О соответствии музыкальной драматургии и сценической в балете на примере балетов М.Фокина «Шехеразада» и «Шопениана»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 12:51, реферат

Описание работы

В своём анализе мы обращаемся помимо балетоведческой литературе, ещё и к музыкальной, посвящённой симфонической сюите Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»: А. Соловцов «Николай Андреевич Римский-Корсаков. Очерк жизни и творчества», А. И. Кандинский «Русская музыкальная литература», И. Образцова. «Николай Андреевич Римский-Корсаков 1844-1908 Краткий очерк жизни и творчества», У. Рацкая «Николай Андреевич Римский-Корсаков», И. Ф. Кунин « Николай Андреевич Римский-Корсаков», Б. Асафьев «Русская музыка XIX и начала XX века, и творчеству Шопена: И. Белза «Шопен», Мазель «Строение музыкального произведения», А. Соловцов «Шопен», Я. Мильштейн «Очерки о Шопене».
Сделав попытку с двух точек зрения оценить соотношение музыки и пластической интерпретации балетов М. Фокина, мы постараемся узнать, при каких условиях возникает синтез музыкального и пластического произведений, и оправдывают ли в этой связи свою репутацию балеты Фокина.

Содержание работы

Введение. 6
Теперь пришёл черёд обратиться к балету «Шопениана». 24
Известно, что балет имеет две версии, причём достаточно далёкие друг от друга. 24
История создания. 24
Словарь под редакцией Акопяна Л. О. Музыкальный словарь Гроува. изд. 2-е.

Файлы: 1 файл

вступление.docx

— 127.53 Кб (Скачать файл)

А теперь обратимся к балету «Шехеразада», проанализировав его.

Сюжет балета: В шахском гареме Шахриара выделяется любимая жена Зобеида. Шах ею очарован, но приехавший к нему брат Земан, правитель Персии, уверяет, что жены шаха неверны, в том числе и Зобеида. Зобеида  пытается смягчить сердце повелителя, но он непреступен и бросает вокруг подозрительные взгляды. Танец трех альмей не в силах отвлечь Шахриара от тяжких дум. Он объявляет, что отправляется на охоту. Зобеида умоляет его остаться, но шах со свитой удаляется. Обитательницы гарема упрашивают главного евнуха впустить в гарем их любовников — негров. Внезапно вернувшийся Шахриар застает жен, развлекающихся с любовниками. Его янычары кривыми саблями режут жен и рабов. Зобеида молит оставить ей жизнь, но, получив отказ, убивает себя. В наступившей тишине рыдает шах.

Уже сам сюжет даёт установку  на то, что зрелище будет отличаться чувственным характером. По сути это  альковная история, в которой  фабула балета раскрывает бурю страстей и повышенную экспрессивность.

 «В этом балете есть и  любовь и страсть, и плутовство, и гнев, и горе и отчаяние…»23

«Пестрота «Шехеразады» была не просто пестротой восточного базара. Воздухом роковой страсти пахнуло в зале от изумрудно-зелёных с золотом  и чёрного драпировок сукна»24

«Идея эротического балета «Шехаразада» на музыку симфонической поэмы Н. А. Римского-Корсакова принадлежала А. Бенуа»25

«Назвав эротическую тему «первым  и наиболее явственным лейтмотивом  фокинских балетов» и определив её эстетическую и временную орбиту началом XX века, Солертинский сослался на «Шехеразаду» - один из новых балетов сезона 1910 года»26

«В числе других балетов М. Фокина оргиастическая «Шехеразада»27

«Приятная восточная экзотика, откровенный  эротизм, подчёркнутая пластика»28

«Как в других искусствах, здесь  выступила тема красоты соблазнительной, злой, самовлюблённой или вовсе бесчувственной. Заявив о себе…и «Шехеразаде».29

