Народная педагогика в семейном воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:54, доклад

Описание работы

На современном этапе развития общества народная педагогика должна находить свое проявление, прежде всего в семейном воспитании, так как семья является воспитательной колыбелью человека. Нравственной этнопедагогики всех народов является идея семьи. Свои надежды на лучшее будущее народ связывал с благополучием семьи и стремление к благополучной жизни осуществлял через семью. Здесь следует подчеркнуть двойственную роль семьи в человеческом обществе с одной стороны, это модель общества, с другой интимная сфера, где полностью раскрывается духовный и физический потенциал человека.

Файлы: 1 файл

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ.docx

— 136.26 Кб (Скачать файл)

Актуальность нашего исследования определяется необходимостью:

- более широкого внедрения  в педагогический процесс методов  семейного воспитания;

- решения конкретных задач  повышения уровня знаний детей  и их родителей о традициях  и обычаях русского и адыгского  народов;

- совершенствования средств  педагогического воздействия, направленных  на сохранение и приумножение  богатств традиционной культуры  семейного воспитания этносов.

В связи с вышеизложенным, возникает проблема исследования: каковы наиболее существенные черты семейного  воспитания в обществах и культурах  традиционного типа русского и адыгского  народов.

Решение проблемы является целью  исследования.

В сравнительно-сопоставительном аспекте традиционные системы семейного  воспитания русского и адыгского  народов не были предметом специального изучения. Это обусловило выбор темы нашего исследования: «Педагогические  ценности семейного воспитания в  традиционных культурах русского и  адыгского народов».

Объектом исследования явилась  педагогическая культура русского и  адыгского народов.

Предмет исследования - специфика  педагогических ценностей семейного  воспитания в традиционных культурах  русского и адыгского народов.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования необходимо было решить следующие основные задачи:

- определить сущность  и особенности семейного воспитания  на основе психолого-педагогического,  исторического анализа литературы;

- выявить особенности,  обусловившие специфику семейного  воспитания русского народа;

- раскрыть современное  состояние традиционной системы  семейного воспитания адыгского  народа;

- учет половозрастных  особенностей детей в семейном  воспитании;

- сравнить основные идеи  семейного воспитания в культурах  русского и адыгского народов;

- выявить наиболее важные  характеристики семейного воспитания, присущие традиционным культурам  русского и адыгского народов.

Методологической основой  проведенного исследования явилась  совокупность следующих положений:

- использование философских,  гносеологических теорий в оценке  культурных, духовно-нравственных и  педагогических ценностей;

- признание человека высшей  ценностью в обществе;

- диалектический подход  к анализу исследуемых фактов, явлений; -трансформация педагогических  ценностей изменениями социальноэкономических  условий жизни общества и потребностями  людей;

- объективность в подборе  фактов, явлений, анализе исследуемых  процессов.

Использовались также  системный и комплексный подход к исследуемым педагогическим явлениям.

Теоретической основой исследования явились идеи, концепции, раскрывающие:

- сущность педагогического  процесса (Ш.А.Амонашвили, Ю.К.Бабанский,  Б.Т.Лихаяев, А.С.Макаренко, Н.Д.Никаидров,  В.А.Сластенин, В.А.Сухомлинский, К.Д.  Ушинский, В.К.Шаповалов, Е.Н.Шиянов  и др.);

- историко-педагогический  процесс как составную часть  культурноисторического процесса (Б.М.Бим-Бад,  М.В.Богуславский, Н.К.Гончаров, В.И.Додонов,  А.Н.Джуринский, П.Ф.Каптерев, Г.Б.Корнетов, В.В.Макаев, Е.Н.Медьшский, Л.Н.Модзалевский, А.И.Пискунов, З.И.Равкин, ЛЛ.Сулрунова,  Ф.А.Фрадкин, М.Ф.Шабаева и др.);

- проблемы сравнительных  педагогических исследований (О.Анвайлер, Б.Л.Вульфсон, М.В.Кларин, В.Кумарин,  З.А.Малькова, Г.В.Микаберидзе, Н.Д.Никандров,  В.Г.Разумовский, М.Л.Родионов, К.И.Салимова, В.А.Сластенин, М.А.Соколова, С.А.Тангян, А.Е.Ширинский и др.);

- психологические основы  воспитания и образования (Б.Г.Ананьев,  В.В.Белоус, П.П.Блонский, Л.И.Божович,  Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, К.К.Платонов, П.М.Якобсон и др.);

- проблемы семейного воспитания  и другие вопросы этнопедагогики (И.А.Арабов, Б.Х.Бгажноков, Х.Х.-М.Батчаева, Б.М.Борлакова, К.И. Бузаров, А.Ю.Гранкин,  В.К.Кочисов, Ф.Т.Кущетерова, Г.Х.Мамбетов, А.И.Мусукаев, К.Б.Семенов, А.С.Семенова, Б.А.Тахохов, С.Б.Узденова;, Е.Е.Хатаев, И.А.Шоров и др.).

