Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:54, доклад
На современном этапе развития общества народная педагогика должна находить свое проявление, прежде всего в семейном воспитании, так как семья является воспитательной колыбелью человека. Нравственной этнопедагогики всех народов является идея семьи. Свои надежды на лучшее будущее народ связывал с благополучием семьи и стремление к благополучной жизни осуществлял через семью. Здесь следует подчеркнуть двойственную роль семьи в человеческом обществе с одной стороны, это модель общества, с другой интимная сфера, где полностью раскрывается духовный и физический потенциал человека.
Из широко распространенных средств физического воспитания необходимо указать на башкирскую борьбу (к0р2ш), которая составляла неотъемлемый компонент каждого праздника, свадьбы и других увеселительных мероприятий. Башкирская борьба развивает силы, выносливость, быстроту реакции, ловкость, способствует воспитанию инициативы, уверенности, мужества.
В семьях с народно-педагогическими
традициями высок и устойчив авторитет
родителей. С первых дней своей жизни
ребенок слышит колыбельные песни,
где воспевается семья и труд,
слышит обращение к себе как к
помощнику отца или помощнице
матери. Подрастая, дети слышат сказки
из уст своих родителей о
2.3. Значение «материнской школы» и «школы сверстников» в жизни человека
Первые шесть лет роста
и развития человека великий Я.А.
Коменский мудро назвал периодом
«материнской школы». Действительно, в
этот период ребенок тесно связан
с матерью и многое в развитии
ребенка зависит от мудрости матери.
С момента появления на свет ребенок
биологически зависит от матери, со
временем биологическая зависимость
переходит в эмоциональную
Наиболее развитые дети бывают не у тех матерей, которые с детьми проводят больше времени, и не у тех, кто постоянно о чем – то рассказывает, что-то разъясняет ребенку, а у тех матерей, кто в игры детей не вмешивается, но способствует тому, чтобы ребенок сам открывал мир. Такие мамы всегда бывают рядом, всегда под рукой, всегда готовы комментировать детские «открытия», расширять их, побуждать к новым, связывать только что сделанные «открытия» с уже имеющимися знаниями, приводить их в систему, которая в сознании ребенка станет фундаментом дальнейшего обучения.
Жизненная уверенность - предпосылка всего дальнейшего социального развития ребенка:
-
осознание самобытности
-
общественные роли каждого
-
врастание в социальное
Известно, насколько велика роль самоконтроля в жизни человека, к тому же самоконтроль в раннем возрасте - это первый шаг к позже развивающемуся волевому усилию.
От 1 года до 1,5 лет - время приучения к горшку. В результате длительной кропотливой работы ребенок начинает осознавать наполненность мочевого пузыря и потребность в его освобождении и может дать знак если ребенок это делает, его надо хвалить за это.
С 1,5 – 2 лет у ребенка
формируют трудолюбие через самообслуживающий
труд, постоянные трудовые поручения,
привлечение к совместному
2 – 3 года считается
сенситивным периодом к
- Не сломать ребенка, не сделать его хилым безвольным, понукаемым на всю жизнь;
- Не
сделать ребенка тираном. Если
неудачно реагировать на
С 3 – 6 лет – время расцвета фантазии. Ведущая деятельность этой поры – игра, дети разыгрывают сложные сюжетные игры, здесь можно наблюдать игру их фантазии. В играх в маму – папу, в магазин и др. они поражают своей наблюдательностью.
Примерно с 3 лет ребенок начинает играть не только рядом или в обществе детей, но и вместе с ними. Заботливые матери включают своих детей в общество сверстников. Термин внесен в научный оборот Г.Н. Волковым. Под «школой сверстников» подразумевается дворовая или уличная разновозрастная компания, в которую непременно попадает ребенок, если выходит на улицу поиграть. В эту компанию входят дети двора в городе, улицы или части улицы в деревне в возрасте примерно от 6 – 14 лет. В этой компании свои правила и обычаи, своя иерархия, свой язык. Известно, как сжимается сердце родителей, когда их сын выходит во двор и становится «своим» в дворовой компании. Все дети проходят «школу сверстников», но, как ни странно, абсолютное большинство их не становится ни сквернословами, ни проститутками, ни ворами, так как в большинстве семей царит нравственная атмосфера. Общаясь с семьей и со «школой», ребенок проходит нравственную закалку, может стать борцом за нравственную чистоту своей компании.
Если чадолюбивые родители все-таки уберегут ребенка от «школы сверстников», то такой ребенок окажется беззащитным при столкновениях с грубыми жизненными обстоятельствами, не способными адаптироваться к общественным отношениям.
Таким образом, если «материнская школа» имеет огромную роль в становлении ребенка как человека, то «школа сверстников» играет важную роль в социальном становлении личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья занимает особое место
в народной педагогике, поскольку
она рассматривалась в
Общей стержневой проблемой башкирской народной педагогики является не только воспитание ребенка, подрастающего поколения, а воспитание вообще человека. В воспитательном отношении ребенок и взрослый четко не разграничиваются, ибо народ полагает, что человек развивается, совершенствуется на протяжении всей своей жизни. Но при этом подчеркивается, что привитие и формирование желательных нравственных качеств происходит в детском возрасте. Народная мудрость гласит: «Чего не было в 16, того не жди в 60 лет» (Ун алтыла булма3а, алтмышта ла к0тм2Ё.
