Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 00:30, шпаргалка
1.Генезис (происхождение) термина «культурология».
2. Предмет культурологии
3. Методы культурологических исследований
50.
Художественная культура
Перечень вопросов итогового контроля по дисциплине (экзамен)
1-Генезис термина «культурология». 2. Предмет культурологии. 3.Методы культурологических исследований.4.Основные понятия культурологии. 5.Возникновение и развитие понятия культура. 6.Человек как творец и творение культуры.7.Основные подходы к определению понятия культура.8. Виды определений культуры.9.Типология культур. 10.Функции культуры.11.Происхождение понятия «культура». 12.Эволюция понятия «цивилизация». 13-Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». 14-Культурологическая теория Н.Я. Данилевского. 15-Концепция локальных культур О. Шпенглер. 16-Концепция локальных культур А. Тойнби. 17-Концепция культуры как игры Й. Хейзинги. 18-Теория суперсистем П. Сорокин. 19-Культурно-исторические концепции евразийцев. 20-Культурософская концепция В. Соловьева «Восток-Запад-Россия». 21-Этногенетическая теория Л. Гумилева. 22-Психологические концепции культуры (З.Фрейд, К. Леви-Стросс, К. Юнг). 23-Социологические концепции культуры (К. Маркс). 24-Символические концепции культуры (С. Лангер, Э. Кассирер, А. Лосев и др.).25-Игровые концепции культуры (Г. Гессе, Х. Ортега-и-Гассет). 26-Сравнительно-исторический метод исследования культуры Э. Тейлор. 27-Структурно-функциональный подход в изучении культуры. Теория Б. Малиновского. 28-Культурологическая школа Ф. Боаса. 29-Первобытная культура. 30-История и культура Древней Месопотамии (Двуречье). 31-Первобытная формы религии. 32-История и культура Вавилона. 33-История и культура Древнего Египта. 34-История и культура Древней Индии. 35-Культура Древнего Китая. 36-Культура Японии. 37-«Греческое чудо»: стремление к гармонии и совершенству. 38-Миф – источник греческой литературы и философии. 39-«Песнь козлов» и древнегреческий театр: древнегреческая трагедия и комедия. 40-Культура Древнего Рима: основа европейской цивилизации. 41-Древнеримская комедия, поэзия, роман.42-Античная эстетика. 43-Музыка в античном полисе.
61.Советская культура. Культура перестройки и постперестройки.
Культура советского периода - это сложное и противоречивое явление в развитии всей отечественной культуры.Особенности культуры в первые годы Советской власти. В первое послеоктябрьское десятилетие закладывались основы новой советской культуры. Начало этого периода (1918-1921 годы) характеризуется разрушением и отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль, религия, быт, право) и провозглашением новых ориентиров социокультурного развития: мировая революция, коммунистическое общество, всеобщее равенство и братство. В первое десятилетие советской власти в культурной жизни страны существовал относительный плюрализм, действовали различные литературные и художественные союзы и группировки, но ведущей была установка на тотальный разрыв с прошлым, на подавление личности и возвеличивание массы, коллектива Таким образом, советская национальная культура к середине 30-х гг. сложилась в жесткую систему со своими социокультурными ценностями: в философии, эстетике, нравственности, языке, быте, науке. Основными чертами этой системы были следующие: утверждение нормативных культурных образцов в различных видах творчества; следование догмату и манипулирование общественным сознанием; партийно-классовый подход в оценке художественного творчества; ориентация на массовое восприятие; мифологичность; конформизм и псевдооптимизм; образование номенклатурной интеллигенции; создание государственных институтов культуры (творческие союзы); подчиненность творческой деятельности социальному заказу. Созданные творческие союзы поставили под жесткий контроль деятельность творческой интеллигенции страны.Литература и искусство были поставлены на службу коммунистической идеологии и пропаганде. Характерными чертами искусства этого времени становятся парадность, помпезность, монументализм, прославление вождей, что отражало стремление режима к самоутверждению и самовозвеличению. В изобразительном искусстве утверждению социалистического реализма способствовало объединение художников в Ассоциацию художников революционной России, члены которой, руководствуясь принципами "партийности", "правдивости" и "народности", разъезжали по фабрикам и заводам, проникали в кабинеты вождей и писали их портреты.Таким образом, вторая половина 30-х гг. - это этап формирования сталинизма, политизации культуры. Культ личности, его негативное влияние на развитие культуры достигают апогея, складывается национальная модель тоталитаризма. В целом культуру тоталитаризма характеризовали подчеркнутая классовость и партийность, отказ от многих общечеловеческих идеалов гуманизма. Сложные культурные явления сознательно упрощались, им давались категоричные и однозначные оценки. В период сталинизма особенно ярко проявились такие тенденции в развитии духовной культуры, как манипулирование именами и историческими фактами, преследование неугодных.