Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:07, курсовая работа
Цель исследования: изучение основных праздничных обрядов и ритуалов и установление связи народной культуры и современности через преподавание истории русских праздников на факультативных занятиях в школе.
Задачи исследования:
1. Получение знаний о народном календаре и составляющих его сезонных праздников и обрядов.
2. Систематизация сведений о русских праздниках.
3. Разработка программы и ддактического материала для проведения факультативных занятий по русским народным праздникам в средней школе.
Для крестьянина Покров день
- один из самых важных осенних праздников,
связывающийся в народной традиции
с завершением
Пограничное положение праздника Покрова между осенью и зимой обозначало его как день, по которому определяли погоду на предстоящую зиму, так как для крестьян всегда представляло важность сурова ли будет приближающаяся зима. Соответственно примечали: Какова погода на Покров - такова и зима (Приложение)
Около Покрова выпадал первый снег, поэтому в народном сознании покров связывался со снежным покровом земли при наступлении зимы: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается».
Покров (плат) Пресвятой Богородицы связывался с покрывалом, фатою, головным платком, которыми покрывалась невеста во время свадебного обряда. День Покров Богородицы считался «покровителем свадеб», девичьим праздником. А так о свадьбах и женихах больше всего толкуют девушки, то и праздник в первую очередь девичий. В этот день девушки не работали, собирались вместе в одном доме, на голове у каждой был венок из осенних листьев. Обычно праздновали его три дня: Шли на посиделки, пели, плясали Островский А.Б., Русский праздник. СПб, 2001 г., с. 435.
Накануне самого праздника девушки рядились в поношенную одежду - костюмы стариков и старух, а на сам праздник наряжались «по-хорошему», ходили по родным, в гости. Девушек вознаграждали куриными яйцами. С этого дня, как правило, начинались свадьбы: «Бел снег землю покрывает, не меня ли, молоду, замуж снаряжает». У девушек существовало поверье: Кто раньше поставит в этот день свечку, тот раньше и замуж выйдет, поэтому они вставали утром рано и бежали в церковь ставить свечку празднику. Собиралась молодёжь на посиделках в тех домах, где были молодые парни и девушки, поочерёдно или нанимали одну избу постоянно. Девушки до полуночи сидели при лучинах за работой и песнями. Парни веселили девушек, корзины и лапти плели да невест выбирали. Песен на посиделках пели много грустных и весёлых, него успевали и с работой управиться Земцовский И.И. Поэзия крестьянских праздников. Л., 1979 г., с. 39.
С Покрова крестьяне начинали
подготавливать свои избы к зиме: утеплять
и конопатить их - как говорили «ухитить»,
«захватить тепла до Покрова», то есть
починить избу. В этот день в первый
раз топили в жилых горницах печи.
К Покрову заканчивалась уборка
хлеба - увозились последние снопы
и складывали в риге или овине.
Завершалась уборка овощей с огородов:
«На Покров последний сбор плодов»
Некрылова А.Ф. 1991 г.. Во многих местах
начинались Покровские ярмарки Ярмарка
- место временной торговли, приуроченной
к праздникам, происходившей в
местах скопления большого числа
людей, необходимый компонент
1.5 Кузьма-Демьян Зимний (Рукомесленники, Божьи кузнецы, Свадебные кузнецы, Калиники, Курятники, Куриные Боги, Кочетятники, Кузьминки)
Народное название дней памяти Святого Косьми и Дамиана, отмечаемых православной церковью, в соответствии с Житиями Святых три раза в году:
1. 14 июля - день памяти Косьми
и Дамиана, родившихся в
2. 30 октября - мучеников Косми и Дамиана Аравийских, известных приверженников христианства.
3. 14 ноября - чудотворцев Асийских, родившихся в Малой Азии и воспитанных христианской.
По народным представлениям Косьма и Дамиан считались ремесленниками. Основным занятием которых было кузнечество. Потвими или святыми кузнецами называли их в народе - бессеребрянниками, работавшими не за вознаграждение. Кузнечные мастера обращались к Косьме и Дамиану как к своим покровителям и отмечали осенний день их памяти - 14 ноября - как праздник кузнецов, в который не принято работать Виноградов Г.С. Русский народный календарь. Этнографический сборник. Иркутск, 1924, с. 2.
Такие представления были перенесены на Святых Косьму и Дамиана (слившихся в народном сознании в одно лицо и называемых зачастую Кузьма-Демьян) в связи с созвучием имени Кузьма со словами «кузня», «кузница», «кузнец», а так же с «кузлом», народным названием, обозначающим ковку, молот или кузнечный горн. Вместе с тем, народ представлял Косму и Дамиана кузнецами Бога и Земли, заковывающими землю и воду в ледяные оковы, создающими мороз и зимнюю стужу. Отсюда и происходит большинство пословиц и поговорок, относившихся к этому дню (приложение).
