Предмет этнологической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 18:05, лекция

Описание работы

Содержание этнологии (этнографии, народоведения) совсем не совпадает с теми обыденными представ¬лениями, которые совершенно неосновательно приписывают этой науке интерес лишь к экзотическим странам и народам, к архаическим проявлениям быта и социальной реальности, а также к малосущественным и далеким от запросов жизни элементам народной культуры.

Файлы: 1 файл

Lektsii.doc

— 843.50 Кб (Скачать файл)

Древними предками марийцев были финно-угорские племена, которые расселились на теперешней территории марийцев в нач. нашей эры. Под названием сремискане (VI в.), они упоминаются готским историком Иорданом, Не обошли марийцев вниманием и русские источники («Повесть временных лет», XII в.) Именно в конце XII в началось сближение марийских племен с русскими, которое заметно усилилось после присоединения к России (XVI в.) Среднего Поволжья.           

Пашенное земледелие - основное традиционное занятие марийцев (выращивают рожь, овес, ячмень, просо, гречиху, коноплю, лен). Среди огородных культур особенно распространены лук, картофель, хмель, морковь, редька. Вспомогательными видами хозяйства являются животноводство (держат лошадей, крупный рогатый скот, овец), лесной помысел, пчеловодство и рыболовство. Из традиционных ремесел особо следует выделить вышивку, ювелирное дело и резьбу по дереву. Сельское традиционное жилище представляет собой сруб (тюрт) с двускатной крышей, разделенный на две или три части. Национальный костюм как женский, так и мужской состоят из туникообразной рубахи (тувыр), штанов (йолаш), кафтана (шовыр), поясного полотенца (солык) и пояса (юштэ), Традиционная пища довольно разнообразна: суп с клецками (лажка), вареники, начиненные мясом или творогом (подкогыльо), конская вареная колбаса (каж), творожники (туара), печеные лепешки (салмагинде). Самые распространенные марийские напитки: пиво (пура), пахта (эран), хмельной напиток из меда (пуро). Традиционные верования основаны на культах предков и языческих божеств.

МОРДВА - народ, составляющий основу населения республики Мордовия (313, 4 тыс. чел.), входящей в состав Российской Федерации (более одного миллиона человек). Компактно расселены в Башкортостане ( около 32 тыс. чел.), Татарстане ( 29 тыс. чел.), Чувашии (18,7 тыс. чел.), Сибири, на Дальнем Востоке (более 80 тыс. чел.), а также в следующих областях РФ: Самарской (116,5 тыс. чел.). Пензенской (86,4 тыс. чел.), Оренбургской ( около 69 тыс. чел.), Ульяновской ( около 62 тыс. чел,), Нижегородской (36,7 тыс. чел.) ,Саратовской (23,4 тыс. чел.). Более 60 тыс. чел. проживает в некоторых странах СНГ. Мордва состоит из двух этнокультурных групп; эрзя и мокша, которые некоторыми учеными ставятся на уровень двух субэтносов. Эрзянский и мокшанский языки удалены друг от друга настолько, что имеют свою литературную форму, но тот и другой принадлежат к финно-угорской группе уральской языковой семьи. По своим антропологическим характеристикам мордва несет в себе переходные формы европеоидной. расы, а у мокши обнаруживается  небольшая монголоидная примесь.                     '

Древнейшие предки мордовского этноса - финно-угорские племена, населявшие во второй половине I  -го тыс. до н.э. междуречье Волги, Оки и Суры.; Начиная с первой половны I  -го тыс. н. э. наметилась тенденция формирования и дифференциации эрзянской и мокшанской племенных групп. В этом процессе немаловажную роль играла обширность территорий, а также  взаимодействие двух ветвей мордовского этноса с различными иными культурами. Развитию дуальности мордвы способствовала и миграция через их территорию представителей иных культур: волжских булгар, а позже - монголо-татар. Под именем «морденс» мордва упоминается в VI в. готским историком, а в Х в. византийский император Константин Багрянородный говорит о существовании страны Мордии. Некоторое разночтение можно встретить в русских летописях XI - XII вв.; в них сохранились этнонимы (название народа) мордва и мордовичи. В то время как эрзя (арису) и мокша встречаются соответственно в послании хазарского кагана(X в.). И те и другие взаимодействовали с этносами тюркского происхождения (татарами, волжско-камскими болгарами) и русским населением, связь с которым еще больше усилилась после присоединения мордовских земель к русскому государству (конец XV в.). Впоследствии (середина XVI в.) мордва приняла христианскую веру в форме православия, долго сохраняя однако элементы язычества.

