Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:07, курсовая работа
Цель исследования: изучение основных праздничных обрядов и ритуалов и установление связи народной культуры и современности через преподавание истории русских праздников на факультативных занятиях в школе.
Задачи исследования:
1. Получение знаний о народном календаре и составляющих его сезонных праздников и обрядов.
2. Систематизация сведений о русских праздниках.
3. Разработка программы и ддактического материала для проведения факультативных занятий по русским народным праздникам в средней школе.
В данном случае языческая
традиция, придававшая большую роль
хлебу в земледельческих
Обычно крестьяне шли в поле после церковной службы. Прежде чем приступать к трапезе на озимом поле, семья в полном составе, молодые и старые, обходила все свои полосы, с приготовленной заранее дома яичницей. При этом они время от времени останавливались и съедали по куску яичницы, после того как все поля были обойдены, а яичница съедена, девушки катались по траве, приговаривая: «Расти, расти трава к лесу, а рожь к овину». и так делали для того, чтобы был хороший урожай, а во время жатвы не болела спина
В традициях восточнославянских
народов праздник Вознесения связан
с представлениями о посмертном
пребывании души на земле и вознесении
ее на небо через 40 дней после смерти,
поэтому русские крестьяне
Праздник Вознесения, заканчивавшийся
пасхальным торжеством, в народном
сознании ассоциировался также с
концом весны, началом лета. В народе
говорили: «цвести весне до Вознесения»,
«Придет Вознесеньев день, сбросит
с плеч весна - красна лень, летом
обернется - прикинется, за работу в
поле примется». В этот день заканчивалось
пение весеннего песенного
Наступает лучшая пора года - природа пустила в ход свои животвотворные силы. Дни стали долгие и теплые, растения в полном соку, выподают благодатные дожди. Кукушка закуковала, рябина зацвела, береза почки распустила.
В народе июнь величали хлеборостом, светлозаром, светлояром, разноцветом, июль называли страдником, сеноставником, жарником, грозовиком; август слыл серпником, зорничком, густоедом, хлебосолом.
Во многих регионах России существовал обычай провожать весну и встречать лето.
Всю ночь крестьяне за околицей жгли костры, водили хороводы, встречали первый восход солнца, пели солнечные гимны, заклички.
Многие обряды этого периода, сходные друг с другом, преследуют общую цель - обеспечить рост развивающихся растений, созревание плодов и благополучную уборку урожая.
Семик (Зелёные Святки, Четверток, тюльпа)
праздник весенне-летнего календарного периода, отмечался в седьмой четверг после Пасхи, за три дня до Троицы, открывает обрядовый комплекс троицко-семицкого празднества. Распространён в России повсеместно.
Предположительно, в древности
Семик входил в праздничный единый
весенний цикл, начинал который Масленица,
и был его завершением. Представление
о взаимосвязи двух праздников нашло
отражение в фольклоре, в речевых
оборотах и пословицах, указывается
на особые, даже родственные, отношения
мифологизированных образов: «Честь ей
и хвала, что она (Маслена) Семика
в гости звала», «Звал-позывал
честной Семик широкую
Со временем значение Семика как одного из главных весенне-летних праздников уменьшилось, особенно по сравнению с Троицей. Тем не менее праздновать Семик продолжали, это связано с тем, что в календаре Семик и Троица образуют единый праздничный цикл, причём на Семик приходилась его начальная фаза, а на Троицу - завершающая. Иногда Семик выступал как подготовительный этап для празднования Троицы. Так во многих местах именно в Семик собирали продукты для ритуальной трапезы, которая совершалась в Троицу.
Семик был посвящён началу рассвета природных сил и отмечался в период зеленения растительности, созревания ржи, с ним связывали новый этап сельскохозяйственных работ - посев ячменя, льна, конопли, посадку овощей. Обряды, приуроченные к этому времени, были направлены на стимуляцию роста посевов и охрану их от неблагоприятных воздействий.
Крестьяне совершали различные
ритуальные действия с зеленью, обходы
полей, величание ржи Троицкая берёзка
- ритуальное дерево (срубленная берёза),
главный атрибут троицко-
Свойственная земледельческим
традициям идея воскресения - умирания
божества растительности проявлялась
в ритуалах «похороны-проводы» Всесвятская
неделя - неделя, начинающаяся после
Троицкого воскресенья. Первый день
недели - Духов день, последний (воскресение
Святых людей разных земель и времён,
народов и сословий прославленных
в Боге, которые, с точки зрения
христианской веры символизируют «всечеловеческое
единство, солидарность в деле преображения
мира». Всесвятская неделя непосредственно
примыкает к праздничному циклу
Семик-Троица и является в обрядово-мифологическом
плане его завершением: с другой
стороны неделя связана с наступающими
летними праздниками Ивана
Наиболее популярные в
это время песни с любовно-
Составная часть аграрно-магического
действия, ритуальное объединение девушек,
а часто и молодок, во время
праздничных шествий, гуляний, кумления
Кумление (посестримство) - обычай установления
особых отношений духовного родства
между представительницами
Так, в Красноуфимском уезде Пермской губернии отдельные фигуры девичьего хоровода носили название процессов ткачества: навивать, сновать, кишку снимать (кишка - основа для холста, снятая со сновалок), надевать ткань. Участие в нём символизировало участие молодой девушки к миру важнейших женских занятий и показывало её умение и навыки, которые являлись критерием качественной характеристики любой крестьянки.
