Народная педагогика в семейном воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:54, доклад

Описание работы

На современном этапе развития общества народная педагогика должна находить свое проявление, прежде всего в семейном воспитании, так как семья является воспитательной колыбелью человека. Нравственной этнопедагогики всех народов является идея семьи. Свои надежды на лучшее будущее народ связывал с благополучием семьи и стремление к благополучной жизни осуществлял через семью. Здесь следует подчеркнуть двойственную роль семьи в человеческом обществе с одной стороны, это модель общества, с другой интимная сфера, где полностью раскрывается духовный и физический потенциал человека.

Файлы: 1 файл

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ.docx

— 136.26 Кб (Скачать файл)

47

Это общие методы воспитания. Они определяются целями, содержанием, средствами воспитания [13,532].

В этнопедагогике выделены следующие средства воспитания: слово, дело, религия, природа, традиции,. игра, общественное мнение. В соответствии с названными средствами методы народного  воспитания можно объединить также  на группы, как показано на таблице.

Методы воспитания

 

Словом

Делом

Религией

Природой  и искусством

Традициями

Игрой

 

Просьба

Совет

Намек

Рассказы

Приказ

Просьба

Пример

Приучение

Упражнение

Показ

Испытание

Поверье

Благословенье

Заклинание

Проклятье

Исповедание

Наблюдение

Воспроизведение

Сравнение

Знакомство с традициями

Осознание их

Имитация

Соревнование

Награда

Угроза

 
             

Разъяснения и убеждения применяются с целью формирования у детей положительного отношения к труду, достойного поведения в семье, школе, обществе. Для народной педагогики особое значение имеет показ способов выполнения различных видов труда. После разъяснения и показа вступают в силу упражнения, которые должны выработать необходимые навыки и приемы труда.

Назидание - один из распространенных приемов в семейной педагогике: отца - сыну, старшего - младшему, учителя - ученику.

Приучение как метод  народной педагогики типичен для  раннего детства. Приучают детей  вовремя ложиться спать и рано утром вставать, содержать игрушки  и одежду в порядке, делать вовремя  уроки, быть вежливыми с родителями, взрослыми, сверстниками и т.д.

Убеждение содержит в себе разъяснение и доказательство, т.е. показ конкретных образцов, с тем, чтобы ребенок не сомневался в  разумности определенных понятий, действий, поступков, постепенно накапливал нравственный опыт и потребность руководствоваться  им [8,45].

Поощрение, одобрение, похвала - важнейшие методы народного воспитания, оказывающее большое стимулирующее  воздействие на детей. Дети всегда испытывают потребность в оценке своего труда, поведения, игры. В дни семейных праздников, особенно в день рождения ребенка, поощрение  может быть выражено в преподнесении  недорогих подарков. Но поощрение  должно быть объективным, обоснованным, справедливым, оно должно соответствовать  одобряемой деятельности ребенка, чтобы  не порождать зазнайства, а наоборот - стимулировать на дальнейшие успехи.

Мы считаем, что личный пример - самый действенный метод  народного воспитания. Нравственный облик родителей, старших, учителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения  в семье, отношение.

Подводя итог сказанному, хочется  заметить, что методы очень тесно  взаимосвязаны со средствами, которым  мы уделим большое внимание в следующем  разделе.

1.3 Средства воспитания  народной педагогики

Под средствами воспитания народной педагогики понимаются каналы воздействия  на сознание и поведение ребенка  с целью сообщения необходимых  полезных сведений, формирования практических умений и навыков, развития мотивов  привычек нравственного поведения [15,456].

Среди исследователей народной педагогики нет единого мнения о средствах  воспитания. Не ставя перед собой  цели проанализировать все точки  зрения ученых на эту проблему, остановимся  на самых эффективных средствах  воспитания современных школьников, взяв за основу положение, высказанное  К.Д. Ушинским в известной работе " О народности в общественном воспитании": "Религия, природа, предания, законы, промышленность, литература и  т.д. - это все из чего слагается  историческая жизнь народа…" [19,110].

Обратимся к наиболее продуктивным средствам воспитания народной педагогики.

а) Природа.

Могучим средством воспитания является природа. Богата и красива природа  России, по-своему чудесен и прекрасен  каждый уголок нашей Родины.

Природа способствует развитию эстетических чувств, наблюдательности, воображения. Кто по- настоящему любит природу, как правило, добр в отношении  с людьми [4,56].

