О соответствии музыкальной драматургии и сценической в балете на примере балетов М.Фокина «Шехеразада» и «Шопениана»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 12:51, реферат

Описание работы

В своём анализе мы обращаемся помимо балетоведческой литературе, ещё и к музыкальной, посвящённой симфонической сюите Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»: А. Соловцов «Николай Андреевич Римский-Корсаков. Очерк жизни и творчества», А. И. Кандинский «Русская музыкальная литература», И. Образцова. «Николай Андреевич Римский-Корсаков 1844-1908 Краткий очерк жизни и творчества», У. Рацкая «Николай Андреевич Римский-Корсаков», И. Ф. Кунин « Николай Андреевич Римский-Корсаков», Б. Асафьев «Русская музыка XIX и начала XX века, и творчеству Шопена: И. Белза «Шопен», Мазель «Строение музыкального произведения», А. Соловцов «Шопен», Я. Мильштейн «Очерки о Шопене».
Сделав попытку с двух точек зрения оценить соотношение музыки и пластической интерпретации балетов М. Фокина, мы постараемся узнать, при каких условиях возникает синтез музыкального и пластического произведений, и оправдывают ли в этой связи свою репутацию балеты Фокина.

Содержание работы

Введение. 6
Теперь пришёл черёд обратиться к балету «Шопениана». 24
Известно, что балет имеет две версии, причём достаточно далёкие друг от друга. 24
История создания. 24
Словарь под редакцией Акопяна Л. О. Музыкальный словарь Гроува. изд. 2-е.

Файлы: 1 файл

вступление.docx

— 127.53 Кб (Скачать файл)

Напомним выводы, к которым мы пришли, проанализировав балет «Шопениана». В балете нет развёрнутой фабулы, однако намечена линия развития, лирическая по своей сути. М. Фокин создаёт лирическую драматургию, создав сюиту из написанных в разное время музыкальных произведений Ф. Шопена. М. Фокин соединил эти произведения так, что в результате выстроилась драматургическая линия, выражающая стремление оторваться в танце от бытового начала в область поэзии, что совпадает с устремление Ф. Шопена, опоэтизировавшего в своём творчестве бытовые танцы (полонез, мазурку, вальс).  В балете нет сюжета, нет индивидуально очерченных характеров, и «Шопениана» -пластическая интерпретация музыки Ф. Шопена «в чистом виде». Стилистика хореографии соответствует чертам стиля Ф. Шопена, которые мы указали в аналитической части. Балет «Шопениана» нельзя  вписать в типологию В. Ванслова, поскольку эта типология носит формальный характер. Формально балет «Шопениана» можно отнести к компилятивным балетам, но в компилятивных балетах по В. Ванслову музыка является сопровождением, и первичен танец. Однако в случае с балетом «Шопениана» пластика раскрывает специфику музыки Ф. Шопена. Музыка не может быть сопровождением, она превалирует, из духа музыки рождается балет. Однако и типологию А. Занковой невозможно использовать в силу того, что нами уже указано: в этом балете нет индивидуализированных характеров, а есть обобщённые образы

Итог: 
На примере балетов, которые мы проанализировали, мы делаем вывод, что балетмейстер, который берёт инструментальное классическое небалетное музыкальное произведение, должен следовать за мыслью композитора и изучить музыкальную драматургию. Возможности выбора сюжета у него не бесконечны, особенно если дело касается программного музыкального произведения с активным визуальным посылом. Сопоставляя два балета, мы приходим к выводу, что «белый» балет, на инструментальную музыку даёт большую свободу хореографу для интерпретации музыки. Наконец, мы обратили внимание на суждение В. Ванслова о том, что в балетах, поставленных на основе непрограмных  симфонических произведений, приходится присочинять программу и навязывать музыке несоответствующие ей образы, противоречащие её образно-эмоциональному строю. И здесь мы не беремся ничего утверждать, поскольку были ограничены конкретным материалом двух балетов. Однако можно предположить, что и это заключение нуждается в проверке, и не является ли более  плодотворной почвой непрограмная инструментальная музыка для создания сюжетных балетов? Не создает ли непрограмная инструментальная музыка для сюжетного балета условия для драматургии конфликтного синтеза? Но этот вопрос мы оставляем открытым и надеемся найти ответ в следующей работе.

