Праздники и обряды русского народа как часть факультативного курса "Народное творчество"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение основных праздничных обрядов и ритуалов и установление связи народной культуры и современности через преподавание истории русских праздников на факультативных занятиях в школе.
Задачи исследования:
1. Получение знаний о народном календаре и составляющих его сезонных праздников и обрядов.
2. Систематизация сведений о русских праздниках.
3. Разработка программы и ддактического материала для проведения факультативных занятий по русским народным праздникам в средней школе.

Файлы: 1 файл

РАБОТА.docx

— 167.89 Кб (Скачать файл)

В память об этом событии  во всех христианских храмах принято  в этот день освящать украшенные ветви  деревьев. У русских место пальмовой  ветви заняла верба, которая дала название празднику и неделе перед  ним: «Вербное воскресенье», «Вербная (или Пёстрая) неделя», «Вербница», «Вербич». Суббота, предшествующая Вербному воскресенью, так же считается праздником, она  называется Лазаревой, так как, по церковному преданию, в этот день Христос воскресил  Лазаря, на неё приходятся основные приготовления к празднованию Вербного воскресенья.

В городах допетровской России вход Господень в Иерусалим отмечался  с особой торжественностью. В XVI-XVII веках, в Москве, Новгороде, Ростове, Казани, Астрахани и Тобольске кульминацией празднества был крестный ход, во время которого царь или глава  городской администрации вёл  за узду коня, замаскированного под  осла, на котором восседал патриарх или местный архиерей. Шествия  проводились ежегодно вплоть до 1697 года и были отменены Указом Петра 1 вместе с патриаршеством.

Христианство связывает  с Вербным воскресеньем идею милосердия и человеколюбия, которая в патриаршие времена находила в день праздника  конкретное воплощение.

После торжественного шествия  патриарх принимал в своих палатах, трапезной, калек, убогих и нищих, которых  собственноручно с большим уважением  к ним потчевал, затем омывал им ноги, а в завершение - одаривал милостыней. В XIX в. празднование значительно упростилось. В субботу, а особенно в воскресенье, в церкви проводились праздничные службы, и разрешалось послабление поста. В деревнях в эти дни старались не работать, а к празднику готовили разнообразные кушанья из рыбы, пироги-рыбники. В городах и сибирских деревнях обязательным блюдом праздничного субботнего стола была икра. Канун Вербного воскресенья в некоторых местах шумно и весело праздновала молодёжь. За три-четыре дня девушки начинали собирать продукты, из которых в субботу варили брагу, готовили рыбный «курник», варили кашу и пекли гречневые блины. В полночь молодёжь с пением песен выходила на улицу. Около ворот каждого дома, где жили новобрачные, парни и девушки останавливались и кричали: «вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодые отпирали ворота, и толпа входила с песней «Был бы урожай хлеба, скота умножения». В избе слегка ударяли спящих вербой, приговаривая «Верба хлест, бей до слёз», «Вставай рано, бей барана», последней били молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодёжь за ворота. Вернувшись в избу, где было заранее приготовлено угощение, молодёжь веселилась, ела кашу и блины, а остатками угощала мальчиков, приходивших на утро поздравлять с праздником.

В народе верба, освящённая в  этот праздник, считалась священной  и наделялась магическими свойствами. Утром праздничного дня взрослые хлестали веточками детей, приговаривая: «Верба красна, бей до слёз, будь здоров!». Освящённые веточки хранили весь год или до Егорьева дня, когда  ими выгоняли скот, на божнице.

Кое-где к Вербному воскресенью  или к его кануну, Лазаревой  субботе, приурочивали встречу весны. Женщины и девушки водили хороводы с пением весенних песен, иногда в  этот день качались на качелях.

Пасха (Христов день, Паска, Великдень)

Великий праздник церковного православного календаря Светлое  Христово Воскресенье, самый торжественный  и радостный христианский праздник. Он символизирует обновление и спасение мира и человека, торжество жизни  и бессмертие над смертью, добра  и света над злом и тьмой. В  православии Пасха - наиболее важный для верующих праздник, «царь дней», «праздник праздников», «торжество торжеств» называет его церковь. По закону Моисея, празднование Пасхи (от еврейского песах - прохождение, переход) было установлено древними иудеями  в память об исходе из египетского  плена, в знак благодарности за освобождение и поддержание беглецов во время  их долгого странствия. Христианская Пасха является памятью об искупительной  жертве Иисуса Христа, о смерти его  на кресте и воскресении.

Празднование христианской Пасхи отмечается по лунному календарю, поэтому не имеет даты (в лунном месяце 28 дней, которые накладываются  на солнечный год из 354 суток). По календарю празднование Пасхи всегда приходится на промежуток между 4 апреля и 7 мая по новому стилю. О дате праздника  русские крестьяне узнавали в  церкви у священника или от церковного старосты.

