Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:21, реферат
Культура XX века - культура переломная, а не просто новый период ее истории.
Эта культура кризисная в изначальном смысле слова, неправильно было бы видеть
в ней только линейно восходящее движение. Старое и новое не располагаются в
истории культуры в элементарной последовательности, а действуют во взаимном
пересечении.
Основные особенности культуры XX века. 2
СУЩНОСТЬ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ. 9
Основные направления модернизма. 15
Заключение 25
Список литературы 26
реальности, что истинной его основой являются отвлеченные идеи,
преимущественно геометрического типа, которые мы к тому же не можем извлечь
из действительности путем наглядных его форм, а должны внести в этот внешний
мир от себя. Искусство не подражает истинной реальности, а создает ее заново.
Оно создает, впрочем, чувственно воспринимаемые "конфигурации", а не
отвлеченные идеи. Однако между этими конфигурациями и теми формами, которые
мы видим в обычном мире, нет никакого сходства, ибо наличие его могло бы уже
поставить вопрос об изображении.
Итак, для абстрактного искусства характерно: принципиальный отказ от
изображения мира, принцип создания картин как самостоятельного объекта,
особой реальности, механизма или организма, имеющего свою структуру, свой
порядок форм, независимый от зрительного впечатления, лежащего в основе
обыкновенной живописи или статуи.
Итак, мы видим, как возникают и распадаются идейно-художественные системы
начала XX в., протекающие на высшее, исчерпывающее значение. Они
противопоставляют себя глобально-историческим процессам, выделяются из них, и
даже считают себя венцом всего социального, национального, стилевого мирового
опыта искусства. Но подлежит сомнению их вклад в мировое искусство. Каждое из
них и все они в совокупности в то же время историчны, а не абсолютны, они
обесценивают художественные достижения прошлых эпох.
Среди социально-художественных феноменов первой половины XX в. выделяется так
называемая молодежная культура (субкультура), а также связанная в известной
мере с ней массовая культура.
Концепция молодежной субкультуры довольно подробно разработана западными
социологами и ее основные идеи мы пытаемся изложить.
В этой концепции культура рассматривается как целостное образование,
структуру которого образуют различные подсистемы, так называемые субкультуры.
Среди них выделяют и молодежную культуру, порожденную индустриальным
обществом с его развитыми потребительскими тенденциями.
Американский социолог А.К. Коэн пишет, что субкультура - это культура в
культуре, имеющая достаточно четкие контуры, чтобы распознать ее. Она
включает знания, верования, цели и ценности, суждения и оценки, нравы и
вкусы, жаргон и манеру поведения, предрассудки и предубеждения, характерные
для социальной группы и разделяемые ее членами.
При делении общества на культурные подгруппы социологи используют самые
различные признаки: территориальные размещение, вероисповедание, национальные
традиции, возраст, пол и многие другие. В понятие субкультуры вносятся даже
те отличия, которые проявляются в особенностях приготовления пищи, воспитания
детей и т.д. Социолог Л. Рейсман считает, что "различные классы живут в
различных культурных мирах, даже если они включают определенные элементы
единой культуры. К субкультуре можно отнести культуру среднего класса,
низшего, высшего класса, в общем, столько, сколько их можно обнаружить и
выделить". В нем подчеркиваются лишь общность поведения, развлечений,
совпадений вкусов, ценностей и позиций. Нормам культурной жизни придается
значение факторов, определяющих общность интересов, групповую солидарность,
осознание своей сопринадлежности.
Наиболее распространенным подходом к описанию феномена "молодежной культуры"
является рассмотрение ее как своеобразной формы адаптации молодежи к нормам,
стандартам и образу жизни современного общества. Т. Парсонс включает в
понятие "молодежной культуры", стремление молодежи заимствовать основные
внешнекультурные формы и роли взрослости (курение, алкоголь, одежда). В этом
процессе, считает он, нет полного единообразия, ибо различные молодые люди
имеют свои референтные группы среди взрослых, с которыми они идентифицируют
себя. Кроме того, из всего диапазона ценностей, норм, качеств взрослого
человека молодежь фиксирует внимание и выделяет те из них, которые в большей
степени соответствуют ее представлениям о должном, помогают разрешать
эмоционально-психологические напряжения и противоречия. У "молодежной
культуры" есть и свои черты. Парсонс характеризует их как преобладание
атлетической
доблести, романтичности и
"молодежная культура" ассоциируется с теми образцами поведения, нормами,
ценностями, которые распространены в группе сверстников. Эта группы выполняют
функцию социализации личности наряду с семьей, школой и другими институтами.
В период юности
они приобретают особенное
группе оказывает сильное влияние на личность, формируя ценности, характер,
стиль поведение, вкусы, манеры, привычки. Д. Коулмен исходит из того, что
сосредоточение молодежи в учебных классах и корпусах создает тип "молодежного
общества", которое и является предпосылкой ее социально-культурной автономии.
