Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 00:30, шпаргалка
1.Генезис (происхождение) термина «культурология».
2. Предмет культурологии
3. Методы культурологических исследований
5.Возникновение и развитие понятия культура (К). а) Античное представление о К. Понятие К. родилось в Др. Риме, как оппозиция понятие натура, т.е. природа. Оно обозначало, обработанное возделанное, искусственная противоположность естественному первозданному, дикому (изначально употреблялось по отношению к земледелию). По-своему латинскому корню cultura обозначала уход и заботу за чем-либо. Цицерон впервые употребил данное понятие по отношению к чел. и использовал выражение cultura animi (уход за душой). Синонимичным понятием К. было понятие ТЕХНЕ (ремесло, искусство, мастерство) – это человеческая деятель-ть, преобразующая в материальный мир. В древнегреческом поясе К. была одновременно воспит-м, возделыванием и культом. Одновременным словом понятие К. яв-я термин ОКУЛЬТИЗМ – тайный, сокровенный. По-позже по значению понятие ПАЙДЕЙЯ – т.е. ребенок, воспитанность, образованность. Целью К. было развитие в чел. разумную способность суждений и эстетическое чувство прекрасного. Б) средневековое представление о К. Средневековая К. – К. крестьянства. «Полетоизм» (многобожье) античности среднев-я К. противопоставляется монотоизму; натурализму, т.е. интерес к предмету мира – духовности, гедонизму (культ удовольствий – аскетический идеал; изучение окруж. мира через логику и наблюдение, средневековье – библию). Новое понимание К. позволило чел. открыть свою уникальность. Счастье непознание себя, а познание бога. К. начинает осознаваться не как воспитание меры, гармонии и порядка; а культивирование неисчерпаемости, бездонности личности, как её постоянное духовное совершенствование. В) Понятие К. в эпоху Возрождения (возрождается античная представление о К.). Но на виду с богом творцом в это появ-я чел. творец. Г) осмысление К. в Новое время. Все концепции К. созданы в 18в. в начале 19в. можно разделить на 2 группы: 1- натуралистические, 2 – идеалистические. Натуралистические концепции К. – целью К. яв-я жизнь с согласием запросами и потребностями своей природы. Ж.Ж. Руссо его концепция носит название географического детерминизма (определяющий). Техника в К. приводит к отчуждению чел. от природы, от продуктов его собственного труда и от др. людей. Его критика вернуться «назад» к природе. Такое развитие делает из чел. асоциальные существа, агрессивного индивида. И. Р. Гердер: К. – это универсальная характеристика челов-о общества; она присуще всем народам. К. представляет собой совершенствование чел, а глав. Роль при этом играет наука искусство. Глав. Качество чел. – это разум. Он яв-я достигаемым в постоянной работе. Идеалистические концепции К. И. Кант К. – это не результат длительного развития природы, это совокупность духовных ценностей, субъективная деятель-ть челов-о сознания. Антинамичность (противоречивость К. по Канту) – чел. стремится к собст-й свободе, но сталкивается с границами, определяемые для него обществом. Умение определить такую границе яв-я признаком культурного чел. К. – инструмент подготовки чел. к осуществлению его нравственного дома, это внутреннее состояние чел. Кант выделил 2 типа личности: 1- таланты (люди, рассказ-е уже имеющиеся в К. образцы), 2- гении (люди, создающие что-то новое, благодаря чему идёт развитие общества вперёд). Ф. Шиллер: К. состоит в гармонии и примирении физической и нравственной природы чел. К. начиналось с мифопоитического отношения к действительности через образы (подлинная К.). В основе культурогенеза (развитие К.) лежит утрата синкретичести (нерасчленнонности), появление специализации и профессионализации. В современных условиях преодолеть культурный кризис можно при помощи искусства и игры. Шиллер выделил 2 типа К.: 1- наивные – в единстве природного искусственного, не отгораживаются от мира, прибывает в нем как его часть. Познание мира идет мифопоэтическим способом. Основа реализации религии и искусства. Тип личности – играющий чел, самодостаточный с творческим отношением к миру. 2- системинтальные К. – чел. сущ-т в ризирваном состоянии м/у природой и искусством, м/у прошлым и будущим. Познание мира осущ-я рефлексивно. Тип личности – закрытый для мирасадостаточный чел. основные реализации наука и философия. Г.Гегель: К. – это способность самопознания абсолютного духа и самого челов-ва. Творчество глав. его качество. Творчество – создание чего-то нового с ориентацией на старое. Сначала появ-я практическая К., т.е. потребность и привычка чем-то заниматься; затем теоретическая К. – многообразие представлений и познания.
