Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:21, реферат
Культура XX века - культура переломная, а не просто новый период ее истории.
Эта культура кризисная в изначальном смысле слова, неправильно было бы видеть
в ней только линейно восходящее движение. Старое и новое не располагаются в
истории культуры в элементарной последовательности, а действуют во взаимном
пересечении.
Основные особенности культуры XX века. 2
СУЩНОСТЬ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ. 9
Основные направления модернизма. 15
Заключение 25
Список литературы 26
такое состояние общества и его культуру, которые по тем или иным причинам ее
не устраивают.
Рок-музыка прошла различные этапы своего развития, в которые претерпевали
кардинальные изменения ее музыкальные формы и содержание. Но в любой период
своего развития она всегда отвечала сложившимся вкусам молодежи. Однако,
главным в ней является тот или иной жизненный стиль и определенное отношение
к ценностям традиционной культуры. Несмотря на обилие разнообразных форм рок
музыки, их объединяет одна общая особенность, выделяющая рок в целом из всей
массы современного музыкального опыта, это динамизация ритма. Разным
возрастным группам молодежи нравится равная музыка. Молодежным группам,
различающимся по уровню образованности, нравится разный рок.
Кумиры рок музыки поистине интернациональны, пользуются всемирной
известностью в молодежной среде. Ее ритм, настрой в какой-то мере проникает и
в так называемую "серьезную" музыку.
Что касается массовой культуры, то здесь следует говорить о
социально-культурном, художественном феномене, более широкого общественного
звучания, противоречивого по своему характеру и связанного в значительной мере
с кризисными явлениями в духовной и эстетической жизни
современного общества.
И в предыдущие эпохи чуткое к историческим переменам, к тончайшим поворотам
индивидуальных жизненных судеб художественное творчество отличалось
страстными раздумьями о личности и обществе, о человеке и человечности. Еще
прогрессивные мыслители Греции стремились возвеличить творческое начало в
человеке, подчеркивая его способность здесь, на земле, проявлять свои
таланты. В ХVIII-ХIХ вв. пафос освобождения личности от духовного и
материального
порабощения наполняет
В современных условия все глубже выявляется противоречивая сущность общества.
Особенно часто обозначавшиеся в конце 70-х годов экономический,
энергетический, политический и другие кризисы явились выражением новой стадии
общего кризиса, неотделимого от тотальной деградации морали. Появившаяся на
этой волне массовая культура особенно в 70-е годы получала резко
отрицательную оценку в интеллектуальных кругах.
Дж.Селдес в своей книге "Большая аудитория" доказывал, что "массовая
культура" ориентируется на самые низкие, примитивные вкусы и оценки.
Тенденции массового искусства, писал он, заключаются в том, чтобы достичь
нижнего порога в шкале ценностей. С помощью массового искусства мы
приспосабливаемся к нормам жизни несовершеннолетних.
В последние годы термин "массовая культура" стал употребляться гораздо реже,
чем прежде. Он все более и более, уступает место понятию популярная
культура, исследователи делают акцент на то, что последняя ориентирована на
развлечения и отдых, кроме того, понятие "популярная культура" часто
связывается с фольклором, будь то наследие устного народного творчества
прошлого века или же "фольклор индустриальной эры"; тем самым делается
попытка связать "популярную культуру" с народной традицией и таким образом
сблизить их.
Наконец, выделяется еще "элитарная" как культура высшего порядка, которая
противостоит и "массовой" и "популярной" культуре и недоступная пониманию и
восприятию масс. Чаще всего имеется в виду авангардистское искусство. В
меньшей мере "массовая
культура" противопоставляется
Следует отметить, что границы между массовой культурой не остаются
неизменными, они влияют друг на друга, чему в значительной степени
способствует развитие технических средств массовой коммуникации. Своеобразным
бунтом против традиционных норм буржуазной морали и эстетики явилось
появление в 60-70 гг. так называемой контркультуры и так называемой высокой
культуры. Однако, довольно скоро процесс этот выдохся и некоторые элементы
контркультуры сами вошли в культурный оборот общества.