Октябрьская революция, по мысли ее авторов, должна была коренным образом изменить ситуацию в сфере духовной культуры. Впервые у культуры должна была появиться возможность в полном и подлинном смысле принадлежать народу, служить выразителем его интересов и духовных запросов. В первое послеоктябрьское десятилетие закладывались основы новой советской культуры. К особенностям культуры того времени, отражающим идеологический и практический опыт социалистического строительства, а также своеобразные культурные нормы, образцы и формы творческой деятельности, можно отнести следующие: - утверждение в качестве первоосновы формирования новых социокультурных ценностей учения марксизма-ленинизма и научной концепции дарвинизма. Марксизм стал духовным стержнем советской цивилизационной системы и служил теоретическим инструментом для формулирования доктрины, которая отражала проблемы российской действительности; - активное использование культуры в уничтожении социального неравенства.
43.Музыка в античном полисе. Слово "музыка", что значит "искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах", греческого происхождения, буквально оно переводится "искусство муз", искусство девяти богинь древнегреческой мифологии, покровительниц поэзии, искусств и наук, спутниц древнегреческого бога Солнца и мудрости, покровителя искусств, бога музыки Аполлона.Развитие музыки Древней Греции охватывает около 20 столетий (второе тысячелетие до новой эры – 5 век новой эры). Музыка античной эпохи именно в Греции достигла наиболее широкого развития Небольшая страна с малочисленным населением и небогатой природой, Греция представляла союз многих, но малых городов-государств (полисов), сохранявших самостоятельность политической организации, нравов и обычаев, культуры и искусства. Греческая музыка могла отчасти воспользоваться уже готовыми плодами развития более древних культур: египетской, сирийской, хеттской, возможно, индийской. Для свободных граждан в греческих полисах Афинах, Спарте, Фивах и других обучение музыкальному искусству, его теории, эстетике, приёмам исполнения было обязательной составной частью гражданского воспитания и образования. На гимназических и художественных состязаниях, которые греческие полисы устраивали в Афинах, в Дельфах , в Спарте и в других городах, гимнастические игры происходили под музыку. Состязались между собой певцы-солисты, хоры, инструменталисты, поэты-сочинители стихов и песен различных полисов. Музыке придавалось государственное, а в аристократической, воинственной Спарте и военное значение. Организация музыкальной жизни была более открытой, гласной, доступной для споров и соревнования, более демократической по сравнению с восточными деспотиями. Нотные записи древнегреческого песенного фольклора отсутствуют. Пение с плясками было важной и красивейшей составной частью народных праздничных действ, связанных с земледельческими работами, сбором урожая и прославлением богов- покровителей полей, виноградников и земледельческого труда. Из этих действ с песнями в честь бога Диониса возникла в дальнейшем классическая афинская трагедия. Песни имели особые наименования, указывавшие их жанровую разновидность: свадебные – гименеос, хвалебные гимнические с пляской пеанос, песни гуляк- коммос и лругие. Гимн (греч.) – древнегреческая песня-мольба, оьращенная к богам. Античная традиция приписывает создание древнейших гимнов Олену из Лидии, Орфею, Эвмолпу, Мусею. Для гимнов была характерна трехчастная форма: призыв к божеству, миф о нем, молитва с просьбой о помощи. В героический период греческой истории (около 11–7-го вв. до н.э.) наибольшей любовью, признанием и уважением пользовалось искусство странствующих певцов-сказителей аэдов и рапсодов. Аэд- древнегреческий эпический певец эпохи бесписьменной поэзии (9–8 вв. до н.э.). Аэды выступали на пирах, общественных празднествах, погребальных церемониях. Около 700 до н.э. Аэды уступили место рапсодам и кифаредам. Эти “сшиватели песен” воспевали подвиги героев во славу родной земли. В Древней Греции развивалась также музыкальная теория и муз. эстетика. Пифагор и пифагорейцы научно сформулировали ряд акустических законов музыки. Аристоксен выдвинул тезис о значении эмпирически-слухового восприятия интервалов и звукорядов. Дальнейшее развитие музыкальной теории нашло отражение в трудах Никомаха, Птолемея (1-2 вв. н. э.), Аристида Квинтилиана, Порфирия, Аллипия (3-4 вв. н.э.) и других. Этическую концепцию музыки разрабатывали многие античные учёные, в том числе Платон и Аристотель. Древнегреческое музыкально-теоретическое учение оказало большое воздействие на развитие европейской науки о музыке.
