Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:07, курсовая работа
Цель исследования: изучение основных праздничных обрядов и ритуалов и установление связи народной культуры и современности через преподавание истории русских праздников на факультативных занятиях в школе.
Задачи исследования:
1. Получение знаний о народном календаре и составляющих его сезонных праздников и обрядов.
2. Систематизация сведений о русских праздниках.
3. Разработка программы и ддактического материала для проведения факультативных занятий по русским народным праздникам в средней школе.
В память об этом событии во всех христианских храмах принято в этот день освящать украшенные ветви деревьев. У русских место пальмовой ветви заняла верба, которая дала название празднику и неделе перед ним: «Вербное воскресенье», «Вербная (или Пёстрая) неделя», «Вербница», «Вербич». Суббота, предшествующая Вербному воскресенью, так же считается праздником, она называется Лазаревой, так как, по церковному преданию, в этот день Христос воскресил Лазаря, на неё приходятся основные приготовления к празднованию Вербного воскресенья.
В городах допетровской России
вход Господень в Иерусалим
Христианство связывает с Вербным воскресеньем идею милосердия и человеколюбия, которая в патриаршие времена находила в день праздника конкретное воплощение.
После торжественного шествия
патриарх принимал в своих палатах,
трапезной, калек, убогих и нищих, которых
собственноручно с большим
В народе верба, освящённая в этот праздник, считалась священной и наделялась магическими свойствами. Утром праздничного дня взрослые хлестали веточками детей, приговаривая: «Верба красна, бей до слёз, будь здоров!». Освящённые веточки хранили весь год или до Егорьева дня, когда ими выгоняли скот, на божнице.
Кое-где к Вербному воскресенью или к его кануну, Лазаревой субботе, приурочивали встречу весны. Женщины и девушки водили хороводы с пением весенних песен, иногда в этот день качались на качелях.
Пасха (Христов день, Паска, Великдень)
Великий праздник церковного
православного календаря
Празднование христианской Пасхи отмечается по лунному календарю, поэтому не имеет даты (в лунном месяце 28 дней, которые накладываются на солнечный год из 354 суток). По календарю празднование Пасхи всегда приходится на промежуток между 4 апреля и 7 мая по новому стилю. О дате праздника русские крестьяне узнавали в церкви у священника или от церковного старосты.
Пасхальная служба, происходящая в ночь с субботы на воскресенье, является логическим завершением служения всех предшествующих дней Страстной недели Страстная неделя (Страстяная, «Страшная» неделя) - последняя неделя великого поста, предшествующая Пасхе и посвящённая воспоминаниям о страданиях Иисуса Христа. На протяжении всей недели в знак скорби церковь предписывает особенно строгое воздержание, которое становится ещё более суровым ближе к Пасхе: с Великого Четверга по Великую субботу. Но идея Великого поста - очищение через воздержание, покаяние и причастие, на Страстной неделе находят отражение не только в церковных службах и ритуалах, но и в многочисленных народных очистительных и предохранительных обрядах, основная масса, которых сосредоточена вокруг Чистого четверга., посвящённого событиям Евангелия. Раньше ровно в полночь, а теперь обычно в половине двенадцатого начинается праздничная служба - полуношница, за которой следует заутреня, посвящённая Светлому Христову Воскресению, крестный ход вокруг церкви и литургия, наступает Пасха Миронов В.А. Двенадцать месяцев года. М., 1991 г., с. 151.
Полуношницей называется
богослужение, совершаемое в полночь
в память о ночной молитве Иисуса
Христа в Георсиманском саду, предшествовавшей
преданию его в руки фарисеев. После
чтения положенных по случаю молитв, и
пения песнопений священник в
сопровождении причта в полном светлом
праздничном облачении
Ровно в двенадцать часов
начинается пасхальная заутреня. О
Христовом воскресении
Начинается пасхальный крестный ход Крестный ход (Носить святи, подымать Бога, Подымать Божжу Мать) - торжественное шествие из одного храма в другой или какому-нибудь назначенному месту, с иконами, хоругвями, другими святынями храма, а главным образом большим запрестольным или выносным крестом, который и дал название шествию. Священник и церковнослужители поют во время шествия молитвы и каноны. вокруг церкви, смысл которого во встрече воскресшего Христа. Прихожане и церковный причт с запрестольным крестом, иконами, хоругвями Хоругви - выносная икона, принадлежность церковных шествий - укреплённое на древке полотнище с изображением Христа, святых. и горящими свечами выходят из храма, ворота которого закрываются. Во главе шествия несут фонарь (по преданию, жёны-мироносицы, направляясь ночью, освещали себе путь фонарём), затем - запрестольный крест, хоругви и иконы, потом идут певчие, священнослужители и дьяконы с Евангелием и иконой «Воскресение Христово», завершают процессию прихожане. Во время крестного хода верующие вслед за церковным причтом поют пасхальную стихиру: «Восресение Твоё, Христосе Спасе…»
Церковь сравнивает участников крестного хода с жёнами - мироносицами, которые отправлялись из Иерусалима ко гробу Христа, чтобы омыть Его благовониями и первыми встретили Его воскресшим. Поэтому верующие, выходя из церкви с крестным ходом, выходят встречать Христа. В этой связи христианская догматика видит также в участниках крестного хода потомков праотца Адама, обрекшего нарушением запрета человечество на смерть, которые устраиваются к новой жизни, к бессмертию, воплощённое в Христе.
Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его закрытыми западными дверьми, символизирующими опечатанный камень, закрывавший вход в пещеру, где был захоронен Христос. Здесь священник кадит иконы, хоругви и верующих и крестит ворота Храма, возглашая: «Слава святей, единосущий, животворящий и нераздельный Троице», вслед за ним начинает в первый раз тропарь: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробе живот даровать».
Песнь повторяется несколько
раз, прежде чем двери раскроются
и верующие войдут в храм с пением:
«Христос Воскресе» подобно жёнам-
По возвращению в храм
священник трижды поёт тропарь: «Христос
Воскресе из мертвых…». Вновь открываются
царские врата, что символизирует
открытию царских врать Христом,
когда-то закрытых для потомков преступивших
божественный запрет Адама и Евы.
Наступает кульминационный
В деревнях в пасхальную ночь,
как только зазвонит колокола, возвещающие
о воскресении, тут же всё освящалось
огнями. Здание церкви и колокольня
покрывались огоньками
Одним из важнейших моментов
праздника была утренняя пасхальная
трапеза. После долгого и сурового
поста даже взрослые крестьяне, а
в особенности деревенские
Обязательной принадлежностью
пасхального стола были освящённые
в церкви яйца Яйцо - атрибут весенне-летних
земледельческих обрядов. Крашеное
освящённое яйцо занимает центральное
место в пасхальной обрядности. Оно
стало знаком, символом праздника
Пасхи. Церковь видит в нём
символ гроба Господня и возникновение
жизни в самых недрах его. При
этом красный цвет, в который по
традиции окрашивают яйца, рассматривается
как символ возрождения верующих
«кровью Христа». Подобным образом
крестьяне объясняли обычай красить
яйца. и куличи Кулич (Пасха, Паска) -
обрядовый хлеб, обязательная принадлежность
пасхального стола. Традиция встречи
Пасхи с ритуальным хлебом уходит
корнями в ветхозаветные