Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:21, реферат
Культура XX века - культура переломная, а не просто новый период ее истории.
Эта культура кризисная в изначальном смысле слова, неправильно было бы видеть
в ней только линейно восходящее движение. Старое и новое не располагаются в
истории культуры в элементарной последовательности, а действуют во взаимном
пересечении.
Основные особенности культуры XX века. 2
СУЩНОСТЬ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ. 9
Основные направления модернизма. 15
Заключение 25
Список литературы 26
Культурологические
теории, противопоставляющие друг другу
массовую и элитарную культуры, являются
реакцией на сложившиеся в искусстве
процессы. Типичным проявлением элитарной
культуры является теория и практика
«чистого искусства» или «искусства
для искусства», которая нашла
свое воплощение в ряде течений отечественной
и западноевропейской художественной
культуры. Так, например, в России на
рубеже XIX—XX веков идеи элитарной
культуры активно развивало и
внедряло художественное объединение
«Мир искусства». Лидерами «мирискусников»
были редактор одноименного журнала С.
П. Дягилев и талантливый художник А. Н.
Бенуа. Дягилев прямо и открыто заявлял
о «самоцельности» и «самополезности»
искусства, считая одновременно «правду
в искусстве», декларируемую Л. Толстым,
проявлением односторонности. Акцентируя
внимание на человеческой личности, лидеры
«мирискусничества» в духе элитарных
культурологических концепций К. Леонтьева
и Ф. Ницше приходили к абсолютизации личности
творца. Считалось строго обязательным
наличие в любом живописном и музыкальном
произведении особого авторского видения
действительности. Причем это воззрение
понималось как совестливое понимание
художественного в человеке (Астафьев
Б. В. Русская живопись. Под совестью искусства,
однако, подразумевалась лишь субъективная
искренность индивидуального творца в
выражении им красоты. Именно отсюда берет
свое начало «мирискусническая» декадентская
претензия на внеклассовость и надклассовость
своей идеологической позиции.
О модернизме.
Многообразие художественных и социальных форм модернизма, различный характер этих форм на разных ступенях исторического развития XX столетия, а также широкий спектр идеологических устремлений, лежащий в основе эстетических экспериментов – все это затруднило поиски общих определений модернизма. И все же к столь несхожим явлениям, как немецкий экспрессионизм, русский авангард, французский футуризм, испанский сюрреализм, английский имажинизм и прочее – современники применяли одно и то же название. Термин «модернизм» происходит от французского слова «modernizme» (от лат. modernus – новый, современный). Он имеет тот же корень, что и слово «мода», и нередко употребляется в значении «новое искусство», «современное искусство». Модернизм – собирательное обозначение всех новейших течений, направлений, школ и деятельности отдельных мастеров искусства XX в., порывающих с традицией, реализмом и считающих эксперимент основой творческого метода (фовизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, поп-арт, кинетическое искусство, гиперреализм и др.). Писавшие о модернизме всегда отмечали особый интерес его представителей к созданию новых форм, демонстративно противопоставленных гармоническим формам классического искусства, а также акцент на субъективности модернистского миропонимания. Первые модернисты – это люди, жившие в конце XIX в., взращенные всеобщим кризисом европейской культуры. Многие из них отвергали методы социально-политического радикализма в изменении жизненного уклада, но все они были ярыми приверженцами духовной революции, которая, по их мнению, неизбежно рождалась из кризисного старого мира.
Духовная революция, как новое качество сознания, новое жизнепонимание, требовала для себя новой идейной платформы. Эта платформа была сформулирована на базе интуитивизма А. Берсона и Н. Лосского, ницшеанства, феноменологии Э. Гуссерля, психоанализа З. Фрейда и К. Юнга, экзистенциализма С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Н. Бердяева и др.
Работы этих
авторов не только сцементировали идейную
базу, платформу модернистских
В модернистском
искусстве мы постоянно сталкиваемся
с дальнейшим углублением качеств,
модернизмом не порожденных, но унаследованных
от романтизма эпохи Великой Французской
революции и радикального сентиментализма
И. Гердера и Г. Лессинга. Таковы домодернистские
по своему происхождению акценты о месте
личности, индивидуального сознания в
составе целого, в жизни космоса. Однако,
романтический индивидуализм XVIIIв. и индивидуализм
модернистский – явления принципиально
разные. Для романтизма личноcть либо была
обладательницей всех духовных богатств
вселенной, либо скорбела о недоступности,
запретности абсолютных ценностей и общезначимых
идеалов, вовсе не отрицая возможностей
их существования. Модернисты же, признав
неразрешимость своих противоречий, приходят
к отрицанию духовно-нравственных «абсолютов».
