Праздники и обряды русского народа как часть факультативного курса "Народное творчество"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение основных праздничных обрядов и ритуалов и установление связи народной культуры и современности через преподавание истории русских праздников на факультативных занятиях в школе.
Задачи исследования:
1. Получение знаний о народном календаре и составляющих его сезонных праздников и обрядов.
2. Систематизация сведений о русских праздниках.
3. Разработка программы и ддактического материала для проведения факультативных занятий по русским народным праздникам в средней школе.

Файлы: 1 файл

РАБОТА.docx

— 167.89 Кб (Скачать файл)

Преподобный Симеон, являлся автором подвижничества, именуемого Столпничесвом. Он сложил каменный четырёхметровый столп, на который  поставил келью, а затем обнёс  его стеною. С этого столпа он читал проповеди приходящим паломникам и стал известен как мудрый духовный наставник. О нём знали во всей Римской империи и за её пределами. Императоры писали ему о своих  делах и спрашивали совета. Святой Симеон умер в возрасте 103 лет (в 459 году), более 40 лет, из которых он провёл на столпе.

На  Руси с днём памяти Святого Симеона  Столпника совпадало окончание  старого лета (года) и начало нового, отчего преподобный Симеон получил  название «летопроводца». На этот день приходился особый «чин препровождения лета», празднование церковного новолетия - «начало индикта».

На 1 Вселенском Никитском соборе в 325 году было принято решение перенести  начало Нового лета (нового года) с 1 марта  на 1 сентября. В связи с этим на Руси в течение четырёх веков  вплоть до 1700 года, до известного Указа  Петра 1, перенесшего празднование Нового года на 1 января, день Святого Симеона  был первым днём Нового года Некрылова  А.Ф. Русские праздники, увеселения, зрелища. Л., 1984, с. 11.

Этот день отмечался на Руси по-особому. Наибольшей торжественности  празднество достигало в Москве. Люди собирались, друг к другу в  гости и не расходились до утра. Эти вечера носили семейный характер: встречать Новое лето (год) было принято  у старшего в роде. С семейных посиделок ходили в церковь к  заутрене. Действо Новолетия начиналось в полночь ударом вестовой пушки  в Кремле. На Руси день Симеона - летопроводца имел большое значение и как «судный  день». В Москву съезжались «ставиться на суд» в присутствии государя и  бояр судебное выражение: «Копиться  жалобным людям» на «судный день»  в Москву - известно со времён великого князя Иоанна Васильевича. Такими же «судными днями» для монастырских людей  и крестьян, как видно их грамот царей Михаила Фёдоровича и Алексея  Михайловича, были Рождество Христово и Троицын день местом суда на «судный  день» назначался Приказ Большого Дворца. Государь разрешал все спорные вопросы, которые не удалось решить на местах.

Как конец одного года и  начало другого день Симеона Столпника  по установившемуся обычаю. Считался «срочным днём» и являлся сроком уплаты податей и пошлин Проскурин  А.А. Народный календарь, Ростов-на-Дону, 2002 г., с. 18. Кроме того, ко дню Симеона  приурочивался обряд «постригов»  и «сажание на коня». («На Симеона  дитя постригай и на коня сажай  и на ловлю в поле выезжай»). Его  совершали над первенцами, «при переходе от младенчества», обычно при исполнении им трёх лет, на четвёртом году жизни. Обряд совершался не только над крестьянскими  детьми, но и над великокняжескими детьми. Кума и кум выводили крестника  во двор, где ждал отец с объезженным  конём и придерживал рукой. А  кум водил коня под уздцы. У  крыльца отец снимал ребёнка и  передавал куму, который вручал крестника  куме - «из полы в полу» с поклонами. Кума отводила его к матери, произнося  приветствия в адрес последней. За обедом кум с кумою разламывали  пирог с пожеланиями богатства  и счастья Шейн П.В., Великорус  в своих песнях, обрядах, обычаях, сказках, СПб, 1898 г., с. 108. особое место  занимал Семёнов день у крестьян: «Семён лето провожает». Совершался обряд  Осенины, первой встречи осени. Начиналось настоящее или «Старое» бабье  лето. («Семён бабье лето наводит»), которое продолжалось до 21 сентября - дня Рождества Богородицы. Эта  неделя называлась на Руси «Семёновскою». Об этом времени говорили «Как ни хвались, баба, бабьим летом, а всё равно  глядит Осенина - матушка: на дворе сентябрь - в сентябре одна ягода, да и та горькая  рябина!» Ходжаев Ф.А., Календарные  народные праздники, М., 2002 г., с. 24. Бабье  лето считалось и бабьим праздником и временем. Когда начинались осенние  женские работы: мяли и трепали  пеньку, мочили коноплю, мыли в воде и расстилали по лугам лён. В Семёнов  день начинали прясть и затыкать кросна, то есть подготавливали основу на ткацких  станках, чтобы ткать холст.

