Основные особенности культуры XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:21, реферат

Описание работы

Культура XX века - культура переломная, а не просто новый период ее истории.
Эта культура кризисная в изначальном смысле слова, неправильно было бы видеть
в ней только линейно восходящее движение. Старое и новое не располагаются в
истории культуры в элементарной последовательности, а действуют во взаимном
пересечении.

Содержание работы

Основные особенности культуры XX века. 2
СУЩНОСТЬ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ. 9
Основные направления модернизма. 15
Заключение 25
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

реферат по культурологии.docx

— 92.96 Кб (Скачать файл)

реальности, что  истинной его основой являются отвлеченные  идеи,

преимущественно геометрического типа, которые мы к тому же не можем извлечь

из действительности путем наглядных его форм, а  должны внести в этот внешний

мир от себя. Искусство  не подражает истинной реальности, а создает ее заново.

Оно создает, впрочем, чувственно воспринимаемые "конфигурации", а не

отвлеченные идеи. Однако между этими конфигурациями и теми формами, которые

мы видим в  обычном мире, нет никакого сходства, ибо наличие его могло бы уже

поставить вопрос об изображении.

Итак, для абстрактного искусства характерно: принципиальный отказ от

изображения мира, принцип создания картин как самостоятельного объекта,

особой реальности, механизма или организма, имеющего свою структуру, свой

порядок форм, независимый  от зрительного впечатления, лежащего в основе

обыкновенной  живописи или статуи.

Итак, мы видим, как возникают и распадаются  идейно-художественные системы

начала XX в., протекающие на высшее, исчерпывающее значение. Они

противопоставляют себя глобально-историческим процессам, выделяются из них, и

даже считают  себя венцом всего социального, национального, стилевого мирового

опыта искусства. Но подлежит сомнению их вклад в  мировое искусство. Каждое из

них и все  они в совокупности в то же время  историчны, а не абсолютны, они

обесценивают  художественные достижения прошлых  эпох.

Среди социально-художественных феноменов первой половины XX в. выделяется так

называемая молодежная культура (субкультура), а также связанная  в известной

мере с ней  массовая культура.

Концепция молодежной субкультуры довольно подробно разработана  западными

социологами и  ее основные идеи мы пытаемся изложить.

В этой концепции  культура рассматривается как целостное  образование,

структуру которого образуют различные подсистемы, так называемые субкультуры.

Среди них выделяют и молодежную культуру, порожденную  индустриальным

обществом с  его развитыми потребительскими тенденциями.

Американский  социолог А.К. Коэн пишет, что субкультура - это культура в

культуре, имеющая достаточно четкие контуры, чтобы распознать ее. Она

включает знания, верования, цели и ценности, суждения и оценки, нравы и

вкусы, жаргон и  манеру поведения, предрассудки и предубеждения, характерные

для социальной группы и разделяемые ее членами.

При делении  общества на культурные подгруппы социологи  используют самые

различные признаки: территориальные размещение, вероисповедание, национальные

традиции, возраст, пол и многие другие. В понятие  субкультуры вносятся даже

те отличия, которые  проявляются в особенностях приготовления  пищи, воспитания

детей и т.д. Социолог Л. Рейсман считает, что "различные классы живут в

различных культурных мирах, даже если они включают определенные элементы

единой культуры. К субкультуре можно отнести  культуру среднего класса,

низшего, высшего  класса, в общем, столько, сколько  их можно обнаружить и

выделить". В  нем подчеркиваются лишь общность поведения, развлечений,

совпадений вкусов, ценностей и позиций. Нормам культурной жизни придается

значение факторов, определяющих общность интересов, групповую  солидарность,

осознание своей сопринадлежности.

Наиболее распространенным подходом к описанию феномена "молодежной культуры"

является рассмотрение ее как своеобразной формы адаптации  молодежи к нормам,

стандартам и  образу жизни современного общества. Т. Парсонс включает в

понятие "молодежной культуры", стремление молодежи заимствовать основные

внешнекультурные формы и роли взрослости (курение, алкоголь, одежда). В этом

процессе, считает он, нет полного единообразия, ибо различные молодые люди

имеют свои референтные группы среди взрослых, с которыми они идентифицируют

себя. Кроме того, из всего диапазона ценностей, норм, качеств взрослого

человека молодежь фиксирует внимание и выделяет те из них, которые в большей

степени соответствуют  ее представлениям о должном, помогают разрешать

эмоционально-психологические  напряжения и противоречия. У "молодежной

культуры" есть и свои черты. Парсонс характеризует их как преобладание

атлетической  доблести, романтичности и безответственности. В данном случае

"молодежная  культура" ассоциируется с теми  образцами поведения, нормами,

ценностями, которые  распространены в группе сверстников. Эта группы выполняют

функцию социализации личности наряду с семьей, школой и  другими институтами.

