Основные особенности культуры XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:21, реферат

Описание работы

Культура XX века - культура переломная, а не просто новый период ее истории.
Эта культура кризисная в изначальном смысле слова, неправильно было бы видеть
в ней только линейно восходящее движение. Старое и новое не располагаются в
истории культуры в элементарной последовательности, а действуют во взаимном
пересечении.

Содержание работы

Основные особенности культуры XX века. 2
СУЩНОСТЬ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ. 9
Основные направления модернизма. 15
Заключение 25
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

реферат по культурологии.docx

— 92.96 Кб (Скачать файл)

такое состояние  общества и его культуру, которые  по тем или иным причинам ее

не устраивают.

Рок-музыка прошла различные этапы своего развития, в которые претерпевали

кардинальные  изменения ее музыкальные формы  и содержание. Но в любой период

своего развития она всегда отвечала сложившимся  вкусам молодежи. Однако,

главным в ней  является тот или иной жизненный  стиль и определенное отношение

к ценностям  традиционной культуры. Несмотря на обилие разнообразных форм рок

музыки, их объединяет одна общая особенность, выделяющая рок в целом из всей

массы современного музыкального опыта, это динамизация ритма. Разным

возрастным группам  молодежи нравится равная музыка. Молодежным группам,

различающимся по уровню образованности, нравится разный рок.

Кумиры рок  музыки поистине интернациональны, пользуются всемирной

известностью  в молодежной среде. Ее ритм, настрой  в какой-то мере проникает и

в так называемую "серьезную" музыку.

Что касается массовой культуры, то здесь следует говорить о

социально-культурном, художественном феномене, более широкого общественного

звучания, противоречивого  по своему характеру и связанного в значительной мере

с кризисными явлениями в духовной и эстетической жизни

современного  общества.

И в предыдущие эпохи чуткое к историческим переменам, к тончайшим поворотам

индивидуальных  жизненных судеб художественное творчество отличалось

страстными раздумьями о личности и обществе, о человеке и человечности. Еще

прогрессивные мыслители Греции стремились возвеличить  творческое начало в

человеке, подчеркивая  его способность здесь, на земле, проявлять свои

таланты. В ХVIII-ХIХ вв. пафос освобождения личности от духовного и

материального порабощения наполняет романтическое  искусство.

В современных условия все глубже выявляется противоречивая сущность общества.

Особенно часто  обозначавшиеся в конце 70-х годов экономический,

энергетический, политический и другие кризисы явились  выражением новой стадии

общего кризиса, неотделимого от тотальной деградации морали. Появившаяся на

этой волне  массовая культура особенно в 70-е годы получала резко

отрицательную оценку в интеллектуальных кругах.

Дж.Селдес в своей книге "Большая аудитория" доказывал, что "массовая

культура" ориентируется  на самые низкие, примитивные вкусы  и оценки.

Тенденции массового  искусства, писал он, заключаются  в том, чтобы достичь

нижнего порога в шкале ценностей. С помощью  массового искусства мы

приспосабливаемся к нормам жизни несовершеннолетних.

В последние  годы термин "массовая культура" стал употребляться гораздо реже,

чем прежде. Он все  более и более, уступает место понятию популярная

культура, исследователи  делают акцент на то, что последняя  ориентирована на

развлечения и  отдых, кроме того, понятие "популярная культура" часто

связывается с  фольклором, будь то наследие устного  народного творчества

прошлого века или же "фольклор индустриальной эры"; тем самым делается

попытка связать "популярную культуру" с народной традицией и таким образом

сблизить их.

Наконец, выделяется еще "элитарная" как культура высшего  порядка, которая

противостоит  и "массовой" и "популярной" культуре и недоступная пониманию и

восприятию масс. Чаще всего имеется в виду авангардистское  искусство. В

меньшей мере "массовая культура" противопоставляется классическому  искусству.

Следует отметить, что границы между массовой культурой  не остаются

неизменными, они влияют друг на друга, чему в значительной степени

способствует  развитие технических средств массовой коммуникации. Своеобразным

бунтом против традиционных норм буржуазной морали и эстетики явилось

появление в 60-70 гг. так называемой контркультуры  и так называемой высокой

культуры. Однако, довольно скоро процесс этот выдохся и некоторые элементы

контркультуры сами вошли в культурный оборот общества.

Культура - это  процесс непосредственно нацеленный на формирование личности,

деятельной сущности человека. В рамках действия всеобщей закономерности,

присущей этому процессу, на каждом отдельно взятом этапе развития система

формирования  обладает своим присущим только данному  этапу обликом,

определяемым конкретно-историческими условиями. Одним из таких условий в

современном обществе является научно-техническая революция (НТР). Современная

НТР с самого начала выступает в качестве мирового процесса, что объясняется,

прежде всего, тем, что в настоящее время  наука по своему характеру является

интернациональной. Вместе с тем, природа НТР противоречива  и в определенных

условиях она может стать фактором дегуманизации в обществе.

      

 

Сущность  массовой культуры.

 

Особенности производства и потребления культурных ценностей  позволили культурологам выделить две социальные формы существования  культуры: массовую культуру и элитарную  культуру. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все  люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой  аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.

Когда же и как  появилась массовая культура? По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения.

Приведем в  качестве примера наиболее часто  встречающиеся в научной литературе:

1. Предпосылки  массовой культуры формируются  с момента рождения человечества, и уж, во всяком случае, на заре  христианской цивилизации. В качестве  примера обычно приводятся упрощенные  варианты Священных книг (например, «Библия для нищих»), рассчитанные  на массовую аудиторию.

