Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 18:05, лекция
Содержание этнологии (этнографии, народоведения) совсем не совпадает с теми обыденными представ¬лениями, которые совершенно неосновательно приписывают этой науке интерес лишь к экзотическим странам и народам, к архаическим проявлениям быта и социальной реальности, а также к малосущественным и далеким от запросов жизни элементам народной культуры.
3. УКРАИНЦЫ (ранее употреблялось, название малороссы)-восточнославянский, народ, который так же, как русские и белорусы, является ветвью древнерусского этноса. В настоящее время украинцы составляют большинство населения (около 75 % от всего населения страны или около 40 млн. чел.) независимого государства Украина, территория которого до распада СССР (1991 г.) была одной из его частей - Украинской Советской Социалистической Республикой. Около 6 млн. украинцев проживает на территориях бывших советских республик. В дальнем зарубежье украинские диаспоры, насчитывающие около 2 млн. человек, находятся, главным образом, в США, Канаде, Аргентине.
Этногенез украинцев - это одно из проявлений этнической истории древнерусского народа. В качестве самостоятельной этнической единицы украинцы сформировались к XVI в. в районах Поднепровья (Киевщина), Полтавщины и Черниговщины. Процесс консолидации украинцев шел параллельно с их борьбой с польско-литовскими и венгерскими феодалами, а также с турецкими завоевателями, которая в XVII в. закончилась воссоединением левобережной Украины с Россией ( Переяславская рада), на правах ее автономной части. В конце XVIII в. в состав Российской империи вошли и земли правобережной Украины, что способствовало окончательному сложению украинского этноса, основная территория которого долгое время была частью российского государства, включая и период существования до 1991 г. Советского Союза. В целом украинский этнос достаточно однороден, кроме его западной территории, где до сих пор сохраняют свои культурно-бытовые особенности такие этнографические группы украинцев как лемки, бойки (верховинцы) и гуцулы.
Этническая культура украинцев имеет определенное сходство,с этническими культурами родственных с ними народами, каковыми являются русские и белорусы, что говорит об их генетической общности. Однако несмотря на это историческое обстоятельство, своеобразие материальной и духовной культуры украинцев очевидно, проявилось в их традиционном жилище, пище, народном костюме, но особенно в фольклоре, языке и более всего - в этническом самосознании. Многие черты бытовой культуры украинцев сохранились до конца XIX - начала, ХХ вв. Традиционное сельское жилище украинцев - это двухраздельное или трехраздельное строение. Первое состояло из хаты и холодных сеней, в трехраздельном доме сени соединяли две хаты. В заднем углу хаты - духовая печь. В противоположном углу помещается «покут» (передний угол), где находились иконы и обеденный стол. Вдоль фасадной и боковой стен укрепляются лавки, а ближе к двери - кухня. Женская одежда включала в себя рубаху с длинными рукавами, юбки (спидница) и безрукавки (карсетка); дополнение к женскому украинскому костюму -браслеты, серги, кольца, ожерелья из драгоценных камней, подвески из монет (монисто, дукачи). В женском головном уборе украинок преобладали разнообразные и разноцветные платки. Мужской костюм - полотняные и ситцевые сорочки с разрезом ворота посередине груди, которые имеют орнаментальную вышивку, широкие шаровары, имеющие широкую «мотню». Национальная кухня основана на многоотраслевом сельском хозяйстве, в котором заметное место у украинцев занимает зерновое земледелие, Поэтому основу питания украинцев составляют хлебные блюда (коровай, лежень, шишки, крачун, калач, хрести, жаворонки). Кушанья из теста также имеют широкое распространение. Это, прежде всего, галушки, вареники, лапша (локшина), затирка. Как и у многих восточнославянских народов, важное место в рационе украинцев занимают разнообразные каши. Хорошо известен и типично украинский борщ, состоящий из свеклы, капусты, лука и других овощей, заправленный салом или растительным маслом. В духовной культуре украинцев важное место занимают календарные праздники и обряды, многие из которых приурочены к христианским (православным) праздникам.
Лекция 16. Народы Кавказа.
План:
1. Особенности этнической истории.
2. Хозяйство и материальная культура.
3. Особенности духовной культуры.
1. Кавказ представляет собой своеобразную историко-этнографическую область, характеризующуюся сложным этническим составом населения. Наряду с крупными народами, насчитывающими миллионы человек, такими, как азербайджанцы, грузины и армяне, на Кавказе, особенно в Дагестане, живут народы, численность которых не превышает нескольких тысяч.
По антропологическим данным коренное население Кавказа принадлежит к большой европеоидной расе, к ее южной средиземноморской ветви. На Кавказе тредставлены три малые европеоидные расы: кавказско-балканская, переднеазиатская и индо-памирская. К кавказско-балканской расе относится кавкасионский антропологический тип, который распространен среди населения центральных предгорий Главного Кавказского хребта (восточные кабардинцы и черкесы, горные грузины, балкарцы, карачаевцы, ингуши, чеченцы, осетины), а также Западного и Центрального Дагестана. Этот антропологический тип сложился в результате консервации антропологических особенностей древнейшего местного европеоидного населения.