 

 

 

Список литературы:

  1. Амиргамзаева О. А., Усова Ю. В. Самые знаменитые мастера балета России. – М., 2002
  2. Асафьев Б. В. Русская музыка XIX и начала XX века. изд. 2-е – Л., 1979
  3. Белза И. Ф.  Шопен. – М., 1960
  4. Белова Е. П. и др.  Русский балет. Энциклопедия. – М., 1997
  5. Бенуа А. Н.  Мои воспоминания - книги 4,5; М.,1980
  6. Ванслов В. В.   Взаимодействие музыки и хореографии в балетном спектакле. – в кн.: Статьи о балете. Л.,1980
  7. Вершинина И.   Дягилев и музыка русских сезонов., статья - art.1september.ru
  8. Галацкая В. С. Музыкальная литература зарубежных стран. – вып. 3 под редакцией Е. Царёвой. – М., 1977
  9. Занкова А. В.  Взаимодействие музыки и хореографии в отечественных балетах первой трети XX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения - 2008 http://www.dslib.net/muz-iskusstvo/zankova.html
  10. Запись встречи с Роланом Пети http://www.ballet.classical.ru/i_petit.html
  11. Илларионов Б. А. Балет «Серебряного века»  http://spbballet.narod.ru/simple03.html
  12. Кандинский А. И.  Русская музыкальная литература.  Вып. 3., изд. 4-е. – Л., 1976
  13. Карсавина Т. Н.  Театральная улица. – Л., 1971
  14. Красовская В. М.   В. Нижинский. – Л., 1974
  15. Красовская В. М.   Русский балетный театр начала XX века: хореографы - СПб.; М.; Краснодар, 2009
  16. Кунин И. Ф.   Николай Андреевич Римский-Корсаков. изд. 3-е – М., 1988
  17. Мазель Л. А.   Строение музыкального произведения – М.,1979 
  18. Метелица Н. И.  «Не проходящее волшебство «Русских сезонов»» ВЗОР X-XII – 1999 №1 www.centre.smr.ru
  19. Мильштейн Я. И.   Очерки о Шопене – М., 1987
  20. Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990
  21. Нижинская Р.    Вацлав Нижинский. Воспоминания. – М., 2005
  22. Образцова И. М.    Николай Андреевич Римский-Корсаков, Краткий очерк жизни и творчества. – Л., 1964
  23. Рацкая Ц. С.   Николай Андреевич Римский-Корсаков. – М., 1953
  24. Российский общеобразовательный портал  www.shool.end.ru
  25. Скребков С. Ю.    Избранные статьи – М., 1980
  26. Словарь под редакцией Акопяна Л. О.   Музыкальный словарь Гроува. изд. 2-е. – М., 2006 http://classical-guitar.narod.ru/rs.html
  27. Соловцов А. А.     Николай Андреевич Римский-Корсаков. Очерк жизни и творчества – М., 1984
  28. Соловцов А. А.    Шопен – М., 1960
  29. Фокин в Мариинке или уроки «нового балета»., статья - газета «Коммерсант» №107(575) от 11.06.1994 ancalagon.narod.ru
  30. Фокин М. М.   Против течения. – Л., 1981
  31. Цветкова Е. О Инструментальные сочинения в русском балете XX столетия: проблемы интерпретации музыкального текста. Автореферат диссертации  кандидата искусствоведения. – 2004 http://www.dslib.net/muz-iskusstvo/tzvetkova.html
  32. Электронный словарь музыкальных терминов - http://www.olofmp3.ru
  33. Энциклопедия Кольера www.dic.ccademic.ru

 

 

 

1 Цветкова Е. О Инструментальные сочинения в русском балете XX столетия: проблемы интерпретации музыкального текста. Автореферат диссертации  кандидата искусствоведения. – 2004

2 Запись встречи с Роланом Пети http://www.ballet.classical.ru/i_petit.html

3 Цветкова Е. О Инструментальные сочинения в русском балете XX столетия: проблемы интерпретации музыкального текста. Автореферат диссертации  кандидата искусствоведения. – 2004

4 Ванслов В. В.   Взаимодействие музыки и хореографии в балетном спектакле. – в кн.: Статьи о балете Л.,1980 , с. 68

5 Словарь под редакцией Акопяна Л. О. Музыкальный словарь Гроува . изд.2-е. – М., 2006

6 Электронный словарь музыкальных терминов - http://www.olofmp3.ru/

7Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990, с. 315

1 Соловцов А. А.     Николай Андреевич Римский-Корсаков. Очерк жизни и творчества – М., 1984, с.147

9Кандинский А. И.  Русская музыкальная литература. - выпуск третий – 4-е изд. – Л., 1976, с.158

10 Кандинский А. И.  Русская музыкальная литература. - выпуск третий., изд 4-е. – Л., 1976, с.157

11Соловцов А. А.     Николай Андреевич Римский-Корсаков. Очерк жизни и творчества – М., 1984, с.146

12 Образцова И. Николай Андреевич Римский-Корсаков 1844-1908 Краткий очерк жизни и творчества, с.50

13Соловцов А. А.     Николай Андреевич Римский-Корсаков. Очерк жизни и творчества – М., 1984, с.149

14Рацкая Ц. С.   Николай Андреевич Римский-Корсаков. – М., 1953, с.80

15Соловцов А. А.     Николай Андреевич Римский-Корсаков. Очерк жизни и творчества – М., 1984,  с.150

16 Кандинский А. И.  Русская музыкальная литература. - выпуск третий – 4-е изд. – Л., 1976, с.161

17 Кандинский А. И.  Русская музыкальная литература. - выпуск третий – 4-е изд. – Л., 1976, с.162