Ко дню Симеона Столпника  заканчивали уборку яровых культур («Семён день - Семёна долой, то есть семена сами выпадают из колосьев»), завершали  посев ржи («В Семёнов день до обеда  паши, а после обеда пахаря вальком  погоняй»), солили огурцы, с Семёнова дня начиналось опахивание полей  для предохранения их от нечистой силы Проскурин А.А. Народный календарь, Ростов-на-Дону, 2002 г., с. 20.

В Семёнов день справляли  новоселье. Если день Симеона Столпника  не приходился на воскресенье, то с  утра женщины в каждом доме принимались  за основательную уборку. Пытались избавиться от мух и тараканов, которые  были неизбежными спутниками жизни  человека. Сложились даже особые пословицы  и поговорки: «Избу сруби, а тараканы свою артель сами приведут», «Мухи льнут, кусают - к ненастью», «Докучлив, как  «ильинская_муха», от них старались  избавиться и мором и заговором, и уводом. Ловили самых крупных  тараканов, клали в старый лапоть и тащили подальше от дома, надеясь, что за ними уйдут все остальные.

Особенно весело и озорно отмечала этот день сельская молодёжь. Интересен обряд «похорон мух». В  народе верили, что если «злую муху закопать осенью в землю - прочие кусать не будут». Вместе с «похоронами  мух» и лето уходило. Но за шуточными  действиями скрывалось весьма серьёзное  назначение этого праздника. Деревенские  девушки, разодетые в лучшие наряды, собравшись вместе, распределяли роли в спектакле «похорон мух» В нём  принимали участие только девушки, а парней приглашали в качестве зрителей. Девушки ловили мух и комаров  и помещали их в «гробики» - углубление в моркови, репе, свёкле.

Пародийные похороны совершались  по всем Канонам этого обряда. Во время этого спектакля девушки  старались показать все свои достоинства: весёлый характер, находчивость, юмор. Разыгрывая потешную церемонию, девушки  фактически устраивали себе смотрины. Ведь приближалась пора свадеб. Недаром  считалось, что с Семёна дня до Гурия (11 декабря) - свадебные недели.

1.2 Рождество Богородицы (Богородичин день, Вторая Пречистая Спожка, Аспосов день, Пасиков День, Осенины, Луков день, Поднесьев день)

Народное название великого двунадесятого Богородичного праздника  православной церкви - Рождество Пресвятой  Богородицы и Приснодевы Марии, который  отмечается 21 сентября. Установлен в  память рождения Пресвятой девы Марии. Сведения о празднике Рождества  Богородицы восходит к 4-5 векам. В 6-9 веках  это событие описано Святым Стефаном Святоградцем.

Пресвятая Дева родилась в  Назарете, ей было дано имя Мария, что  означает «высокая», «превосходящая», «госпожа», «надежда» Баранова О.Г. Праздники и обряды народного  земледельческого календаря. СПБ., 2001 г., с. 38.

День Рождества Богородицы отмечается торжественным молебном, пением величания на утрени: «Величаем  тя, Пресвятая Дева, и чтим святых твоих родителей и всеславное славим Рождество твоё». Церковные  песнопения: стихиры, тропари и каноны в честь Богородицы носят название «Богородичны».

В народе Богородица почиталась особо. Образ Богородицы был понятнее доступнее и ближе народному  сознанию, чем образ Иисуса Христа Соснина Н.Н. Русский праздник. СПб., 2001 г., с. 38. С одной стороны «вознесённая в мир божественный», с другой - она осталась связанной с обычными людьми, по-матерински переживающей и  заступающейся за них. По наблюдениям  В.В. Розанова, «русский народ свёл христианство к почитанию Божьей Матери».