Вместе с тем, они стремятся возродить
в искусстве мифотворческий метод, который,
по их мнению, способен восстановить цельность
и органичность человеческого бытия в
рамках единой космологической системы
художественными средствами.
2. Основные направления в искусстве модернизма.
1. Экспрессионизм.
В начале XX в. в Германии возникло движение против академизма, господствовавшего в живописи. Его инициаторами были студенты архитекторы Э. Кирхнер, Ф. Брейль, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуфф и др., объединившиеся в 1905 г. в Дрездене в группу «Мост». Никто из них не имел опыта в живописи, и их художественные эксперименты привели к рождению экспрессионизма как нового художественного направления. Это направление в искусстве и литературе, выразившее в период Первой Мировой войны и последовавших революционных потрясений ощущение кризиса буржуазного мира. Экспрессионизм – отклик на острейшие противоречия эпохи, плод общественного разочарования, выражение индивидуалистического протеста против тотального отчуждения. Название ему было дано не участниками, а критикой, охарактеризовавшей его по доминантному признаку – повышенной, взвинченной эмоциональности, экспрессивности. Термин (от франц. еxpression – выражение) впервые употреблен в 1911 г. издателем экспрессионистского журнала «Штурм» (Берлин) Г. Вальденом. Термин должен был определять сущность искусства, противоположного по своим задачам и методу уже исчерпавшим свои возможности направлениям – натурализму и импрессионизму. В экспрессионизме искусство как будто бы дальше отходит от изображения объективной действительности: главным провозглашалось выражение субъективных представлений автора. Кричащее «Я» художника вытесняет факт; «изображение» заменяется «выражением». В экспрессионизме господствует стремление художника выразить себя, свой внутренний мир с максимальной обнаженностью и остротой. Часто внутренний мир экспрессиониста предстает в его предстает в его произведениях как болезненно противоречивый, противостоящий объективной действительности, которую он изображает в резко деформированном виде. Это может сочетаться с искренним стремлением художника утвердить гуманистические ценности, осудить милитаризм, общественную несправедливость и т.д.
Произведения экспрессионистов во всех родах искусства отличаются нервной дисгармонией, неестественностью пропорций. В музыке (А. Шебнерг, А. Берг) экспрессионисты выходят за пределы лада, мелодии, ищут и создают новые звуковые системы (атональность). В экспрессионистских театрах (спектакли режиссеров К. Мартин, Л. Йеснера) актеры часто играли на наклонных сценических площадках; луч прожектора вырывал из темноты героя, обращавшегося прямо к зрительному залу. В литературных произведениях экспрессионистов отсутствовали живые характеры. Не случайно главными жанрами литературы были лирическая поэзия и публицистическая драма, превращавшаяся под пером экспрессионистов в страстный монолог автора. Характерно, что в изобразительных искусствах экспрессионизм наиболее полно проявил сущность своего метода в графике (сатирические рисунки Г. Гросса, офорты Фотелера): мир виделся в столкновении контрастов (черное-белое), в преувеличенной резкости изломанных линий, замещавших реальное многообразие деталей и красок. В живописи к экспрессионистам обычно причисляют Ван-Гога и, с наибольшим основанием, - Э. Кирхнера («Американские танцовщики»), О. Кокошку («Этюд пером», «Портрет Вальдена»), Мунка, Марка, Пехштейна, в картинах которых ясно ощутим графический скелет, контур воспринимается как главный элемент композиции, а цветовое пятно создает резкий эмоциональный акцент. Экспрессионизм стал первым художественным направлением в истории развивающегося киноискусства, принесшего небывалые возможности для создания фантастически деформированного образа мира. Экспрессионизм в кино выработал свои образные и технологические средства выразительности, высокую пластическую культуру, но основным результатом этого стали «фильмы ужасов», которые Эйзенштейн считал самоуничтожением здорового начала в киноискусстве.