Через кузнечество Косьмы
и Дамиана связывались с
Святые кузнецы Косьма и Дамиан наделялись в народных представлениях постоянным атрибутом - молотом, и, кроме изготовления ледяных цепей для земли, выковывали свадьбы (отсюда - «Кузьма-Демьян - свадебный кузнец»), свадебные венцы и брачные узы (цепи), становясь такими образом, покровителями брака, семьи, домашнего очага, причём Косьма и Дамиан воспринимались здесь как одно лицо женского пола Ходжаев А.Ф. Календарные народные праздники. М., 2002 г., с. 11.
Косьма и Дамиан считались покровителями не только мужского ремесла, но и различных женских работ, недаром эти святые особо почитались женщинами и девушками, которые обращались к ним с просьбами о помощи: в летнее время, когда начинали жатву, в осеннее - собирались прясть зимнюю пряжу (с ноябрьского дня Косьмы и Дамиана начинались женские работы - прядение, тканьё).
Но не только с работой связан для женщин и девушек день памяти Косьмы и Дамиана, по всей России 14 ноября относится к числу девичьих праздников (Кузьминки).
Ритуальные блюда на Кузьминках,
приготовленные из курицы, соотносится
с народным представлением о Косьме
и Дамиане как о «куриных Богах»,
охраняемых кур. Поэтому этот день зачастую
называли «курячьи именины», «куриный
праздник», «кочетятник». Обычай «куриные
именины» справлялся на Руси издавна.
В этот день женщины собирались с
курами около церкви, после обедни
пожилые женщины служили
Кроме того, в этот день резали кур, приносили в жертву покровителям Косьме и Дамиану кур, способствующих тому, что в течение всего года в крестьянском хозяйстве будет вестись птица.
Ко дню Косьмы и Дамиана приурочивались домолотки, в деревнях в основном заканчивалась, молотьба и принято было варить кашу. Предание рассказывает, что Косьма и Дамиан были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы, просили только то, чтобы хозяева вволю кормили их кашей Каша - кушанье из сваренного или запаренного зерна, крупы, муки, одно из самых распространённых и любимых русскими людьми.. Поэтому святых Косьму и Дамиан часто называли «кашниками».
С днём осеннего Косьмы и Дамиана связана народная традиция, начинать обучать детей грамоте, отчего, по-видимому, происходит обычай молиться святым угодникам «о прозрении разума и учению грамоте». По народным представлениям Косьма и Дамиан - покровители лекарей и знахарей, поэтому нередки обращения к ним в заговорах от различных болезней Шейн П.В. Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, сказках. СПб, 1898 г., с. 206.
Кузьминки - девичий праздник, отмечаемый девушками в осенний день памяти Косьмы и Дамиана 14 ноября. (В народной традиции Косьмы и Дамиана»). В этот день девушка - невеста становилась хозяйкой дома. Она готовила еду для семьи и угощала всех. Основным блюдом, подаваемым на стол, была куриная лапша. Вечером девушки устраивали «кузьминскую вечеринку» (см. Приложение). Для чего заранее снимали избу, собирали по деревне продукты - картофель, масло, яйца, крупу, муку и т.д., готовили обрядовую еду. Среди обязательных блюд была каша, варили кузьмодемьянское пиво. Девушки-подростки варили кашу в нескольких горшках, после чего ели в определённом порядке: сначала съедали блюдо каши с постным маслом, затем со скоромным маслом, а в конце - блюдо каши со свиным салом. После угощения начинались игры молодёжи (Приложение). Кузминская вечеринка могла продолжаться всю ночь.
Девичий праздник, отмечаемый в день Косьмы и Дамиана, логично вписывался в Осенний свадебный период, когда происходят смотрины невест, знакомство молодёжи, совместные игры и ухаживания, создавая прообраз свадебной игры (так, среди главного угощения Кузьминок - свадебные обрядовые блюда: куриная лапша и каша), что укладывается создаваемый народом образ святых как покровителей брака и «свадебных кузнецов».
Подводя итог главы, можно сделать вывод о том, что для этого периода было свойственно:
* проводить обряды, направленные на уборку и хранение урожая,
* начало ярмарок, отмечающих сбор урожая,
* обряды «осенины» (встречи осени),
* характерен обряд «постригов» и «сажания на коня»,
* платить оброки, подати и пошлины,
* выносить указы по судным делам,
* встречать и отмечать новое лето (год в старину начинался 1 сентября), собравшись у самого старого в роде
Осенью наступала пора молодежных посиделок, свадеб, народных игрищ, тетрализованных представлений, это время прощания с прошедшим летом и встречи зимы.
