Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 18:05, лекция
Содержание этнологии (этнографии, народоведения) совсем не совпадает с теми обыденными представ¬лениями, которые совершенно неосновательно приписывают этой науке интерес лишь к экзотическим странам и народам, к архаическим проявлениям быта и социальной реальности, а также к малосущественным и далеким от запросов жизни элементам народной культуры.
Скотоводство появилось на Кавказе наряду с земледелием. Во II тысячелетии оно стало широко распространяться в связи с освоением горных пастбищ. В период на Кавказе сложился своеобразный тип отгонного скотоводства существующий до настоящего времени. Летом скот пасли в горах, зимой сгоняли на равнины. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, особенно овец. На равнинах скот зимой находился в стойлах. Овец же всегда держали на зимних пастбищах. Лошадей, как правило, крестьяне не разводили, лошадь использовалась для верховой езды. Тягловой силой служили волы.
На Кавказе получили развитие ремесла. Особенно широко были распространены ковроткачество, ювелирное дело, изготовление оружия, гончарной и металлической посуды, бурок.
При характеристике культуры народов Кавказа следует различать Северный Кавказ, включая Дагестан, и Закавказье. Внутри этих больших регионов наблюдаются особенности в культуре крупных народов или целых групп малым этносов. В дореволюционный период основную массу населения Кавказа составляли сельские жители..
Существовавшие на Кавказе типы поселений и жилищ были тесно связаны с природными условиями, с характерной для Кавказа вертикальной зональностью Эта зависимость прослеживается в какой-то степени и в настоящее время. Большинство селений в горах отличалось значительной теснотой застроки: строения вплотную примыкали друг к другу. Например, во многих горных аулах Дагестана крыша нижележащего дома служила двором для вышележащего. На равнине селения располагались более свободно.
У всех народов Кавказа долгое время сохранялся обычай, по которому родственники селились вместе, образуя отдельный квартал..
Жилища народов Кавказа характеризовались большим разнообразием. В горных районах Северного Кавказа, Дагестана и Северной Грузии типичный жилищем была одно- и двухэтажная каменная постройка с плоской крышей. В этих районах сооружались боевые башни. В некоторых местах встречались дома-крепости. Значительно отличались от горных жилищ дома обитателей равнинных районов Северного Кавказа и Дагестана. Стены построек возводились из самана или плетня. Турлучные (плетневые) сооружения с двускатной или четырехскатной крышей были характерны для адыгских народов и абхазов, а также для жителей некоторых районов равнинного Дагестана.
Жилища народов Закавказья имели свои особенности. В некоторых районах Армении, Юго-Восточной Грузии и Западного Азербайджана встречались своеобразные здания из камня, иногда несколько углубленные в землю. Крышей служили деревянное ступенчатое перекрытие, которое снаружи засыпалось землей. Этот тип жилища (дарбази - у грузин, карадам - у азербайджанцев, галатун - у армян) -один из древнейших в Закавказье и по своему происхождению связан с подземным жилищем древнего оседлого населения Передней Азии. В других местах Восточное Грузии жилище строили из камня с плоской или двускатной крышей, одно- или двухэтажное. Во влажных субтропических районах Западной Грузии и в Абхазия дома возводились из дерева, на столбах, с двускатными или четырехскатными крышами. Пол такого дома был высоко приподнят над землей, что предохраняло жилище от сырости.
В настоящее время на Кавказе городское население преобладает над сельским. Исчезли малодворные аулы и возникали крупные благоустроенные сельские поселения в несколько сотен дворов. Изменилась планировка селений. На равнине вместо скученных появились селения с уличной планировкой, с приусадебными участками около домов. Многие высокогорные аулы спустились ниже, ближе к дороге или реке.
Большие изменения претерпело жилище. В большинстве районов Кавказа широкое распространение получили двухэтажные дома с большими окнами, галереями, деревянными полами и потолками. Кроме традиционных строительных материалов (местного камня, дерева, саманного кирпича, черепицы), применяются новые.
В одежде народов Кавказа в дореволюционный период прослеживалось большое разнообразие. Она отражала этнические особенности, сословную принадлежность и культурные связи между народами. Много общего в костюме было у всех адыгских народов, осетин, карачаевцев, балкарцев и абхазов. Повседневная одежда мужчин включала бешмет, штаны, чувяки их сыромятной кожи с ноговицами, папаху из овчины, летом войлочную шляпу. Обязательной принадлежностъю мужского костюма был узкий кожаный ремень с серебряными или сплоченными украшениями, на котором носили оружие (кинжал). В сырую и оную погоду надевали башлык и бурку. Зимой носили овчинную шубу. Пастухи нее время надевали пальто из бурочного войлока с капюшоном.
