Предмет этнологической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 18:05, лекция

Описание работы

Содержание этнологии (этнографии, народоведения) совсем не совпадает с теми обыденными представ¬лениями, которые совершенно неосновательно приписывают этой науке интерес лишь к экзотическим странам и народам, к архаическим проявлениям быта и социальной реальности, а также к малосущественным и далеким от запросов жизни элементам народной культуры.

Файлы: 1 файл

Lektsii.doc

— 843.50 Кб (Скачать файл)

собой глухую накидну из олених шкур мехом наружу, которая стягивается  ремешками. Традиционная пища состоит главным образом из оленьего мяса (зимой) и из рыбы (летом).  Фольклор саамов -это прежде всего, мифы, народные сказания и предания. Долгое время у народа саами сохранялись пережитки  шаманизма.

КОМИ - самоназвание двух близких народов. Один из них -собственно коми, называющие себя также коми морт или коми войтыр и которых ранее называли зырянами (образуют коренное население республики Коми, численность - около 300 тыс. чел.); другой - коми-пермяки, оставляющий основу населения Коми-Пермяцкого автономного Округа (95,5 тыс. чел.). Представители первого народа проживают также в Архангельской, Свердловской, Мурманской, Омской, Тюменской областях, Ненецком  и Ханты-Мансийском автономных округах, Представители второго народа населяют, кроме Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермскую область. Собственно коми говорят на коми (- зырянском) языке, имеющим десять диалектов. Коми-пермяки говорят на коми-пермяцком языке, имеющим заметное родство с коми (-зырянс­ким) и удмуртским языками. Все они принадлежат к финно-угорской группе уральской языковой семьи. Верующие коми -православные и староверы.

Древние предки коми населяли бассейн среднего и верхнего течений Камы, часть их во второй половине I-го тыс. н.э. переселилась в бассейн реки Вычегды и смещалась с проживавшими там фино-угорскими народами. В результате этого смешения сформировались два племенных  конгломерата:   вычегодская  пермь,  ставшие-непосредственными предками собственно коми, и великая пермь (предки коми-пермяков).                                            ,

Этническая культура народа коми связана со средой его обитания, а наличие резервной территории позволяло коми сохранять традиционный хозяйственный комплекс почти неизменным. В XII в. начался переход от подсечно-огневого к пашенному земледелию, а к XV в. коми освоили трехпольное земледелие, однако еще в начале XX в. у коми можно было встретить все три типа земледелия; подсечное, переложное и трехпольное. Основными зерновыми культурами до сих пор являются ячмень, рожь, овес, пшеница, лен, конопля. Жилище коми - это срубные дома, состоящие из двух изб - летней (лункерка) и зимней (войкерка). В народной одежде прослеживается большое сходство с традиционным костюмом русских Европейского Севера; Женский костюм состоит из сарафана различных типов (шушун, кунтей,синяк, китайка), рубахи, передника (запон) ,мужской – из рубахи, штанов с широким шагом (гач), пояса и войлочной шляпы. С наступлением холодов надеваются кафтаны, а зимой - шубы. Достаточно самобытной является одежда для охоты. Это наплечная накидка (лузан), вязаные чулки, кожаные туфли (уляди) и также кожаные высокие сапоги (бахилы). Из традиционной кухни выделяются блюда из мяса и рыбы, хотя и продукты растительного происхождения также употребляются в пищу.

Традиционный промысел в основе своей связан с народным искусством: вышивкой, узорчатым ткачеством и вязанием, аппликацией из меха, резьбой по дереву. Фольклор коми состоит из песен, сказок, эпических сказаний о Пере-богатыре, а также из преданий о чуди, которых коми считают своими историческими предками.            

