Праздники и обряды русского народа как часть факультативного курса "Народное творчество"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение основных праздничных обрядов и ритуалов и установление связи народной культуры и современности через преподавание истории русских праздников на факультативных занятиях в школе.
Задачи исследования:
1. Получение знаний о народном календаре и составляющих его сезонных праздников и обрядов.
2. Систематизация сведений о русских праздниках.
3. Разработка программы и ддактического материала для проведения факультативных занятий по русским народным праздникам в средней школе.

Файлы: 1 файл

РАБОТА.docx

— 167.89 Кб (Скачать файл)

Для крестьянина Покров день - один из самых важных осенних праздников, связывающийся в народной традиции с завершением сельскохозяйственных работ и началом зимы.

Пограничное положение праздника  Покрова между осенью и зимой  обозначало его как день, по которому определяли погоду на предстоящую зиму, так как для крестьян всегда представляло важность сурова ли будет приближающаяся зима. Соответственно примечали: Какова погода на Покров - такова и зима (Приложение)

Около Покрова выпадал  первый снег, поэтому в народном сознании покров связывался со снежным  покровом земли при наступлении  зимы: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается».

Покров (плат) Пресвятой Богородицы связывался с покрывалом, фатою, головным платком, которыми покрывалась невеста  во время свадебного обряда. День Покров Богородицы считался «покровителем  свадеб», девичьим праздником. А так  о свадьбах и женихах больше всего  толкуют девушки, то и праздник в  первую очередь девичий. В этот день девушки не работали, собирались вместе в одном доме, на голове у каждой был венок из осенних листьев. Обычно праздновали его три дня: Шли на посиделки, пели, плясали Островский А.Б., Русский праздник. СПб, 2001 г., с. 435.

Накануне самого праздника  девушки рядились в поношенную одежду - костюмы стариков и старух, а  на сам праздник наряжались «по-хорошему», ходили по родным, в гости. Девушек  вознаграждали куриными яйцами. С  этого дня, как правило, начинались свадьбы: «Бел снег землю покрывает, не меня ли, молоду, замуж снаряжает». У девушек существовало поверье: Кто раньше поставит в этот день свечку, тот раньше и замуж выйдет, поэтому они вставали утром рано и бежали в церковь ставить свечку празднику. Собиралась молодёжь на посиделках в тех домах, где были молодые парни и девушки, поочерёдно или нанимали одну избу постоянно. Девушки до полуночи сидели при лучинах за работой и песнями. Парни веселили девушек, корзины и лапти плели да невест выбирали. Песен на посиделках пели много грустных и весёлых, него успевали и с работой управиться Земцовский И.И. Поэзия крестьянских праздников. Л., 1979 г., с. 39.

С Покрова крестьяне начинали подготавливать свои избы к зиме: утеплять и конопатить их - как говорили «ухитить», «захватить тепла до Покрова», то есть починить избу. В этот день в первый раз топили в жилых горницах печи. К Покрову заканчивалась уборка хлеба - увозились последние снопы  и складывали в риге или овине. Завершалась уборка овощей с огородов: «На Покров последний сбор плодов»  Некрылова А.Ф. 1991 г.. Во многих местах начинались Покровские ярмарки Ярмарка - место временной торговли, приуроченной к праздникам, происходившей в  местах скопления большого числа  людей, необходимый компонент праздничных  дней..

1.5 Кузьма-Демьян Зимний (Рукомесленники, Божьи кузнецы, Свадебные кузнецы, Калиники, Курятники, Куриные Боги, Кочетятники, Кузьминки)

Народное название дней памяти Святого Косьми и Дамиана, отмечаемых православной церковью, в соответствии с Житиями Святых три раза в  году:

1. 14 июля - день памяти Косьми  и Дамиана, родившихся в Древнем  Риме и ставших врачами.

2. 30 октября - мучеников  Косми и Дамиана Аравийских, известных  приверженников христианства.