44.Античная
философия (сначала греческая а затем
и римская) охватывает период своего непосредственного
существования с 12-11 вв. до н. э. по 5-6 вв.
н. э. Она зародилась в древнегреческих
полисах (городах-государствах) демократической
ориентации и направленностью своего
содержания, методом философствования
отличалась от древних восточных способов
философствования. Ранняя греческая философия
тесно связана с мифологией сразу устремилась
рассматривать вопрос о соотношении чувственных
образов мира и его как бесконечного космоса.
Досократический период - охватывает период
с 7 до 5 в. до н. э. Первоначально античная
философия развивается в Малой Азии (Милетская
школа, Гераклит), затем в Италии (пифагорейцы,
Элейская школа, Эмпедокл) и на материковой
Греции (Анаксагор, атомисты). Главная
тема ранней греческой философии – первоначала
мироздания, его происхождение и устройство.
Философы этого периода – преимущественно
исследователи природы, астрономы, математики-рождение
и гибель природных вещей происходит не
случайно и не из ничего, они искали начало,
объясняющ. изменчивость мира. Первые
философы полагали таковым началом единое
первовещество: вода (Фалес) или воздух
(Анаксимен), бесконечное (Анаксимандр),
пифагорейцы считали началами предел
и беспредельное, порождающие упорядоченный
космос, познаваемый посредством числа.
Последующие авторы (Эмпедокл, Демокрит)
называли не одно, а несколько начал (четыре
элемента, бесконечное множество атомов).
Подобно Ксенофану, многие из ранних мыслителей
критиковали традиц. мифологию и религию.
Классический период - охватывает
период примерно с половины 5 в. и до конца
4 в. до н. э. Период досократиков сменяет
софистика. Софисты – странствующие платные
учителя добродетели, в центре их внимания
– жизнь человека и общества. В знании
соф. видели прежде всего средство для
достижения жизн-го успеха, самым ценным
признавали риторику – владение словом,
искусство убеждать. Софисты считали относительными
традиционные обычаи и нормы морали. Их
критика и скептицизм по-своему содействовали
переориентации античной философии от
познания природы к осмыслению внутреннего
мира человека. Ярким выражением этого
«поворота» была философия Сократа. Главным
он полагал знание добра, т.к. зло происходит
от незнания людьми своего подлинного
блага. Путь к этому знанию Сократ видел
в самопознании, в заботе о своей бессмертной
душе,в постижении сущности главных нравственных
ценностей. Самым выдающимся учеником
Сократа был Платон, создатель Академии,
учитель другого крупнейшего мыслителя
античности – Аристотеля, основавшего
перипатетическую школу (Ликей). Они создали
целостные философские учения, в которых
рассмотрели практически весь спектр
традиционных философских тем, разработали
философскую терминологию и свод понятий,
базовый для последующей античной и европейской
философии. Общим в их учениях было: различение
временной, чувственно-воспринимаемой
вещи и ее вечной неуничтожимой, постигаемой
умом сущности; учение о материи как аналоге
небытия, причине изменчивости вещей;
представление о разумном устройстве
мироздания, где все имеет свое предназначение;
понимание философии как науки о высших
началах и цели всякого бытия; в области
философии Платон разрабатывает вопросы
диалектики, теории познания, эстетики,
педагогики. Аристотель создает основы
логики, разрабатывает проблемы теории
искусства, этики, политической экономии,
психологии.