Необходимо помнить, что природа - источник прекрасного, и детям нужно  помочь понять и почувствовать всю  прелесть и красоту природы родного  края. Воспитание у юношей и девушек  эстетической чуткости к природе, глубокого  понимания красоты - сложная задача воспитателей, которая может быть решена разными разнообразными методами, важнейшими из которых являются те, которые основаны на непосредственное общение учащихся с природой (прогулки, туристические походы, сбор гербариев  и лекарственных трав и т.п.). В  целях более глубокого понимания  красоты природы полезны проведение бесед, организация фотовыставок, чтение и обсуждение художественных произведений писателей, беседы по творчеству художников - пейзажистов.

Воспитание эстетического отношения  к природе предлагает не только понимание  ее красоты, но и активное участие  школьников в охране природных богатств. В этом плане помогут субботники по озеленению территории школы, своего дома, улицы, соблюдение права пребывания на реке или в лесу во время туристических  походов, прогулок, рыбалки, сбора грибов, ягод и т.д. Такие виды активной деятельности по сохранению природы приносит учащимся удовлетворение и радость, воспитывают  у них эстетические потребности  и навыки вносить прекрасное в  окружающую жизнь.

Давно установлено, что человек  вырастает под непосредственным влиянием окружающей его природы. Ни современные небоскребы, ни бетонные магистрали не могут отгородить его  от нее. Лучше всего, когда человек  и природа находятся в тесном союзе.

Необходимо не только воспитать  в ребенке любовно - созерцательное отношение к природе, но и особенно важно использовать все возможности, чтобы постоянно развивать в  нем созидательное [21,30]. Нужно говорить, прежде всего, что вся окружающая среда, все живое нуждается в  человеческой опеке, помощи и поддержке, указать ребенку на объект, требующий  его заботы и внимания.

б) Религия.

Религия - одно из могущественных движений, обогащающих духовный потенциал  мировой истории [17,22].

Наиболее надежный путь приобретения знаний - обращение к источникам, документам, существующих с древних  времен, на которых основываются религиозные  учения.

Религиозное сознание как часть  общественного сознания играет большую  роль в жизнедеятельности человека, в формировании его личности. Поэтому  необходимо направлять усилия к использованию прогрессивных идей религиозной культуры и этики в воспитании детей и молодежи, в формировании полноценной личности со здоровыми индивидуально - социально значимыми потребностями - высокой нравственностью, милосердием, состраданием [17,123].

Важнейшей функцией религии, как мы уже отвечали, является воспитание. Учитывая фольклорную основу большинства  библейских историй, их нравственный смысл, можно говорить о том, что религия  является составной частью народной педагогики. Своими специфическими методами вера регулирует поведение человека.

Изучая педагогические труды русских  ученых, особенно тех, кто жил и  работал вдали родины, можно заметить, что задачу воспитания молодого поколения  они видели прежде в сбережении в  детях чувства любви к Родине, своей традиционной культуре.

Осуществить традиционное православное воспитание в современных условиях, руководствуясь законами Российской Федерации "Об образовании" и "О свободе  вероисповедания", можно с помощью  введения в школу факультативных курсов на основе православной этики, истории религии, духовной культуры России.

Каким образом следует проводить  духовное просвещение детей? Прежде всего, на уроках истории, литературы, факультативных занятиях необходимо знакомить  учащихся с Библией, особое внимание, уделяя новозаветной нравственности, любви к ближнему. Евангельские тексты помогают школьникам выяснить, что  такое совесть и как ее воспитывать, с чего начать работу над собой, почему плохо завидовать и ненавидеть, как  мешают человеку в жизни злоба  и неумение себя сдерживать, почему необходимы кротость, терпение. Изучая Таинства и обряды Православной церкви, Двунадесятые праздники, дети начинают понимать, насколько важно очищать  душу от разнообразной скверны.

В учебной деятельности, и на уроках литературы, мировой художественной культуры, истории, географии, музыки, изобразительного искусства необходимо рассказывать о святых подвижниках, их деяниях, духовной наследии, завещанном потомкам. Изучая творчество известных  ученых и писателей, учащиеся с интересом  узнают, какое место занимает вера в их творческом раздумье над вечными  проблемами бытия.

На примере жизни и деятельности таких святых, как Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Александр Невский, Серафим Саровский, Кирилл Белозерский  др., они учатся любить родину, помогать ближнему, слушаться родителей. Христианская культура воспитывает нравственного  человека.

