Праздники и обряды русского народа как часть факультативного курса "Народное творчество"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение основных праздничных обрядов и ритуалов и установление связи народной культуры и современности через преподавание истории русских праздников на факультативных занятиях в школе.
Задачи исследования:
1. Получение знаний о народном календаре и составляющих его сезонных праздников и обрядов.
2. Систематизация сведений о русских праздниках.
3. Разработка программы и ддактического материала для проведения факультативных занятий по русским народным праздникам в средней школе.

Файлы: 1 файл

РАБОТА.docx

— 167.89 Кб (Скачать файл)

Крещенская ночь и богоявленская  обедня были последними сроками святочных  гаданий. К празднику Крещения так  же приурочивался обычай смотрин  девушек, достигших брачного возраста - «невест» или «славушниц». Обряд  назывался «дивьи смотрины», «большой смотр невест», «подольницы смотреть». В этот день молодёжь одевалась в  свои лучшие наряды. В центральных  губерниях для главного этапа  смотрин «славушницы» надевали по 5-6 рубах с вышитыми подолами (только нижняя рубаха была украшена лишь двумя  красными полосками), далее надевали сарафан, а на него 3-4 передника с  обильной вышивкой. Поверх всей одежды надевались овчинная шуба, опушённая  мерлушечьим мехом и крытая синим  сукном.

Смотрины в Крещение, наряду с другими обрядами и развлечениями  святочного периода - являлись элементом  предсвадебной обрядности, направленной на формирование брачных пар нового сезона. Приурочение смотрин как  начального этапа сватовства к концу  старого или к началу нового года демонстрирует непосредственную взаимосвязь  календарных ритуалов и обрядов  жизненного цикла. После Крещения начинался  мясоед - время свадеб.

2.6 Сретение Господне (Громницы, Сустретенье)

Двунадесятый праздник православного  календаря, отмечаемый 15 февраля. В  основе праздника Сретение Господне лежит рассказ евангелиста Луки о принесении сорокадневного младенца Иисуса в Иерусалимский храм.

Согласно древним обычаям, на сороковой день после рождения ребёнка израильские женщины  должны были совершить в храме  послеродовое очищение, вслед за которым  проводился другой ветхозаветный обряд - посвящение ребёнка-первенца Богу. Необходимость  совершения этих обрядов явилась  причиной посещения святым семейством храма в Иерусалиме, где и произошла  знаменательная встреча Богомладенца с ветхозаветным праведником  Симеоном, давшая название празднику.

В рамках церковного календаря  Сретение Господне завершает цикл рождественских праздников, посвящённых прославлению явившегося в мир Господа и  Спасителя - Богочеловека Иисуса Христа.

У русских в крестьянской среде Сретение Господне не считалось  большим праздником. В традиционном сознании название праздника связывалось  с представлением о том, что в  этот день происходит встреча зимы и лета. Осмысление дня Сретение Господня как календарного рубежа обусловлено  приуроченье к нему большого количества земледельческих примет. Так, в народе говорили: «На Сретенье день снежок - весною дожжок». Капель на Сретенье предвещала урожай пшеницы, тихая и ясная  погода - хороший лён. Верили, что  ветер в Сретенье отряхивает нечисть  с деревьев, что должно обеспечить урожай фруктов. В этот же день хозяйки  начинали усиленно кормить кур, чтобы  они были носки. В связи с этим обычаем говорили: «Корми в Сретенье кур овсом - весной и летом будешь с яйцом».

С этого дня погода могла  преподнести самые разные сюрпризы-то сретенские морозы, то сретенские оттепели. Но не только причудами природы славен праздник. В этот день во многих странах  издавна праздновали весёлый  карнавал - праздник Солнца и света. Обычно ребятишки выбегали на «сугробы»  закликать солнышко. Считалось, что  после закличек Зима уже не сможет заморозить Весну, только румянца ей добавит.

В этот праздник было принято  кататься на санках, пировать. С гор  без страха летели на санях дети и взрослые, так как считалось, что соприкосновение с землёй приносит счастье и богатый урожай. В это же время, как правило, играли последние (до Великого Поста) свадьбы. Основной обычай праздника встречи  весны - это гадание на погоде: испокон  веку люди следили, какая в этот погода, и делали свои выводы (Приложение).