В кавказско-балканскую расу включается также понтийский тип, носителями которого являются абхазско-адыгейские народы и западные грузины. Этот тип сформировался также в глубокой древности в процессе грацилизации массивного протоморфного кавкасионского типа в условиях высокогорной изоляции.
Переднеазиатская раса представлена арменоидным типом, происхождение которого связано с территорией Турции и Ирана и соседних районов Армении. К этому типу принадлежат армяне и восточные грузины. В индо-памирскую расу входит каспийский антропологический тип, возникший в пределах Афганистана и Северной Индии. К каспийскому типу относятся азербайджанцы, и в виде примеси к кавкасионскому этот тип прослеживается среди кумыков и народов Южного Дагестана (лезгины и даргинцы-кайтаги). Из всех народов Кавказа только ногайцы наряду с европеоидными обладают и монголоидными признаками.
Значительная часть коренного населения Кавказа говорит на языках кавказской языковой семьи, насчитывающей около 40 языков, распадающихся на три группы: абхазско-адыгскую, картвельскую и нахско-дагестанскую.
К языкам абхазско-адыгской группы принадлежат абхазский, абазинский, адыгейский, кабардино-черкесский и убыхский. Абхазы (апсуа) живут в Абхазии, частично в Аджарии, а также в Турции и Сирии. К абхазам по языку и происхождению близки абазины (абаза), проживающие в Карачаево-Черкессии и других районах Ставропольского края. Часть их живет в Турции. Адыгейцы, кабардинцы и черкесы называют себя адыгэ. Адыгейцы населяют Адыгею и другие районы Краснодарского края. Кроме того, они живут в Турции, Сирии, Иордании и других странах Ближнего Востока и Балкан. Кабардинцы и черкесы проживают в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии. Имеются они в странах Ближнего Востока.. Убыхи в прошлом жили вдоль Черноморского побережья, к северу от Хосты. В настоящее время небольшое число их проживает в Сирии и Турции.
К картвельским языкам относится грузинский язык и три языка западных грузин — мегрельский, лазский (или чанский) и сванский. В нахско-дагестанскую группу языков входят нахские и дагестанские. К нахским принадлежат близкородственные чеченский, ингушский. Чеченцы (нахчо) живут в Чечне, ингуши (галга) в Ингушетии, часть чеченцев проживает также в Грузии (кисты) и Дагестане (аккинцы).
Дагестанскую группу составляют: а) аваро-андоцезские языки ; б) лакско-даргинские языки; в) лезгинские языки .Из всех перечисленных языков только грузинский имел свою древнюю письменность, основанную на арамейской графике. Народы Кавказа говорят также на языках индоевропейской, алтайской и афразийской языковых семей. Индоевропейская семья представлена иранской группой, а также армянским и греческим языками. Ираноязычными являются осетины, таты, талыши и курды. Особняком в индоевропейской семье стоит язык армян. Часть кавказских греков (ромеи) говорит на новогреческом языке.
После присоединения Кавказа к России там стали селиться русские и другие народы из Европейской России. Алтайская семья языков на Кавказе представлена своей тюркской группой. Тюркоязычными являются азербайджанцы, туркмены (трухмены), кумыки, ногайцы, карачаевцы, балкарцы и греки-урумы.
Ассирийцы говорят на языке семитской группы афразийской языковой семьи. Живут преимущественно в Армении и других местах Закавказья.
Кавказ был освоен человеком с древнейших времен. Там обнаружены археологические культуры нижнего и среднего палеолита. Основываясь на материалах лингвистики и антропологии, можно сделать вывод, что потомками древнейшего «автохтонного» населения Кавказа являются народы, говорящие на языках кавказской языковой семьи. В ходе своего дальнейшего этнического развития они вступали в этнокультурные контакты с другими этносами и в зависимости от конкретных исторических условий смешивались с ними, инкорпорируя их в свою этническую .среду, или сами подвергались ассимиляции.
В I тысячелетии до н.э. и в первых веках н.э. степные пространства к северу от Кавказского хребта были заняты последовательно сменявшими друг друга ираноязычными кочевыми племенами: киммерийцами, скифами, сарматами и аланами. В середине IV в. на Северный Кавказ вторглись тюркоязычные кочевники - гунны. В конце IV в. здесь сложилась крупная конфедерация тюркских племен во главе.
В VI-VII вв. часть кочевников перешла к полуоседлости и оседлости ва равнинах и в предгорьях, занимаясь земледелием и пастушеским скотоводством. В этот период происходили процессы этнополитической консолидации среда кавказоязычного населения: среди восточных и западных адыгов.
