Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:54, доклад
На современном этапе развития общества народная педагогика должна находить свое проявление, прежде всего в семейном воспитании, так как семья является воспитательной колыбелью человека. Нравственной этнопедагогики всех народов является идея семьи. Свои надежды на лучшее будущее народ связывал с благополучием семьи и стремление к благополучной жизни осуществлял через семью. Здесь следует подчеркнуть двойственную роль семьи в человеческом обществе с одной стороны, это модель общества, с другой интимная сфера, где полностью раскрывается духовный и физический потенциал человека.
Актуальность нашего исследования определяется необходимостью:
- более широкого внедрения
в педагогический процесс
- решения конкретных задач
повышения уровня знаний детей
и их родителей о традициях
и обычаях русского и
- совершенствования средств
педагогического воздействия,
В связи с вышеизложенным, возникает проблема исследования: каковы наиболее существенные черты семейного воспитания в обществах и культурах традиционного типа русского и адыгского народов.
Решение проблемы является целью исследования.
В сравнительно-сопоставительном аспекте традиционные системы семейного воспитания русского и адыгского народов не были предметом специального изучения. Это обусловило выбор темы нашего исследования: «Педагогические ценности семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народов».
Объектом исследования явилась педагогическая культура русского и адыгского народов.
Предмет исследования - специфика педагогических ценностей семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народов.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования необходимо было решить следующие основные задачи:
- определить сущность
и особенности семейного
- выявить особенности,
обусловившие специфику
- раскрыть современное
состояние традиционной
- учет половозрастных особенностей детей в семейном воспитании;
- сравнить основные идеи
семейного воспитания в
- выявить наиболее важные
характеристики семейного
Методологической основой проведенного исследования явилась совокупность следующих положений:
- использование философских,
гносеологических теорий в
- признание человека высшей ценностью в обществе;
- диалектический подход
к анализу исследуемых фактов,
явлений; -трансформация педагогических
ценностей изменениями
- объективность в подборе фактов, явлений, анализе исследуемых процессов.
Использовались также системный и комплексный подход к исследуемым педагогическим явлениям.
Теоретической основой исследования явились идеи, концепции, раскрывающие:
- сущность педагогического
процесса (Ш.А.Амонашвили, Ю.К.Бабанский,
Б.Т.Лихаяев, А.С.Макаренко, Н.
- историко-педагогический
процесс как составную часть
культурноисторического
- проблемы сравнительных
педагогических исследований (О.Анвайлер,
Б.Л.Вульфсон, М.В.Кларин, В.Кумарин,
З.А.Малькова, Г.В.Микаберидзе, Н.Д.
- психологические основы
воспитания и образования (Б.Г.
- проблемы семейного воспитания
и другие вопросы
Методы исследования: теоретический
анализ состояния исследуемой
Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, народному творчеству, краеведению, педагогическая и документально-художественная литература, психолого-педагогические труды по исследуемой проблеме, учебные программы и учебники, методическая литература.
Основные этапы исследования.
Первый этап (2001-2003) связан
с изучением состояния проблемы
исследования; установление степени
научной разработанности
Второй этап (2003-2004) определялся систематизацией накопленного материала, осмысливались и обобщались результаты исследования, проводилась их апробация и оформлялся текст диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: - рассмотрены сущностные характеристики семейного воспитания в традиционных педагогических культурах русского и адыгского народов;
- уточнены воспитательные
возможности национальных
- охарактеризован сложившийся
в опыте русского и адыгского
народов идеал воспитания
- обоснована историческая
закономерность подготовки
- сопоставлены и выявлены
наиболее важные
Теоретическая значимость исследования
состоит в том, что в нем
конкретезированы сущность, структура
и основные характеристики семейного
воспитания, которые могут послужить
для повышения уровня профессиональной
деятельности будущего учителя с
целью формирования у него методических
и технологических основ
Практическая значимость
исследования. Положения и выводы,
полученные в процессе исследования,
могут быть включены в курсы теории
и истории педагогики средних
и высших специальных педагогических
заведениях, в учебные пособия
по семейной педагогике. Материалы
могут быть использованы в курсах
«Педагогика межнационального общения»,
«Этнопедагогика народов
Достоверность и обоснованность
результатов исследования, содержащихся
в диссертации, обеспечивается его
методологической основой, позволившей
наметить научные подходы к исследованию
проблемы, применением разнообразных
и адекватных предмету, целям и
задачам исследования методов, а
также проверкой эффективности
разработанных теоретических
1. Семья является основой
разностороннего
2. Представление русского
и адыгского народов об идеале
воспитания как совершенном
3. Специфика содержания
семейного воспитания в
4. Содержание семейного
воспитания в традиционных
5. Целесообразность
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка литературы.
Заключение диссертации
по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования", Жерукова, Амират Аслановна
Результаты исследования
позволили выявить и
Формами общения являлись
встречи у родного очага, костра
в поле, прием гостей с соблюдением
правил «Домостроя» у русских
и «Адыге хабзэ» у адыгов. Большое
воспитательное и образовательное
значение имела ранняя посильная
трудовая деятельность детей. Она обусловливала
формирование трудолюбия, осознанный
выбор профессии, выработку нравственности,
формирование самосознания. В музыкальной
культуре, которую осваивали дети,
отражались требования народа к духовному
становлению совершенной
Традиции, положения народной педагогики о средствах, способах и приемах семейного воспитания и социализации подрастающего поколения в условиях русского и адыгского обществ являются источниками обогащения современной теории и методики семейного воспитания.
Народная педагогика воспитывает
людей в духе сложившихся традиций
во времени и пространстве. Все
имеющиеся воспитательные институты
занимают определенную территорию, пространство,
где осуществляется процесс воспитания
во взаимодействии между собой. Они
входят в структуру тех или
иных воспитательных пространств как
своеобразные территориальные социально-
Семья рассматривается как педагогическая система, в процессе функционирования которой порождается целенаправленный процесс воспитания. Семья - необходимейший • и наиболее массовый компонент педагогической действительности и воспитательных пространств как форма их существования, в то же время она сама функционирует как воспитательное пространство.
Выделяют две группы компонентов
этнопедагогического
Первая из них - люди, члены семьи, среди них воспитанники, дети, нуждающиеся в педагогической заботе, и затем воспитатели, оказывающие такую заботу, - это родители, бабушки и дедушки, другие члены семьи, старшие, готовые в той или иной мере проявить эту 'заботу. Вторая группа компонентов — это предметы материального мира. Они представляют собой или специально созданные средства воспитания (игрушки, учебники, книги, орудия труда), или предметы, создающие материальные условия для воспитания (жилища для семьи, другие постройки). К ним в условиях семьи можно отнести и домашних животных, помогающих семье обеспечивать себя продуктами и в то же время требующих специального ухода за собой и со стороны детей. Эти компоненты прослеживаются и в этнопедагогике русской и адыгской семьи.
Как целостная этнически целесообразная и самобытная система воспитания педагогическая культура семьи позволяет обеспечивать на протяжении многих веков мирное сосуществование многих народов в условиях полиэнической среды. Идеи и опыт традиционных систем воспитания в семье свидетельствуют о больших возможностях в области культуры общения народов и наций в общечеловеческом аспекте.
Педагогическая культура
семейного воспитания, рассматриваемых
народов позволяет успешно
Информация о работе Народная педагогика в семейном воспитании