Праздники и обряды русского народа как часть факультативного курса "Народное творчество"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение основных праздничных обрядов и ритуалов и установление связи народной культуры и современности через преподавание истории русских праздников на факультативных занятиях в школе.
Задачи исследования:
1. Получение знаний о народном календаре и составляющих его сезонных праздников и обрядов.
2. Систематизация сведений о русских праздниках.
3. Разработка программы и ддактического материала для проведения факультативных занятий по русским народным праздникам в средней школе.

Файлы: 1 файл

РАБОТА.docx

— 167.89 Кб (Скачать файл)

В данном случае языческая  традиция, придававшая большую роль хлебу в земледельческих ритуалах, тесно переплелась с христианской, так как «лесенки» пекли, чтобы  помочь Христу подняться на небеса. С этой же целью пекли блины - «Христу подняться на небеса», символизировавшие обувание Христа перед дорогой. В народе говорили, что блины надо обязательно печь, даже если есть пироги Пропп В.Я., Русские аграрные праздники. Л., 1963 г., с. 231.

Обычно крестьяне шли  в поле после церковной службы. Прежде чем приступать к трапезе  на озимом поле, семья в полном составе, молодые и старые, обходила все  свои полосы, с приготовленной заранее  дома яичницей. При этом они время  от времени останавливались и  съедали по куску яичницы, после  того как все поля были обойдены, а яичница съедена, девушки катались по траве, приговаривая: «Расти, расти  трава к лесу, а рожь к овину». и так делали для того, чтобы  был хороший урожай, а во время  жатвы не болела спина

В традициях восточнославянских народов праздник Вознесения связан с представлениями о посмертном пребывании души на земле и вознесении ее на небо через 40 дней после смерти, поэтому русские крестьяне часто  почитали Вознесение и его канун  как праздник умерших - «родителей», с которыми в этот день прощались. Поминальное значение придавалось  и выпекаемым в этот день блинам и «лесенкам», с этой же целью  их раздавали нищим или отдавали в церковь. В некоторых областях было принято ходить с этими угощениями, а также с пирогами и яйцами на кладбище. Поминание умерших было связано с земледельческой обрядностью, в которой оно являлось обязательным элементом.

Праздник Вознесения, заканчивавшийся  пасхальным торжеством, в народном сознании ассоциировался также с  концом весны, началом лета. В народе говорили: «цвести весне до Вознесения», «Придет Вознесеньев день, сбросит  с плеч весна - красна лень, летом  обернется - прикинется, за работу в  поле примется». В этот день заканчивалось  пение весеннего песенного репертуара, в русском полесье проводился обряд родственный проводам весны - «вождение стрелы». В народе верили, что, провожая весну и встречая лето, вся природа расцветает, а тайное становится явным. Ночь на Вознесение считалась соловьиною, верили, что  тогда соловьи громче и звонче поют, чем в остальное время. Крестьяне  говорили, что в эту ночь ловить их - большой грех, а кто поймает, тот весь год не будет иметь  ни в чем удачи. Во многих местах особая целительная сила приписывалась  вознесенской росе, которую рано утром  собирали с трав знающие люди. Кое-где  в этот день проводились отдельные  пасхальные обряды и обычаи.

Наступает лучшая пора года - природа пустила в ход свои животвотворные силы. Дни стали долгие и теплые, растения в полном соку, выподают благодатные дожди. Кукушка  закуковала, рябина зацвела, береза почки  распустила.

В народе июнь величали хлеборостом, светлозаром, светлояром, разноцветом, июль называли страдником, сеноставником, жарником, грозовиком; август слыл серпником, зорничком, густоедом, хлебосолом.

Во многих регионах России существовал обычай провожать весну  и встречать лето.

Всю ночь крестьяне за околицей жгли костры, водили хороводы, встречали  первый восход солнца, пели солнечные  гимны, заклички.

Многие обряды этого периода, сходные друг с другом, преследуют общую цель - обеспечить рост развивающихся  растений, созревание плодов и благополучную  уборку урожая.