В результате за Семиком закрепилось название девичьего праздника: «Четверг, перед днём святой Троицы, почитается девушками как исключительно их праздник… «мужики» в этот день заняты работой».
Отличительной чертой Семика
было поминовение «заложных», к которым
причисляли умерших «не своей» смертью
(скоропостижной, насильственной). Народная
точка зрения, по вопросу принадлежности
к этому разряду покойников, совпадала
с церковной - это самоубийцы, опойцы
9 умершие от пьянства), умершие без
покаяния, проклятые родителями, казнённые
преступники, колдуны, имевшие дело
с нечистой силой, а также иноверцы.
По христианской традиции их не отпевали
в храмах, погребали без церковного
благословения и лишали обычно поминовения.
В народных представлениях, «заложные»,
нередко становились существами
демонического мира. Они или сами
обладали свойствами нечисти или
находились, согласно былинам, в услужении
у представителей нечистой силы (этим
объясняется и местное название
праздника «Русалка», известное
в центральных губерниях
Троица (День святой Троицы, Пятидесятница, День сошествия Святого Духа на Апостолов)
Двунадесятый праздник православного календаря, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи.
В этот день православная церковь
вспоминает сошествие Святого Духа
на Апостолов и чествует Святую Троицу.
По христианским представлениям, нисхождение
Святого Духа произошло на пятидесятый
день Воскресения Христова, когда
еврейский народ отмечал один
из своих великих праздников - Пятидесятницу,
посвящённый дарованию Закона Божьего
Моисею на горе Синай. Во время празднования
в иерусалимской горнице вокруг
Девы Марии собрались Апостолы: «И
внезапно сделался шум с неба, как
бы от несущегося сильного ветра, и
наполнил весь дом, где они находились,
и явились им разделяющиеся языки,
как бы огненные, и прочили они
каждому из них. И исполнились
все Духа Святого…». Это событие
считается важнейшим в
Момент сошествия Святого
Духа на Апостолов осмысляется
В христианском учении события, произошедшие в праздник Пятидесятницы, рассматривались как рождение церкви, под которой понимается собрание избранных Богом людей, призванных хранить Его слово, исполнять Его волю и совершать Его дело в мире и в Царстве Небесном.
На Руси культ Троицы становится чрезвычайно популярным лишь в XIV-XV вв., и связано это с деятельностью Сергия Радонежского, наиболее почитаемого в народе Святого. Он избрал своим жизненным служением Троицу, чтобы созерцанием её «побеждался страх ненавистной розни мира сего». В честь Святой Троицы преподобный Сергий Радонежский в 1345 г. освятил обитель, основанную им для монахов-скитников, живших обычно в уединении.
В церковном календаре праздник Троица считается великим, он неразрывно связан с Вселенской Субботой Троицкая суббота (Вселенская суббота, Родительская, Духовская, клечальная «суббота») - один из четырёх общерусских календарных дней поминовения усопших входит в праздничный цикл Семик-Троица. В церковном календаре предшествующий Троице день именуется Вселенской, а также родительской субботой. Во время Вселенской панихиды, которая служится только два раза в год- в мясопустную субботу перед Масленицей и в субботу перед Троицей, церковь поминает всех от века умерших православных христиан, независимо от того, как они отошли в мир иной., отмечаемой накануне и с последующим понедельником - днём Святого Духа Духов день (День Святого Духа, Земля-именинница) - православный праздник, отмечаемый в первый понедельник после Троицы. В этот день церковь прославляет Святого Духа, по христианским представлениям «подателя жизни», в его образе Бог, как считают верующие, «изливает благодать на чад своих». Этот праздник был установлен для утверждения божественной сущности Святого Духа и единства Его с двумя другими ипостасями Святой Троицы: Богом-отцом, Богом - сыном. Особое почитание этого праздника у русских связано с уважительным отношением к земле. Крестьяне считали, что в этот день земля- именинница, «все травы и цветы радуются», поэтому её категорически запрещали трогать: пахать, боронить, сажать, втыкать колья. по значимости и торжественности празднование уступало только Пасхе.