Методы исследования: теоретический  анализ состояния исследуемой проблемы; изучение первоисточников; сравнительно-исторический и ретроспективный анализ; обобщение  и систематизация полученных результатов.

Источниками исследования явились  материалы по истории, этнографии, народному  творчеству, краеведению, педагогическая и документально-художественная литература, психолого-педагогические труды по исследуемой проблеме, учебные программы  и учебники, методическая литература.

Основные этапы исследования.

Первый этап (2001-2003) связан с изучением состояния проблемы исследования; установление степени  научной разработанности вопросов этнопедагогики семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народов; изучение архивных и библиографических источников; обработка и систематизация полевых  записей.

Второй этап (2003-2004) определялся  систематизацией накопленного материала, осмысливались и обобщались результаты исследования, проводилась их апробация  и оформлялся текст диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: - рассмотрены сущностные характеристики семейного воспитания в традиционных педагогических культурах русского и адыгского народов;

- уточнены воспитательные  возможности национальных педагогических  культур русского и адыгского  народов;

- охарактеризован сложившийся  в опыте русского и адыгского  народов идеал воспитания мужчины  и женщины, цель воспитания (совершенный  человек) и составные компоненты (задачи) воспитания: раскрытие физического  и нравственного потенциала человека, обеспечение его физического  и нравственного здоровья;

- обоснована историческая  закономерность подготовки подрастающего  поколения к семейной жизни  и семейным обязанностям, соответствующих  общечеловеческой нравственности;

- сопоставлены и выявлены  наиболее важные педагогические  ценности семейного воспитания, свойственные традиционным педагогическим  культурам русского и адыгского  народов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем  конкретезированы сущность, структура  и основные характеристики семейного  воспитания, которые могут послужить  для повышения уровня профессиональной деятельности будущего учителя с  целью формирования у него методических и технологических основ воспитательной работы со школьниками. Система семейного  воспитания в традиционных культурах  русского и адыгского народов  является как бы концептуальным методологическим регулятивом, интегрирующим в себе содержательные элементы национальной культуры. Транслируясь через призму современных социальных установок, она является ориентиром образовательной  политики государства, направленной на формирование национального самосознания. Единство теоретического, организационного и технологического сторон должно быть определяющим в системе возрождения  педагогического наследия русского и адыгского народов.

Практическая значимость исследования. Положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть включены в курсы теории и истории педагогики средних  и высших специальных педагогических заведениях, в учебные пособия  по семейной педагогике. Материалы  могут быть использованы в курсах «Педагогика межнационального общения», «Этнопедагогика народов Северного  Кавказа», специальных курсах, освещающих вопросы теории и методики семейного  воспитания, а также в практике воспитательной деятельности учителей общеобразовательных школ. Теоретические  положения и методические материалы  представляют интерес для учителей и родителей в их воспитательной работе.

Достоверность и обоснованность результатов исследования, содержащихся в диссертации, обеспечивается его  методологической основой, позволившей  наметить научные подходы к исследованию проблемы, применением разнообразных  и адекватных предмету, целям и  задачам исследования методов, а  также проверкой эффективности  разработанных теоретических положений  и их внедрением в воспитательную практику. На защиту выносятся следующие  положения:

1. Семья является основой  разностороннего гармонического  формирования личности.

2. Представление русского  и адыгского народов об идеале  воспитания как совершенном человеке  с высоким уровнем общественного  сознания, обладающего богатством  знаний и являющегося носителем  культурно -этнических ценностей,  обычаев и традиций.

3. Специфика содержания  семейного воспитания в русской  народной педагогике и этнические  особенности адыгской семьи, обусловившие  проблему воспитания детей.

4. Содержание семейного  воспитания в традиционных культурах  русского и адыгского народов  заключается в том, что в  семье происходит физическое  развитие, подготовка к трудовому  образу жизни, овладение родным  языком, национальной культурой,  формирование эстетического сознания, подготовка к семейной жизни  и умению общаться в семье.

5. Целесообразность использования  традиций семейного воспитания  в русской и адыгской народных  педагогик в современной системе  семейного воспитания, в повышении  уровня воспитанности детей. Апробация  и внедрение полученных результатов.  Апробация результатов исследования  проводилась в образовательно-воспитательном  процессе Карачаево-Черкесского,  Кабардино-Балкарского и Адыгейского  государственных университетов.  Результаты исследования представлены  на конференциях в гг. Магас  (2004), Ростове-на-Дону (2004), Нальчике (2003,2004), Карачаевске (2004). Опубликованные  материалы использовались членами  кафедр педагогики Кабардино-Балкарского и Карачаево-Черкесского государственных университетов на занятиях по дисциплинам педагогического цикла, при выполнении студентами учебной и научно-исследовательской работы.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка литературы.