В 1910 году, готовя второй Русский сезон  в Париже, Сергей Дягилев (русский  театральный и художественный деятель, антрепренёр, один из основоположников группы «Мир Искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева») решил воспользоваться музыкальной сюитой Н. А. Римского-Корсакова  «Шехеразада»  для постановки балета.  Балет ставил выдающийся русский хореограф Михаил Фокин уже ярко проявившим себя на протяжении нескольких лет и ставшим постоянным хореографом первых четырёх Русских сезонов. Либретто создавалось совместно Александром Бенуа (1870—1960), художником, критиком, одним из лидеров «Мира искусства», Дягилевым, Фокиным и Бакстом (российский художник, сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева, оформлял балет «Шехеразада»).Премьера состоялась 4 июня 1910 года в парижской Grand Opera. Балет был восторженно принят публикой, за ним закрепилась слава шедевра хореографии. Это общепринятая точка зрения. Обратимся к отзывам современников.

 «что же касается  второй нашей новинки в сезоне 1910 г – Шехеразады, то это наше коллективное произведение оказалось одним из неоспоримых наших шедевров. До сих пор успех этого балета не убывает.»30

«Потом была премьера «Шехеразады». Это был бесспорный шедевр Бакста… Сюжет был создан Бакстом и Фокиным по мотивам сказок «1000 и 1 ночи», и музыка величайшей симфонической поэмы Н. А. Римского-Корсакова чудесно подходила к событиям сюжета. Римский-Корсаков в прошлом морской офицер, и поэтому в поэме есть много музыки, описывающеё море. Но этот… вид движения не был включён в балет: у этой музыки слишком медленный темп для танца».31

         А тем  временем «Шехеразада» и «Жар-птица»  проходили с триумфом – «парижскую  публику больше всего привлекал  экзотический характер русского  искусства»32

 «Был я в Париже в дягилевских балетах, - писал С.С. Прокофьев Н. Я. Мясковскому уже в 1913 году, - и вот вам моё мнение…«Шехеразада» поставлена пышно и в удачном соответствии с музыкой»33

«В. А. Серов писал о втором сезоне: «Балеты Дягилева, поставленные сообща Бакстом, Бенуа, Фокиным и Дягилевым, были положительно красивы…некоторые же как «Шехеразада», прямо великолепны».34

И в наши дни балет считается  «Шехеразада» шедевром:

«Музыкально–декоративный шедевр, «Шехеразада» Римского-Корсакова, вызвала  к жизни шедевр балетного искусства, постановку Фокина, которая стала  очередным «бестселлером» дягилевских сезонов в Париже»35

Цитаты которые мы привели достаточно ясно показываю, что так балет воспринимали современники Фокина, и так его воспринимают в наше время.

Вместе с тем мы сталкиваемся и с отдельными высказываниями вносящими диссонанс в хвалебный хор. Касаются они соотношения музыки и развития действия на сцене в балете «Шехеразада».

«Асафьев исследовал сплав музыкально-хореографических форм в лучших балетах Фокина. Но он обошёл вопрос о разрыве между  содержанием симфонической музыки и содержанием балетного действия, к которому такая музыка подвёрстывалась  иной раз произвольно».36

 «Наконец, сценарий, не совпадающий  с программой музыкального произведения, возможен в балете, при условии,  что «внутренний смысл действия»  не противоречит смыслу «обосновывающей  его музыки». Что именно такое  противоречие было главным грехом  Фокина, легко доказать опираясь  на доводы Соллертинского, данные, однако, безотносительно к музыке  »37

«Для Фокина же музыка Римского-Корсакова  оставалась лишь цветистым фоном  напряженного действия, развёртывающегося, как писал Я. А. Тугендхольд, «с неотвратимой быстротою рока» в качестве звучащего фона она отступала перед фоном живописным»38

«Идея балета …принадлежала  А. Бенуа, нимало не заботившемуся о  несоответствии своего замысла с  философским замыслом композитора. Музыка Н. А. Римского-Корсакова в  качестве звучащего фона уступала фону живописному».39

В. М. Красовская40 в своей книге делает замечание по соотношению музыки и сценического действия. Она даёт ссылку на И. Соллертинского41 «В балетах Фокина, отмечал Соллертинский, «внутренний смысл действия лежит в обосновывающей его музыке, которую предстоит «вскрыть» и перевести на язык зрительных образов». Оправдывая интуитивным подходом Фокина к музыке «ляпсусы, за которые на него с резкостью обрушиваются музыканты», Соллертинский причислил к ляпсусам следующее: «Из «Шехеразады» выброшено вступление к III части и порой неудачно подтекстован сюжет». И также один из чутких критиков, современник Русских сезонов А. Левинсон42  пишет:

