Основные особенности культуры XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:21, реферат

Описание работы

Культура XX века - культура переломная, а не просто новый период ее истории.
Эта культура кризисная в изначальном смысле слова, неправильно было бы видеть
в ней только линейно восходящее движение. Старое и новое не располагаются в
истории культуры в элементарной последовательности, а действуют во взаимном
пересечении.

Содержание работы

Основные особенности культуры XX века. 2
СУЩНОСТЬ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ. 9
Основные направления модернизма. 15
Заключение 25
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

реферат по культурологии.docx

— 92.96 Кб (Скачать файл)

Поп-арт как  художественное направление имеет  ряд разновидностей (течений): оп-арт (художественно организованные оптические эффекты, геометризованные комбинации линий и пятен), эл-арт (движущиеся с помощью электромоторов предметы и конструкции), окр-арт (композиции, окружающие зрителя) и т.д.  

6. Хеппенинг

Хеппенинг возник в конце 50-х годов, а в конце 60-х являлся одним из самых популярных видов современной художественной культуры на Западе. Как и поп-арт, хеппенинг зародился в США и вскоре перекочевал в Европу и Азию. Само слово «хеппенинг» означает «происходящее», «случающееся», непреднамеренное происшествие или событие. На самом же деле хеппенинг – представление, заранее спланированное и подчиненное либретто и режиссерскому замыслу.

Автором первых постановок хеппенинга «Двор», творения» (1958-1959) был А. Кепроу. Постановки хеппенинга предполагают загадочные, порой алогичные действия исполнителей и характеризуются обилием реквизита из вещей, бывших в употреблении и даже взятых на свалке. Участники хеппенинга надевают яркие и нарочито нелепые костюмы, подчеркивающие неодушевленность исполнителей и их похожесть на ящики, ведра и т.п.

Хеппенинг устраивается в разных местах: на стоянках автомобилей, во дворах, окруженных большими домами, в подвалах, на чердаках. Пространство хеппенинга, согласно принципам этого действа, не должно ограничивать воображение художника и зрителя. Художник-оформитель часто сознательно создает внутри выбранного для действия помещения ячейки, отделения, ломая представление о реальном пространстве.

Хеппенинг связан с художественными поисками начала XX в., с попытками некоторых живописцев и скульпторов перенести акцент с картины или скульптуры на творческий акт их написания или ваяния. Другими словами, хеппенинг берет свои истоки также и в «живописи действия»: в «каплеразбрызгивании» Дж. Поллока, в «хлещущих» ударах кистью Де Кунинга, в костюмированных живописных действах Ж. Матье. «Живопись действия» обладала выразительной пантомимической формой. Художник при этом превращался в актера, изображающего процесс творчества. Зрители сосредоточиваются не столько на результате, сколько на процессе написания картины.  Именно от  этих поисков оттолкнулся в своем становлении хеппенинг, в котором постепенно стали появляться разновидности (течения): «случайности», «занятия», «театр окружающей обстановки».

Концепцию мира и личности, выдвигаемую хеппенингом, можно сформулировать следующим образом: мир – цепь случайных событий, личность должна быть анархически свободна и субъективно ощущать свою полную свободу действия, но на деле должна быть подчинена единому действию, и поэтому идеальной формой управления ее поведением должно стать манипулирование личностью.  

7. Гиперреализм

Гиперреализм – направление в живописи и скульптуре, возникшее в США и ставшее событием в мировом изобразительном искусстве 70-х годов XX в. Гиперреализм оперирует банальными сюжетами, его образы подчеркнуто «объективны», часто основываются на сильно увеличенной фотографии. Благодаря этому направлению художники возвращаются к привычным формам и средствам изобразительного искусства, в частности, к живописному полотну, отвергнутому поп-артом.

Гиперреалисты главными темами своих картин делают мертвую «вторую» природу, рукотворную натуру городской среды: бензоколонки, автомобили, витрины, жилые дома, телефонные будки и т.д. При этом особое внимание обращалось на блестящие, отражающие свет поверхности: стекло, пластик, полировку автомобилей и др. Игра отражений на таких поверхностях создает впечатление взаимопроникновения пространств. Городская среда в гиперреалистических произведениях изображается как нечто отчужденное от человека.

Теоретическая основа гиперреализма – философско- эстетические идеи франкфуртской школы, утверждающие необходимость ухода от идеологизированных форм образного мышления.

Гиперреализм – насильственная и искусственная деструкция образа реальности. В становлении и развитии его большую роль сыграла гамбургская группа «Зебра». В своих картинах художники этой группы совмещают детальное и буквальное изображение реальных предметов (при этом за образец обычно берется фотография) с элементами фантастики, копируют фотографии, часто даже используя масштабную сетку, стремятся избежать собственного видения мира в творческий процесс.

Главной темой  гиперреалистической живописи стала обезличенная механизированная жизнь современного города.

Другое название гиперреализма – фотореализм. Фотореализм поставил своей задачей обострить наше восприятие обыденности, символизировать современную среду, отразить наше время в формах «технических искусств», широко распространившихся именно в нашу эпоху технического прогресса. Фиксируя и обнажая современность, скрывая авторские эмоции, фотореализм в своих программных работах оказался на границе изобразительного искусства и чуть ее не переступил, потому что стремился соперничать с самой жизнью. 
 
 
 

 

Заключение

 

В обществе действуют  многие силы, и красота, искусство  – лишь одна из них. Красота способна «спасать мир», но тогда, когда общественно-разрушительные действия других сил не уничтожают на корню все то, что созидает искусство.

Высшая цель искусства – всестороннее развитие социально значимой личности, формирование ее потребностей и ценностных ориентаций. Поэтому искусство способно одухотворить научный и технический прогресс, осветить его идеями гуманизма. Развитие человека, его непрерывное совершенствование  идут через общество, во имя людей, а развитие общества – через человека, во имя личности. В этой диалектике человека и человечества – смысл  и суть истории. Способствовать историческому  прогрессу – высшее гуманное назначение искусства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

 

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. — М., 1992.

Асафьев Б. В. Русская  живопись. — М., 1965.

Гуревич П. С. Философия  культуры. — М., 1995.

Ницше Ф. Так говорил  Заратустра // Ницше Ф. Соч. В 2-х тт. Т. 2., — М, 1990.

Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. — М., 1991.

Самосознание европейской  культуры XX века. — М., 1991.

Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России. 1890—1910гг. — М., 1988.

Борев Ю. Б. Эстетика. – 4-е изд., доп. – М., 1988.

Власов В. Г. Стили  в искусстве. – М., 2000.

Ильина Т. В. История  искусств. Западно-европейское искусство. – М., 1993.

Модернизм. Анализ и  критика основных направлений. –  М., 1974.

Руднев В. П. Словарь  культуры XX века. – М., 1997.

Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск, 1996.

Турчинин В. С. В лабиринтах авангарда. – М., 1993. 

    

Информация о работе Основные особенности культуры XX века