Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 20:25, курсовая работа
Появившееся несколько лет назад в российском культурном словаре понятие «гламур» уже вошло в широкий обиход. Это слово связано с тремя контекстами:
1) с миром потребления товаров и услуг,
2) с модой, шоу, стилями жизни, то есть областью определенных культурных практик,
3) с медиа, глянцевыми журналами, книгами, телевидением, поставляющими образы для большой аудитории.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Феномен гламура в современном обществе………..……………...9
1.1. Сущность понятия «гламур»……………………………………...9
1.2. Интерпретация категории «гламур» в российском формате….14
Глава 2. Феномен гламура и масс-медиа…………………………………..22
2.1. «Гламур» в структуре российского телевидения…………….22
2.2. «Гламур» как структурный компонент российских печатных
изданий………………………………………………………………...29
Глава 3. Основные типажи гламура в России……………………………...36
3.1. Ксения Собчак………………………………………………36
3.2. Павел Воля…………………………………………………..41
3.3. Жанна Фриске……………………………………………….44
3.4. Сергей Зверев………………………………………………..47
3.2. Рекомендации как стать гламурной……………………………..50
Заключение…………………………………………………………………...54
Список литературы……………………………
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Феномен гламура в современном обществе………..……………...9
1.1. Сущность понятия «гламур»……………………………………...9
1.2. Интерпретация категории «
Глава 2. Феномен гламура и масс-медиа…………………………………..22
2.1. «Гламур» в структуре российского телевидения…………….22
2.2. «Гламур» как структурный компонент российских печатных
изданий……………………………………………………………
Глава 3. Основные типажи гламура в России……………………………...36
3.1. Ксения Собчак………………………………………………36
3.2. Павел Воля…………………………………………………..41
3.3. Жанна Фриске……………………………………………….44
3.4. Сергей Зверев………………………………………………..47
3.2. Рекомендации как стать гламурной……………………………..50
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Современную систему средств массовой коммуникации отличает особая динамичность развития – она претерпела изменения по структуре и финансированию, расширилось ее функциональное назначение. Будучи активной социальной средой, средства массовой коммуникации занимают ведущее место в воздействии на общественное мнение и настроение.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что гламурные издания в настоящее время являются вполне доступным источником информации, который освещает стилистику современной «красивой» жизни, новинки и тенденции мира моды и пропагандирует здоровый и комфортный образ жизни. Обращение к этой проблематике обусловлено несколькими причинами: 1) гламурное издание – это особый и показательный вид текстовой деятельности, предполагающий, соответственно, особый подход к его исследованию. Одна из его главных отличительных особенностей – донести до аудитории видение мира, ситуации, проблемы в наиболее яркой и выразительной форме; 2) в последнее время в России происходят значительные перемены в восприятии действительности, которые находят отражение в языке средств массовой информации.
Став синонимом красивой жизни, глянцевый журнал как точка опоры в формировании стиля жизни своей аудитории вышел за рамки простого информатора. Кроме того, отвоевал себе на рынке СМИ позиции рупора неформатируемой реальности. Определяя стиль, он определяет жизнь. Интеллектуалы уповают на несвободу слова и переход российской журналистики в разряд глянцевой, они же активно становятся авторами, колумнистами и экспертами пресловутых глянцев, которые хотят от них одного – разговора о правильной жизни.
Гламур… Сегодня это одно из наиболее часто употребляемых в России слов – при том, что практически никто до конца не понимает его значения.
«Гламур», «гламурность», «гламурный шик» – этим словам уже не удивляются читатели популярных журналов о красоте и моде. Но порой под этим словом понимают совершенно разные вещи – от безупречной и даже строгой элегантности до распоясанной экстравагантности.
В качестве примеров гламурного стиля приводят звезд 30–40-х годов прошлого века, таких как Марлен Дитрих или Грета Гарбо. Единственное, в чем сходятся все и с чем просто нельзя спорить, – гламур сегодня в моде.