Семик (Зелёные Святки, Четверток, тюльпа)

праздник весенне-летнего  календарного периода, отмечался в  седьмой четверг после Пасхи, за три дня до Троицы, открывает  обрядовый комплекс троицко-семицкого  празднества. Распространён в России повсеместно.

Предположительно, в древности  Семик входил в праздничный единый весенний цикл, начинал который Масленица, и был его завершением. Представление  о взаимосвязи двух праздников нашло  отражение в фольклоре, в речевых  оборотах и пословицах, указывается  на особые, даже родственные, отношения  мифологизированных образов: «Честь ей и хвала, что она (Маслена) Семика в гости звала», «Звал-позывал  честной Семик широкую Масленицу  к себе в гости во двор», «Собирайтесь-ко все, не обращем ли где честну Масленицу, Семикову родню, да племянницу». Некоторые  обрядовые песни исполнялись  только два раза в год - на Масленицу  и в Семик. Так же как и Масленица, Семик представлял календарный  период, маркирующий пограничное  состояние природы - окончание весны, предвестие лета. Семицкий обрядовый  комплекс был пронизан переходной символикой, а основная, функциональная роль в  нём отводилась молодёжи, социальный статус которой так же определялся  как переходной. Подобное состояние  молодёжи, особенно девушек, сопоставимо  с состоянием поздней весны в  природе - расцветавшей, но ещё не плодоносящей Субботина Е.В. Семик и Троица. Пермь, 1992 г. с.14.

Со временем значение Семика как одного из главных весенне-летних праздников уменьшилось, особенно по сравнению  с Троицей. Тем не менее праздновать  Семик продолжали, это связано  с тем, что в календаре Семик  и Троица образуют единый праздничный  цикл, причём на Семик приходилась  его начальная фаза, а на Троицу - завершающая. Иногда Семик выступал как подготовительный этап для празднования Троицы. Так во многих местах именно в Семик собирали продукты для  ритуальной трапезы, которая совершалась  в Троицу.

Семик был посвящён началу рассвета природных сил и отмечался  в период зеленения растительности, созревания ржи, с ним связывали  новый этап сельскохозяйственных работ - посев ячменя, льна, конопли, посадку  овощей. Обряды, приуроченные к этому  времени, были направлены на стимуляцию роста посевов и охрану их от неблагоприятных  воздействий.

Крестьяне совершали различные  ритуальные действия с зеленью, обходы полей, величание ржи Троицкая берёзка - ритуальное дерево (срубленная берёза), главный атрибут троицко-семицких обрядов, служило центром молодёжных изменений цикла праздников Семик-Троица. Использование берёзы в весенне-летних ритуалах обусловлено значимостью  её образа в мировоззрении русского народа. Она считалась одним из наиболее почитаемых деревьев. В мифопоэтическом  творчестве берёза выступает как  мировое дерево, которое является центром мироздания, универсальной  моделью вселенной. Вершина дерева достигает небес и связана  с Богом, солнцем, птицами, конями уходит глубоко в землю, соприкасаясь с  преисподней, где обитает нечистая сила, средняя часть отождествляется  с земным пространством. В троицко-семицком цикле в обрядовой Троицкой берёзке  также просматривается образ  мирового дерева, дерева жизни..