Преимущество народно-
Средства, методы, приемы народной педагогики при умелом использовании являются каналами духовной связи родителей и детей, старшего и младшего поколений, поэтому важно сохранение народной педагогики в семье.
Волков Г.Н. Этнопедагогика
Истину воспитания и образования
легче познать в сопоставлении
различных педагогических систем, опыта
прошлого и настоящего. Сравнительное
изучение традиционного педагогического
опыта народов России может служить
средством модернизации воспитательных
систем в нашем отечестве. Сравнительная
педагогика как наука призвана объективно
изучать в сопоставительном плане
народный опыт воспитания. Задачи отечественной
сравнительной педагогики сводятся
к изучению процессов, происходящих
в сфере образования и
Термин «сравнительная педагогика»
впервые введен М.А.Жульеном Парижским
В' начале XIX века. В России сравнительная
педагогика выделилась в самостоятельную
область педагогической науки относительно
недавно. Считается, что основоположником
ее является К.Д.Ушинский. Его отдельные
исследования содержат в информативном
плане сравнения систем образования
во Франции, Англии, Германии и Северной
Америке. Большой вклад в создание
фундамента сравнительной педагогики
внесли Л.Н.Модзалевский, П.Ф.Каптерев.
Существенный интерес вызывают работы
известных отечественных
В 70-80-е годы вышли в
свет учебные пособия, монографии и
сборники научных трудов по проблемам
сравнительной педагогики. В них
освещались основные направления реформирования
зарубежных систем образования, вопросы
модернизации педагогического процесса,
раскрывались глобальные тенденции
и национальная специфика воспитания
учащихся. С середины 80-х годов
исследования по сравнительной педагогике
характеризуются более
Установленные сравнительной
педагогикой закономерности развития
образовательных систем, обобщения
и выводы о совершенствовании
образования и воспитания, рекомендации
о модернизации школы могут оказать
существенную помощь современной педагогической
науке и школьной практике. Использование
положений сравнительной
Педагогические ценности семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народов представляются весьма актуальными на современном этапе. Особенности семейного воспитания, проявляющиеся в литературных памятниках народа, могут успешно использоваться в воспитательной деятельности родителей.
При характеристике семьи мы использовали работы ученых А.И.Антонова, В.А.Борисова, Э.К.Васильевой, С.Я.Вульфсона, О.К.Лосевой, А.Г.Харчева и других.
В исследовании общих вопросов семейной педагогики мы опирались на труды педагогов: Ю.А.Азарова, Ю.Н.Бабанского, А.Ю.Гранкина, И.В.Гребенникова, Г.И.Куцебо, Е.И.Наседкиной, А.М.Низовой, П.П.Пивненко и других.
Касаясь вопросов формирования личности ребенка в семье мы использовали исследования психологов: К.А.Абульханова-Славской, Б.Г.Ананьева, Л.И.Божовича, С.В.Ковалева, И.С.Кона, А.И.Леонтьева, Р.В.Овчаровой, С.Л.Рубинштейна и других.
Семья является основным фактором
сбережения национальной культуры, национальной
духовности. На сегодняшний день становится
очевидным, что каждый этнос может
сохранить себя только благодаря
собственной системе
Общетеоретические и методические выводы по проблеме этнопедагогики семьи содержат работы Ю.Д.Анчабадзе, И.А.Арабова, В.И.Ашхамахова, И.Л.Бабич, Р.И.Байчоровой, Л.Х.Балаговой, Б.Х.Бгажнокова, З.У.Блягоз, К.И.Бузарова, Г.Н.Волкова, А.Ш.Гашимова, А.Ю.Гранкина, М.Б.Гуртуевой, М.Г.Загазежева, АХ.Зафесова, А.Э.Измайлова, М.Г.Кагазежева, Х.М.Казанова, С.С.Киржинова, Я.К.Коблева, Э.Л.Коджесау, М.Кузьмина, Н.Г.Ловпаче, С.А.Ляушевой, Г.Х.Мамбетова, Р.Х.Мамхеговой, С.Х.Мафедзева, М.А.Меретукова, З.К.Меретуковой, Ш.А.Мирзоева, А.И.Мусукаева, Ю.К.Намитокова, Ф.Г. Никитиной, Я.С. Смирновой, Х.Х. Сукунова, С.Б. Узденовой, Р.Б. Унароковой, К.Х. Унежева, Е.Е. Хатаева, АФ. Хинтибидзе, Р.Г. Читашевой, АЮ. Шадже, АТ.Шеватлохова, А.Х. Шеуджен, ЭА Шеуджен, Л.М. Шовгеновой, ИА Шорова, С.И. Эфендиева, З.Якубова и других.
В условиях изменившейся социально-исторической ситуации рушится опыт семейной жизни наших предков, т.к. цивилизация и вхождение в нее неизбежно таит в себе негативные стороны, и сравнительная педагогика должна искать и находить возможные пути воздействия на подрастающее поколение. В связи с этим возникла необходимость в изучении опыта и возрождении лучших традиций народного воспитания в области семейной педагогики русского и адыгского народов.
Информация о работе Народная педагогика в семейном воспитании