Культура - это процесс непосредственно нацеленный на формирование личности,
деятельной сущности человека. В рамках действия всеобщей закономерности,
присущей этому процессу, на каждом отдельно взятом этапе развития система
формирования обладает своим присущим только данному этапу обликом,
определяемым конкретно-историческими условиями. Одним из таких условий в
современном обществе является научно-техническая революция (НТР). Современная
НТР с самого начала выступает в качестве мирового процесса, что объясняется,
прежде всего, тем, что в настоящее время наука по своему характеру является
интернациональной. Вместе с тем, природа НТР противоречива и в определенных
условиях она может стать фактором дегуманизации в обществе.
Особенности производства
и потребления культурных ценностей
позволили культурологам
Когда же и как появилась массовая культура? По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения.
Приведем в качестве примера наиболее часто встречающиеся в научной литературе:
1. Предпосылки
массовой культуры формируются
с момента рождения
2. Истоки массовой
культуры связаны с появлением
в европейской литературе XVII—XVIII
веков приключенческого, детективного,
авантюрного романа, значительно
расширившего аудиторию
3. Большое влияние
на развитие массовой культуры
оказал и принятый в 1870 году
в Великобритании закон об
обязательной всеобщей
И все-таки все вышеизложенное — это предыстория массовой культуры. А в собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX—XX веков. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая стала со временем расхожей: «Если Рим дал миру право, Англия парламентскую деятельность, Франция — культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».
Феномен появления массовой культуры представляется следующим образом. Для рубежа XIX—XX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы: экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ряде философских сочинений XX века.
X. Ортега-и-Гассет (1883—1955) в работе «Восстание масс» (1930 г.) выводит само понятие «масса» из определения «толпа». Толпа в количественном и визуальном отношении есть множество, а множество, с точки зрения социологии, и есть масса, поясняет Ортега. И далее он пишет: «Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство — совокупность лиц, выделенных особо, масса — невыделенных ничем. Масса — это средний человек. Таким образом, чисто количественное определение «многие» переходит в качественное. Причину выдвижения масс на авансцену истории Ортега видит в низком качестве культуры, когда человек данной культуры «...не отличается от остальных и повторяет общий тип».
Очень познавательна для анализа нашей проблемы книга американского социолога, профессора Колумбийского университета Д. Белла «Конец идеологии» (1960 г.), в которой особенности современного общества определяются возникновением массового производства и массового потребления. Здесь же автор формулирует пять значений понятия «масса»:
1. Масса —
как недифференцированное
И Д. Белл делает вывод: массы — есть воплощение стадности, унифицированности, шаблонности.
Еще более глубокий анализ «массовой культуры» сделал канадский социолог М. Маклюэн (1911—1980). Он так же, как и Д. Белл, приходит к выводу о том, что средства массовой коммуникации порождают и новый тип культуры. В своих работах «Галактика Гутенберга» (1962 г.), «Понимание средств связи» (1964 г.), «Культура наше дело» (1970 г.) Маклюэн подчеркивает, что отправной точкой эпохи «индустриального и типографского человека» явилось изобретение И. Гутенбергом в XV веке печатного станка. Современные же средства массовой информации, создав, по словам Маклюэна, «глобальную деревню», создают и «нового племенного человека». Этот новый человек отличается от того «племенного», жившего когда-то на земле, тем, что его мифы формирует «электронная информация». По словам Маклюэна, печатная техника — создала публику, электронная — массу. Определяя искусство ведущим элементом духовной культуры, Маклюэнь подчеркивал эскейпистскую (т. е. уводящую от реальной действительности) функцию художественной культуры.
Конечно, в наши
дни масса существенно
2. Экономические
предпосылки и социальные
Истоки широкого
распространения массовой культуры
в современном мире кроются в
коммерциализации всех общественных отношений,
на которую указывал еще К. Маркс
в «Капитале». В этом сочинении
К. Маркс рассмотрел через призму
понятия «товар» все
Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена — массовой культуры. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство — все это во многом означает перенесение в сферу художественной культуры того же финансово-индустриального подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства. К тому же многие творческие организации тесно связаны с банковским и промышленным капиталом, что изначально предопределяет их (будь-то кино, дизайн, ТВ) на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь потребление этой продукции — это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру — это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов.