Праздники и обряды русского народа как часть факультативного курса "Народное творчество"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение основных праздничных обрядов и ритуалов и установление связи народной культуры и современности через преподавание истории русских праздников на факультативных занятиях в школе.
Задачи исследования:
1. Получение знаний о народном календаре и составляющих его сезонных праздников и обрядов.
2. Систематизация сведений о русских праздниках.
3. Разработка программы и ддактического материала для проведения факультативных занятий по русским народным праздникам в средней школе.

Файлы: 1 файл

РАБОТА.docx

— 167.89 Кб (Скачать файл)

На этих службах читаются ветхозаветные Михея о том, что  Вифлеем станет местом рождения Спасителя  и Исаак, предсказывающего приход Миссии и его облик. В рамках крестьянского  календаря Рождество Христово знаменовало  наступление главного зимнего праздника - Святок.

В земледельческом календаре, ориентированном на цикличность  «жизни» солнца, начало годового круга  отсчитывалось от периода «роста и солнца, то есть увеличение светового  дня, которым как раз и характеризовалось  время Святок.

В крестьянском быту подготовка к Рождеству Христову велась и  накануне праздника. К рождественскому  Сочельнику хозяйки тщательно прибирали  избы и горницы: мыли, белили своё жилище, завершали варку хмельного и  травяного пива для Святочных  гуляний, а также и приготовление  пищи и сдобной выпечки как  для разговения после рождественской литургии (так и для угощения гостей).

Старики в Сочельник отдыхали, а остальные домочадцы старались  закончить все работы к обеденному времени, чтобы засветло успеть сходить  в баню. В Сибири эта баня называлась «княжной» и приготовлялась женщинами. Встречать праздник Рождества Христова было принято в новой одежде, что  отразилось в известной поговорке: «На светлой рубахе хоть плохонька, да белёхонька: к Рождеству хоть сурова да нова». Обязательным блюдом трапезы в рождественский сочельник  являлась кутья Кутья - ритуальная пища, являющаяся обязательным блюдом трапезы  в кануны святочных праздников: Рождества, Нового года, Крещения, а так же в  дни общего поминовения мёртвых  или родительские дни: Троицкая суббота, Радуница, Масленичная суббота, Дмитриев день. Кутья представляет собой особый вид каши, особенностью которой является использование зёрен, ягод, а так  же мёда, придающего блюду сладкий  вкус.. На сочельническом столе скоромная  пища не допускалась. По причине употребления в рождественский сочельник только постных блюд, трапеза получила название «голодной кутьи». По окончании трапезы  часть оставшейся кутьи дети разносили  по домам, бедняков, чтобы и они  могли отпраздновать событие  Рождества Христова. После вкушения пищи до утра не убирали ни посуду, ни еду, ни скатерть, полагая, что к столу  придут покойные родители, чтобы тоже поесть.

Утром же детишки, а в некоторых  местах девушки, парни и даже взрослые мужчины, отправлялись в обход по домам славить Христа, за что получали деньги, козули и другую еду.

Одной из самых важных духовных акций для крестьян в день Рождества  Христова было участие в рождественской литургии. Возвратясь домой из церкви крестьяне устраивали праздничный  обед, во время которого разговлялись. В течение дня дети и молодёжь участвовали в колядовании.

О том, что Рождество Христово в крестьянском календаре было одним  из самых больших праздников, свидетельствует  народное представление о том, что  этот день «играет солнце».

Истории Рождественской ёлки. В 14 веке в семьях более или менее  состоятельных горожан - но не у всех - стало принято в рождественский сочельник зажигать ёлку. Рождественская ёлка пришла в Россию во времена  Петра 1. Тогда же, в 1700 году было установлено  считать началом Нового года 1 января, а не 1 сентября, как это было раньше. Рождественская ёлка к нам, как и  в другие европейские страны, пришла из Германии, где на Рождество в 14 веке было перенесено начало нового года. Вечная зелень ели была символом вечной, обновляющейся жизни. В России рождественской ёлки поначалу устанавливались только на главных городских площадях. Ёлки в том виде как мы их знаем теперь (украшаемые свечами, игрушками, сладостями, фруктами) появились в Германии лишь в конце 18 века. В качестве детского празднества рождественская и одновременно новогодняя ёлка в России известна с конца XIX века. Но это был праздник лишь для детей из состоятельных  семей. Дети из крестьянских семей этого  праздника не знали.

 

2.3 Святки

Главный зимний праздник в  крестьянском календаре, знаменующий  собой переход от старого года к новому. Святки длились две недели, начинаясь в Рождественский Сочельник (6 января) и, завершаясь в день Крещения.

Корни большинства святочных  обрядов, совершаемых в связи  с наступлением нового солнечного года, восходят к глубокой древности и  имеют ярко выраженный языческий  характер. Вместе с тем на архаичную  основу праздника сильное влияние  оказало христианство, поскольку  к святочному периоду были приурочены события жизни Иисуса Христа.

Основными праздниками в  рамках Святок являлись Рождество Христово, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером  в каждой крестьянской семье совершались  торжественные обрядовые трапезы, включающие ритуальную пищу, которую  после ужина оставляли на столе  для появляющихся в святочное  время душ умерших и ставили  на окно или порог для угощения мороза.

Полагали, что и умершие  предки, и природная стихия, вкусив обрядового блюда, будут способствовать хорошему урожаю в новом году.

В традиционной культуре вкушение обрядовой пищи осмысливалось не как обычное насыщение, а как  приобщение к жизненным силам, и  соответственно к вечному обороту  жизни. Обрядовое кормление покойных «родителей», то есть всех покойных предков, которые по народным представлениям являлись уже частью природы, приобщало также и их к этому нескончаемому движению жизни Максимов С.В. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники. М., 1986 г., с. 56.

Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуальными действиями, к которым был причастны все  члены деревенской общины.

В первый день Рождества совершался обряд Славление Христа. Этот обходный обряд был направлен на обеспечение  урожая в Новом сельскохозяйственном сезоне. С этой же целью в Рождественский Сочельник или рано утром на Рождество  и в день Нового года по деревне  ходили колядовщики, исполняя поздравительные  песни хозяевам домов, за что получали вознаграждения обильным угощением.

В народе Святки считались  молодёжным праздником. Взрослое население  в деревне на третий день после  Рождества возвращались к своим  повседневным заботам и хлопотам, за исключением тех видов работ, которые по народным представлениям, нельзя было совершать в Святки. Молодёжь же полностью была освобождена  от какой-либо трудовой деятельности и  всё время посвящала разнообразным  развлечениям. Святочный период можно  назвать временем активного формирования брачных пар Нового года, чему способствовало проведение почти каждый вечер, кроме  Сочельников, игрищ молодёжи. Здесь  парни и девушки имели возможность  внимательно присмотреться друг к другу.

К тому же Святки являлись одним  из принятых в традиции периодом гощения  девушек у родственников или  подруг, живущих в более крупных  деревнях или сёлах, где вероятность  найти жениха значительно реальна. Девушки старались привлечь к  себе внимание яркими праздничными нарядами, умением петь, танцевать, поддерживать беседу, а так же демонстрировать  свой характер, весёлый и бойкий, но в то же время и скромный, что  народных представлениях считалось  эталоном девичьего поведения, своеобразным испытанием готовности к браку. Затрагивающим  сферу сексуальных знаний, было умение и парней, и девушек правильно  вести себя во время прихода на игрище ряженых. Одетые в самые разнообразные  наряды и маски, ряженые вовлекали  в свои многочисленные игры всех без  исключения, кто присутствовал на посиделки. Сама молодёжь вечерами нередко  «машкаровалась» и ходила по деревне, тормоша и веселя хозяев в каждом доме.

Одной из ярких особенностей Святок как переходного периода  являлись разного рода гадания. В  каждой крестьянской семье или всей общиной накануне святочных праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собрались  все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий  год. Девушки и реже парни на протяжении всех Святок в полночь совершали  самые разнообразные гадания, в  надежде понять, удастся ли им в  Новом году выйти замуж или  жениться. Конкретным шагом к такому важному жизненному событию, как  свадьба, является обычай зимних «смотрин невест», проходивших в разных местностях в сроки близкие к Святкам - чуть раньше или чуть позже. Но чаще всего в последний день святочного периода - в Крещение Господне, после  которого наступал мясоед - время свадеб.

За всеми этими многочисленными  яркими обрядами и событиями, превращающими  две Святочные Недели в чрезвычайно  эмоциональное и красочное действие, стоят древние мифологические представления, позволяющие понять место и значимость Святок в ряду праздников календарного цикла.

Основным занятием русского народа было земледелие, и, соответственно традиционная культура русских была ориентирована на «жизнь» солнца. Поэтому издавна замеченное увеличение светового дня в Святки - к 1 января день прибавляется на «куриный шаг» - в  крестьянском сознании связывалось  с представлениями о «рождении» солнца, то есть о вступлении его  в новый цикл.

