Народная педагогика в семейном воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:54, доклад

Описание работы

На современном этапе развития общества народная педагогика должна находить свое проявление, прежде всего в семейном воспитании, так как семья является воспитательной колыбелью человека. Нравственной этнопедагогики всех народов является идея семьи. Свои надежды на лучшее будущее народ связывал с благополучием семьи и стремление к благополучной жизни осуществлял через семью. Здесь следует подчеркнуть двойственную роль семьи в человеческом обществе с одной стороны, это модель общества, с другой интимная сфера, где полностью раскрывается духовный и физический потенциал человека.

Файлы: 1 файл

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ.docx

— 136.26 Кб (Скачать файл)

Анализ интервью

При ответе родителей на вопросы  интервью выяснилось следующее:

· Наиболее эффективными методами считают  внушение, соревнование, беседа.

· На вопрос: "Принимали ли участие  в воспитании своих внуков бабушки  и дедушки?" родители ответили, что  в воспитании ребенка часто принимала  участие бабушка.

· К труду начали приучать с детства.

· Также как и ребенок, родители считают, что народную педагогику необходимо возрождать.

Обобщая, можно сделать вывод  о том, что эта семья старается  в воспитании своего ребенка сочетать различные методы, чаще всего используют методы внушения и беседы.

Анализ анкеты "Взаимоотношения в семье"

Анализируя ответы на данную анкету, мы пришли к выводу о том, что родители считают, что взаимоотношения в  семье хорошие, т.к. конфликтов и  споров в семье не возникает. Анкетируемый считает наиболее эффективными средствами воспитания: фольклор, стихи, литература. Наиболее эффективным методом воспитания ребенка родители считают внушение и пример.

Анализ опросника АСВ

Опросник АСВ позволяет определить нарушения процесса семейного воспитания. При анализе ответов на данный опросник мы выяснили следующее:

 

Нарушения семейного воспитания

Количество баллов

Интерпретация результатов

 

Г+ гиперпротекция

Г- гипопротекция

4 из 7

7 из 8

Родители слишком мало времени уделяют ребенку

 

У+ степень удовлетворения потребностей ребенка

У-

4 из 8

2 из 4

Родители стараются удовлетворять  потребности своего ребенка

 

Т+ Количество требований к  ребенку в семье

Т-

3 из 4

1из 4

Адекватное количество требований к ребенку

 

З+ количество запретов

З-

1 из 4

1 из 3

Достаточное количество запретов для ребенка

 

С+ количество санкций

С-

3 из 4

0 из 4

Чрезмерность санкций

 

Н неустойчивая сила воспитания

4 из 5

Присутствует либеральный  стиль воспитания

 
       

Таким образом, сделаем вывод о  том, что родитель уделяет мало внимания ребенку, очень мало требует от ребенка, отсутствует резкая смена приемов  воспитательных воздействий, родители стараются удовлетворять потребности  ребенка. Таким образом, семейное воспитание является гармоничным.

Анализ теста "Я и мой ребенок"

Проанализировав ответы на данный тест, мы выяснили, что родитель адекватно  относится к своему ребенку. Может  извиниться перед ребенком в случае своей неправоты, признаться ребенку  в ошибке, совершенной по отношению  к нему. Старается воздерживаться от употребления слов и выражений, которые  могут ранить ребенка, но не может  в любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком - это говорит о том, что родители очень мало внимания уделяют своему ребенку.

Семья №4

Анализ карты семьи

В ходе составления мы выяснили состав семьи, общие сведения о родителях  и других членах семьи, материальном положении и выяснили, что данная семья является обеспеченной.

Анализ анкеты "Уровень нравственного воспитания"

По ответам на вопросы анкеты мы выяснили следующее:

· Отдает предпочтение современной  эстрадной музыке, народной музыкой  не интересуется

· Старается посещать учреждения культуры

· Считает, что народную педагогику необходимо возрождать

· Хочет быть похожим на самого себя

В целом по этим результатам можно  сделать вывод о том, что ребенок  не проявляет интереса к народной педагогике.

Анализ интервью

При ответе родителей на вопросы  интервью выяснилось следующее:

· Наиболее эффективными методами считают  похвалу.

· На вопрос: "Принимали ли участие  в воспитании своих внуков бабушки  и дедушки?" родители ответили, что  в воспитании ребенка очень часто  принимала участие бабушка, т.к. у  нее большой опыт в воспитании детей. Также как и ребенок, родители считают, что народную педагогику необходимо возрождать.

· К труду начали приучать довольно поздно.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что эта семья наиболее эффективным методом воспитания ребенка считает похвалу.