В середине VI в. в предкавказские степи из-за Волги перекочевали авары. В начале VII в. в Западном Предкавказье возникла новая конфедерация тюрских племен, известная под названием «Великая Болгария», или «Оногурия», которая объединила под своей властью всех кочевников северокавказской степи. В середине VII в. эта конфедерация была разбита хазарами. Хазарский каганат господствовал над населением северокавказской степи. В этот период началось оседание кочевников на землю не только • предгорных, но и в степных районах.
С середины Х и до начала XIII в. в предгорных и горных районах Северного Кавказа происходил подъем производительных сил, продолжали разрушаться первобытнообщинные отношения, шел процесс классообразования в рамках устойчивых политических объединений, ставших на путь феодализации. В этот период особенно выделилось Аланское царство.В 1238-1239 гг. Алания подверглась монголо-татарскому нашествию и была включена в состав Золотой Орды.
Адыгские народы в прошлом жили компактной массой в области нижнего течения р. Кубани, ее притоков Белой и Лабы, а также на Таманском полуострове и вдоль побережья Черного моря.. Кабардинцы, переселившиеся в начале XIX в. в верховья Кубани, получили название черкесов. Оставшиеся на старых местах адыгские племена составили адыгейский народ. Чеченцы и ингуши образовались из родственных по происхождению, языку и культуре племен, представлявших собой древнее население северо-восточных отрогов Главного Кавказского хребта.
Кавказоязычные народы Дагестана также являются потомками древнейшего населения этой области.
Формирование народов Закавказья происходило в иных исторических условиях. Грузины являются потомками древнейшего автохтонного населения. Протекавшие в древности на территории Грузии этногенетические процессы привели к образованию восточногрузинской и западногрузинской этнолингвистических общностей. Западные грузины (сваны, мегрелы, лазы, или чаны) в прошлом занимали более обширные пространства.
С развитием капитализма происходила консолидация грузин в нацию. После Октябрьской революции в процессе дальнейшего развития грузинской нации постепенно ослабевали локальные этнографические особенности.
Этногенез абхазов протекал с древнейших времен на территории современной Абхазии и прилегающих районов. В конце I тысячелетия до н.э. здесь сложились два племенных союза: абазгов и апсилов. От имени последних происходит самоназвание абхазов - апсуа.
В I тысячелетию до н.э в пределах Урартского государствасовершался процесс складывания древнеармянского этноса. В состав армян вошли также хурриты, халды, киммерийцы, скифы и другие этические компоненты. После падения Урарту армяне вышли на историческую арену.
В силу складывавшейся исторической обстановки, из-за завоеваний арабов. сельджуков, затем монголов, Ирана, Турции многие армяне оставили свою родину переселились в другие страны. До первой мировой войны значительная часть армян проживала в османской Турции (более 2 млн). После актов геноцида, инспирированных османским правительством в 1915-1916 гг. армяне, в том числе и высланные, стали переселяться в страны Передней Азии Западной Европы и Америки.
Этногенез азербайджанского народа тесно связан с этническими процессами, протекавшими в Восточном Закавказье в эпоху средневековья.
В IV в. до н.э. на севере Азербайджана возник албанский союз племен, а затем в начале нашей эры создалось государство Албания, границы которого на юге доходили до р. Аракса, на севере оно включало Южный Дагестан.
К IV—V вв. относится начало проникновения различных групп тюрок в Азербайджан (гуннов, болгар и др.).
В феодальную эпоху складывалась азербайджанская народность. В советское время наряду с консолидацией азербайджанской нации происходило частичное слияние с азербайджанцами этнических групп, говорящих как на иранских, так и на кавказских языках.
2. Основными занятиями народов Кавказа с древнейших времен являются земледелие и скотоводство. Развитие этих отраслей хозяйства, особенно земледелия. находилось в прямой зависимости от уровня расположения природных зон этого горного региона. Нижнюю зону занимали пашни, которые поднимались до полутора тысяч метров над уровнем моря. Над ними размещались сенокосы и весенние пастбища, и еще выше располагались горные пастбища.
Начало земледелия на Кавказе относится к III тысячелетию до н э. Раньше оно распространилось в Закавказье, а затем на Северном Кавказе. Особенно трудоемким было земледелие в высокогорных районах. Недостаток пашенных угодий обусловил создание искусственных террас, спускающихся ступенями по горным склонам. На некоторые террасы землю приходилось приносить в корзинах из, долин. Для террасного земледелия характерна высокая культура искусственного орошения.
Многовековой опыт занятия земледелием позволил вывести для каждой природной зоны особые сорта злаков - пшеницы, ржи, ячменя, овса, морозоустойчивых в горных районах и засухоустойчивых на равнине. Древней местной культурой является просо. С XVIII в. на Кавказе стала распространяться кукуруза.
Урожай повсюду убирали серпами. Зерно обмолачивали молотильными дисками с каменными вкладышами на нижней стороне. Такой способ молотьбы .иссходит к эпохе бронзы. Глубокие корни на Кавказе имеет виноградарство, которое известно со тысячелетия до н.э. Здесь выведено множество различных сортов винограда. сяду с виноградарством рано получило развитие и садоводство.