2. «Зимний календарь»
2.1 Наум-грамотник
День святого Наума, получившего в русском быту прозвище Грамотник, день памяти которого в православном календаре отмечается 14 декабря.
Святой Наум, ветхозаветный пророк, в русских деревнях напрямую связывался с обучением: «Батюшка Наум, наведи меня на ум», «Наум поставит на ум».
С этого дня по традиции русские крестьяне начинали обучать своих детей письму и счёту. Такой обычай появился, вероятно, ещё до выхода в свет Указа 1786 года о создании в России начальных училищ - школ с двухлетним обучением, в которых начало учебного года приходилось на первые числа октября. В древней и средневековой Руси дети обучались грамоте не у специально подготовленных учителей, а у людей, склонных к учительству, умевших читать и писать: священников и дьячков, оставшихся без прихода, монахов, покинувших монастыри, странников, летом ходивших по святым местам, а в зимнюю пору пережидающих стужу в какой-нибудь деревне и, в благодарность за еду, обучавших крестьянских детей, ремесленников, разорившихся от непосильных налогов, грамотных крестьян, оставшихся по какой-либо причине без крова и т.д. Таких, как их называли «бродячих учителей» было довольно много даже в конце XIX века Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. М., 1982 г., с. 47.
Необходимость в них возникла в связи с потребностью в обучении письму и счёту крестьянских детей и малочисленностью училищ для них, особенно в отдалённых от городов местностях. «Бродячие учителя» появлялись в деревнях, предлагая свои услуги, в первой половине декабря, когда все заботы, связанные с обработкой собранного урожая были закончены и люди могли подумать об обучении своих детей счёту и грамоте.
2.2 Сочельник (Сочевник)
Народное название кануна праздников Рождества Христова и Крещения.
Слово «сочельник» восходит
к словам «сочиво» и «сочень», которые
в свою очередь произошли от «сок».
Сочивом у русских называли сок
или молоко из семян, а также кушанье,
состоящее их зёрен, то есть кашу. Такую
постную кашу ели в рождественский
и крещенский Сочельник. Сочнями
же назывался вид лепёшек на конопляном
масле, а так же сдобные выпечные
изделия с начинкой сверху (шаньги,
ватрушки) или без неё (пряженики).
Постные и пресные сочни
Сочни или тесто для них нередко использовалось девушками для святочных гаданий. В ночь на Рождество Христово или в день самого праздника с сочнем спрашивали имя суженого на улице, в проделанные в тесте дырочки смотрели через подворотню на проходящих, и по внешнему виду первого встречного судили о будущем.
В Сочельник, рождественский и крещенский, обычно готовились к празднику: с особенной старательностью мыли в доме полы, стены и потолок, аккуратно всё прибирали, обтирали иконы от пыли, украшали красный угол. В это время обязательно соблюдали строгий пост, то есть полностью отказывались от пищи до момента обрядовой трапезы в полночь. Неотъемлемой частью Сочельника являлись домашние моления, а так же посещения служб в церкви.
2.3 Рождество Христово (Рождество по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа)
Один из двунадесятых праздников христианской церкви. В праздничном календаре по значимости Рождество Христово является вторым праздником после Пасхи. Оно приходится на 25 декабря (7 января по новому стилю). В этот день церковь отмечает рождение Иисуса Христа, воплощающего в религиозно-мифологической системе христианства образ богочеловека, в котором присутствуют одновременно и вся полнота божественной природы: Иисус Христос являет собой второе лицо Троицы (Бог-отец, Бог-сын, Бог Дух Святой) и как Бог вечен и абсолютен, и вся конкретность человеческой природы: иудей, рождённый в Вифлиеме в начале современного летоисчисления, выступивший с проповедью в Галилее и казнённый в возрасте 33 лет. Такие эпитеты Иисуса Христа, как Спаситель (Спас Искупитель), ставшие его другими именами, реализуют идею христианства о добровольном принятии Иисусом Христом искупления грехов человечества и во спасении людей от сил зла.
Празднованию Рождества Христова предшествует сорокадневный пост, являющийся подготовкой христиан к этому событию. В канун Рождества Христова в церкви совершаются службы царские часы (в 3, 6, 9 часов утра и в 3 часа дня), во время которых исполняются псалмы Псалмы - песнопения. Составляющие Псалтырь (книга псалмов), читаются на утреннем и вечернем богослужении отражающие тему Рождества Христова, и тропари Тропарь - церковное песнопение, стихи. Содержание молитвенной песни выражает сущность празднуемого события или жизнь и подвиги прославляемого святого., посвященные Рождеству Христову. В этот день служится литургия св. Василия Великого, соединённая с вечерней.