Основой традиционного хозяйства мордвы является пашенное земледелие (рожь, пшеница; конопля, лен, просо). Вспомогательная роль отводится животноводству (крупный и мелкий рогатый Скот), бортничеству. Традиционное жилище имеет планировку схожую со среднерусской двухкамерной избой. Мордовский женский костюм состоит из холщовой рубахи белого цвета(памар) с богатой вышивкой. Эрзянский костюм - сплошь покрытая вышивкой рубаха (покай); верхняя одежда -халат из белого холста (руця). У мокшанок - белые холщовые штаны (понкст) и тот же халат из белого холста (мышкас, плахон). Весьма разнообразны женские головные уборы; они невысоки, имеют твердую-основу. У незамужних девушек - налобная повязка, обшитая бисером. Старинная традиционная обувь - это прежде всего лапти, которые у эрзя называются карть, а у мокша - карьхть.

Традиционная пища более всего состоит из продуктов земледелия:

дрожжевой хлеб (киот), пироги с разнообразной начинкой, блины, лапша, круглые кусочки теста, заваренные в воде. Блюда из мяса у эрзя и мокша также отличаются: эрзи употребляют в пищу жареное мясо и ливер с приправами (селянка), мокша едят жареное мясо с луком (щеням). Народные ремесла мордвы- вышивка, резьба по дереву и шитье бисером.

Традиционные праздники чаще всего приурочены к народному календарю один из которых (вельозкс)  посвящен Вель –ава - покровительнице деревни. Мордовский фольклор более всего основан на обрядовой  поэзии (календарной и семейной). Это свадебные песни, различные причитания.. Среди мордовского населения бытуют лирические грустные песни, пастушки, поговорки.

Удмурты (самоназвание - утморт,укморг, устаревшее русское название - вотяки) - народ, составляющий основное население Удмуртии (496,5 тыс. чел.) - республики, входящей в состав Российской федерации (РФ). Удмурты малыми группами проживают в Татарстане (около 25 туе. чел.), Башкортостане (около24 тыс. чел.), республике Марий ,^л (2»5 тыс. чел.), Пермской (около 33 тыс. чел.), Кировской (23 тыс. чел.). Тюменской « (чуть больше 7 тыс. чел.), Свердловской (23,6 тыс. чел.) областях, а также в Украине (около 9 тыс. чел.), Узбекистане (2,7 тыс. чел.) и Белоруссии (1,2тыс.чел).

В антропологическом отношении удмурты являются представителями субуральского варианта уральской переходной расы. Удмурты говорят на удмуртском языке, который относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи и имеет .четыре основных наречия: северное, южное, периферийно-южное и бесермянское. Весьма распространенными являются русский и татарский языки. Верующие удмурты - христиане православного толка.

В основе этногенеза удмуртов - древние финно-угорские племена, населившие теперешнюю территорию Удмуртии с I-го тыс. до н.э. I-го тыс. н.э). На рубеже I-го и II-го тыс. н.э. удмуртские племена попали под влияние вояжско-камских болгар, о 1236 г. они оказались под монголо-татарским владычеством. До середины XVI в. их северные территории были частью Вятской земли, а южные входили в состав Казанского ханства. Однако в третьей четверти того же века вся территория, на которой проживали удмурты, вошла в состав Русского государства, оставаясь до сих пор субъектом Российской Федерации.

Основными традиционными видами хозяйства удмуртов является пашенное земледелие (рожь, овес, гречиха, ячмень, полба, горох, лен, конопля) и животноводство (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, овцы, домашняя птица). Традиционное жилище удмуртов - сруб из бревен (корка) с двускатной крышей. Сени дома - холодные, печь- русская. Хозяйственные постройки - амбар (кенос), летняя кухня.