Эллинистический период в развитии
античной философии - конец 4 в. - 1 в. до
н. э.).В эпоху эллинизма значимыми стали
школы стоиков, эпикурейцев и скептиков.
В этот период назначение философии видят
в практической жизненной мудрости.Главное
значение приобретает этика, ориентированная
на внутренний мир отдельного человека.Стоики
представляли мир как бож-й организм, пронизанный
и полностью управляемый огненным разумным
началом, эпикурейцы – как различные образования
атомов, скептики призывали воздерживаться
от какого-либо утверждения о мире.След.
этап античной философии (1 в. до н. э. - 5
- 6 вв. н. э.) приходится на период, когда
решающую роль в античном мире стал играть
Рим, под влияние которого попадает и Греция.
В последние века своего существования
главенствующей школой античности была
платоническая, воспринявшая влияния
пифагореизма, аристотелизма и отчасти
стоицизма. Для периода в целом характерен
интерес к мистицизму, астрологии, магии
(неопифагореизм), различным синкретическим
религиозно-философским текстам и учениям
(Халдейские оракулы, гностицизм, герметизм).Особен.
неоплатонической системы было учение
о первоначале всего сущего – Едином,
которое превыше бытия и мысли и постижимо
только в единении с ним (экстазе).Неоплатонизм
отличался высоким уровнем школьной организации,
развитой комментаторской и педагогической
традицией.
46.
Древнегреческая и
Греческая мифология
или мифология Древней Греции
возникла гораздо позже большинства
античных представлений греческого
народа о мире. Эллины, подобно другим
народам древности, стремились каким-то
образом разгадать грозные и
часто непонятные природные явления, познать те таинственные
неизвестные силы, которые управляют человеческой
жизнью. Фантазия древних греков и породила
древнегреческую мифологию, населила
окружающий мир добрыми и злыми сказочными
существами: в рощах и на деревьях поселились
дриады, в реках – нимфы, в горах – ореады,
в океанах и морях – океаниды. Облик природы,
дикий и непокорный, олицетворяли кентавры
и сатиры. При исследовании греческой
мифологии становится ясно, что миром
в то время правили бессмертные боги, добрые
и мудрые. Они обитали на вершине громадной
горы Олимп и представлялись как прекрасные
и совершенные существа, подобные по внешнему
облику на людей. Они представляли из себя
единую семью, главой которой был Зевс-Громовержец.
Римский пантеон имеет много аналогов
с греческим, но включает и свои собственные
божества и низшие духи. Особо почитаемые
боги назывались «отцами». Низшие божества
существовали у римлян уже в раннюю эпоху
— это были божества ребёнка, его первого
крика, выхода на прогулку, возвращения
домой и т.д., в связи с чем первоначально
у некоторых божеств пол не был фиксированны(Фавн-Фавна,
Из массы нуминов выделилась триада римского
пантеона — Юпитер, Марс и Квирин, отразившая
трёхчленность общественных функций —
соответственно религиозно-жреческой,
военной и хозяйственной. Римские боги
не имели своего Олимпа и генеалогии и
часто изображались в виде символов: маны
в виде змей, Юпитер—в видекамня, Марс—копья, Веста
- огня. Система ранней римской мифологии
включала безличные обожествленные силы,
под покровительством которых протекала
жизнь человека от зачатия до смерти. На
следующей стадии развития мифологических
представлений появились божества природы
— главным образом рек, источников и земли
как производительницы всего живого. Далее
идут божества небесного пространства,
смерти и преисподней, божества — олицетворения
духовных и нравственных качеств человека
и различных общественных отношений, а
также иноземные боги и герои. К божествам,
олицетворяющим души умерших, относились
маны и лемуры, а также гении и юноны (воплощения
мужского и женского начал). Римляне верили,
что при рождении гении вселяются в человека,
а при смерти — отделяются от тела и становятся
манами (добрыми душами).
Кроме того, существовали особые боги
очага — пенаты, к которым причислялись,
среди прочих, также Янус, Юпитер и Веста.
Кроме того, были божества различных видов
деятельности (в первую очередь, земледелия
и скотоводства) — Прозерпина, Флора, Помона—
и местностей.