Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 12:51, реферат
В своём анализе мы обращаемся помимо балетоведческой литературе, ещё и к музыкальной, посвящённой симфонической сюите Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»: А. Соловцов «Николай Андреевич Римский-Корсаков. Очерк жизни и творчества», А. И. Кандинский «Русская музыкальная литература», И. Образцова. «Николай Андреевич Римский-Корсаков 1844-1908 Краткий очерк жизни и творчества», У. Рацкая «Николай Андреевич Римский-Корсаков», И. Ф. Кунин « Николай Андреевич Римский-Корсаков», Б. Асафьев «Русская музыка XIX и начала XX века, и творчеству Шопена: И. Белза «Шопен», Мазель «Строение музыкального произведения», А. Соловцов «Шопен», Я. Мильштейн «Очерки о Шопене».
Сделав попытку с двух точек зрения оценить соотношение музыки и пластической интерпретации балетов М. Фокина, мы постараемся узнать, при каких условиях возникает синтез музыкального и пластического произведений, и оправдывают ли в этой связи свою репутацию балеты Фокина.
Введение. 6
Теперь пришёл черёд обратиться к балету «Шопениана». 24
Известно, что балет имеет две версии, причём достаточно далёкие друг от друга. 24
История создания. 24
Словарь под редакцией Акопяна Л. О. Музыкальный словарь Гроува. изд. 2-е.
Напомним выводы, к которым мы пришли, проанализировав балет «Шопениана». В балете нет развёрнутой фабулы, однако намечена линия развития, лирическая по своей сути. М. Фокин создаёт лирическую драматургию, создав сюиту из написанных в разное время музыкальных произведений Ф. Шопена. М. Фокин соединил эти произведения так, что в результате выстроилась драматургическая линия, выражающая стремление оторваться в танце от бытового начала в область поэзии, что совпадает с устремление Ф. Шопена, опоэтизировавшего в своём творчестве бытовые танцы (полонез, мазурку, вальс). В балете нет сюжета, нет индивидуально очерченных характеров, и «Шопениана» -пластическая интерпретация музыки Ф. Шопена «в чистом виде». Стилистика хореографии соответствует чертам стиля Ф. Шопена, которые мы указали в аналитической части. Балет «Шопениана» нельзя вписать в типологию В. Ванслова, поскольку эта типология носит формальный характер. Формально балет «Шопениана» можно отнести к компилятивным балетам, но в компилятивных балетах по В. Ванслову музыка является сопровождением, и первичен танец. Однако в случае с балетом «Шопениана» пластика раскрывает специфику музыки Ф. Шопена. Музыка не может быть сопровождением, она превалирует, из духа музыки рождается балет. Однако и типологию А. Занковой невозможно использовать в силу того, что нами уже указано: в этом балете нет индивидуализированных характеров, а есть обобщённые образы
Итог:
На примере балетов, которые мы проанализировали,
мы делаем вывод, что балетмейстер, который
берёт инструментальное классическое
небалетное музыкальное произведение,
должен следовать за мыслью композитора
и изучить музыкальную драматургию.
Возможности выбора сюжета у него не бесконечны,
особенно если дело касается программного
музыкального произведения с активным
визуальным посылом. Сопоставляя два балета,
мы приходим к выводу, что «белый» балет,
на инструментальную музыку даёт большую
свободу хореографу для интерпретации
музыки. Наконец, мы обратили внимание
на суждение В. Ванслова о том, что в балетах,
поставленных на основе непрограмных
симфонических произведений, приходится
присочинять программу и навязывать музыке
несоответствующие ей образы, противоречащие
её образно-эмоциональному строю. И здесь
мы не беремся ничего утверждать, поскольку
были ограничены конкретным материалом
двух балетов. Однако можно предположить,
что и это заключение нуждается в проверке,
и не является ли более плодотворной
почвой непрограмная инструментальная
музыка для создания сюжетных балетов?
Не создает ли непрограмная инструментальная
музыка для сюжетного балета условия для
драматургии конфликтного синтеза? Но
этот вопрос мы оставляем открытым и надеемся
найти ответ в следующей работе.
Список литературы:
1 Цветкова Е. О Инструментальные сочинения в русском балете XX столетия: проблемы интерпретации музыкального текста. Автореферат диссертации кандидата искусствоведения. – 2004
2
Запись встречи с Роланом Пети http://www.ballet.classical.