В традиционной одежде удмуртов прослеживается два варианта - северный, в 'котором преобладают белый, красный, черный, и южный с многоцветной гаммой. Женский народный костюм состоит из туникообразной рубахи (дэрем), халата (шертдарем), передника, высокого конусовидного головного убора (айшон) с накидкой (сюлык) узорчатых  чулков.

Верхняя женская одежда – кафтан из сукна (дукес) и овчинная шуба, Мужской традиционный костюм почти аналогичен русскому народному костю му(пестрядинные штаны, рубаха косоворотка, валяная шляпа, лапти с, онучами). Основу национальной кухни составляют продукты питания растительного характера. По праздникам широкое распространение имеют такие блюда как пельмени, рыбники, пироги с грибами, ягодами и , овощами, а также мясо, масло, яйцо, мед. В религиозном плане в удмуртском этносе отчетливо проявляется система синкретизма язычества и христианства. В быту заметное место занимает вышивка, ткачество, вязание, резьба по дереву. Удмуртский фольклор и устное народное творчество содержат в себе космогонические мифы, предания о древней истории народа, сказания о богатырях, сказки, загадки, пословицы и поговорки, несущие в себе, духовное наследие удмуртского этноса.

КАЛМЫКИ (самоназвание - хальмг) - народ, большинство которого проживает в республике Калмыкия (146,3 тыс.чел.). Остальные живут в Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской областях, а также в Ставропольском крае и Сибири. Немногочисленные диаспоры калмыков существуют в США, во Франции, Германии. Калмыки относятся, по своим антропологический характеристикам к одной из групп центрально-азиатской расы, входящей в большую монголоидную расу(антропологически близки монголам и бурятам). Говорят на калмыцком языке, который относится к монгольской группе алтайской языковой семьи.

Происхождение калмыков связывается, с ойратами Джунгарской равнины, часть которых в поисках новых пастбищ перекочевали  в район нижнего течения Волги (конец XVI - XVII вв.) Здесь они постепенно смешивались с местными народами,, более всего, тюркского происхождения. Вплоть до начала XX в. вели кочевой образ жизни, сохраняя деление на несколько племенных групп. В советское , особенно в процессе насильственной депортации в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан( с 1943. по 1957.). Однако, несмотря на это, калмыки до сих пор сохранили определенные культурные черты.

Основой их прежнего хоаяйственно-культурного типа было кочевое

скотоводство с преобладанием овец и лошадей. Традиционные ремёсла -

обработка металла, вышывка, резьба по дереву и тиснение по коже, у калмыков три основных типа традиционного жилища: кибитка, землянка полуземлянка.

Основу традиционного костюма составляет длинное платье, на

которое  надевается безрукавка, длинная рубаха, штаны, сапожки и

вышитый пояс. Мужской традицонный костюм состоит из приталенногокафтана; рубахи, штаны, сапоги из мягкой кожи. Основа традиционного питания- овечье и лошадиное мясо, говядина и молоко, а также свинина и дичь. Широко распространенным напитком является чай с молоком,

маслом и другими добавками (соль, специи). В калмыцком фольклоре

бытуют протяжные песни, сказки, изречения, богопожелания, но особенно

известен калмыцкий героический эпос «Джангар». Верующие калмыки -

буддисты ламаистского толка.

Лекция 17.   Неславянские народы России. Ч.2.

(Коренные народы Сибири).

План:

1.     Этногенез и этническая история.

2.     ХКТ народов Сибири. Материальная культуры.

3.     Особенности духовной жизни.

4.     Современные теденции развития народов Сибири.

Среди важнейших вопросов исторической этнографии Сибири видное место занимает проблема многовековых этнокультурных контактов и взаимодействий ее коренных народов друг с другом и с народами соседних историко-культурных областей Восточной Европы, Казахстана и Средней Азии, Центральной Азии и Дальнего Востока. Эти этнокультурные взаимодействия оказались усиленными и обогащенными вследствие включения многочисленных этносов Сибири в состав Российского централизованного государства, а также начавшегося с XVII в. форми­рования местных («сибирских») очагов пришлого русского населения. Еще до Октябрьской революции Сибирь по преобладающей массе населения, по важней­шим экономическим связям была настоящей «русской стороной» - органической составной частью аграрно-индустриальной России.