На основе проведенного исследования учащихся колледжей в Чикаго он пришел к
выводу, что в молодежной среде существует свой, весьма обособленный мир,
"сепараторной культуры" со специфическим языком, особыми символами, оценками,
ценностями, системой лидерства, социальным контролем, даже своеобразными
формами обмена и производства. "Наше общество, - пишет Коулмен, - имеет
внутри себя ряд малых молодежных обществ, которое выражают и сосредотачивают
молодежные интересы и установки, часто очень далекие от тех, которые имеют
взрослые. На этой основе могут возникнуть стандарты, способные привести к
целям совсем иным, нежели цели взрослого общества."
Английский социолог Ш. Аллен считает, что в определенном смысле о "молодежной
культуре" можно говорить как о "потребительском потенциале" молодого поколения.
В него включаются те социально-культурные стереотипы, которые определяют
направленность жизненных стремлений молодежи. В основном они характеризуются "
известной одномерностью, одинаковостью, подвержены влиянию современной моды.
Эта потребительская психология молодежи рассматривается как основа
возникающего социального единства, для которого характерны общие увлечения и
интересы, переживания и ценности.
Д.Макрей выразил эту позицию так: "Сегодня молодежь Англии более едина, чем
это было в прошлом. Сегодня обычаи и взгляды молодых людей как в городе, так
и в сельской местности все меньше отличаются друг от друга. Региональные
значения тоже исчезают, так как с увеличением приобретаемых мотороллеров,
машин молодежь получает возможность, быстрее передвигаться. К тому же газеты,
радио, телевидение воспитывают общую культуру, а это и создает единство,
которого не было прежде."
Английский экономист М.Абрамс считает, что молодежь имеет весьма высокую
покупательскую способность, а многие отрасли (одежда, косметика, магнитофоны,
пластинки) прямо адресуются ее вкусом. Заработок молодых людей хотя и
невелик, но расходы огромны. Американские социопсихологи М. и К. Шерифы на
основе большого исследования пришли к выводу, что "основными показателями
образа жизни молодежи являются комфортабельные жилища, машины, модная одежда,
свободные деньги, досуг и развлечения."
В совокупности современные каналы массовой коммуникации в состоянии
обеспечить передачу всего комплекса общезначимой культурной информации
(политической, научной, художественной) и наряду с другими институтами также
хранение и распространение культуры, эффективно участвовать в формировании
развитой личности.
Между тем, если исследовать эволюцию позиций, ценностей и настроений
молодежи, то нельзя не увидеть изменений, которые произошли в молодежной
культуре 60-х годов. В них стали появляться новые черты - критика
потребительского отношения, выраженного в "вещизме", протест против лжи,
лицемерия и фальши буржуазного мира, ощущение несправедливости, одиночества,
поиск смысла и цели жизни. Источник всех настроений заключен не в самой
молодежной культуре. В ней лишь отразились и получили социально-
психологическое выражение глубокие социальные противоречия и сдвиги,
произошедшие в обществе. В молодежную культуру, поэтому ученые стали включать
и те явления, в которых выражаются оппозиционные настроения юношей и девушек,
сознательное недовольство и критика буржуазного образа жизни, бунтарства и
выступлений против общепринятых ценностей, поиск новых идеалов и жизненных
целей, стремление к гуманизму, к освобождению от потребительских штампов
массовой культуры.
Э. Коэн пишет: "Первое, что мы должны сделать - это изменить отношение
взрослых к молодежи. Слишком многие из нас проявляют свою враждебность,
считая их "козлами отпущения" и срывая на них свои неприятности. Мы должны
прекратить это, не отвергать их, а подходить к их проблемам с доброй волей и
сотрудничеством. Только в этом духе можем мы начать создавать программу,
которая откроет новые возможности для современной молодежи " Некоторые
теоретики молодежной культуры считают; что необходимо прислушиваться к
требованиям молодежи. Розак пишет, что "молодежный протест нашего времени
выходит за пределы идеологии и достигает уровня сознания, пытающегося
преобразовать самые глубинные чувства, которые касаются "я", другого
человека, среды "
Особое место в молодежной культуре занимает рок - и поп-музыка. Практика
показывает, что она не является рядовым жанром молодежного искусства и
оказывает прямое и активное влияние на формирование мировоззрения молодежи.
Рок-музыка признается наиболее значимой частью молодежной культуры, это
вызвано тем, что рок слушает наиболее активная и образованная часть молодежи,
в первую очередь, студенчество.
Рок в современном мире следует определять гораздо шире, чем просто
популярную музыку, скорее это музыка, выражающая реакцию молодежи на