«Если заменить всё действие «Шехеразады» …умело подобранным рядом живых картин, зритель мог бы более глубоко воспринять необыкновенные красоты композиции и орнаментики, рассыпанные Головиным и Бакстом. Иногда всё бешенное движение на сцене воспринимается лишь как досадная сутолока и помеха, тем более, что отказ от скудного хореографического содержания названного балета не представляется слишком большой жертвой»43

Опираясь на эти цитаты, мы узнаём, что и И. Соллертинский и А. Левинсон делают критические замечания по соотношению музыки и сценического действия.

Но какая же музыка используется в балете?

Современная исследовательница  И. Вершинина в своей статье «Дягилев и музыка «Русских сезонов» пишет: ««Ещё  более удачно ту же функцию «декоративного аккомпанемента» танцу выполняла  музыка Римского-Корсакова в балете «Шехеразада», Дягилев использовал 2 и 4 части симфонической сюиты, опустив 3-ю часть, как менее интересную для танцевальной интерпретации…»44 

Но как мы можем заметить, воспринимая балет, 3-я часть сюиты  там всё же присутствует. 3 часть сюиты «Царевич и Царевна» это музыка II эпизода балета, где показывается любовный дуэт.

Путаница в статье И. Вершининой, как нам кажется, произошла от того, что сам Дягилев в интервью указал, что использовал II и IV части сюиты.

Интересно то, что и Фокин  ощущал разрыв между музыкой и  балетом, это одно из его воспоминаний, относящееся к процессу кристаллизации балета: «…танцы гарема и отъезд на охоту А.Н. Бенуа вписал в первую часть симфонии. Эту часть я  не ставил совершенно, и она всегда исполнялась как увертюра. Теперь, после того как «Шехеразада» прошла тысячу раз во всех частях света  трудно было бы представить мирную ленивую атмосферу гарема с которой  начинается балет под музыку бушующих волн в первой части симфонии. Как  мог А.Н. Бенуа исключительно музыкальный, до мозга костей театральный человек сделать такую ошибку?»45

Фокин исключил первую часть сюиты, вынес её за рамки балета. Первая часть сюиты Римского-Корсакова с ее могучими и грозными унисонами, прихотливой мелодией скрипки соло и образами водной стихии — увертюра спектакля.

Далее Фокин использует II, III и IV части сюиты, почти сохраняя их естественную последовательность (за исключением вступления к III части), не перекраивает их, они звучат цельно и последовательно.  И эта последовательность частей определяет то, что Фокин разделил действие на 3 крупных эпизода. Мы их назвали:

I эпизод: Прощание (проводы на охоту)

II эпизод: Любовный дуэт Зобеиды и раба

III эпизод: Массовая  оргия в гареме и апофеоз смерти

Итак, предварительно ознакомившись  с литературой посвящённой «Шехеразаде», мы выясняем, что для сценического действия использованы не все части симфонической сюиты. Оценка балета в связи с использованием музыки Римского-Корсакова колеблется от восторженной до критической. Критика касается разрыва музыкального содержания с сценическим действием, но в причины этого никто из критиков глубоко не вдавался. Но мы постараемся более подробно вникнуть и понять, где всё же происходит нестыковка.

I эпизод - Прощание (проводы на охоту):

В первом эпизоде балета Фокин использует вторую часть сюиты Римского-Корсакова  «Рассказ царевича Календера», написанную в трёхчастной форме.

 Здесь показано, как шах со  своим братом (которого Фокин  вводит в эту историю) отправляются  на охоту. Шах прощается со  своей главной женой Зобеидои и они покидают гарем.

Поскольку Фокин не перекраивает музыку, то и внутреннее членение первого  балетного эпизода можно разделить  точно также как и в сюите, т.е на 3 раздела.