Свойственная земледельческим  традициям идея воскресения - умирания божества растительности проявлялась  в ритуалах «похороны-проводы» Всесвятская  неделя - неделя, начинающаяся после  Троицкого воскресенья. Первый день недели - Духов день, последний (воскресение  Святых людей разных земель и времён, народов и сословий прославленных  в Боге, которые, с точки зрения христианской веры символизируют «всечеловеческое единство, солидарность в деле преображения мира». Всесвятская неделя непосредственно  примыкает к праздничному циклу  Семик-Троица и является в обрядово-мифологическом плане его завершением: с другой стороны неделя связана с наступающими летними праздниками Ивана Купалы и Петрова дня. Некоторые поверья  и обряды, характерные для периода  наивысшего расцвета природы и активности солнца, встречались в ритуальной практике Всесвятской недели. Характерной  чертой Всесвятской недели были карнавальные игрища, сопровождавшие иногда обряды проводов-похорон.. Важное значение в  аграрной магии придавалось гуляниями  молодёжи в полях с непременной  обрядовой трапезой, главным блюдом которой были яйца или яичница, сделанные  «на урожай». О магической роли хождения в посев девушек и молодок  говорится в семицких песнях. Особое значение женского начала в земледельческих  обрядах связано с мифологическим представлением о женской природе  земли. В ряд молодёжных развлечений  входили круговые игры с мотивами сеяния, роста, созревания (Приложение).

Наиболее популярные в  это время песни с любовно-эротической  тематикой в данной ситуации могли  рассматриваться как заклинание на урожай.

Составная часть аграрно-магического  действия, ритуальное объединение девушек, а часто и молодок, во время  праздничных шествий, гуляний, кумления Кумление (посестримство) - обычай установления особых отношений духовного родства  между представительницами женского пола на определённое время, составной  компонент обрядовых действий весенне-летнего  цикла. Основа кумления - клятвенное обещание дружбы и взаимопомощи, подкреплённое  обменом поцелуями, подарками. Личными  вещами. Обряд носит двухчастный  характер: спустя некоторое время, покумившиеся, раскумляются.. Качания на качелях, катание яиц, вождение хороводов  имело некоторое специфическое  значение, отражающее возможно, более  древние представления. Согласно им девушки и молодки принадлежали к одной половозрелой группе, социальный статус которой определялся их физиологическим  состоянием перехода от девичества к  материнству. Обряд был призван  манифестировать девичью силу, «пик девичьей зрелости», готовность к браку  и рождению детей. Впервые в нём  принимали участие девушки-подростки, достигшие необходимого возраста, что  характеризовало их как полноправных членов молодёжного коллектива. Генационный  характер проявлялся, например, в семицких играх и хороводах с прядильно-ткацкой  символикой.

Так, в Красноуфимском уезде  Пермской губернии отдельные фигуры девичьего хоровода носили название процессов ткачества: навивать, сновать, кишку снимать (кишка - основа для  холста, снятая со сновалок), надевать ткань. Участие в нём символизировало  участие молодой девушки к  миру важнейших женских занятий  и показывало её умение и навыки, которые являлись критерием качественной характеристики любой крестьянки.

В результате за Семиком закрепилось  название девичьего праздника: «Четверг, перед днём святой Троицы, почитается девушками как исключительно  их праздник… «мужики» в этот день заняты работой».

Отличительной чертой Семика было поминовение «заложных», к которым  причисляли умерших «не своей» смертью (скоропостижной, насильственной). Народная точка зрения, по вопросу принадлежности к этому разряду покойников, совпадала  с церковной - это самоубийцы, опойцы 9 умершие от пьянства), умершие без  покаяния, проклятые родителями, казнённые  преступники, колдуны, имевшие дело с нечистой силой, а также иноверцы. По христианской традиции их не отпевали в храмах, погребали без церковного благословения и лишали обычно поминовения. В народных представлениях, «заложные», нередко становились существами демонического мира. Они или сами обладали свойствами нечисти или  находились, согласно былинам, в услужении  у представителей нечистой силы (этим объясняется и местное название праздника «Русалка», известное  в центральных губерниях Русалка - женский демонологический персонаж восточно-славянской мифологии. Наиболее широко распространены в южных и  западных губерниях России. В календарной  обрядности образ русалки встречался в весенне-летнем ритуале проводов-похорон, с ними были связаны нормы поведения  крестьян в весенне-летний период. По народным воззрениям русалками становились  умершие девушки и не крещёные младенцы.. Семик являлся единственным днём в году, когда наступала «отрада» душам «заложных» покойников.