Анализ анкеты "Взаимоотношения в семье"

Проанализировав данную анкету мы выяснили, что взаимоотношения в семье  хорошие, члены семьи активно  проводят свой досуг, стараются вместе отмечать различные праздники, например дни рождения детей, в семье существует традиция выезжать за город на природу. Таким образом, данная семья является благополучной, родители выполняют  свои обязанности, касающиеся воспитания детей.

Анализ опросника АСВ

Опросник АСВ позволяет определить нарушения процесса семейного воспитания.При  анализе ответов на данный опросник мы выяснили следующее:

 

Нарушения семейного воспитания

Количество баллов

Интерпретация результатов

 

Г+ гиперпротекция

Г- гипопротекция

4 из 7

3 из 8

Родители достаточно времени  уделяют ребенку

 

У+ степень удовлетворения потребностей ребенка

У-

4 из 8

2 из 4

Родители стараются удовлетворять  потребности своего ребенка

 

Т+ Количество требований к  ребенку в семье Т-

3 из 4

3из 4

Чрезмерное количество требований к ребенку

 

З+ количество запретов

З-

1 из 4

1 из 3

Достаточное количество запретов для ребенка

 

С+ количество санкций

С-

3 из 4

0 из 4

Чрезмерность санкций

 

Н неустойчивая сила воспитания

4 из 5

Присутствует демократический  стиль воспитания

 
       

 

Таким образом, сделаем вывод о  том, что родитель уделяет достаточно внимания ребенку, но присутствует чрезмерное количество требований к ребенку, родители стараются удовлетворять потребности  ребенка. Таким образом, семейное воспитание является гармоничным.

Анализ теста "Я и мой ребенок"

Проанализировав ответы на данный тест, мы выяснили, что родитель уважает  своего ребенка т.к. может посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст. выделяет ребенку один день, когда  он может делать что желает, вести  себя как хочет. Может извиниться перед ребенком в случае своей  неправоты, признаться ребенку в  ошибке, совершенной по отношению  к нему, может в любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком - это говорит о том, что  родители уделяют достаточно внимания своему ребенку.

Семья №5

Анализ карты семьи

В ходе составления мы выяснили состав семьи, общие сведения о родителях  и других членах семьи, материальном положении и выяснили, что данная семья является разведенной.

Анализ анкеты "Уровень нравственного воспитания"

По ответам на вопросы анкеты мы выяснили следующее:

· Отдает предпочтение классической музыке, народной музыкой не интересуется

· Чаще всего играет в компьютерные игры, а не в народные

· Почти не посещает учреждения культуры

· Считает, что народную педагогику нужно обязательно возрождать

В целом по этим результатам можно  сделать вывод о том, что ребенок  проявляет большой интереса к  народной педагогике, но считает, что  ее нужно все-таки возрождать.

Анализ интервью

При ответе родителей на вопросы  интервью выяснилось следующее:

· Наиболее эффективными методами считают  упражнение, рассказ..

· На вопрос: "Принимали ли участие  в воспитании своих внуков бабушки  и дедушки?" родители ответили, что  в воспитании ребенка принимала  участие бабушка, она многому  научила ребенка.

· К труду начали приучать с ранних лет.

· Родители считают, что народную педагогику нужно возрождать обязательно.

Таким образом, сделаем вывод о  том, что эта семья старается  в воспитании своего ребенка сочетать различные методы, чаще всего используют методы объяснения и беседы, но данная семья считает, что народную педагогику возрождать нужно обязательно.

Анализ анкеты "Взаимоотношения в семье"

Анализируя ответы на данную анкету, мы пришли к выводу о том, что родители считают, что взаимоотношения в  семье хорошие , т.к. семья по мнению анкетируемого является дружной, но иногда все-таки возникают споры, которые  в данной семье стараются разрешить  мирными способом.. Наиболее эффективные средства в семье: фольклор, литература, религия. Наиболее эффективным методом воспитания ребенка родители считают упражнение и рассказ.

Анализ опросника АСВ

Опросник АСВ позволяет определить нарушения процесса семейного воспитания.

При анализе ответов на данный опросник мы выяснили следующее:

 

Нарушения семейного воспитания

Количество баллов

Интерпретация результатов

 

Г+ гиперпротекция

Г- гипопротекция

3 из 7

7 из 8

Родители слишком мало времени уделяют ребенку

 

У+ степень удовлетворения потребностей ребенка

У-

4 из 8

2 из 4

Родители стараются удовлетворять  потребности своего ребенка

 

Т+ Количество требований к  ребенку в семье Т-

4 из 4

1из 4

Чрезмерное количество требований к ребенку

 

З+ количество запретов

З-

1 из 4

1 из 3

Достаточное количество запретов для ребенка

 

С+ количество санкций

С-

3 из 4

0 из 4

Чрезмерность санкций

 

Н неустойчивая сила воспитания

4 из 5

Присутствует строгий  стиль воспитания

 
       

Таким образом, сделаем вывод о  том, что родитель уделяет мало внимания ребенку, требует очень много  от ребенка, родители стараются удовлетворять  потребности ребенка.