Появившееся несколько лет назад в российском культурном словаре понятие «гламур» уже вошло в широкий обиход. Это слово связано с тремя контекстами:
1) с миром потребления товаров и услуг,
2) с модой, шоу, стилями жизни, то есть областью определенных культурных практик,
3) с медиа, глянцевыми журналами, книгами, телевидением, поставляющими образы для большой аудитории.
Так что у этого термина широкие границы понимания. Такая размытость удобна, так как позволяет ему, как емкой пустой форме, сохранять актуальность, подстраиваясь под меняющееся содержание.
Glamour – волшебство, чары, привлекательность, обаяние. В нынешнем употреблении – это образ, обладающий красотой, блеском, шармом. Чаще всего о гламуре говорят как о стиле и как об идеологии, оформляющейся или уже сложившейся.
Гламур ассоциируется с яркостью и внешней легкостью жизни, противопоставленной как рутине, так и эпигонству «подлинного» шика и чар. Он предполагает светскость, успешность и демонстративную праздность. Истории гламурных персонажей повествуют не о труде и тяготах зарабатывания денег, а об их увлекательной трате. Это понятие всегда используется как синоним сверхблагополучия.
Изначальное пространство гламура – мода, сфера светской жизни и богемной тусовки. Его сердце составляют люди, занятые в сфере производства и сбыта образов (печатных и электронных медиа, рекламы, шоу и т. п.), «белые воротнички», высокооплачиваемые работники офисов. Этот стиль иерархичен, подразумевает определенный уровень материальной обеспеченности, ведь он требует подлинности товаров ведущих брендов, поощряет труднодоступность, посвящение в науку сочетания лейблов, взгляд «избранных» на «всех остальных».
В то же время гламур вовлекает в свою орбиту другие социальные группы. Если верхушка этой пирамиды доступна для немногих, то на причастность к ее основанию может претендовать каждый. Всеми своими ресурсами, стимулируя приобретение товаров, это популярное, поддержанное рекламой и глянцевыми журналами течение соблазняет всех, задавая недостижимый, но манящий идеал для подражания. В этом смысле о гламуре следует говорить как об особом явлении массовой культуры, которая претендует на статус элитарности.
Изученность проблемы. Ввиду того, что в теории телевизионной журналистики практически нет полноценных научных работ, всецело посвященных развлекательным передачам, при написании этой работы нам приходилось опираться на труды, изучающие лишь отдельные аспекты интересующей нас проблемы.
Виталий Третьяков, редактор газеты «Московские новости» и преподаватель аналитической журналистики в МГИМО, называет «гламур» характерной чертой нашего общества, и как следствие, журналистики. «Гламур» в его понимании – это тенденция, демонстрирующая все большее доминирование «брендовой» системы ценностей современного читателя и апофеоза общества потребителей. По его мнению, «гламур» отвечает на запросы человека массового потребления, ему не интересно, какую политику проводит президент, но ему интересно, какие галстуки он носит.
В электронной версии журнала «Модный мандарин» в статье «Гламур: сказочная иллюзия» дается определение гламура и говориться о востребованности гламура обществом, которая приводит к тому, что общество впитывает в себя соответствующую «гламурную атмосферу». Место чувств занимает их имитация. Само понятие гламура уже далеко ушло от первоначального значения и обросло новыми смыслами и мифами.
В своей книге Костина А. В. «Массовая культура как феномен постиндустриального общества», рассматривает понятие массовой культуры. В книге особо подчеркивается влияние западной массовой культуры на отечественную.
В своей статье «Антиблага рынка культуры» Петр Ореховский, рассматривая понятие «гламур» и его влияние на массовую культуру пишет: …Основная проблема в том, что продукцию культуры рассматривают как обычный товар, удовлетворяющий нормальные потребности людей в «духовной пище». Но очень большая часть, например, информационных продуктов является в сущности «антиблагами». К такой категории экономическая теория относит, в частности, товары и услуги, удовлетворяющие потребность человека в алкоголе, азартных играх, оружии. Информацию оценивают по степени актуальности, достоверности, полноты, полезности. Но эти критерии неприменимы к сплетням о жизни известных людей, распространяемым «жёлтой прессой», снимкам папарацци, эротическим изданиям, журналам, рекламирующим престижное потребление…
Как видно из приведенного обзора, несмотря на то, что обсуждению «гламура» уделяется много места на страницах специальных и массовых изданий, тем не менее, нет серьезных культурологических исследований, в которых нашла отражение эта проблема в своих глубинных характеристиках.