Материальная и духовная культура коми-пермяков близка этнической культуре собственно коми. Их традиционное занятие- пашенное земледелие (зерновые, конопля, лен, горох). Распространено  животноводство (лошади, коровы), пчеловодство, рыболовство. Жилище коми-пермяков - срубные трехраздельные дома, близкие по своему типу к северорусскому (изба-сени-изба). Вплотную к жилому помещению пристраиваются хозяйственные постройки. Традиционная одежда также имеет большое сходство с народным костюмом собственно коми. Женская одежда состоит из сарафана (дубас, рубахи, узорного пояса (покром), передника (запон). Мужская - из штанов (вешьян), рубахи, которая подпоясана узорным поясом. Поверх нижней одежды носится холщовый балахон (шабур), холщовые кафтаны, шуба (пась). Традиционная пища коми-пермяков состоит из ячменного и ржаного хлеба, овощей, рыбы, грибов, ягод. Мясные блюда употребляются редко, преимущественно по праздникам. Прикладное искусство коми-пермяков связано с традиционными промыслами, такими как узорное ткачество, реазьба и роспись по дереву и кости; обработка бересты и рогов. Известен коми-пермяцкий эпос о Лере и Мизе, а также о Пеле и Кудым-Оше, распространены предания о чуди, былички, сказки.        

2. ТАТАРЫ (самоназвание - татар)- один из самых крупных народов России(шестой по численности, более 6,5 млн. чел.), составляющий основное (коренное) население республики Татарстан. Татары проживают также в республике Башкортостан, в Челябинской,Пермской, Свердловской, Оренбургской и Астраханской областях, на юге Сибири и Дальнем Востоке. После распада СССР небольшое количество татар. продолжает оставаться в некоторых странах СНГ- республиках Центральной Азии и Казахстане.

Этноним (название народа) «татары» исторически прослеживается с VI в. н.э. среди конгломерата монгольских племен, кочевавших к юго-востоку от озера Байкал. В период монгольских завоеваний, происходивших в XII- XIVв. так назвались некоторые народы, вошедшие в состав одного из государств, образовавшихся в результате этих завоеваний и получившего название Золотая Орда. В дальнейшем татарское население дифференцировалось, в результате чего сформировалось несколько этно-территориальных групп татарского населения, из которых особенно выделялись такие, как татары Среднего Поволжья и Приуралья (казанские татары, касимовские татары и мишари), татары Нижнего Поволжья или астраханские татары (юртовские татары, кундровские татары и карагаши) и, наконец, татары Сибири (тобольские, барабинские и томские татары). Подобный географический разброс татарского населения повлиял на его антропологическое разнообразие. Татары Среднего Поволжья и Приуралья близки по своей антропологии к представителям большой европеоидной расы. Большая часть астраханских и сибирских татар антропологически приближаются к южно­сибирскому варианту большой монголоидной расы. Такая неоднородность проявляется и в языках; на которых говорят различные группы татар: поволжские, приуральские и сибирские татары говоря на языке кыпчакской подгруппы, входящей в тюркскую группу алтайской языковой семьи, в то время как язык астраханских татар, имея ногайскую основу, более всего близок к классическому татарскому языку. Верующие татары - мусульмане-сунниты.

Татары преимущественно земледельцы (выращивают рожь, пшеница, овес, горох, ячмень, гречиху, просо, лен, коноплю). Менее развито у них животноводство (разводят мелкий и крупный рогатый скот, лошади, домашняя птица). Среди традиционных ремесел особенно выделяются-обработка кожи и шерсти, изготовление узорной обуви и вышитых головных уборов. Традиционный татарский дом (четырех- или пятистенная изба) делится на мужскую и женскую половины.