Женская одежда состояла из туникообразной рубахи , длинных штанов, распашного платья в талию с открытой грудью, головных уборов и покрывал. Платье туго подпоясывалось поясом.Мужской костюм народов Дагестана во многом напоминал одежду адыгов
Традиционная одежда народов Закавказья в значительной степени отличалась от одежды жителей Северного Кавказа и Дагестана. В ней наблюдались многие параллели с одеждой народов Передней Азии. Для мужского костюма всего Закавказья в целом были характерны рубахи, широкие или узкие штаны, сапоги , и короткая распашная верхняя одежда. Женская одежда у разных народов Закавказья имела своеобразные черты. Костюм грузинок напоминал одежду женщин Северного Кавказа.
Армянки одевались в яркие рубахи (желтые - в Западной Армении, красные в Восточной) и не менее яркие штаны. На рубаху надевали распашную — подкладке одежду с более короткими, чем у рубахи, рукавами. На голове носили маленькие твердые шапочки, которые повязывались несколькими платками. В обычае было прикрывать платком нижнюю часть лица.
Азербайджанки, кроме рубах и штанов, носили также короткие кофты и широкие юбки. Под влиянием ислама они, особенно в городах, прикрывали лицо чадрой. Для женщин всех народов Кавказа было характерно ношение разнообразных ювелирных украшений, изготовлявшихся местными мастерами главным образом — серебра. Обилием украшений особенно отличался праздничный наряд дагестанок.
После революции традиционная одежда как мужская, так и женская стала вытесняться городским костюмом, особенно интенсивно этот процесс шел в послевоенные годы.
В настоящее время сохраняется мужской адыгский костюм как одеж-участников художественных ансамблей. Традиционные элементы одежды можно видеть на пожилых женщинах во многих районах Кавказа.
Традиционная пища народов Кавказа очень разнообразна по составу по своим вкусовым качествам. В прошлом у этих народов наблюдались умеренность и неприхотливость в еде. Основу повседневной пищи составлял хлеб (из пшеничной, ячменной, овсяной, ржаной муки) как из пресного теста ,так и из кислого (лаваш).
Существенные различия наблюдались в питании жителей горных в равнинных районов. В горах, где значительно было развито скотоводство, большое питании занимали, помимо хлеба, молочные продукты, особенно сыр овечьего молока. Мясо ели не часто. Недостаток овощей и фруктов компенсировали дикорастущие травы и лесные плоды. На равнине преобладали мучные блюда, сыр, овощи, фрукты, дикие травы, мясо ели изредка. Например, у абхазов и адыгов - густая просяная каша (паста), заменяли хлеб. У грузин широко бытовало блюдо из фасоли, у дагестанцев сваренные в бульоне с чесноком кусочки теста в виде пельменей.
Богат был набор традиционных блюд во время праздников, при устройстве свадеб и поминок. Преобладали мясные блюда В процессе урбанизации в национальную кухню проникли городские блюда, но до сих пор еще широкое распространение имеет традиционная пища.
По вероисповеданию все население Кавказа делилось на христиан и мусульман. Христианство начало проникать на Кавказ в первые века новой эры. В IV в. оно утвердилось среди армян и грузин. У армян возникла своя церковь, получившая название «армяно-григорианской» по имени ее основателя архиепископа Григория Просветителя. Вначале армянская церковь придерживалась восточно-православной византийской ориентации, но с начала VI в. стала самостоятельной, воспринявшей монофизитское учение, признавшее только одну «божественную» природу Христа. Из Армении христианство начало проникать в Южный Дагестан и Северный Азербайджан - в Албанию (VI в.). В Южном Азербайджане в этот период был распространен зороастризм, в котором большое место занимали огнепоклоннические культы.
Из Грузии и Византии христианство пришло к абхазам и адыгским племенам, к чеченцам, ингушам, осетинам и другим народам. Появление ислама на Кавказе связано с завоевательными походами арабов (УП-УШ вв.). Но ислам при арабах не пустил глубоких корней. Утверждаться по-настоящему он стал только после монголо-татарского нашествия. Это в первую очередь относится к народам Азербайджана и Дагестана. В Абхазии ислам стал распространяться с XV в. после турецкого завоевания.
Среди народов Северного Кавказа (адыгейцев, черкесов, кабардинцев, карачаевцев и балкарцев) ислам насаждался турецкими султанами и крымскими ханами. Из Дагестана мусульманство пришло к чеченцам и ингушам. Особенно укрепилось влияние ислама в Дагестане. Чечне и Ингушетии в период освободительного движения горцев под руководством Шамиля. Большинство мусульман Кавказа принадлежит к суннитам; шииты представлены в Азербайджане. Однако ни христианство, ни ислам не вытеснили древних местных верований (культы деревьев, явлений природы, огня и др.), многие из которых вошли составной частью в христианскую и мусульманскую обрядность.