3. 14 ноября - чудотворцев Асийских, родившихся в Малой Азии и  воспитанных христианской.

По народным представлениям Косьма и Дамиан считались ремесленниками. Основным занятием которых было кузнечество. Потвими или святыми кузнецами  называли их в народе - бессеребрянниками, работавшими не за вознаграждение. Кузнечные мастера обращались к  Косьме и Дамиану как к своим  покровителям и отмечали осенний  день их памяти - 14 ноября - как праздник кузнецов, в который не принято  работать Виноградов Г.С. Русский народный календарь. Этнографический сборник. Иркутск, 1924, с. 2.

Такие представления были перенесены на Святых Косьму и Дамиана (слившихся в народном сознании в  одно лицо и называемых зачастую Кузьма-Демьян) в связи с созвучием имени  Кузьма со словами «кузня», «кузница», «кузнец», а так же с «кузлом», народным названием, обозначающим ковку, молот или кузнечный горн. Вместе с тем, народ представлял Косму  и Дамиана кузнецами Бога и  Земли, заковывающими землю и  воду в ледяные оковы, создающими мороз и зимнюю стужу. Отсюда и  происходит большинство пословиц и  поговорок, относившихся к этому  дню (приложение).

Через кузнечество Косьмы и Дамиана связывались с огненной стихией, что соотносило их с культом  Перуна, который представлялся народом  в виде кузнеца, имевшего атрибутом  петуха, птицу, посвящённую ему, а  частично и солнцу. Косьму и Дамиана  связывали с кузнечным ремеслом и народные легенды и сказки, которые  повествуют о том, как они куют сохи и плуги и раздают их людям, а некоторых сказаниях даже учат людей земледельческому труду.

Святые кузнецы Косьма и Дамиан наделялись в народных представлениях постоянным атрибутом - молотом, и, кроме  изготовления ледяных цепей для  земли, выковывали свадьбы (отсюда - «Кузьма-Демьян - свадебный кузнец»), свадебные венцы  и брачные узы (цепи), становясь  такими образом, покровителями брака, семьи, домашнего очага, причём Косьма и Дамиан воспринимались здесь как  одно лицо женского пола Ходжаев А.Ф. Календарные народные праздники. М., 2002 г., с. 11.

Косьма и Дамиан считались  покровителями не только мужского ремесла, но и различных женских работ, недаром эти святые особо почитались женщинами и девушками, которые  обращались к ним с просьбами  о помощи: в летнее время, когда  начинали жатву, в осеннее - собирались прясть зимнюю пряжу (с ноябрьского  дня Косьмы и Дамиана начинались женские работы - прядение, тканьё).

Но не только с работой  связан для женщин и девушек день памяти Косьмы и Дамиана, по всей России 14 ноября относится к числу девичьих праздников (Кузьминки).

Ритуальные блюда на Кузьминках, приготовленные из курицы, соотносится  с народным представлением о Косьме и Дамиане как о «куриных Богах», охраняемых кур. Поэтому этот день зачастую называли «курячьи именины», «куриный праздник», «кочетятник». Обычай «куриные именины» справлялся на Руси издавна. В этот день женщины собирались с  курами около церкви, после обедни пожилые женщины служили молебны  Молебен - церковное богослужение, содержание которого составляет моление обращённое к Богу, Богородице или святым. Молебен  совершается для прославления Бога и святых, для испрошения их помощи в нуждах, для благодарения за помощь..

Кроме того, в этот день резали кур, приносили в жертву покровителям Косьме и Дамиану кур, способствующих тому, что в течение всего года в крестьянском хозяйстве будет  вестись птица.

Ко дню Косьмы и Дамиана  приурочивались домолотки, в деревнях в основном заканчивалась, молотьба и принято было варить кашу. Предание рассказывает, что Косьма и Дамиан были простыми работниками, которые  охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали  платы, просили только то, чтобы хозяева  вволю кормили их кашей Каша - кушанье из сваренного или запаренного  зерна, крупы, муки, одно из самых распространённых и любимых русскими людьми.. Поэтому  святых Косьму и Дамиан часто называли «кашниками».