В мужской и женской нательной одежде традиционного костюма главным элементом; является туникообразная рубаха и штаны с широким шагом. На рубаху мужчины и женщины надевают приталенный камзол, причем женские камзолы длиннее мужских. Верхняя одежда как мужская, так и женская - бешмет, стеганный на вате. Мужской головной убор – шапка(зимой), тюбетейка, войлочная шляпа (летом). Очень самобытны женские головные уборы: вышитая бархатная шапочка под названием калфак, украшенный снаружи серебряными монетами головной убор (кашпау) и разнообразные покрывала с вышивкой. Из традиционной обуви особо выделяются ичеги, сшитые из мягкой кожи, и туфли, инкрустированные цветной кожей. Традиционная пища состоит в основном из мясо-молочных блюд, а также из блюд растительного происхождения: каша; хлеб из кислого теста, лепешки (кабартма), блины, сдобы из пресного теста (бавырсак, кош, теле). Ритуальное блюдо - мед смешанный с маслом; свадебный напиток - смесь фруктов и растворенного в воде меда (ширбэт). Самым значительным национальным праздником является сабантуй, посвященный весеннему севу (с традиционными состязаниями - борьбой, бегом, конными скачками). Устное народное творчество богато сказками, легендами, песнями, загадками, поговорками. Одним из основных жанров являются байты - эпические или лиро-эпические произведения, рассказывающие об истории татарского народа.

БАШКИРЫ (самоназвание – башкорт) - народ, образующий основное население одной из национальных республик Российской Федерации (РФ) - Башкортостана. За пределами своей этнической территории живут в Челябинской, Курганской, Оренбургской, Пермской и Свердловской областях РФ. Общая численность в России на начало 1990-х годов Около 1,5 млн., в том числе в Башкортостане 864 тыс. чел.

Происхождение башкирского этноса тесно связано со скотоводческими племенами тюркского происхождения, кочевавшими до прихода на территорию Южного Урала в приаральско-сырдарьиноких степях. Однако самыми древними предками башкир были ираноязычные сарматы и различные финно- угорские племена. Именно поэтому антропологический тип башкир неоднороден. Часть их относится к субуральскому типу переходной уральской расы; башкиры, живущие на северо-западе республики, близки к восточно-европейскому типу среднеевропеоидной расы; и, наконец, восточные башкиры имеют много общего с представителями южносибирской расы. Башкирский язык принадлежит к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской языковой семьи, имея несколько диалектов. Среди башкир широкое распространение имеют русский и татарский языки.

До середины XVII в. основным традиционным занятием башкир было полукочевое скотоводство: С начала XVIII в. возрастает роль земледелия, однако у южных и восточных башкир кочевание сохранялось вплоть до начала XX в. Традиционные формы быта башкир осшованы на земледелии и скотоводстве. Большое значение, особенно на юге, имеет коневодство. Традиционные ремесла башкир - ткацкое дело, выдека войлока, производство ковров, обработка кожи. Женская традиционная одежда - длинное отрезное в талии платье (кюлдак), передник и камзол, Часто украшенным серебряными монетами. Типичный женский головой убор называется кашмау - чепец, конец которого спускается по спине и который обычно украшается монетами и серебряными подвесками; головной убор незамужней девушки - шлемовидная шапочка с прикрепленными к ней монетами (такыя). Мужской национальный костюм башкиров состоял из рубахи, штанов с широким шагом, камзола или халата. Традиционный головной убор башкира - тюбетейка, круглая меховая шапка, меховой малахай, который закрывает уши и шею. Башкирская кухня основана на мясной и молочной пище; традиционные блюда башкир -вареная конина и вареная баранина (бешбармак), вяленая колбаса (казы), сыр (корот), простокваша (катык). Наиболее распространенными народными праздниками башкир являются джин, сабантуй и специфический женский праздник под названием каргатуй. Башкирский фольклор - это прежде всего героический эпос («Урал-батыр», «Акбузат»), песни о башкирских героях (батырах).

Чуваши (самоназвание - чаваш) - народ, образующий основное население (более двух третей, 907 тыс. чел.) Чувашской республики, входящей в состав Российской Федерации (РФ), в которой чувашей насчитывается 1773,6 тыс. чел. Кроме своей этнической территории они проживают в Татарстане, Башкортостане, Самарской, Ульяновской областях, в Москве и Московской области, в Красноярском крае, Кемеровской, Оренбургской областях', Казахстане и на Украине. Общее число чувашей на территории бывшего СССР 1842,3 тыс., чел.