Основным смыслом святочного периода являлось рождение нового года, в рамках которого формировались  также судьбы природы, социума и  каждого конкретного человека на следующий годовой цикл. Причём именно в Святки эти судьбы, можно было узнать с помощью примет, гаданий, оценки правильности или неправильности проведения обрядности, установленной  традицией. В случае неудовлетворительного  прогноза считалось возможным изменить, поправить судьбу. Например, во время  приготовления «васильевской каши». Вместе с тем Святки осмыслялись  и как период возрождения миропорядка, есть рождение мира вновь. Этот процесс  наделялся в традиционном сознании признаками модели первотворения. Так, в мифопоэтических представлениях для первотворения характерным  является движение к упорядоченности. Универсальность перехода от тьмы к  свету, свойственная космогенезу (сотворению мира), проявляется в отношении  этого процесса в народном сознании с началом жизни любого объекта  или явления: будь то «рождение» солнца во время Святок, прорастание зерна  из земли или появление ребёнка  из утробы на белый свет. В этом плане  показательно, что наибольшей значимостью  в Святки отмечено именно тёмное время  суток - вечер и ночь, на которые  приходится большее количество действий и обрядов святочного цикла. Для  обозначения периодов внутри Святок у русских использовалось слово  «вечер»: «Святые вечера» и «Страшные  вечера».

С идеей формирования в  Святки миропорядка связано озвучивание  в то время фольклорных текстов, содержащих представление об устройстве мира. Так у русских в святочный  период вечерами было принято загадывать загадки (Приложение) и рассказывать сказки, что при свойственной традиционному  сознанию вере в магическую силу произнесённого слова и в возможности его  материализации, должно было способствовать акту «рождения» мира. Помимо совершения обрядности, залогом обеспечения  благополучия во всех областях жизни  в новом году являлось соблюдение ряда трудовых запретов, закреплённых в традиции за временем Святок. С  другой стороны, некоторые обыденные  действия приобретали продуцирующие  свойства как раз за счёт методичного  выполнения их в течение всего  святочного периода. Считалось, что  лён уродится лучше, если женщина  на Святки каждый день подметает избу.

Традиционно Святки делились на две части - «Святые вечера» (от Рождества Христова до Васильева  вечера) и «страшные вечера» (с  ночи под Новый год и до Крещения Господня). Несмотря на то, что весь святочный период считался в народе временем «без креста», то есть родившийся Иисус не был ещё крещён, особый разгул нечистой силы связывался именно со «страшными вечерами», что отразилось в соответствующем названии. Крестьяне  верили, что «шуликаны» - дети кикиморы, которые рождаются в Святки, в  ненастные ночи и вылетают из трубы  на улицу, где живут до Крещения. Они могут показаться ворожащим  девушкам в виде чертенят чёрного  цвета, с маленькими рожками и  козлиными ножками. Здесь же «шуликанов»  воспринимали как «мальчишек» - пакостников и шалунов, живущих артелями в заброшенных постройках. Они делают мелкие гадости: могут пьяного в лужу завести, столкнуть в грязь человека и т.д. В различных местностях нечистые духи представлялись в разных обликах. Выход на землю в Святки нечистой силы, как проявление состояния хаоса в процессе становления миропорядка, определённым образом соотносится со святочными ритуальными действиями: ряженьем, игрищами молодёжи, гаданием и т.п., содержащими элементы внешнего уподобления «человека существам иного мира, а так же с особыми ритуализованными формами поведения: воровство, бесчинства, осуждаемые в другое время, и в корне отличающиеся от повседневных норм поведения.

Помимо нечистой силы в  Святки, особенно в «страшные вечера», активность проявляли, по народным представлениям, колдуны и ведьмы. Только колдун или колдунья, по поверьям, могли  прийти в чужую избу на кануне праздника  и попросить огня из печи, что, несомненно, должно было привести к «выведению скотины» в доме, то есть удачи, благополучия.

В связи со столь опасной  спецификой святочного периода, чтобы  оградить себя, скот и всё хозяйство  от воздействия нечистой силы и колдунов, накануне в дни праздников особенно в «страшные вечера» крестьяне  производили очистительно-охранительные  акции. Полное и окончательное очищение от «страшных вечеров» с их ужасами, разгулом и бесчинствами, совершалось  в день великого водосвятия в Крещение Господне - в праздник, завершающий  Святки - время «без креста» - и манифестирующий  установление порядка расставляющего всё на свои места.

Итак, Святки являлись своего рода энергетическим импульсом, дающим начало очередному витку жизни природы, в том числе и каждого отдельного человека, как части природы. Помимо этого, две святочные недели представляли собой важнейший период, в пределах которого в максимально концентрированной  форме происходила «передача» от старших младшим коллективного  знания многих поколений. Получение  новыми поколениями этого знания и дальнейшее развитие культурной традиции. В этом плане чрезвычайно важной в святочное время была роль стариков, несмотря на сложившиеся в народном сознании восприятия Святок как молодёжного  праздника.

Информация о работе Праздники и обряды русского народа как часть факультативного курса "Народное творчество"