Пасхальная служба, происходящая в ночь с субботы на воскресенье, является логическим завершением служения всех предшествующих дней Страстной  недели Страстная неделя (Страстяная, «Страшная» неделя) - последняя неделя великого поста, предшествующая Пасхе и посвящённая воспоминаниям о страданиях Иисуса Христа. На протяжении всей недели в знак скорби церковь предписывает особенно строгое воздержание, которое становится ещё более суровым ближе к Пасхе: с Великого Четверга по Великую субботу. Но идея Великого поста - очищение через воздержание, покаяние и причастие, на Страстной неделе находят отражение не только в церковных службах и ритуалах, но и в многочисленных народных очистительных и предохранительных обрядах, основная масса, которых сосредоточена вокруг Чистого четверга., посвящённого событиям Евангелия. Раньше ровно в полночь, а теперь обычно в половине двенадцатого начинается праздничная служба - полуношница, за которой следует заутреня, посвящённая Светлому Христову Воскресению, крестный ход вокруг церкви и литургия, наступает Пасха Миронов В.А. Двенадцать месяцев года. М., 1991 г., с. 151.

Полуношницей называется богослужение, совершаемое в полночь  в память о ночной молитве Иисуса Христа в Георсиманском саду, предшествовавшей преданию его в руки фарисеев. После  чтения положенных по случаю молитв, и  пения песнопений священник в  сопровождении причта в полном светлом  праздничном облачении торжественно выходит из алтаря и направляется к лежащей посреди храма плащанице. Её трижды обходят с каждением, затем  поднимают «на голову» и в  полном молчании вносят в алтарь и  кладут на престол.

Ровно в двенадцать часов  начинается пасхальная заутреня. О  Христовом воскресении возвещает  торжественный колокольный звон (благовест), в храме зажигают все  свечи и паникадила. Церковный  хор начинает тихо петь: «Воскресение Твоё, Христе Спасе ангели погот  на небеси, и нас на земли сподоби  чистом сердцем Тебе славити», священник  с трёхсвечником и крестом  в левой руке, с кадилом в  правой руке совершает каждение вокруг престола в алтаре. На царских вратах отодвигается занавеска, пение становится громче, священник вновь кадит  престол, после чего под полногласное пение открываются царские врата, начинается радостный колокольный  перезвон.

Начинается пасхальный крестный ход Крестный ход (Носить святи, подымать Бога, Подымать Божжу Мать) - торжественное шествие из одного храма в другой или какому-нибудь назначенному месту, с иконами, хоругвями, другими святынями храма, а главным образом большим запрестольным или выносным крестом, который и дал название шествию. Священник и церковнослужители поют во время шествия молитвы и каноны. вокруг церкви, смысл которого во встрече воскресшего Христа. Прихожане и церковный причт с запрестольным крестом, иконами, хоругвями Хоругви - выносная икона, принадлежность церковных шествий - укреплённое на древке полотнище с изображением Христа, святых. и горящими свечами выходят из храма, ворота которого закрываются. Во главе шествия несут фонарь (по преданию, жёны-мироносицы, направляясь ночью, освещали себе путь фонарём), затем - запрестольный крест, хоругви и иконы, потом идут певчие, священнослужители и дьяконы с Евангелием и иконой «Воскресение Христово», завершают процессию прихожане. Во время крестного хода верующие вслед за церковным причтом поют пасхальную стихиру: «Восресение Твоё, Христосе Спасе…»

Церковь сравнивает участников крестного хода с жёнами - мироносицами, которые отправлялись из Иерусалима ко гробу Христа, чтобы омыть Его  благовониями и первыми встретили  Его воскресшим. Поэтому верующие, выходя из церкви с крестным ходом, выходят встречать Христа. В этой связи христианская догматика видит  также в участниках крестного  хода потомков праотца Адама, обрекшего  нарушением запрета человечество на смерть, которые устраиваются к новой  жизни, к бессмертию, воплощённое  в Христе.

Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его  закрытыми западными дверьми, символизирующими опечатанный камень, закрывавший  вход в пещеру, где был захоронен  Христос. Здесь священник кадит  иконы, хоругви и верующих и крестит  ворота Храма, возглашая: «Слава святей, единосущий, животворящий и нераздельный Троице», вслед за ним начинает в  первый раз тропарь: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробе живот даровать».

Песнь повторяется несколько  раз, прежде чем двери раскроются и верующие войдут в храм с пением: «Христос Воскресе» подобно жёнам-мироносицам, принёсшим благую весть апостолам. С точки зрения церкви, это также  символизирует вступление Спасителя  с душами ветхозаветных праведников  в рай.