Этногенез чувашей закончился приблизительно к концу I тысячелетия н. э, в результате смешения племенного объединения волжско-камских болгар с финно-угорскими племенами, населявшими территорию будущих чувашей. Дальнейший процесс тюркизации местного населения был обусловлен разгромом волжских болгар в XIII вв. татаро-монголами, после чего (середина XV в) чувашские земли вошли в состав Казанского ханства. Этнической консолидации чувашей способствовало присоединение их территории (1551 г.) к Московской Руси, Чуваши делятся на две основные этнотерриториальные группы: проживающих в северо­западной Чувашии (верховые или вирьяп) и населяющих северо- восточную и южную Чувашию (низовые или анатри). Однако между этими двумя группами проживает группа средненизовых чувашей, которая по языку близка к вирьял, в бытовом же отношении имеет большое сходство с антари. Чувашский этнос относится к субуральскому варианту уральской расы, а язык образует булгарскую подгруппу тюркской группы, входящей в алтайскую языковую семью.

Основа традиционного хозяйства - земледелие, которое трансформировалооь в течение нескольких веков от подсечно-огневого до трехпольного. У чувашей со второй половины XIX в. преобладают жилища, близкие к планировке среднерусского дома: изба, сени, клеть. Женский и мужской народный костюм чувашей слабо дифференцирован.   Он состоит из туникообразной рубахи под названием кепе (женская отличается богато украшенной вышивкой) и штанов с широким шагом. Верхняя одежда похожа на кафтан (шупар), а в холоднее время года надевается поддевка.(сахман) и овчинная шуба (керек). Очень красивы головные уборы, особенно женские: шапочка, имеющая форму усеченного конуса, украшенная монетами, и бисером (хушпу), чалма из треугольной ткани. Головной убор незамужней женщины - шлемовидная или полусферическая щапочка, расшитая бисером и украшенная монетами, В национальной кухне основу составляют продукты растительного происхождения: супы (яшка), бульоны с разнообразными добавками, каши, пироги с различной начинкой. В пищу употребляются и молочные блюда: кислое молоко (турах), сыр из творога (чакат) и др., а также мясные блюда: колбаса из овечьих потрохов (шартан), вареная колбаса из рубленного мяса с крупяной начинкой (тултармаш). Самый распространенный напиток -ржаное или ячменное пиво. Чувашская семья до сих пор является хранителем народных традиций; родильных, свадебных и похоронных. Среди чувашей сильно распространен русский язык, поскольку чувашский этнос подвергся значительной аккультурации со стороны русских. Верующие чуваши - христиане православного толка.

МАРИЙЦЫ (самоназвание - мари, мэрий, в дореволюционной России назывались черемисами) - народ, проживающий в одной из республик Российской Федерации Марий Эл составляющий основную часть ее населения (более 325 тыс. чел.). Общая численность марийцев \в России - около 645 тыс. чел., которые кроме свой этнической территории, компактно проживают в Башкортостане (около 106 тыс. чел.), Татарии (около 10 тыс. чел.), а также в Нижегородской, Кировской, Свердловской и Пермской областях.

Марийцы подразделяются на три основные этнорегиональные группы: горные, населяющие Правобережье Волги, луговые- междуречье между реками Вятка и Ветлуга; и восточные - к востоку от реки Вятка, в основном на территории Башкортостана, переселившись туда в XV- XVIII вв. В соответствии с этим расселением марийский язык (финно-угорская группа уральской языковой семьи) делится на следующие наречия: горное, луговое, восточное и северо-западное. Антропологически марийцы относятся к; субуральскому типу уральской расы, то есть являются европеоидами с небольшой монголоидной  примесьюю Верующие - христиане (православные), а также приверженцы свой собственной марийской веры, которая является пережитком древних языческих поверий.                    

Информация о работе Предмет этнологической науки