Заключение диссертации 

по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования", Жерукова, Амират Аслановна

 

Результаты исследования позволили выявить и охарактеризовать такие основные средства семейного  воспитания как общение, игра, труд, физическая подготовка, художественная деятельность детей. Спецификой общения  родителей и детей являлась его  высокая педагогическая культура: проявление педагогического такта, создание атмосферы  доверия и любви, направленность общения на развитие природных сил  и способностей, включение детей  в систему отношений, желательных  родителям, семье и обществу.

Формами общения являлись встречи у родного очага, костра в поле, прием гостей с соблюдением  правил «Домостроя» у русских  и «Адыге хабзэ» у адыгов. Большое  воспитательное и образовательное  значение имела ранняя посильная  трудовая деятельность детей. Она обусловливала  формирование трудолюбия, осознанный выбор профессии, выработку нравственности, формирование самосознания. В музыкальной  культуре, которую осваивали дети, отражались требования народа к духовному  становлению совершенной личности, овладению национальной культурой. Такие методы семейного воспитания, как уход за детьми, пример родителей, убеждение, упражнения, поощрения и  наказания отличаются глубоким гуманизмом. Эти методы стимулировали развитие положительных черт личности. Глубокий педагогический смысл имели такие  приемы воздействия на детей, как  благословения родителей, благопожелания, назидания, ирония, шутка, испытания, клятва. Эти средства, методы и приемы дополнялись  организацией родителями, обществом  активного самовоспитания молодежи, которое семейная педагогика рассматривала  в то же время как итог воспитательной деятельности. Наряду с педагогическим воздействием родителей, старших членов семьи, общества формирование личности включало в себя процесс социализации. Важнейшими как для народной педагогики русских, так и для народной педагогики адыгов средствами и методами социализации подрастающего поколения в условиях семьи выступали обряды, посвященные  рождению ребенка, бытовые и семейные праздники, свадьбы, трудовые традиции семейных династий, участие детей  в обрядах, связанных с похоронами. Особенностью семейного воспитания у адыгов были фамильные сборы, деятельность советов старейшин.

Традиции, положения народной педагогики о средствах, способах и  приемах семейного воспитания и  социализации подрастающего поколения  в условиях русского и адыгского  обществ являются источниками обогащения современной теории и методики семейного  воспитания.

 

Народная педагогика воспитывает  людей в духе сложившихся традиций во времени и пространстве. Все  имеющиеся воспитательные институты  занимают определенную территорию, пространство, где осуществляется процесс воспитания во взаимодействии между собой. Они  входят в структуру тех или  иных воспитательных пространств как  своеобразные территориальные социально-педагогические целостности, под суммарным, обобщенным влиянием которых и происходит развитие подрастающих поколений.

Семья рассматривается как  педагогическая система, в процессе функционирования которой порождается  целенаправленный процесс воспитания. Семья - необходимейший • и наиболее массовый компонент педагогической действительности и воспитательных пространств как форма их существования, в то же время она сама функционирует  как воспитательное пространство.

Выделяют две группы компонентов  этнопедагогического пространства:

Первая из них - люди, члены  семьи, среди них воспитанники, дети, нуждающиеся в педагогической заботе, и затем воспитатели, оказывающие  такую заботу, - это родители, бабушки  и дедушки, другие члены семьи, старшие, готовые в той или иной мере проявить эту 'заботу. Вторая группа компонентов  — это предметы материального  мира. Они представляют собой или  специально созданные средства воспитания (игрушки, учебники, книги, орудия труда), или предметы, создающие материальные условия для воспитания (жилища для  семьи, другие постройки). К ним в  условиях семьи можно отнести  и домашних животных, помогающих семье  обеспечивать себя продуктами и в  то же время требующих специального ухода за собой и со стороны  детей. Эти компоненты прослеживаются и в этнопедагогике русской и  адыгской семьи.

Как целостная этнически  целесообразная и самобытная система  воспитания педагогическая культура семьи  позволяет обеспечивать на протяжении многих веков мирное сосуществование  многих народов в условиях полиэнической  среды. Идеи и опыт традиционных систем воспитания в семье свидетельствуют  о больших возможностях в области  культуры общения народов и наций  в общечеловеческом аспекте.

Педагогическая культура семейного воспитания, рассматриваемых  народов позволяет успешно реализовать  все ведущие направления формирования личности - забота о здоровье и физическом развитии ребенка, умственная, трудовая подготовка, нравственно-эстетическая ориентация сознания, регулирование  поведения каждого человека, самовоспитание и перевоспитание.

Информация о работе Народная педагогика в семейном воспитании