2.7 Масленица (Масленка, Масленичная неделя, Сырная неделя, Сырница, Белая Мясоедь, Мясопуст)

Праздник проводов зимы и  встречи весны. Масленица относится  к числу аграрных праздников, составляющих подвижную часть народного календаря.

Срок её проведения зависит  от даты главного христианского праздника  Пасхи.

По православным пасхалиям  празднование Масленицы начиналось за 56 дней до Пасхи и проводилось  на время сыропустной недели, предшествовавшей началу Великого Поста. Это соответствовало  второй половине февраля - началу марта. Первое упоминание о Масленице известно с XVI в., хотя мясопуст упоминается при описании эпидемии язвы в Киеве в 1090 году.

Среди множества крестьянских календарных праздников Масленица  занимала особое место. Она была древнейшим истинно народным праздником, отразившим двойственность крестьянского мироощущения, вобравшего в себя элементы как христианских, так и языческих верований. Как  и любое другое традиционно значимое народное действие, складывающееся на протяжении не одного столетия, Масленица  представляла собой сложный, многоплановый, регламентированный ритуал с большим  количеством магических составляющих. Она впитала в себя особенности  архаических аграрного и скотоводческого  празднований проводов зимы и встречи  весны, приуроченных во времени весеннего  равноденствия. В них нашли своё отражение природные и биологические  циклы, которыми издавна определялась жизнь крестьянского общества. Главной  особенностью Масленицы было совершение обрядов, имеющих непосредственное отношение, как к зимним, так и  к весенним календарным праздникам. Время проведения Масленицы, однако, не соответствовало тому времени  года, которому она посвящалась. Так, символическая встреча весны, которую  обрядовые действия должны были приближать, приходилась на время, когда зима ещё не утратила окончательно своей  силы, и до действительного прихода  весны было ещё далеко. Вероятно, это объяснялось тем, что первоначально  масленичные действия соотносились с началом Нового года, приходившегося по лунному календарю на март, и  празднование продолжалось более двух недель, захватывая время начала пробуждения  природы. Тогда же, вероятно, Масленица  и стала восприниматься как праздник проводов зимы и встречи весны. Череда постов, введённая христианской церковью до и после Пасхи, принудила вынести  языческие ритуальные действия, предназначенные  стимулировать природу в день солнцеворота, перед запретным временем постов. Таким образом, время проведения Масленицы сократилось до одной  недели, и она оказалась передвинутой на первую неделю облегчённого поста, неделя носила в церковном календаре  название «сырной» или «мясопуста», и предстоящую времени Великого Поста, с его многочисленными  ограничениями, распространявшимися  на употребление скоромной пищи, запрещавшими всякого рода развлечения и увеселения, затрагивавшими различные сферы  семейных отношений, но, кроме того, требовавшими от крестьянина очищения души и отказа от всех мирских соблазнов.

В «сырную» неделю мясо употреблять  было уже нельзя, а сыр, масло, рыбу и яйца ещё можно. Именно это временное  положение позволяло исполнять  главное правило Масленицы - накрывать  обильный сытный стол с разнообразной  молочной снедью: сметаной, сливками, творогом, коровьим маслом, молоком, а так же яйцами, рыбой, пирогами, блинами, квасом, пивом, вином. Помимо обильного угощения обязательным условием Масленицы было исполнение специальных обрядов, направленных на благополучие крестьянской общины.

Масленица вобрала в себя целый пласт разнообразных и  разновременных традиций, обрядовых  действий и развлечений. В ней  переплелись аграрные и семейные обряды, отголоски языческих и  христианских представлений о человеческом существе и устройстве окружающего  мира.

Наиболее важными были следующие:

1. Поминальные обряды, связанные  с поминовением усопших родителей  и родственников и употреблением  ритуальной пищи: блинов, лепёшек,  оладий, пирогов, хвороста и т.д.

2. Обычаи, связанные с молодожёнами: смотры молодожёнов, гостевание  их у родственников и знакомых.