Первый раздел: на музыкальную тему царевича Календера прислужницы альмеи исполняют танец. В теме Календера, с её вариационным  развитием присутствуют помимо повествовательности танцевальная ритмика, поэтому танец прекрасно ложится на музыку. В развитии темы нет изобразительных моментов, которые бы формировали зрительные ассоциации, что делает этот раздел в образном отношении более нейтральным. Средний раздел – сцена прощания. Звучит в этот момент средняя часть музыкальной формы, это сцена битвы из рассказа Календера, музыка дика, стремительна, воинственна. Она имеет маршеобразный темп, тематическая основа - изменённая тема Шахриара. В этот момент альмеи обвиваются вокруг шаха и его брата, и томный характер пластики на согласуется с течением музыки. По сценическому действию шах полон подозрений. По нашему мнению развитие темы с перекличками разны инструментов создаёт пространственный эффект, как будто в противостоянии находятся два воинственных начала и активное тематическое развитие битвы не соответствует действию на сцене. Поэтому Фокин, и сам понимая несоответствие музыкального эпизода к действию балета, вводит брата шаха, чтобы хоть как-то нейтрализовать переклички, показать что два воинственных повелителя на сцене. Всё это выглядит так, будто братья отправляются на военные подвиги , хотя они просто едут на охоту. И последняя часть – это реприза, музыка совпадает с повторение танца альмей. Что выглядит стройно и красиво.

II эпизод - Любовный дуэт Зобеиды и раба.

В II эпизоде балета используется III часть сюиты «Царевич и Царевна».

Этот эпизод показывает сцену встречи  Зобеиды и раба. Это дуэт прикосновений. Всё время можно наблюдать сплетение рук, объятия. Ж.Кокто46 на премьере «Шехеразады» пишет о характере встречи: О Зобеиде: «Она прекрасна… словно настойка ядовитых благовоний»47. О рабе : «Он внезапен как тигр, он шатается от счастья и, сладострастный, растягивается на подушках, где его золотые шаровары струятся, как рыба, сверкающая на солнце».48

Если говорить про сценическое действие, то II эпизод можно разделить на 3 раздела. В 1 разделе нет «родного» вступления, его заменили вступлением к IV части сюиты, и это иное вступление нервное, напряжённое по ритму, и поэтому задаёт тонус высокого накала страстей. Но тут же напряжение снимается, начинается развитие темы царевича. Пластика отличается знойным характером, а в музыке нега сплетается с идилличностью. Такая музыка снимает эротический характер, который передает пластики. Далее следует 2 раздел, который строится на  теме Царевны. Начинает звучать кокетливая тема царевны из сюиты, чувственная атмосфера расхолаживается и переводится в плоскость флирта между рабом и госпожой. В балете танец двух принято называть па-де-де, но нам кажется, что к балету М. Фокина «Шехеразада» не применимы классические термины балета, больше подходит музыкальный термин дуэт. 3 раздел – реприза музыкальная и пластическая. Чувственный характер восстанавливается. И здесь нам кажется уместно вспомнить характеристику музыкальной части которую дал И. Кунин : «Это одна из самых поэтических и пленительных любовных сцен в русской музыке. Страстное чувство облагорожено и очищено красотой, разлитая в музыке восточная нега словно пропущена через магический кристалл и почти утратила свой чувственный характер»49 Во  II эпизоде возникает разлад эмоционального свойства. Эмоциональное содержание музыки противоречит эмоциональному содержанию танца. В танце нет такой одухотворенности, как в музыке. Это торжество желания тела, музыка не раскрывает этого. Ведь в музыке рассказывается о высокой любви.

III эпизод - Массовая  оргия в гареме и апофеоз смерти.

Хореографическое развитие  идёт на музыку на IV часть сюиты («Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником»). Рондообразную форму части можно разделить по программному содержания на 2 раздела: праздник в Багдаде и морская катастрофа. И поэтому Фокин формирует соответственно разделы: 1- «дионисийская пляска» всего гарема и 2 - появление шаха, резня в гареме, трепет ужаса и смерть любимой жены.

Информация о работе О соответствии музыкальной драматургии и сценической в балете на примере балетов М.Фокина «Шехеразада» и «Шопениана»