеет большую значимость, т.к. мы считаем, что во многих сказках содержаться педагогические идеи.
Таким образом, сделаем следующий вывод, о том, что данные занятия являются необходимыми, т.к. они способствуют повышению нравственного уровня ребенка.
Анализ родительского собрания "Похвала или наказание в воспитании ребенка"
В ходе собрания мы выяснили, как родители относятся к методам похвалы и наказания, как необходимо хвалить и как наказывать ребенка, родители в ходе собрания рассказывали примеры из своей жизни о том, как они воспитывали детей. В конце собрания мы совместно с ними разработали правила похвалы и наказания. Таким образом, мы сделали вывод о том, что тема данного собрания является актуальной, т.к. родители должны знать какими методами воспитывать своего ребенка.
Мы составили следующую
Сравнительная таблица "Особенности семейного воспитания различных категорий семей"
Обеспеченная |
Многодетная |
Разведенная |
Неблагополучная |
Неполная |
|
1. Используемые методы
народной педагогики в |
|||||
Чаще всего в данной категории семьи используются методы поощрения и похвалы. |
Используют в воспитании детей методы внушения, соревнования, беседы. |
Методы приучения, упражнения, рассказ. |
Используют метод наказания. |
Методы объяснения, беседы, общественного мнения. |
|
2. Используемые средства народной педагогики |
|||||
Литература, стихи, музыка |
Стихи, сказки, природа |
Литература, религия, фольклор |
природа |
Музыка, пословицы, русский язык |
|
3. Приучение к труду детей |
|||||
Ребенок не приучен к труду |
Дети с раннего детства приучены к труду |
Родитель старается приучать к труду ребенка |
Дети приучены к труду с малых лет |
Ребенок приучен к трудовой деятельности с самого детства |
|
4. Влияние близких родственников на воспитание детей |
|||||
Близкие родственники в воспитании ребенка не участвуют. |
В воспитании детей участвует бабушка, она имеет большой опыт в воспитании детей |
Воспитывать ребенка помогала сестра, бабушка личным примером. |
В воспитании ребенка никто не принимал участие , родители сами воспитывали детей |
В воспитании ребенка помогали родственники. |
|
5. Отношение к народной педагогике. |
|||||
Считают, что необходимо внедрять в школьную программу уроки по воспитанию этических и нравственных норм. |
Да, конечно народную педагогику возрождать необходимо, т.к. по нашему мнению, благодаря ей, процесс воспитания будет эффективным. |
Думают, что ее необходимо возрождать, прежде всего, для развития наших детей |
Считают, что народную педагогику возрождать необязательно, т.к. у них есть свои способы воспитания. |
Считаю, что возрождать народную педагогику необходимо для укрепления института семьи. |
|
Информация о работе Народная педагогика в семейном воспитании