Особое внимание необходимо обратить на творчество немецких художников-экспрессионистов. Немецкие живописцы до и в особенности после Первой Мировой войны с огромной силой выражали чувство отчаяния и несогласия, протеста против окружающей их действительности, доходившей до полного трагизма в крайне острых формах. Большое влияние на немецких художников оказало творчество норвежца Э. Мунка, швейцарца Ф. Ходлера. Немецкие экспрессионисты для наибольшего «выражения» стали использовать упрощенные, примитивные и подчеркнуто грубые формы. Они демонстрировали «инстинктивное преувеличение формы в чувственном восприятии, импульсивно переносимое на плоскость». Таково искусство художников групп «Мост» (1906) и «Синий всадник» (1911). Отталкиваясь от творчества Ван-Гога и сделав решительный шаг от «изображения к выражению», экспрессионисты утверждали, что искусство «есть абсолютная свобода, преодоление всех предрассудков и условностей, в первую очередь морали, натурализма и идеализации действительности, а значит, и искусственного разделения внешней и внутренней реальности: реальность имеет только ту форму, которую ей придает ощущающий субъект». Экспрессионисты видели человека задавленным бездушным механизмом капиталистического мира. В годы Первой Мировой войны главной темой был смелый антивоенный протест. В произведениях левого «активистского» крыла экспрессионизма с неоспоримой правдой личного свидетельства передана характерная черта времени – столкновение «конца» и «начала», неизбежности крушения старого мира, обновляющее дыхание революции. Но революция понималась как внезапное прозрение, духовное обновление толпы, пробужденной примером героической личности. Границы субъективного искусства оказывались в экспрессионизме широко раздвинутыми: они включали обобщенный образ восставшего человека и протестующей массы, идущих навстречу будущему. Современность часто изображалась как грандиозное шествие человечества к свету. Одним из безусловных художественных завоеваний левого экспрессионизма были его впечатляющие массовые сцены: пренебрегая созданием характера, экспрессионисты умели передать динамику охватившего сотни людей порыва, выразительность одновременного жеста тысяч рук. Искусство левого экспрессионизма по самой своей сути плакатно и имитационно: целью была не полнокровная, воплощенная в осязаемых образах картина действительности, а предельно острое выражение важной для автора истины, достигнутое путем любых преувеличений, концентрации тени и света.
Что касается лирики
экспрессионистов, то в ней явно
отражается протест, как естественная
реакция человека на безумие и
жестокость мира, который принимает
глобальный масштаб. Целое мироощущение
сводится к протесту, ибо во всем,
что окружает, экспрессионисты не
видели ни единого положительного момента:
мир был для них средоточием
зла, где нет места красоте
и гармонии. Все прекрасное кажется
фальшивым, удаленным от реальности.
Поэтому экспрессионисты
Экспрессионизм
в целом не вносит в искусство
чего-либо прежде ему несвойственного:
он лишь доводит до крайности, порой
до «крика» ту экспрессию, которая
присуща всякому произведению любого
вида искусства. С этой точки зрения
правомерно, когда мастеров искусства
прошлого, для творчества которых
характерен высокий эмоциональный
тонус, обостренная экспрессия, субъективизм,
называют предшественниками
Теоретик и
художник экспрессионизма Ф. Марк выдвинул
тезис, что суметь вновь стать
чистыми перед лицом
2. Кубизм
Живопись модернистов
вслед за литературой, движимая внутренней
гармонией и избегающая эстетизма,
строится «от обратного», совершая
путь, противоположный общепринятым
канонам художественного
Кубизм (от франц. «cube» – куб) – течение в европейском изобразительном искусстве начала XX в., главным образом французской живописи, отчасти скульптуры, в котором решались задачи выявления геометрической структуры видимых объемных форм. Отсюда название, - разложение на составляющие элементы и организации этих элементов в новую изобразительную форму с учетом специфики передачи пространственно-временных отношений на плоскости картины или в объеме скульптуры.
Появление кубизма было естественной реакцией на натурализм импрессионизма и закономерным этапом развития аналитических тенденций постимпрессионизма. Не случайно его провозвестником стал один из самых глубоких художников рубежа XIX и XX вв. П. Сезанн. Непосредственным толчком в становлении изобразительного метода кубизма послужила выставка картин Сезанна в «Осеннем салоне» в 1904 г. в Париже. То, что сделали с живописью импрессионисты, заменив форму и композицию игрой света, цвета и рефлексов, не удовлетворяло многих. Сезанн первый почувствовал, что этот путь ведет в тупик беспредметности и субъективизма. Именно поэтому он написал слова, которые сделали своим девизом молодые художники-кубисты: «Трактуйте натуру посредством цилиндра, шара, конуса…».
Формированию
кубизма как определенного
3. Абстракционизм
Другое заметное
направление модернистской