Традиционное православное воспитание, характерное для русской народной педагогики, имеет глубокие корни. На протяжении многих веков русская  православная церковь была силой, сохраняющей  лучшие традиции нашего народа, лежащие  в основе его единства и целостности, а нравственность является стержнем личности [21,27]. Отказавшись в свое время от прошлого, мы отвернулись  от тысячелетней культуры, от вечных ценностей, что привело к негативным явлениям.

в) Фольклор

С искусством народа дети знакомятся с первой услышанной в раннем возрасте песни, сказки, в узнанной первой игре. Искусство следует за ним и  во взрослую жизнь. Русский фольклор - величайшее богатство нации, неотъемлемая часть художественной культуры, совершенное  творение многих веков [8,68].

Устное народное творчество представляет большую педагогическую ценность, состоящую  в его познавательном, воспитательном и эстетическом значениях, которые  неразрывно связаны между собой [5,123].

Познавательное значение фольклора  проявляется, прежде всего, в том, что  он отражает особенности явлений  реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление  о природе своей страны.

Воспитательное значение устного  народного творчества состоит в  том, что лучшие его произведения вдохновенны высокими прогрессивными задачами, любовью к Родине, стремление к миру, т.е. проникнуты идеями народной педагогики [5,125].

Эстетическое значение фольклорных  произведений состоит в том, что  они являются замечательным искусством слова, отличаются большим поэтическим  мастерством, что сказывается в  их построении, и в создании образов, и в языке.

Фольклор искусно пользуется вымыслом, фантастикой, а так же символикой, т.е. иносказательной передачей и  характеристикой явлений и их поэтизацией. В фольклоре выражаются художественные вкусы народа. Форма  его произведений веками отшлифовывались  творчеством мастеров слова. Поэтому  фольклор развивает эстетическое чувство, для него характерно раскрытие прекрасного  и в природе и человеке [5,126].

Все это обуславливает необходимость  работы с детьми на материале русского традиционного художественного  творчества, русской культуры.

Сегодня педагоги могут найти достаточное  количество научной и популярной литературы, содержащей исторические и этнографические сведения о  традиционной народной культуре. Знания о старинных обрядах, умение понимать и ценить фольклор, народное искусство, мы считаем, нужны подрастающему  поколению. Но абсолютизация фольклора  и этнографические реконструкции  в современном быте могут дать и отрицательный результат, так  как простое копирование фольклорных  образцов, ведущих к восприятию лишь внешней их стороны, без глубокого  внутреннего личного переживания, оказывается мертвым слепком [5,128].

Между тем, опыт работы с детьми убеждает, что многие явления, присущие традиционной народной культуре, проявляются в  естественных жизненных ситуациях. Надо выявить в структуре народной культуры те аспекты, которые быть освоены  детьми в их собственной деятельности и пережиты эмоционально. На этой основе можно решить задачи "вживания" детей в культуру своего народа, развить творческие способности, формировать  познавательные процессы, различные  умения и навыки.

г) Литература

Русская литература известна своими гуманистическими идеалами, гражданским  пафосом в формировании полноценной  человеческой личности, ее духовности и нравственности. Являясь частью духовной культуры народа, литература наряду с другими гуманистическими дисциплинами знакомит учащихся с культурой  народа [21,31].

Роль русской литературы оказалось  уникальной, тесно связанной с  поисками новых форм национального  бытия, со стремлением к обладанию  цельным знанием, с исканиями  нравственного идеала, которые стали  для русской литературы маяком [21,32].

Истинный писатель своим художественным творчеством соединяет прошлое  с настоящим и будущим; он укрепляет  и пополняет народную память, одновременно сам, питаясь от нее; стоит на страже самосознания, достоинства и культуры своего народа, заботясь о ее сохранении и укреплении.

Хотелось бы, чтобы при выборе произведений современных писателей  для чтения учитель рекомендовал учащимся, прежде всего те книги, которые  несут на себе отпечаток народной этической культуры, которая так  богато представлена в фольклоре, остерегая  их от заполонивших прилавки магазинов  книг, пропагандирующих разврат, насилие, жестокость, цинизм, аморальный образ  жизни.

Народная этика концентрирует  внимание на совестливость, трудолюбие, честность. В русской литературе можно найти достаточно примеров продолжения этих традиций. Например, в творчестве В.Г. Распутина, особенно в его повестях "Последний срок", "Прощание с Матерой". Распутинские старухи Анна и Дарья - носительницы лучших черт народной морали. То же самое  можно сказать и о произведениях  В.И. Белова, Е.И. Носова и других русских  писателей [21,32].

Информация о работе Народная педагогика в семейном воспитании