В период юности они приобретают особенное значение, ибо сама принадлежность к

группе оказывает  сильное влияние на личность, формируя ценности, характер,

стиль поведение, вкусы, манеры, привычки. Д. Коулмен исходит из того, что

сосредоточение  молодежи в учебных классах и  корпусах создает тип "молодежного

общества", которое  и является предпосылкой ее социально-культурной автономии.

На основе проведенного исследования учащихся колледжей в  Чикаго он пришел к

выводу, что в  молодежной среде существует свой, весьма обособленный мир,

"сепараторной  культуры" со специфическим языком, особыми символами, оценками,

ценностями, системой лидерства, социальным контролем, даже своеобразными

формами обмена и производства. "Наше общество, - пишет Коулмен, - имеет

внутри себя ряд малых молодежных обществ, которое  выражают и сосредотачивают

молодежные интересы и установки, часто очень далекие  от тех, которые имеют

взрослые. На этой основе могут возникнуть стандарты, способные привести к

целям совсем иным, нежели цели взрослого общества."

Английский социолог Ш. Аллен считает, что в определенном смысле о "молодежной

культуре" можно  говорить как о "потребительском  потенциале" молодого поколения.

В него включаются те социально-культурные стереотипы, которые  определяют

направленность  жизненных стремлений молодежи. В  основном они характеризуются "

известной одномерностью, одинаковостью, подвержены влиянию  современной моды.

Эта потребительская  психология молодежи рассматривается  как основа

возникающего  социального единства, для которого характерны общие увлечения и

интересы, переживания  и ценности.

Д.Макрей выразил эту позицию так: "Сегодня молодежь Англии более едина, чем

это было в прошлом. Сегодня обычаи и взгляды молодых  людей как в городе, так

и в сельской местности все меньше отличаются друг от друга. Региональные

значения тоже исчезают, так как с увеличением  приобретаемых мотороллеров,

машин молодежь получает возможность, быстрее передвигаться. К тому же газеты,

радио, телевидение  воспитывают общую культуру, а  это и создает единство,

которого не было прежде."

Английский экономист  М.Абрамс считает, что молодежь имеет весьма высокую

покупательскую  способность, а многие отрасли (одежда, косметика, магнитофоны,

пластинки) прямо  адресуются ее вкусом. Заработок молодых  людей хотя и

невелик, но расходы огромны. Американские социопсихологи М. и К. Шерифы на

основе большого исследования пришли к выводу, что "основными  показателями

образа жизни  молодежи являются комфортабельные  жилища, машины, модная одежда,

свободные деньги, досуг и развлечения."

В совокупности современные каналы массовой коммуникации в состоянии

обеспечить передачу всего комплекса общезначимой культурной информации

(политической, научной, художественной) и наряду  с другими институтами также

хранение и  распространение культуры, эффективно участвовать в формировании

развитой личности.

Между тем, если исследовать эволюцию позиций, ценностей  и настроений

молодежи, то нельзя не увидеть изменений, которые произошли  в молодежной

культуре 60-х  годов. В них стали появляться новые черты - критика

потребительского  отношения, выраженного в "вещизме", протест против лжи,

лицемерия и  фальши буржуазного мира, ощущение несправедливости, одиночества,

поиск смысла и  цели жизни. Источник всех настроений заключен не в самой

молодежной культуре. В ней лишь отразились и получили социально-

психологическое выражение глубокие социальные противоречия и сдвиги,

произошедшие в обществе. В молодежную культуру, поэтому ученые стали включать

и те явления, в  которых выражаются оппозиционные  настроения юношей и девушек,

сознательное  недовольство и критика буржуазного  образа жизни, бунтарства и

выступлений против общепринятых ценностей, поиск новых  идеалов и жизненных

целей, стремление к гуманизму, к освобождению от потребительских  штампов

массовой культуры.

Э. Коэн пишет: "Первое, что мы должны сделать - это изменить отношение

взрослых к  молодежи. Слишком многие из нас  проявляют свою враждебность,

считая  их "козлами  отпущения" и срывая на них свои неприятности. Мы должны

прекратить это, не отвергать их, а подходить к  их проблемам с доброй волей и

сотрудничеством. Только в этом духе можем мы начать создавать программу,

которая откроет новые возможности для современной молодежи " Некоторые

теоретики молодежной культуры считают; что необходимо прислушиваться к

требованиям молодежи. Розак пишет, что "молодежный протест нашего времени

выходит за пределы  идеологии и достигает уровня сознания, пытающегося

преобразовать самые глубинные чувства, которые  касаются "я", другого

человека, среды "

Особое место  в молодежной культуре занимает рок - и поп-музыка. Практика

показывает, что  она не является рядовым жанром молодежного  искусства и

оказывает прямое и активное влияние на формирование мировоззрения молодежи.

Рок-музыка признается наиболее значимой частью молодежной культуры, это

вызвано тем, что  рок слушает наиболее активная и  образованная часть молодежи,

в первую очередь, студенчество.

Рок в современном  мире следует определять гораздо  шире, чем   просто

популярную   музыку,    скорее   это   музыка, выражающая реакцию молодежи на

Информация о работе Основные особенности культуры XX века