Народный культ Богородицы выразился в многочисленных эпитетах: «Пресвятая», «Пречистая», «владычица», «Царица Неба и Земли». Так как  в народных представлениях Богородица виделась утешающей, милосердной, отзывчивой к любому несчастью и облегчающей  боль, к ней нередко обращались в заговорах, молитвах и заклинаниях  в разных случаях жизни.

В русской народной традиции образ Богородицы сблизился с  образом Матери-земли, что привело  к обожествлению культа Богородицы-земли. Богородица приравнивалась, а иногда и отождествлялась с рождающей  и плодоносящей землёй-кормилицей Баранова О.Г. Праздники и обряды народного  земледельческого календаря. СПБ., 2001 г., с. 480. Начало сева в некоторых районах  связано с культом Богородицы.

Богородица являлась заступницей  детей на этом и том свете. Нередко  призывалась Матушка Пресвятая  Богородица в наговорах и молитвах при излечении от болезней.

В особой чести была Богородица и у девушек на выданье. Они  обращались к ней с просьбами  о женихах (см. Покров Богородицы). К  Рождеству Богородицы или к Аспосову дню приурочивались Осенины - вторая встреча осени (первая происходила  в Семёнов день). Женщины собирались утром и выходили на берега рек  встречать Матушку Осенину (см. для  этой встречи приложение).

Специально выпекался  овсяный хлеб, который держала  старшая из женщин, а молодые пели песни, стоя вокруг неё, затем хлеб разламывался на куски по числу собравшихся  и им кормили домашний скот.

Осенины справлялись в  течение целой недели. Рождество  Богородицы попадало в число дней, в которые отмечались окончание  жатвы праздника урожая. Для которого характерно хождение в гости, хлебосольство  с весёлым гуляньем, сопровождаемым особыми игровыми песнями (Приложение). Чем урожайнее было лето, тем продолжительнее  праздник. К нему варили свежее пиво, готовили баранину, студень, пекли кулебяку с рыбой, из пшеничной муки с добавлением  крупчатки.

За один-два дня до начала праздника родители посылали детей  к родственникам с приглашениями  в гости, теща и тесть обязательно  приглашали молодых зятьёв вместе со свёкром и свекровью, чтобы установить добрые отношения между семьями  сватов, родителями мужа и невесты. Особым обычаем было посещение новобрачных  роднёй и знакомыми. На этот «пир»  специально выбранный человек - «позыватый»  приглашал гостей следующими словами: «Приходите навестить молодых, посмотреть на их житьё-бытьё, поучить их уму-разуму»  Родственников угощали праздничным  обедом. После чего молодая хозяйка  показывала своё хозяйство, а хозяин водил гостей во двор, демонстрировал конскую упряжь в сарае и жито в амбаре. Сопровождался показ  похвалами гостей и поднесением  им пива (отсюда название этого дня  «Поднесеньев» Шангина И.И. Русские  праздники СПб, 2001 г., с 485..

День Рождества Богородицы совпадал с днём осеннего равноденствия, и, как в день весеннего равноденствия, в Богородицын день обновляли  в избах огонь - гасили старый и  зажигали новый.

В Аспосов день заканчивалось  бабье лето. В этот день убирают  пчёл, собирают лук, отсюда название - Луков  день), рубят капусту для заготовки  её на зиму. Начиналось время «посиделок»  Посиделка - собрание парней и девушек в закрытом помещении в осенне-зимний период, форма общения холостой молодёжи. Посиделки начинались после уборки урожая., «вечёрок» Невский А.В. Будни и праздники старой России. Л., 1990, с. 86.

1.3 Воздвижение (Сдвижение, Здвиженье, Вздвиженьв день, Ставров день, Капустницы)

Народное название великого двунадесятого праздника, который  отмечается 27 сентября. Установлен в  первой половине 4 века в честь обряжения  святой равноапостольной Еленой Честного Креста Христова.

Праздник Воздвижение  был учреждён в ознаменования  события воздвижения святого  Креста Иисуса Христа на Голгофе.