По возвращению в храм священник трижды поёт тропарь: «Христос Воскресе из мертвых…». Вновь открываются  царские врата, что символизирует  открытию царских врать Христом, когда-то закрытых для потомков преступивших божественный запрет Адама и Евы. Наступает кульминационный момент богослужения, когда поётся: «Воскресения день, просветимся людие…». Каждая песнь канона сопровождается повторением  тропаря, а между песнями священник, держащий в одной руке крест и горящую свечу, а в другой - кадило, которым кадит церковь, приветствует находящихся в храме людей возгласом: «Христос Воскресе!» на что верующие отвечают: «Воистину Воскресе!». После песни: «Друг друга обымем, рцем, братие!», верующие в храме христосуются Христосование - ритуал в церковной пасхальной службе и поздравление верующими друг друга с праздником Пасхи, при котором один говорит «Христос воскресе!», а другой отвечает: «Воистину воскресе!». По церковному преданию, обычай такого приветствия восходит к апостолам, которые сообщали друг другу радостную весть. Поздравление с Пасхой отнюдь не ограничивалось христосованием в церкви. Слова «Христос воскресе!» и ответные на них, с поцелуями и взаимным одариванием яйцами, были обычным приветствием каждому гостю в течении всей Пасхальной недели.. после христосования в конце утрени читается Слово Иоанна Златоуста и совершается литургия, а после неё выносят из алтаря Святые дары и начинается причастие Тульцева А.А. Праздники народов России. М., 2002 г., с. 27.

В деревнях в пасхальную ночь, как только зазвонит колокола, возвещающие  о воскресении, тут же всё освящалось огнями. Здание церкви и колокольня покрывались огоньками фонариков, развешенных накануне, около церкви, около церкви вспыхивали костры, за околицей деревни, на перекрёстках дорог, на холмах и высоких берегах рек  поджигали смоляные бочки, которые  иногда поднимали на шестах. Угли оставшиеся от костров, на утро собирали и закладывали  под застрехи крыш, чтобы оградить дом от молнии и пожара.

Одним из важнейших моментов праздника была утренняя пасхальная трапеза. После долгого и сурового поста даже взрослые крестьяне, а  в особенности деревенские ребятишки, с нетерпением ждали «разговения» и радовались пасхальному яичку.

Обязательной принадлежностью  пасхального стола были освящённые в церкви яйца Яйцо - атрибут весенне-летних земледельческих обрядов. Крашеное освящённое яйцо занимает центральное  место в пасхальной обрядности. Оно  стало знаком, символом праздника  Пасхи. Церковь видит в нём  символ гроба Господня и возникновение  жизни в самых недрах его. При  этом красный цвет, в который по традиции окрашивают яйца, рассматривается  как символ возрождения верующих «кровью Христа». Подобным образом  крестьяне объясняли обычай красить  яйца. и куличи Кулич (Пасха, Паска) - обрядовый хлеб, обязательная принадлежность пасхального стола. Традиция встречи  Пасхи с ритуальным хлебом уходит корнями в ветхозаветные времена. Ранние христиане, унаследовавшие некоторые  черты празднования Пасхи от иудеев, переняли и обычай освящения хлебов, но наполнили его иным содержанием., кое-где творожная пасха. Начинал  трапезу старший в семье, обычно отец. Когда вся семья собиралась за столом, отец-хозяин клал яйцо на божницу  и молился в голос, завершавшие  молитву «Аминь!» домашние повторяли  хором, затем все садились, хозяин собственноручно очищал первое пасхальное яйцо, разрезал его и наделял каждого  члена семьи кусочком. После этого  также распределялись кулич и  другие угощения. Очень часто разговение начиналось не со скоромной пищи, а  с постной пищи: с овсяного киселя, приготовленного в чистый четверг  Чистый четверг (Великий, Страстной, «Страшный» четверг) - четверг на Страстной неделе, последней Недели Великого поста. В  этот день церковь вспоминает тайную вечерю, последний ужин Иисуса Христа с учениками, состоявшийся в первый день Иудейской Пасхи, за которой  последовало предание Христа Иудой  в руки фарисеев, положившее начало страданиям Господа за грехи людские. В народных представлениях необходимость  проведения очистительных обрядов  осознавалась так же, как необходимость  очищения пространства, осквернённого  предательством Иуды., с ложки растительного  масла или тёртого хрена, который  лежал за иконами с четверга Страстной  недели и считался профилактическим средством против лихорадки. Во многих местах любые развлечения в день Пасхи: светские песни, пляски, игра на гармошке, выпивка и т.д. - считались  в народе неприличным и большим  грехом. Хождение в гости к соседям  в этот день считалось неприличным, или начиналось только под вечер. Основное празднование, начало молодёжных гуляний- игрищ приходилось на следующий  день праздника, который изобиловал развлечениями. Но часто святая часть  праздника отделялась от разгульной пасхальными молебнами, обходами домов  прихожан крестным ходом: священником  в сопровождении причта и «богоносов» - крестьян с церковными иконами  и крестами в руках. После пасхальной трапезы, ухода «богоносов» или  только на следующий день начиналась праздничное гулянье. Празднично одетая молодёжь собиралась на улице, где специально к Пасхе устанавливали качели. Играли гармошки, девушки и парни  плясали, пели песни, парни и мужики соревновались в различных играх, остальные жители деревни приходили  посмотреть.

Информация о работе Праздники и обряды русского народа как часть факультативного курса "Народное творчество"