3. Масленичные развлечения:  катание с ледяных гор и  на лошадях, строительство снежных  городков.

4. Проводы Масленицы: зажигание  костров, проводы-похороны, масленичные  поезда, ряженье.

Масленица издавна была общенародным праздником, не имевшая каких-либо возрастных ограничений, социальных, семейных или  половых ограничений. Неучастие  в празднике могло быть оправдано  только увечьем, немощью или болезнью человека. Её радостно встречали как  население сельских окраин, так и  жители столицы, больших губернских городов и малых уездных городов  России.

Порядок проведения Масленицы  в зависимости от местности имел свои особенности. В некоторых местностях особое внимание уделялось семейной обрядности, в других местностях большое  развитие получили проводы Масленицы. В городах праздник к концу XIX в. уже утратил большую часть своих обрядовых форм и сохранил в основном развлекательную часть Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря 16-19 веков. М., 1957г., с. 283.

К Масленице начинали готовиться ещё с середины предшествующей недели. В это время хозяйки наводили чистоту во всех уголках дома - от чердака до погреба, подновляли побелку  печей, скоблили столы, лавки и полы, готовили праздничную посуду, выметали мусор со двора и перед воротами.

Закупали для праздника  большое количество продуктов: мешки  муки разных сортов для блинов, пряженцов  и пирогов, бочки солёной рыбы, пряники, конфеты, орехи для детей, собирали молоко, сливки, сметану, коровье  масло.

Суббота накануне Масляной Недели называлась «маленькой Масленицей». В  этот день было принято поминать умерших  родителей. Для них пекли блины  и клали их на божницу, оставляли  на кладбище на могилах, раздавали в  церквях нищим и монашкам.

Праздновать Масленицу начинали с понедельника. Для всего русского населения предстоящие семь дней были самыми весёлым и любимым  временем в году. Каждый их них имел собственное название:

Понедельник - «Встреча»

Вторник - «Заигрыш»

Среда - «Лакомка»

Четверг - «Разгул», «Перелом», «Широкий четверг»

Пятница - «Тёщины вечёрки»

Суббота - «Золовкины посиделки»

Воскресенье - «Проводы», «Прощенье», «Прощеный день», «Целовальник».

На основной территории России встреча Масленицы, как правило, не отмечалась специальными ритуалами  и не всегда даже происходила в  день праздника. Но «прихода» её ждали  и к нему готовились: заливали для  катаний крутые склоны берегов, строили  высокие ледяные и снежные  катальные горы Катальные горы (Катушки) - сооружение из снега и льда для массового катания во время Масленицы., снежные крепости и городки, качели, на ярмарках сооружали балаганы Балаган - временная деревянная постройка для ярмарочной торговли, жилья, зрелищ..

В отдельных деревнях встреча  Масленицы представляла собой особый ритуал ввоза специально сделанного чучела Масленичное чучело (Масленица, Масленик, Масленичная кукла) - атрибут праздника Масленицы, являвшейся главным действующим лицом в цикле её многочисленных обрядовых действий. Этот персонаж мог быть представлен на празднике антропоморфной фигурой из соломы или дерева, имевший женский или мужской облик, или реальным человеком, исполнявшим ту же роль., олицетворяющего собой праздник, в сопровождении односельчан. Иногда несколько парней ввозили в деревню сани, в которых рядом с чучелом Масленицы стояла самая красивая девушка.

За ними двигалась целая  вереница саней и разрисованных  салазок с празднично разодетыми девушками. Праздник начинался на высоком  месте деревни или на специально возведённой катальной горе. Первыми  встречали Масленицу дети, молодые  девушки и парни. Они же и являлись главными исполнителями последующих  обрядов.