7.Основные подходы к определению понятия культура. В настоящее время насчитывается не менее 400 научных определений культуры, которые культурол. как междисциплинарная наука обязана учитывать при исследовании культуры. Основные и самые распростран. методологические подходы, сложившихся в современном культурологическом знании. 1. Антропологический - культура представляет собой всё, что создано человеком. Определение строится на оппозиции «естественный – искусственный», разграничивая вещи и явления, имеющие исключительно природное происхождение («натура») и связанные с человеческой активностью и деятельностью (культура). Иногда культура определяется как «вторая природа», та область природы, которая была изменена, организована или творчески преобразована человеком. Первым строго научным определением, сформулированным в рамках данного подхода, стало определение культуры Э. Тайлора. Недостаток: между культурой и обществом не проводится никакого различия. Характерна для антропологического подхода и другая тенденция: отождествление культуры и цивилизации. 2. Аксиологический подход избегает выше упомянутой проблемы, поскольку исходит из оппозиции «культурный – некультурный», разделяя социальные и культурные аспекты в жизни человека. В качестве основы культуры здесь берётся система ценностей. Сами по себе общественные отношения и социальные группы относят к жизнедеятельности общества, а всё, что связано с ценностным освоением мира – к культуре. Аксиологические определения достоверно фиксируют одну из предельных духовных основ культуры (область высших идеалов и устремлений), но, как правило, чрезвычайно сужают сферу функционирования культуры, включая в неё одни позитивно-значимые ценности. 3. нормативные определения культуры, очень распространенные в западной культурной (социальной) антропологии (Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун, М. Мид и др.). К. – это социальные нормы, определяющие поведение человека. В таком понимании культура предстаёт как сумма разных видов приобретённого поведения, основанного на социальных стандартах, моделях, передающихся от поколения к поколению в рамках определённого общества. 4. деятельностный подход, достаточно распростр. в отечественной культурологи (Э.С. Маркарян, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов и др.). Согласно данной позиции, в основе бытия человека лежит деятельность – целенаправленная, орудийная и продуктивная активность. Если всё бытие человека представляет собой деятельность, то культура – это особый способ или технология деятельности человека. Понятие технологии в данном случае прим-ся в общетеор. смысле, обозначая исторически изменяющуюся совокупность тех приемов, процедур, норм, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности в конкретном обществе. Культура задаёт алгоритмы и модели деятельности в различных сферах общественной жизни (эконом, полит, художествен, научной, религ. и т.д.), тем самым выступая способом сохранения, воспроизводства и регуляции всей общественной жизни. Деят. подход, в отличие от антропологических определений, проводит различие между социальной и культурной сферами жизни человека, одновременно подчёркивая, что в реальности они создают трудноразличимое диалектическое единство, как бы две стороны одной «медали» (деятельности человека). 5. Знаково-символический подход интерпретирует культуру как мир смыслов, либо особую негенетическую «память» человеческого общества, которая кодируется, хранится и передаётся из поколение в поколение с помощью знаков. Под знаком понимается материально воспринимаемый предмет (явление, действие), замещающий в сознании человека другой предмет или представляющий некий смысл, отношение к чему-либо. Знаком может выступать слово, жест или вещь, они могут иметь совершенно различный смысл и связь с другими знаками из-за особенностей сознания и мировосприятия людей, возникает необходимость «расшифровки» их значений и реконструкции этих миров смыслов, которые и составляют основу различных культур.
8.Виды определений культуры. Культура - это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям. Она включает в себя нематериальную культуру - созданные человеком абстракции, такие, как ценности, верования, символы, нормы, обычаи и установленные принципы, и материальную культуру - физические артефакты или предметы - каменные топоры, компьютеры, набедренные повязки, смокинги, автомобили, картины, гамаки и крытые стадионы. Культура - это основа, позволяющая людям интерпретировать свой опыт и направлять свои действия, в то время как общество представляет собой сети социальных отношений, возникающих между людьми. Культура - это то, что выделяет человеческое общество из животного мира. Культура есть среда, искусственно созданная при помощи языка, мышления и символических значений. Американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон проанализировали более 150 определений культуры и разделили их на шесть основных типов.1-Описательные определения, в которых упор делается на перечисление всего того, что охватывает понятие культуры. Родоначальником такого типа определения культуры является знаменитый антрополог Э. Тайлор. Согласно Тайлору, "культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества". 2-Исторические определения, в которых акцентируются процессы социального наследования, традиция. Примером здесь может служить определение, данное известным лингвистом Э. Сепиром: культура - это "социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни". Недостаток определений этого типа связан с предположением о стабильности и неизменности, в результате чего из виду упускается активность человека в развитии и изменении культуры. 3-Нормативные определения делятся на две группы. Первая из них - определения, ориентирующиеся на идею образа жизни. По определению, данному антропологом К. Уислером, "образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой... Культура племени есть совокупность стандартизованных верований и практик, которым следует племя". Вторая группа - определения, ориентирующиеся на представления об идеалах и ценностях. Например, согласно определению, данному философом Т. Карвером, "культура - это выход избыточной человеческой энергии в постоянной реализации высших способностей человека", а социолог У. Томас считает, что "культура - это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях". 