В этнолингвистическом отношении коренное население весьма дробно и распределяется по многим отдельным народам и группам различной численности. Наиболее крупные коренные народы Сибири - буряты, якуты и тувинцы Средней численности народы - западносибирские татары, хакасы, алтайцы, шорцы. К группе «малочислен­ных народов Севера» относятся: ненцы, эвенки, ханты, эвены, чукчи, нанайцы, коряки, манси, долганы , нивхи, селькупы , ульчи , ительмены , удэгейцы , эскимосы, чуванцы, нганасаны, юкагиры, кеты. Остальные народы Севера насчитывают по нескольку сотен человек (орочи, тофалары, алеуты, негидальцы, энцы, ороки), но этнографически они представляю значительный интерес.

Современные исследования отмечают большое своеобразие языковой ситуа­ции в среде коренного населения Сибири. Ведущей тенденцией является, , все большее распространение двуязычия (знание наряду с родным языком русского или языка какой-либо соседней народности) и расширение функций русского языка во всех сферах общественной жизни. Однако ни один из существовавших до революции самобытный языков Сибири не исчез, будучи поглощенным иноэтническим окружением.

Алтайская языковая семья в пределах Сибири делится на три группы: тюрк­скую, монгольскую и тунгусо-маньчжурскую. Первая ветвь - тюркская - обширна. В Сибири к ней принадлежат алтаесаянские народы (алтайцы, , шорцы, хакасы, тувинцы, тофалары, или карагасы); западносибирские татары (тобольские,  барабинские, томские); на Крайнем Севере - якуты и долганы (живут на востоке Таймыра, в бассейне р. Хатанги). К монгольским по языку народам в Сибири принадлежат только буряты, расселенные в Западном и Восточном Прибайкалье.

В тунгусо-маньчжурскую группу семьи алтайских народов входят эвенки (тунгусы), обитающие рассеянными группами на обширной территории от бассейна Оби до Охотского побережья и от Забайкалья до Ледовитого океана; эвены (ламуты), расселенные в ряде районов Северной Якутии, на Охотском побережье, Камчатке; также ряд небольших народностей Нижнего Амура - нанайцы (гольды , ульчи, или ольчи, негидальцы; Уссурийского края - орочи и удэ (удэгейцы); Саха­лина - ороки.

В Западной Сибири с отдаленных времен формировались этнические общности уральской языковой семьи. Это были прежде всего угроязычные и самоедоязычные племена лесостепной и таежной полосы от Урала до верхнего Приобья- В настоящее время в Обь-Иртышском бассейне обитают угорские народы — ханты и манси. К самодийским (самоедоязычным) принадлежат селькупы на средней Оби и в бассейне Таза, энцы в низовьях Енисея, нганасаны, или тавгийцы, на Таймыре, ненцы, населяющие лесотундру и тундру Евразии от Таймыра до Белого моря. Некогда небольшие самодийские народности обитали и в Южной Сибири, на Алтае-Саянском нагорье, но остатки их  были тюркизированы кХ1Х вв. Целый ряд народов Сибири по установившейся научной традиции называют «палеоазиатами», предполагая в них потомков древнейших обитателей азиатской части России. Вопрос этот очень сложный, так как даже приблизительно не из­вестно, где и в какую археологическую эпоху первоначально формировались те или иные «палеоазиатские» этнические общности. Видимо, никогда не существовало единой «палеоазиатской» этнолингвисти­ческой семьи, ибо условно относимые к ней нынешние языки весьма различны в лингвогенетическом отношении.Только три «палеоазиатских» народа - чукчи, коряки и ительме­ны - составляют генетическое языковое единство, семью чукотско-камчатских языков. Остальные «палеоазиатские» языки стоят особняком друг от друга.

Информация о работе Предмет этнологической науки