Данная курсовая работа, не претендуя на то, чтобы дать исчерпывающую характеристику этому явлению, представляет некоторые важные аспекты «гламурной культуры» в СМИ.
Новизна работы связана с систематизацией и обобщением материала, посвященного данной проблеме, а также с культурологическим анализом понятия, которое практически не исследовано в культурологическом плане.
Объектом исследования
Предметом данного
Цель работы рассмотреть феномен гламура в современной жизни общества.
Достичь цели исследования
1. Рассмотрение феномена «Гламур» в современном обществе;
2. Интерпретация категории «
3. Рассмотрение категории «Гламур» в структуре российского масс-медиа;
4. Определение основных типажей «Гламура» в российском шоу-бизнесе.
Практическая значимость
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изложенный в курсовой материал представляет ценность для расширения теоретического значения о сущностных эстетических проявлениях современной массовой культуры. Выводы исследования могут способствовать более адекватному пониманию роли гламура в развитии новой идеологии жизни современного общества и его места в современной массовой культуре.
По структуре работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Во введении определены цель и задачи исследования, выдвинута гипотеза, разграничены объект и предмет исследования, охарактеризованны актуальность и новизна исследования, выявлены практическая и теоретическая значимость курсовой работы.
В главе первой рассмотрена сущность понятия «гламур» и его интерпретация в российском формате.
В главе второй выполнен
В главе третьей рассмотрены основные типажи гламура в России. Выявлены их гламурные предпочтения.
Заключение содержит выводы по всей курсовой работе.
Библиографический список
Глава 1. Феномен гламура в современном обществе
1.1. Сущность понятия «гламур»
Термин «гламур» ведет свою историю, начиная с западноевропейского Средневековья, когда латынь выступала первоосновой множества более молодых национальных языков. Так, в средневековой латыни предшественник «гламура» термин grammatica обозначал не только правописание в собственном смысле этого слова, но трактовался шире — как синоним понятий «обучение», «изучение». Аналогичный смысл сохранился за ним и при миграции во французский язык. В частности, этим же термином обозначали изучение магических искусств, владение алхимией, колдовством, магией.
С течением времени латинский первоисточник «grammatica» распался на два слова; за первым из них (grammaire) сохранилось учебно-филологическое значение, другое слово (grimoire) стало обозначать колдовскую книгу, сборник заклинаний. Впоследствии у слова grimoire (в русской транскрипции — гримуар) возникло и несколько переносных значений: «неразборчивая рукопись, неразборчивый почерк» и «бестолковщина, тарабарщина». Слово «гримуар» в значении «книга заклинаний» было заимствовано и русским языком.
В английском языке слово grammatica фиксируется в XII в. как прибывшее из французского языка. Здесь фр. grammaire превратилось в среднеанглийское gramarye и, наконец, в grammar . И в этом адаптированном варианте рассматриваемый термин не только обозначал грамматику, но и сохранял более общее значение (обучение) и производное от него (изучение колдовства, оккультных наук).
Наконец, в шотландском языке слово grammar подверглось диссимиляции и превратилось в glamour . В шотландском, как и во французском языке, из одного слова получилось два. Сохранившее английскую форму grammar обозначало грамматику, а glamour стало обозначать магию, колдовство [1,c.5].
Как отмечает М. Руссо, слово glamour фиксируется в таком значении с 1720 г. Слово быстро стало популярным и проникло из шотландского в литературный английский язык благодаря произведениям Вальтера Скотта (поэма «Песнь последнего менестреля»). Термин «гламур» в значении «магия, волшебство» используется и в английской литературе XIX в. В это же время у слова glamour постепенно развивается новое значение — «обаяние, очарование, привлекательность».