18Кандинский А. И.  Русская музыкальная литература. - выпуск третий – 4-е изд. – Л., 1976, с.163

19Кандинский А. И.  Русская музыкальная литература. - выпуск третий – 4-е изд. – Л., 1976, с.163

20Кунин И. Ф.   Николай Андреевич Римский-Корсаков. изд. 3-е – М., 1988 , с. 67

21Кандинский А. И.  Русская музыкальная литература. - выпуск третий – 4-е изд. – Л., 1976, с.167

22Асафьев Б. В. Русская музыка XIX и начала XX века. – изд. 2-е – Л., 1979, с.197

23Фокин М. М.  Против течения. – Л., 1981, с.133

24Красовская В. М.   В. Нижинский. – Л., 1974, с.83

25 Метлицкая П. Не проходящее волшебство «Русских сезонов  ВЗОР X-XII – 1999 №1 www.centre.smr.ru

26Красовская В. М.   Русский балетный театр начала XX века: хореографы - СПб.; М.; Краснодар, 2009, с.420

27 Энциклопедия Кольера www.dic.ccademic.ru

28Илларионов Б.    Балет «Серебряного века» http://spbballet.narod.ru/simple03.html

29Красовская В. М.   Русский балетный театр начала XX века: хореографы - СПб.; М.; Краснодар, с.417

30Бенуа А. Н.  Мои воспоминания - книги 4,5; М.,1980, с.517

31Нижинская Р.    Вацлав Нижинский. Воспоминания. – М., 2005, с.108

32Карсавина Т. Н.  Театральная улица. – Л., 1971, с.194

33Красовская В. М.   Русский балетный театр начала XX века: хореографы - СПб.; М.; Краснодар, с.421-422

34Красовская В. М.   Русский балетный театр начала XX века: хореографы - СПб.; М.; Краснодар, 2009, с.425

35Российский общеобразовательный портал www.school.edu.ru

36Красовская В. М.   Русский балетный театр начала XX века: хореографы - СПб.; М.; Краснодар, 2009, с.419

37Красовская В. М.   Русский балетный театр начала XX века: хореографы - СПб.; М.; Краснодар, 2009, с.419

38Красовская В. М.   Русский балетный театр начала XX века: хореографы - СПб.; М.; Краснодар, 2009, с.422

39 Метлицкая П. Не проходящее волшебство «Русских сезонов»»  ВЗОР X-XII – 1999 №1 www.centre.smr.ru

40 балерина, балетовед и историк балета

41 российский советский музыковед, театральный и музыкальный критик.

42российский театральный и художественный критик, историк балета и балетный критик, современник Фокина

43 Цитируется по статье   Фокин в Мариинке или уроки «нового балета»., статья - газета «Коммерсант» №107(575) от 11.06.1994 ancalagon.narod.ru

44 Вершинина И.  Дягилев и музыка русских сезонов., статья - art.1september.ru

45Фокин М. М., Против течения. – Л., 1981 , с.131

46 французский писатель, художник и режиссёр

47Красовская В. М.   В. Нижинский. – Л., 1974, с 83

48Красовская В. М.   В. Нижинский. – Л., 1974, с 84

49Кунин И. Ф.   Николай Андреевич Римский-Корсаков. изд. 3-е – М., 1988, с. 67

50Красовская В. М.   Русский балетный театр начала XX века: хореографы - СПб.; М.; Краснодар, 2009, с.420

51Красовская В. М.   Русский балетный театр начала XX века: хореографы - СПб.; М.; Краснодар, 2009, с.229

52Галацкая В. С. Музыкальная литература зарубежных стран. вып. 3 под редакцией Е. Царёвой. – М., 1977, с.483

53Белза И. Ф.  Шопен. – М., 1960, с.295

54Мазель Л. А.   Строение музыкального произведения – М.,1979, с.189

55Соловцов А. А.  Шопен – М., 1960. с 257

56Красовская В. М.   Русский балетный театр начала XX века: хореографы - СПб.; М.; Краснодар, 2009, с.229

57Красовская В. М.   Русский балетный театр начала XX века: хореографы - СПб.; М.; Краснодар, 2009, с.229

58Красовская В. М.   Русский балетный театр начала XX века: хореографы - СПб.; М.; Краснодар, 2009, с.230

59Красовская В. М.   Русский балетный театр начала XX века: хореографы. - СПб.; М.; Краснодар., 2009, с.232

60Красовская В. М.   Русский балетный театр начала XX века: хореографы - СПб.; М.; Краснодар, 2009, с.231

61Мильштейн Я. И.   Очерки о Шопене – М., 1987, с.113

62Мильштейн Я. И.   Очерки о Шопене – М., 1987, с.114

63Скребков С. Ю.    Избранные статьи – М., 1980, с.57

64 Красовская В. М.   Русский балетный театр начала XX века: хореографы - СПб.; М.; Краснодар, 2009, с.235

 


Информация о работе О соответствии музыкальной драматургии и сценической в балете на примере балетов М.Фокина «Шехеразада» и «Шопениана»