3 Цветкова Е. О Инструментальные сочинения в русском балете XX столетия: проблемы интерпретации музыкального текста. Автореферат диссертации кандидата искусствоведения. – 2004
4 Ванслов В. В. Взаимодействие музыки и хореографии в балетном спектакле. – в кн.: Статьи о балете Л.,1980 , с. 68
5 Словарь под редакцией Акопяна Л. О. Музыкальный словарь Гроува . изд.2-е. – М., 2006
6 Электронный словарь музыкальных терминов - http://www.olofmp3.ru/
7Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990, с. 315
1 Соловцов А. А. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Очерк жизни и творчества – М., 1984, с.147
9Кандинский А. И. Русская музыкальная литература. - выпуск третий – 4-е изд. – Л., 1976, с.158
10 Кандинский А. И. Русская музыкальная литература. - выпуск третий., изд 4-е. – Л., 1976, с.157
11Соловцов А. А. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Очерк жизни и творчества – М., 1984, с.146
12 Образцова И. Николай Андреевич Римский-Корсаков 1844-1908 Краткий очерк жизни и творчества, с.50
13Соловцов А. А. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Очерк жизни и творчества – М., 1984, с.149
14Рацкая Ц. С. Николай Андреевич Римский-Корсаков. – М., 1953, с.80
15Соловцов А. А. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Очерк жизни и творчества – М., 1984, с.150
16 Кандинский А. И. Русская музыкальная литература. - выпуск третий – 4-е изд. – Л., 1976, с.161
17 Кандинский А. И. Русская музыкальная литература. - выпуск третий – 4-е изд. – Л., 1976, с.162
18Кандинский А. И. Русская музыкальная литература. - выпуск третий – 4-е изд. – Л., 1976, с.163
19Кандинский А. И. Русская музыкальная литература. - выпуск третий – 4-е изд. – Л., 1976, с.163
20Кунин И. Ф. Николай Андреевич Римский-Корсаков. изд. 3-е – М., 1988 , с. 67
21Кандинский А. И. Русская музыкальная литература. - выпуск третий – 4-е изд. – Л., 1976, с.167
22Асафьев Б. В. Русская музыка XIX и начала XX века. – изд. 2-е – Л., 1979, с.197
23Фокин М. М. Против течения. – Л., 1981, с.133
24Красовская В. М. В. Нижинский. – Л., 1974, с.83
25 Метлицкая П. Не проходящее волшебство «Русских сезонов ВЗОР X-XII – 1999 №1 www.centre.smr.ru
26Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века: хореографы - СПб.; М.; Краснодар, 2009, с.420
27 Энциклопедия Кольера www.dic.ccademic.ru
28Илларионов
Б. Балет «Серебряного века» http://spbballet.narod.ru/
29Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века: хореографы - СПб.; М.; Краснодар, с.417
30Бенуа А. Н. Мои воспоминания - книги 4,5; М.,1980, с.517
31Нижинская Р. Вацлав Нижинский. Воспоминания. – М., 2005, с.108
32Карсавина Т. Н. Театральная улица. – Л., 1971, с.194
33Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века: хореографы - СПб.; М.; Краснодар, с.421-422
34Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века: хореографы - СПб.; М.; Краснодар, 2009, с.425
35Российский общеобразовательный портал www.school.edu.ru
36Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века: хореографы - СПб.; М.; Краснодар, 2009, с.419
37Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века: хореографы - СПб.; М.; Краснодар, 2009, с.419
38Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века: хореографы - СПб.; М.; Краснодар, 2009, с.422
39 Метлицкая П. Не проходящее волшебство «Русских сезонов»» ВЗОР X-XII – 1999 №1 www.centre.smr.ru
40 балерина, балетовед и историк балета
41 российский советский музыковед, театральный и музыкальный критик.
42российский театральный и художественный критик, историк балета и балетный критик, современник Фокина
43 Цитируется по статье Фокин в Мариинке или уроки «нового балета»., статья - газета «Коммерсант» №107(575) от 11.06.1994 ancalagon.narod.ru
44 Вершинина И. Дягилев и музыка русских сезонов., статья - art.1september.ru
45Фокин М. М., Против течения. – Л., 1981 , с.131
46 французский писатель, художник и режиссёр
47Красовская В. М. В. Нижинский. – Л., 1974, с 83
48Красовская В. М. В. Нижинский. – Л., 1974, с 84
49Кунин И. Ф. Николай Андреевич Римский-Корсаков. изд. 3-е – М., 1988, с. 67
50Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века: хореографы - СПб.; М.; Краснодар, 2009, с.420
51Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века: хореографы - СПб.; М.; Краснодар, 2009, с.229
52Галацкая В. С. Музыкальная литература зарубежных стран. вып. 3 под редакцией Е. Царёвой. – М., 1977, с.483
53Белза И. Ф. Шопен. – М., 1960, с.295
54Мазель Л. А. Строение музыкального произведения – М.,1979, с.189
55Соловцов А. А. Шопен – М., 1960. с 257
56Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века: хореографы - СПб.; М.; Краснодар, 2009, с.229
57Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века: хореографы - СПб.; М.; Краснодар, 2009, с.229
58Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века: хореографы - СПб.; М.; Краснодар, 2009, с.230
59Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века: хореографы. - СПб.; М.; Краснодар., 2009, с.232
60Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века: хореографы - СПб.; М.; Краснодар, 2009, с.231
61Мильштейн Я. И. Очерки о Шопене – М., 1987, с.113
62Мильштейн Я. И. Очерки о Шопене – М., 1987, с.114
63Скребков С. Ю. Избранные статьи – М., 1980, с.57
64 Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века: хореографы - СПб.; М.; Краснодар, 2009, с.235