Богато и разнообразно устное поэтическое творчество народов Кавказа.. Для устного творчества кавказских народов характерно разнообразие сюжетов и жанров. В поэтическом творчестве значительное место занимают эпические сказания. На Северном Кавказе среди осетин, кабардинцев, черкесов, адыгейцев, карачаевцев, балкарцев, а также абхазов бытует нартский эпос, сказания о героях-богатырях нартах.
У грузин известен эпос о герое Амирани, боровшемся с древними богами и прикованном за это к скале; романтический эпос «Этериани», повествующий о трагической любви царевича Абесалома и пастушки Этери. У армян широко распространен средневековый эпос «Сасунские богатыри», или «Давид Сасунский», воспевающий героическую борьбу армянского народа с поработителями.
Лекция 17. Неславянские народы России. Ч.1.
План:
1. Неславянские народы северной России.
2. Неславянские народы Поволжья.
1. КАРЕЛЫ - народ Российской Федерации, составляющий, большинство (около 80 тыс. чел. жителей республики Карелия (до распада СССР - Карельская АССР), Общая численность в Российской Федерации- около 125 тыс. чел. Проживают, кроме Карелии, в Тверской, Ленинградской, Мурманской, Архангельской, Московской и других областях. Говорят на карельском языке, который имеет несколько диалектов .(собственно карельский, ливвиковский, людиковский) и относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи.
С точки зрения физической (биологической) антропологии карелы принадлежат к беломоро-балтийской расе, входящей в большую европеоидную расу. Однако в некоторых группах карельского населения прослеживается небольшая монголоидная примесь. Русские летописи называют их предков, которые в IX в. населяли северо-западное побережье Ладожского озера, - «корела». Освоив в XI- XII вв. западную часть теперешней территории.Карелии, корела постепенно продвигались на север и на восток, смешиваясь с лопарями (саами) и вепсами;. С XII в., войдя а состав Русского государства находились под постоянным этнокультурным влиянием русских, что, «однако, не помешало консолидации карельского этноса, произошедшей в середине ХV в.
Традиционный вид хозяйства карелов - трехпольное и подсечное земледелие (рожь, ячмень,овес, горох, редька, репа, а с конца XIX в. -свекла, морковь, картошка, брюква) и животноводство (коровы, лошади, свиньи). Немаловажное значение в традиционном хозяйстве карел имеет рыболовство. Тип жилица-близок к северно - русскому при наличии некоторой специфики, которая проявляется в архитектурном декоре. В народном костюме также имеют место формы, присущие традиционной одежде русских Европейского Севера: сарафан, рубаха. Однако в национальном карельском костюме существуют и свои особенности: в Прионежье можно встретить тип древней несшитой юбки (хурстут); среди северных карел - рубаху с разрезом на спине,мужские шейные платки, вязаные и плетенные пояса и наголенники, а среди южных карел широко распространена архаическая вышивка.
В традиционной карельской пище существуют особенности, отличающие их от проживающего рядом русского населения. Эти рыбные похлебки с добавлением мучных продуктов, пироги с крупой и картофелем (калитки), запеченная в молоке и сметане рыба. Из напитков особенно традиционны для карел квас из репы, чай, чуть подсоленый кофе. Фольклор имеет некоторое сходство с финским: древние песнопения (руны), которые сопровождаются игрой на кантеле (щипковый музыкальный инструмент), сказки с древними героями и сюжетами из древней финской истории, и, наконец, карело-финский эпос «Калевала''.
СААМЫ (самоназвание - саами, саамь, саме, устаревшее название –лопари) - народ, расселенный на Кольском полуострове (кольские-саамы 1615 чел.), Норвегии (30 тыс. чел.), Швеции (17тыс. чел.) и Финляндии (5 тыс. чел.). Прежнее название «лопари» имеет скорее всего финско-скандинавское происхождение, перешедшее затем и к русским. Антропологически саамы весьма своеобразны; их относят к лапоноидному типу (монголоидная примесь) большой европеоидной расы. Саамский язык составляет свою отдельную подгруппу финно-угорской группы уральской языковой семьи. В языке Кольских саамов существует четыре диалекта,а также несколько говоров. Верующие саамы в Скандинавии и Финляндии - лютеране, в России - православные.
Саамы— древнее население европейского Крайнего Севера. Их предки занимали более обширную территорию, но в течение нескольких веков оттеснялись на север и ассимилировались русскими, карелами, финнами и скандинавами. Основным занятием саамов долгое время были охота и рыболовство, но с XVII в. они становятся оленеводами, сохраняя этот тип хозяйства в качестве основного до сих пор. Традиционное жилище - переносной конусовидный шалаш, основу которого составляют жерди. На них покрывается мешковина (летом) или оленьи шкуры (зимой). У Кольских саамов это жилище называется «кувакса» , у скандинавских - «кота», традиционная мужская и женская одежда отличается друг от друга незначительно. Это прямая рубаха; сшитая из сукна или холста, которую мужчины подпоясывают широким кожаным ремнём. Зимняя одежда у саамов представляет