Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:21, реферат
Культура XX века - культура переломная, а не просто новый период ее истории.
Эта культура кризисная в изначальном смысле слова, неправильно было бы видеть
в ней только линейно восходящее движение. Старое и новое не располагаются в
истории культуры в элементарной последовательности, а действуют во взаимном
пересечении.
Основные особенности культуры XX века. 2
СУЩНОСТЬ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ. 9
Основные направления модернизма. 15
Заключение 25
Список литературы 26
Поп-арт как
художественное направление имеет
ряд разновидностей (течений): оп-арт
(художественно организованные оптические
эффекты, геометризованные комбинации
линий и пятен), эл-арт (движущиеся
с помощью электромоторов предметы и конструкции),
окр-арт (композиции, окружающие зрителя)
и т.д.
6. Хеппенинг
Хеппенинг возник в конце 50-х годов, а в конце 60-х являлся одним из самых популярных видов современной художественной культуры на Западе. Как и поп-арт, хеппенинг зародился в США и вскоре перекочевал в Европу и Азию. Само слово «хеппенинг» означает «происходящее», «случающееся», непреднамеренное происшествие или событие. На самом же деле хеппенинг – представление, заранее спланированное и подчиненное либретто и режиссерскому замыслу.
Автором первых постановок хеппенинга «Двор», творения» (1958-1959) был А. Кепроу. Постановки хеппенинга предполагают загадочные, порой алогичные действия исполнителей и характеризуются обилием реквизита из вещей, бывших в употреблении и даже взятых на свалке. Участники хеппенинга надевают яркие и нарочито нелепые костюмы, подчеркивающие неодушевленность исполнителей и их похожесть на ящики, ведра и т.п.
Хеппенинг устраивается в разных местах: на стоянках автомобилей, во дворах, окруженных большими домами, в подвалах, на чердаках. Пространство хеппенинга, согласно принципам этого действа, не должно ограничивать воображение художника и зрителя. Художник-оформитель часто сознательно создает внутри выбранного для действия помещения ячейки, отделения, ломая представление о реальном пространстве.
Хеппенинг связан с художественными поисками начала XX в., с попытками некоторых живописцев и скульпторов перенести акцент с картины или скульптуры на творческий акт их написания или ваяния. Другими словами, хеппенинг берет свои истоки также и в «живописи действия»: в «каплеразбрызгивании» Дж. Поллока, в «хлещущих» ударах кистью Де Кунинга, в костюмированных живописных действах Ж. Матье. «Живопись действия» обладала выразительной пантомимической формой. Художник при этом превращался в актера, изображающего процесс творчества. Зрители сосредоточиваются не столько на результате, сколько на процессе написания картины. Именно от этих поисков оттолкнулся в своем становлении хеппенинг, в котором постепенно стали появляться разновидности (течения): «случайности», «занятия», «театр окружающей обстановки».
Концепцию мира
и личности, выдвигаемую хеппенингом,
можно сформулировать следующим образом:
мир – цепь случайных событий, личность
должна быть анархически свободна и субъективно
ощущать свою полную свободу действия,
но на деле должна быть подчинена единому
действию, и поэтому идеальной формой
управления ее поведением должно стать
манипулирование личностью.
7. Гиперреализм
Гиперреализм – направление в живописи и скульптуре, возникшее в США и ставшее событием в мировом изобразительном искусстве 70-х годов XX в. Гиперреализм оперирует банальными сюжетами, его образы подчеркнуто «объективны», часто основываются на сильно увеличенной фотографии. Благодаря этому направлению художники возвращаются к привычным формам и средствам изобразительного искусства, в частности, к живописному полотну, отвергнутому поп-артом.
Гиперреалисты главными темами своих картин делают мертвую «вторую» природу, рукотворную натуру городской среды: бензоколонки, автомобили, витрины, жилые дома, телефонные будки и т.д. При этом особое внимание обращалось на блестящие, отражающие свет поверхности: стекло, пластик, полировку автомобилей и др. Игра отражений на таких поверхностях создает впечатление взаимопроникновения пространств. Городская среда в гиперреалистических произведениях изображается как нечто отчужденное от человека.
Теоретическая основа гиперреализма – философско- эстетические идеи франкфуртской школы, утверждающие необходимость ухода от идеологизированных форм образного мышления.
Гиперреализм – насильственная и искусственная деструкция образа реальности. В становлении и развитии его большую роль сыграла гамбургская группа «Зебра». В своих картинах художники этой группы совмещают детальное и буквальное изображение реальных предметов (при этом за образец обычно берется фотография) с элементами фантастики, копируют фотографии, часто даже используя масштабную сетку, стремятся избежать собственного видения мира в творческий процесс.
Главной темой гиперреалистической живописи стала обезличенная механизированная жизнь современного города.
Другое название
гиперреализма – фотореализм. Фотореализм
поставил своей задачей обострить наше
восприятие обыденности, символизировать
современную среду, отразить наше время
в формах «технических искусств», широко
распространившихся именно в нашу эпоху
технического прогресса. Фиксируя и обнажая
современность, скрывая авторские эмоции,
фотореализм в своих программных работах
оказался на границе изобразительного
искусства и чуть ее не переступил, потому
что стремился соперничать с самой жизнью.
В обществе действуют
многие силы, и красота, искусство
– лишь одна из них. Красота способна
«спасать мир», но тогда, когда общественно-
Высшая цель
искусства – всестороннее развитие
социально значимой личности, формирование
ее потребностей и ценностных ориентаций.
Поэтому искусство способно одухотворить
научный и технический
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. — М., 1992.
Асафьев Б. В. Русская живопись. — М., 1965.
Гуревич П. С. Философия культуры. — М., 1995.
Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Соч. В 2-х тт. Т. 2., — М, 1990.
Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. — М., 1991.
Самосознание европейской культуры XX века. — М., 1991.
Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России. 1890—1910гг. — М., 1988.
Борев Ю. Б. Эстетика. – 4-е изд., доп. – М., 1988.
Власов В. Г. Стили в искусстве. – М., 2000.
Ильина Т. В. История искусств. Западно-европейское искусство. – М., 1993.
Модернизм. Анализ и критика основных направлений. – М., 1974.
Руднев В. П. Словарь культуры XX века. – М., 1997.
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск, 1996.
Турчинин В. С. В лабиринтах
авангарда. – М., 1993.