2. Истоки массовой  культуры связаны с появлением  в европейской литературе XVII—XVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно  расширившего аудиторию читателей  за счет огромных тиражей. Здесь,  как правило, приводят в качестве  примера творчество двух писателей:  англичанина Даниэля Дефо (1660—1731) — автора широко известного  романа «Робинзон Крузо» и  еще 481 жизнеописания людей так называемых рискованных профессий: следователей, военных, воров, проституток и т. д. и нашего соотечественника Матвея Комарова (1730— 1812) — создателя нашумевшего бестселлера XVIII—XIX веков «Повести о приключениях английского милорда Георга» и других не менее популярных книг. Книги обоих авторов написаны блестящим, простым и ясным языком.

3. Большое влияние  на развитие массовой культуры  оказал и принятый в 1870 году  в Великобритании закон об  обязательной всеобщей грамотности,  позволивший многим освоить главный  вид художественного творчества XIX века — роман.

И все-таки все  вышеизложенное — это предыстория  массовой культуры. А в собственном  смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX—XX веков. Известный американский политолог  Збигнев Бжезинский любил повторять  фразу, которая стала со временем расхожей: «Если Рим дал миру право, Англия парламентскую деятельность, Франция — культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».

Феномен появления  массовой культуры представляется следующим  образом. Для рубежа XIX—XX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы: экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ряде философских сочинений XX века.

X. Ортега-и-Гассет (1883—1955) в работе «Восстание масс» (1930 г.) выводит само понятие «масса» из определения «толпа». Толпа в количественном и визуальном отношении есть множество, а множество, с точки зрения социологии, и есть масса, поясняет Ортега. И далее он пишет: «Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство — совокупность лиц, выделенных особо, масса — невыделенных ничем. Масса — это средний человек. Таким образом, чисто количественное определение  «многие» переходит в качественное. Причину выдвижения масс на авансцену истории Ортега видит в низком качестве культуры, когда человек данной культуры «...не отличается от остальных и повторяет общий тип».

Очень познавательна  для анализа нашей проблемы книга  американского социолога, профессора Колумбийского университета Д. Белла  «Конец идеологии» (1960 г.), в которой  особенности современного общества определяются возникновением массового производства и массового потребления. Здесь же автор формулирует пять значений понятия «масса»:

1. Масса —  как недифференцированное множество  (т. е. противоположность понятию  класс). 2. Масса — как синоним невежественности (как об этом писал и X. Ортега-и-Гассет). 3. Массы — как механизированное общество (т. е. человек воспринимается как придаток техники). 4. Массы — как бюрократизированное общество (т. е. в массовом обществе личность теряет свою индивидуальность в пользу стадности). 5. Массы — как толпа. Здесь заложен психологический смысл. Толпа не рассуждает, а повинуется страстям. Сам по себе человек может быть культурным, но в толпе — это варвар.

И Д. Белл делает вывод: массы — есть воплощение стадности, унифицированности, шаблонности.

Еще более глубокий анализ «массовой культуры» сделал канадский социолог М. Маклюэн (1911—1980). Он так же, как и Д. Белл, приходит к выводу о том, что средства массовой коммуникации порождают и новый тип культуры. В своих работах «Галактика Гутенберга» (1962 г.), «Понимание средств связи» (1964 г.), «Культура наше дело» (1970 г.) Маклюэн подчеркивает, что отправной точкой эпохи «индустриального и типографского человека» явилось изобретение И. Гутенбергом в XV веке печатного станка. Современные же средства массовой информации, создав, по словам Маклюэна, «глобальную деревню», создают и «нового племенного человека». Этот новый человек отличается от того «племенного», жившего когда-то на земле, тем, что его мифы формирует «электронная информация». По словам Маклюэна, печатная техника — создала публику, электронная — массу. Определяя искусство ведущим элементом духовной культуры, Маклюэнь подчеркивал эскейпистскую (т. е. уводящую от реальной действительности) функцию художественной культуры.

Конечно, в наши дни масса существенно изменилась. Массы стали образованными, информированными. Кроме того, субъектами массовой культуры сегодня являются не просто масса, но и индивиды, объединенные различными связями. Поскольку люди выступают  одновременно и как индивиды, и  как члены локальных групп, и  как члены массовых социальных общностей, постольку субъект «массовой  культуры» может рассматриваться  как двуединый, то есть одновременно и индивидуальный и массовый. В  свою очередь понятие «массовая  культура» характеризует особенности  производства культурных ценностей  в современном индустриальном обществе, рассчитанное на массовое потребление  этой культуры. При этом массовое производство культуры понимается по аналогии с  поточно-конвейерной индустрией.

2. Экономические  предпосылки и социальные функции  «массовой» культуры

Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в  коммерциализации всех общественных отношений, на которую указывал еще К. Маркс  в «Капитале». В этом сочинении  К. Маркс рассмотрел через призму понятия «товар» все многообразие социальных отношений в буржуазном обществе.

Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием  средств массовой коммуникации и  привело к созданию нового феномена — массовой культуры. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное  производство — все это во многом означает перенесение в сферу  художественной культуры того же финансово-индустриального  подхода, который царит и в  других отраслях индустриального производства. К тому же многие творческие организации  тесно связаны с банковским и  промышленным капиталом, что изначально предопределяет их (будь-то кино, дизайн, ТВ) на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В  свою очередь потребление этой продукции  — это массовое потребление, ибо  аудитория, которая воспринимает данную культуру — это массовая аудитория  больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов.

Информация о работе Основные особенности культуры XX века