С наступающим праздником связывалось много ожиданий, поэтому  и встретить его старались  как можно веселее и приветливее, надеялись, что Масленица ответит  им тем же. Дорогую гостью приветствовали, все действия сопровождались песнями-причитаниями (см. Приложение)

После того как необходимые  приветствия были пропеты, сани с  чучелом Масленицы под крики  детей: «Приехала Масленица! Пришла Масленица!» - съезжали вниз. Девушки  и дети начинали кататься с горки  на скамейках, заледеневших лукошках и  санках. С этого момента считалось, что Масленица встречена, а праздник - начался. Зарождение в такой день нового месяца, когда он «окунул  рог в масло», по народному поверью  почиталось хорошим предзнаменованием  не только на время праздника, но и  сулило богатый урожай и светлую  жизнь на протяжении всего года. Если же в этот день мела метель, то такой и ожидалась вся последующая  неделя. В этот день ходили к родственникам  договариваться о порядке посещения  друг друга, совместных развлечениях и  поездках на ярмарки.

Самыми важными считались  последние четыре дня праздника, называвшиеся «широкой» или «разгульной» Масленицей. Накануне следовало вымыться в бане, чтобы смыть с себя все  тяготы и несчастья прошедшего года. В домах прекращали все виды работ, начинали ходить в гости к родственникам  и знакомым, кататься с гор, ездить на ярмарки и т.д. К этому времени  приурочивалось исполнение обрядов, связанных  в основном с чествованием «новожёнов» - молодых супругов, вступивших в  брак в этом году. Их валяли в снегу, катали с гор на шкурах животных и санях, сажали на перевёрнутые бороны, заставляли выкупать друг друга у  веселящихся односельчан и прочее. Дети и подростки ходили по домам, где жили «молодые», распевая колядки  и требуя от хозяев угощения.

Хождение в гости и  поглощение жирной всевозможной масляной пищи, присутствия в масленичной  трапезе в качестве обязательного  её компонента - блинов Блины - лепёшки  округлой формы, древнейший вид изделий  из муки зерновых культур. Этот пищевой  продукт, отличавшейся простотой изготовления и примитивностью форм появился, вероятно, ранее хлеба. Блины с 15 века были известны в контексте русской  традиционной культуры под названием  «мишны», а с конца 16 века часто  упоминалось в Домострое уже  под своим привычным названием - блины. Они были не только повседневной крестьянской едой, но и являлись так  же и одним из важнейших компонентов  обрядовых трапез., одаривание родственников  подарками, являлось непременным условием правильной и достойной встречи  праздника. Для светлого существования  людей в наступающем году следовало  «потешить Масленицу», что означало щедро её встретить и достойно проводить. Кто не отдавал дани празднику, подвергался всеобщему порицанию, кроме того, считалось, что он остальное время года будет жить в горькой нужде и беде.

Наибольшего размаха праздник достигал в последние два дня. Молодёжь каталась на санях с гор, скамейках, ледянках.

В это время в деревнях и на ярмарках устраивались «съездки»  Съездки (Съезжие дни) - увеселительные катания на лошадиных упряжках с санями во время масленичной недели. Катание на лошадях начиналось с четверга или пятницы Сырной недели и достигало своего апогея в последний её день.. На льду озёр и рек разыгрывались целые баталии по взятию и разрушению «снежных городков», олицетворявших собою, вероятно, уходящую надоевшую голодную зиму.

Не последнюю роль в  завершении Масленицы играли очистительные  обряды, цель которых - избавить жителей  деревни от влиятельных сил. В  северных районах кульминацией праздника  являлось возжигание на возвышенном  месте, льду озера или реки большого ритуального костра. В его сооружении участвовали все жители деревни, приносившие старые ненужные вещи: рассохшиеся кадушки, старые развалившиеся  сани, обветшалую утварь, солому из старых постелей и прочее. В центр кострища вертикально помещали высокий шест, с надетым на него колесом или  смоляной бочкой. В Южных губерниях  проводы Масленицы представляли собой сложное действие с участием специального масленичного поезда, составленного  из лодок, саней и прочего. Главным  лицом в нём являлось одетое в  традиционный крестьянский костюм масленичное  чучело из соломы или дерева, либо изображавший его человек. Продвижение поезда по деревне сопровождалось разыгрыванием  представлений. Исполнителями были участники шествия, а зрителями  все остальные Степанов Н.П. Народные праздники на святой Руси. СПб., 1899 г., с. 281..

Информация о работе Праздники и обряды русского народа как часть факультативного курса "Народное творчество"