С днём осеннего Косьмы и  Дамиана связана народная традиция, начинать обучать детей грамоте, отчего, по-видимому, происходит обычай молиться святым угодникам «о прозрении  разума и учению грамоте». По народным представлениям Косьма и Дамиан - покровители  лекарей и знахарей, поэтому нередки  обращения к ним в заговорах  от различных болезней Шейн П.В. Великорус  в своих песнях, обрядах, обычаях, сказках. СПб, 1898 г., с. 206.

Кузьминки - девичий праздник, отмечаемый девушками в осенний  день памяти Косьмы и Дамиана 14 ноября. (В народной традиции Косьмы и Дамиана»). В этот день девушка - невеста становилась  хозяйкой дома. Она готовила еду  для семьи и угощала всех. Основным блюдом, подаваемым на стол, была куриная  лапша. Вечером девушки устраивали «кузьминскую вечеринку» (см. Приложение). Для чего заранее снимали избу, собирали по деревне продукты - картофель, масло, яйца, крупу, муку и т.д., готовили обрядовую еду. Среди обязательных блюд была каша, варили кузьмодемьянское пиво. Девушки-подростки варили кашу в нескольких горшках, после чего ели в определённом порядке: сначала съедали блюдо каши с постным маслом, затем со скоромным маслом, а в конце - блюдо каши со свиным салом. После угощения начинались игры молодёжи (Приложение). Кузминская вечеринка могла продолжаться всю ночь.

Девичий праздник, отмечаемый в день Косьмы и Дамиана, логично  вписывался в Осенний свадебный  период, когда происходят смотрины невест, знакомство молодёжи, совместные игры и ухаживания, создавая прообраз свадебной игры (так, среди главного угощения Кузьминок - свадебные обрядовые  блюда: куриная лапша и каша), что  укладывается создаваемый народом  образ святых как покровителей брака  и «свадебных кузнецов».

Подводя итог главы, можно  сделать вывод о том, что для  этого периода было свойственно:

* проводить обряды, направленные  на уборку и хранение урожая,

* начало ярмарок, отмечающих  сбор урожая,

* обряды «осенины» (встречи  осени),

* характерен обряд «постригов»  и «сажания на коня»,

* платить оброки, подати  и пошлины,

* выносить указы по  судным делам,

* встречать и отмечать  новое лето (год в старину начинался  1 сентября), собравшись у самого  старого в роде

Осенью наступала пора молодежных посиделок, свадеб, народных игрищ, тетрализованных представлений, это время прощания с прошедшим  летом и встречи зимы.

2. «Зимний календарь»

2.1 Наум-грамотник

День святого Наума, получившего  в русском быту прозвище Грамотник, день памяти которого в православном календаре отмечается 14 декабря.

Святой Наум, ветхозаветный  пророк, в русских деревнях напрямую связывался с обучением: «Батюшка Наум, наведи меня на ум», «Наум поставит на ум».

С этого дня по традиции русские крестьяне начинали обучать  своих детей письму и счёту. Такой  обычай появился, вероятно, ещё до выхода в свет Указа 1786 года о создании в  России начальных училищ - школ с  двухлетним обучением, в которых  начало учебного года приходилось на первые числа октября. В древней  и средневековой Руси дети обучались  грамоте не у специально подготовленных учителей, а у людей, склонных к  учительству, умевших читать и писать: священников и дьячков, оставшихся без прихода, монахов, покинувших монастыри, странников, летом ходивших по святым местам, а в зимнюю пору пережидающих стужу в какой-нибудь деревне  и, в благодарность за еду, обучавших  крестьянских детей, ремесленников, разорившихся от непосильных налогов, грамотных  крестьян, оставшихся по какой-либо причине  без крова и т.д. Таких, как их называли «бродячих учителей» было довольно много даже в конце XIX века Виноградова Л.Н. Зимняя календарная  поэзия западных и восточных славян. М., 1982 г., с. 47.