Анализ теста "Я и мой ребенок"

Проанализировав ответы на данный тест, мы выяснили, что родители воспитывают  ребенка в строгом стиле воспитания. Родители могут рассказать ребенку  поучительный случай из детства, представляющий их в невыгодном свете, устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть, поставить себя на место ребенка  Родители стараются воздерживаться от употребления слов и выражений, которые  могут ранить ребенка, но не может  в любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком.

Анализ проведенных занятий:

Для повышения уровня нравственного  воспитания мы проводили следующие  занятия: "Знатоки пословиц", "Знатоки природы", "Сказки"

В данных занятиях участвовали восемь детей из пяти семей различных  категорий.

Анализ занятий: "Знатоки пословиц", "Знатоки природы", "Сказки"

Основной целью данных занятий  является: воспитание нравственных чувств, приобщение детей к народной мудрости. Занятия показали, что дети имеют  представление о пословицах, в  ходе занятия выяснилось, что дети и не только показывали свои знания, но и узнали что-то новое. Мы считаем, что данное занятие полезно для  детей, т.к. конечной целью пословиц всегда было воспитание.

В ходе занятия "Знатоки природы" дети получили представление о нравственной стороне отношения к природе. В ходе занятия дети осознали, почему надо бережно относиться к природе, по мнению детей "природу надо беречь, тогда она будет дарить нам  радость, здоровье и силу…" Занятие  имеет значимость в воспитании детей, т.к. природа способствует развитию эстетических чувств.

В ходе занятия "Сказки", дети показали очень хорошие знания, знают много  русских народных сказок. Таким образом, мы сделали вывод о том, что  у них богатые знания в области  народного творчества. Данное занятие  имеет большую значимость, т.к. мы считаем, что во многих сказках содержаться  педагогические идеи.

Таким образом, сделаем следующий  вывод, о том, что данные занятия  являются необходимыми, т.к. они способствуют повышению нравственного уровня ребенка.

Анализ родительского  собрания "Похвала или наказание в воспитании ребенка"

В ходе собрания мы выяснили, как родители относятся к методам похвалы  и наказания, как необходимо хвалить  и как наказывать ребенка, родители в ходе собрания рассказывали примеры  из своей жизни о том, как они  воспитывали детей. В конце собрания мы совместно с ними разработали  правила похвалы и наказания. Таким образом, мы сделали вывод  о том, что тема данного собрания является актуальной, т.к. родители должны знать какими методами воспитывать  своего ребенка.

Мы составили следующую таблицу, для того чтобы выявить особенности  семейного воспитания различных  категорий семей:

Сравнительная таблица "Особенности семейного воспитания различных категорий семей"

 

Обеспеченная

Многодетная

Разведенная

Неблагополучная

Неполная

 

1. Используемые методы  народной педагогики в воспитании  детей

         

Чаще всего в данной категории семьи используются методы поощрения и похвалы.

Используют в воспитании детей методы внушения, соревнования, беседы.

Методы приучения, упражнения, рассказ.

Используют метод наказания.

Методы объяснения, беседы, общественного мнения.

 

2. Используемые средства  народной педагогики

         

Литература, стихи, музыка

Стихи, сказки, природа

Литература, религия, фольклор

природа

Музыка, пословицы, русский  язык

 

3. Приучение к труду  детей

         

Ребенок не приучен к труду

Дети с раннего детства  приучены к труду

Родитель старается приучать к труду ребенка

Дети приучены к труду  с малых лет

Ребенок приучен к трудовой деятельности с самого детства

 

4. Влияние близких родственников  на воспитание детей

         

Близкие родственники в воспитании ребенка не участвуют.

В воспитании детей участвует  бабушка, она имеет большой опыт в воспитании детей

Воспитывать ребенка помогала сестра, бабушка личным примером.

В воспитании ребенка никто  не принимал участие

, родители сами воспитывали  детей

В воспитании ребенка помогали родственники.

 

5. Отношение к народной  педагогике.

         

Считают, что необходимо внедрять в школьную программу уроки  по воспитанию этических и нравственных норм.

Да, конечно народную педагогику возрождать необходимо, т.к. по нашему мнению, благодаря ей, процесс воспитания будет эффективным.

Думают, что ее необходимо возрождать, прежде всего, для развития наших детей

Считают, что народную педагогику возрождать необязательно, т.к. у них  есть свои способы воспитания.

Считаю, что возрождать народную педагогику необходимо для укрепления института семьи.

 
           

Информация о работе Народная педагогика в семейном воспитании