Троица (День святой Троицы, Пятидесятница, День сошествия Святого Духа на Апостолов)

Двунадесятый праздник православного  календаря, отмечаемый на пятидесятый  день после Пасхи.

В этот день православная церковь  вспоминает сошествие Святого Духа на Апостолов и чествует Святую Троицу. По христианским представлениям, нисхождение  Святого Духа произошло на пятидесятый  день Воскресения Христова, когда  еврейский народ отмечал один из своих великих праздников - Пятидесятницу, посвящённый дарованию Закона Божьего  Моисею на горе Синай. Во время празднования в иерусалимской горнице вокруг Девы Марии собрались Апостолы: «И внезапно сделался шум с неба, как  бы от несущегося сильного ветра, и  наполнил весь дом, где они находились, и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и прочили они  каждому из них. И исполнились  все Духа Святого…». Это событие  считается важнейшим в христианской истории, в память о нём был  установлен праздник.

Момент сошествия Святого  Духа на Апостолов осмысляется верующими  как проявление божественной сущности Святой Троицы, учение о которой  является одним из основных положений  христианской веры. Впервые термин «Троица» появляется в богословских трудах II века, а догмат о Троице был разработан только в IV веке. Христианские богословы трактуют его следующим  образом. Бог един в своей сущности, но существует в трёх несменных и  неразделённых лицах: Отца - безначального  первоначала, Сына - логоса, являвшегося  к людям в образе Иисуса Христа, совершенном Боге и совершенном  человеке, и Духа Святого - животворящего  начала. Все ипостаси единосущны - они  обладают единой природой, одной сущностью, несотворены и существуют от веку, равны по своему естеству Исаенко  В. Православные христианские праздники //Воспитание школьников, 1993 г. №3.

 

В христианском учении события, произошедшие в праздник Пятидесятницы, рассматривались  как рождение церкви, под которой  понимается собрание избранных Богом  людей, призванных хранить Его слово, исполнять Его волю и совершать  Его дело в мире и в Царстве  Небесном.

На Руси культ Троицы становится чрезвычайно популярным лишь в XIV-XV вв., и связано это с деятельностью Сергия Радонежского, наиболее почитаемого в народе Святого. Он избрал своим жизненным служением Троицу, чтобы созерцанием её «побеждался страх ненавистной розни мира сего». В честь Святой Троицы преподобный Сергий Радонежский в 1345 г. освятил обитель, основанную им для монахов-скитников, живших обычно в уединении.

В церковном календаре  праздник Троица считается великим, он неразрывно связан с Вселенской Субботой Троицкая суббота (Вселенская суббота, Родительская, Духовская, клечальная «суббота») - один из четырёх общерусских календарных дней поминовения усопших входит в праздничный цикл Семик-Троица. В церковном календаре предшествующий Троице день именуется Вселенской, а также родительской субботой. Во время Вселенской панихиды, которая служится только два раза в год- в мясопустную субботу перед Масленицей и в субботу перед Троицей, церковь поминает всех от века умерших православных христиан, независимо от того, как они отошли в мир иной., отмечаемой накануне и с последующим понедельником - днём Святого Духа Духов день (День Святого Духа, Земля-именинница) - православный праздник, отмечаемый в первый понедельник после Троицы. В этот день церковь прославляет Святого Духа, по христианским представлениям «подателя жизни», в его образе Бог, как считают верующие, «изливает благодать на чад своих». Этот праздник был установлен для утверждения божественной сущности Святого Духа и единства Его с двумя другими ипостасями Святой Троицы: Богом-отцом, Богом - сыном. Особое почитание этого праздника у русских связано с уважительным отношением к земле. Крестьяне считали, что в этот день земля- именинница, «все травы и цветы радуются», поэтому её категорически запрещали трогать: пахать, боронить, сажать, втыкать колья. по значимости и торжественности празднование уступало только Пасхе.

Информация о работе Праздники и обряды русского народа как часть факультативного курса "Народное творчество"