Необходимость в них возникла в связи с потребностью в обучении письму и счёту крестьянских детей  и малочисленностью училищ для них, особенно в отдалённых от городов  местностях. «Бродячие учителя» появлялись в деревнях, предлагая свои услуги, в первой половине декабря, когда  все заботы, связанные с обработкой собранного урожая были закончены и  люди могли подумать об обучении своих  детей счёту и грамоте.

2.2 Сочельник (Сочевник)

Народное название кануна праздников Рождества Христова и  Крещения.

Слово «сочельник» восходит к словам «сочиво» и «сочень», которые  в свою очередь произошли от «сок». Сочивом у русских называли сок  или молоко из семян, а также кушанье, состоящее их зёрен, то есть кашу. Такую  постную кашу ели в рождественский и крещенский Сочельник. Сочнями  же назывался вид лепёшек на конопляном масле, а так же сдобные выпечные изделия с начинкой сверху (шаньги, ватрушки) или без неё (пряженики). Постные и пресные сочни изготовляли  к Рождеству, поэтому название «Сочельник»  относится, прежде всего, к кануну Рождества  Христова.

Сочни или тесто для  них нередко использовалось девушками  для святочных гаданий. В ночь на Рождество Христово или в день самого праздника с сочнем спрашивали имя суженого на улице, в проделанные  в тесте дырочки смотрели через  подворотню на проходящих, и по внешнему виду первого встречного судили о  будущем.

В Сочельник, рождественский и крещенский, обычно готовились к  празднику: с особенной старательностью  мыли в доме полы, стены и потолок, аккуратно всё прибирали, обтирали иконы от пыли, украшали красный  угол. В это время обязательно  соблюдали строгий пост, то есть полностью отказывались от пищи до момента обрядовой трапезы в  полночь. Неотъемлемой частью Сочельника являлись домашние моления, а так  же посещения служб в церкви.

2.3 Рождество Христово (Рождество по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа)

Один из двунадесятых праздников христианской церкви. В праздничном  календаре по значимости Рождество  Христово является вторым праздником после Пасхи. Оно приходится на 25 декабря (7 января по новому стилю). В  этот день церковь отмечает рождение Иисуса Христа, воплощающего в религиозно-мифологической системе христианства образ богочеловека, в котором присутствуют одновременно и вся полнота божественной природы: Иисус Христос являет собой второе лицо Троицы (Бог-отец, Бог-сын, Бог Дух  Святой) и как Бог вечен и  абсолютен, и вся конкретность человеческой природы: иудей, рождённый в Вифлиеме в начале современного летоисчисления, выступивший с проповедью в Галилее  и казнённый в возрасте 33 лет. Такие эпитеты Иисуса Христа, как Спаситель (Спас Искупитель), ставшие его другими именами, реализуют идею христианства о добровольном принятии Иисусом Христом искупления грехов человечества и во спасении людей от сил зла.

Празднованию Рождества  Христова предшествует сорокадневный  пост, являющийся подготовкой христиан к этому событию. В канун Рождества  Христова в церкви совершаются службы царские часы (в 3, 6, 9 часов утра и  в 3 часа дня), во время которых исполняются  псалмы Псалмы - песнопения. Составляющие Псалтырь (книга псалмов), читаются на утреннем и вечернем богослужении отражающие тему Рождества Христова, и тропари Тропарь - церковное  песнопение, стихи. Содержание молитвенной  песни выражает сущность празднуемого события или жизнь и подвиги  прославляемого святого., посвященные  Рождеству Христову. В этот день служится литургия св. Василия Великого, соединённая с вечерней.

Информация о работе Праздники и обряды русского народа как часть факультативного курса "Народное творчество"