В народном сказании, приуроченном ко дню Воздвижения, по-своему раскрывается смысл праздника. На Воздвижение  происходит битва между «честью» и «нечестью», поднимаются («воздвигаются») одни на другую две силы: правда и  кривда, «свято» и «не свято». Победу одерживает правда, с помощью  поднявшегося из недр земли Святого  Креста Господня Метелягин А. Воспитание на традициях русской культуры //Воспитание школьников. 1996 г., №5, с. 15..

На этом основаны поговорки  и приметы, приуроченные к этому  дню, (Приложение) говорили об окончании  уборки урожая: «На Воздвиженье последняя  копна с поля движется, последний  воз на гумно торопиться», «Воздвиженье - хлеб с поля двинулся».

К Вздвижению завершалось  бабье лето, происходила третья встреча  осени: «Вздвиженье лето замыкает ключи, галочка с собой за море уносит». Отмечалось приближение зимы: «Вздвиженье  осень зиме на встречу двигает». К наступлению зимних холодов  готовились заранее, поэтому говорили: «Вздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет», «Вздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу».

Замирание жизни зверей и  птиц так же не оставалось без внимания крестьянина: «На Вздвиженье птица  в отлёт двинулась», «В Вздвиженьев  день медведь залегает в берлогу». Вздвиженье считалось опасным днём для похода в лес не только из-за змей, но и из-за леших, оборотней  и другой нечисти. Лешие собирали подвластных зверей в одно место  и устраивали им смотр перед наступающей  зимой.

К Вздвижению заканчивалась  уборка овощей, льна, конопли, происходила  обработка льна («мяли куделю»). Начинали рубить капусту и заготавливать  её на зиму, поэтому Вздвиженье называли капустным праздником. Сопровождалась рубка капусты песнями и угощением  по вечерам. С Вздвижения начинался  ряд осенних девичьих вечеринок  Нагибина А.Ф. 2000 г. называемых «капустниками», «капустенскими вечерами», «капустницами». Капустницы происходили не только в  деревнях, но и в городах и продолжались две недели.

Девушки, надев нарядные одежды, ходили из дома в дом с песнями  убить капусту. Приготовлялся особый стол с закусками. Парни-женихи приходили  с гостинцами и высматривали невест - «капустниц». Водились хороводы и  пелись песни.

В Сибири на капустенские вечеринки  приглашались соседки («И плохая баба на Вздвиженье - капустница»). Капустницы, входя в дом, поздравляли хозяев с урожаем капусты, как с праздником. Для гостей варилось пиво и готовилось угощение с главным блюдом - «хлебальным  пирогом». Вечер оканчивался плясками и играми (см. Приложение).

1.4 Покров Пресвятой Богородицы (Покров день)

Народное название праздника  православной церкви - Покрова Пресвятой  Богородицы, который отмечается 14 октября. Установлен в память явления Богородицы во Влахернском храме в Константинополе. Это событие произошло в середине 10 века в царствование византийского  императора Льва 6 Мудрого.

На Руси праздник был при  князе Андрее Боголюбском около 1164 года. В его основе лежит предание о явлении Богородицы в церкви во Влахернах - императорской резиденции в Константинополе, где хранилась  риза Богоматери, её головной покров и  часть пояса. В это время шла  война с сарацинами, и жители Константинополя  обратились с молитвой к Богородице с просьбой о защите города. Святой Андрей и его ученик увидели явление  Божьей Матери на воздухе с сонмом святых и ангелов. Она простёрла  над молящимися свой покров (головной плат) и вознесла господу молитву  о спасении мира и избавлении человека от бед и страданий Шангина  И.И., Русский праздник. СПб, 2001 г., с. 433.

В народном осмыслении церковный  праздник Покров Богородицы предстаёт  далеко оторванным от христианской легенды. Народ создаёт свою легенду о  страдающей Богородице, которой в  одной из деревень отказали в ночлеге, за что жители были наказаны пророком Ильёй. Пожалевшая людей Богородица спасла их, развернув покров над  деревней, после чего они стали  добрыми и гостеприимными.

Информация о работе Праздники и обряды русского народа как часть факультативного курса "Народное творчество"