4 -Психологические определения акцентируют внимание на одном из трех элементов: 1. либо на процессе адаптации к среде: "Совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям и есть культура, или цивилизация... Эти приспособления обеспечиваются путем сочетания таких приемов, как варьирование, селекция и передача по наследству" (социологи У. Самнер и А. Келлер); 2. либо на процессе научения: "Культура - это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках, как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей" (антрополог Р. Бенедикт); 3. либо на формировании привычек: "Культура - это формы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов" (социолог К. Янг). В самостоятельную группу Кребер и Клакхон выделяют "чисто психологические определения", например: "Под культурой мы будем понимать совокупность всех сублимаций, всех подстановок или результирующих реакций, короче, все в обществе, что подавляет импульсы или создает возможность их извращенной реализации" (психоаналитик Г. Рохайм). 5-Структурные определения, в которых внимание акцентируется на структурной организации культуры. Здесь характерны определения, данные антропологом Р. Линтоном: "а) ...культуры - это в конечном счете не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества; б) культура - это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества". 6-Генетические определения представляют культуру с позиции ее происхождения. Эти определения разделяются на четыре группы: 1. в которых культура рассматривается как продукт или артефакт: "В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга" (социолог П. Сорокин); 2. в которых упор делается на идеях: "Культура - это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процессов обобществления" (социолог Г. Беккер); 3. в которых подчеркивается роль символов: "Культура - это понятие для особого порядка, или класса феноменов, а именно: таких вещей и явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфичной для человеческого рода, которую мы называем "символизацией". Говоря точнее, культура включает материальные объекты - орудия, приспособления, орнаменты, амулеты и т.д., а также действия, верования и установки, функционирующие в контекстах символизирования. Это тонкий механизм, организация экзосоматических путей и средств, используемых животным особого рода, т.е. человеком, в борьбе за существование или выживание" (социолог Л. Уайт); 4. в которых культура определяется как "то, что отличает человека от животных" (философ В. Оствальд). Т.О.Культура состоит из языка, идей, верований, традиций, кодексов, институтов, орудий, технологий, произведений искусства, ритуалов, церемоний и т.д. Развитие культуры зависит от способности к научению и передаче знаний следующим поколениям.
31. Первобытная формы религии--формы верований в древнем человеческом обществе, когда господствовавшие над людьми стихийные силы природы не могли быть объяснены и представлялись в фантастическом виде. Одна из них – магия – вера в то, что человек якобы может воздействовать на природу различными «чудодейственными» приемами и заклинаниями. Широкое распространение имел фетишизм– вера в сверхъестественные свойства материальных вещей, как природных, так и изготовленных человеком (различным камням, амулетам приписывалось свойство приносить удачу, отвращать от бедствий и пр.). Эта вещь – фетиш – как бы олицетворяла средоточие и средство проявления магической силы. До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов-оберегов. Амулетом служит предмет, которому приписываются магические свойства отвращать от человека несчастья и приносить удачу. Амулет-оберег должен был оберегать своего владельца. Особая группа фетишей связана с культом предков (изображения, идолы которым поклоняются). Фетишизм тесно переплетается с другими формами верований, в первую очередь с тотемизмом. Тотемизм – вера в кровнородственные связи, существующие между родом (племенем) и определенным животным или растением, отличавшим роды друг от друга, помогавшим в охоте, войне. К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей — своих родственников — от голода, холода, болезней и смерти. Каждый род носил имя своего тотема. Выбор тотемов часто связан с физико-географическим характером местности. Анимизм (душа), или демонизм (божество, дух) – вера в души и духов, особые сверхъестественные существа, от которых зависит жизнь всего живого, существование всех предметов окружающего мира, деятельность людей. Поклонение духам не только в древности, но и в наше время является важным элементом верований разных народов (принесение жертв). Миф- это первая форма духовного освоения мира, его образно-символическое воспроизведение и объяснение. Миф - это ошибочное объяснение явлений при недостаточных средствах и возможностях для познания. К первобытным формам религии можно также отнести культ предков, культ вождей, веру в приметы и т. д. Остатки этих форм сохранились фактически во всех религиях мира (обряды, поклонения), в традициях и в быту у народов всего мира.
9.ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР (греч. typos — отпечаток, форма, образец, и logos — наука, учение, cultura — возделывание, воспитание) — классификация культур на основе целого ряда показателей, которые представляются наиболее значимыми для их характеристики. Основания классификации: 1) диахронические расчленения, соотнесённые с мировым историческим процессом, и синхронические (пространственные) структуры, выражающие внутреннее богатство культуры, позволяющие выделить материальную и духовную культуру; 2) дифференциация по принципу вероисповедания (христианский, конфуцианско-даосистский, индо-буддийский, исламский типы культуры); расовому и этническому признакам; социальному основанию (культура каст, сословий, классов); типу поселения (городская, сельская, поселковая культура) и др.; 3) по социобиологическим признакам (мужское и женское начало): матриархат и патриархат как структурообразующие факторы традиционных культур; культура этапов жизненного цикла человека (детская, молодёжная, пожилого возраста); 4) по историческим периодам — культура каменного, бронзового и железного веков (по археологической периодизации), культура периода великих цивилизаций древности — культура периода осевых цивилизаций (по критерию «осевого времени» К. Ясперса); культура докапиталистических обществ — культура капитализма (в формационной теории К. Маркса; культура рабовладельческого строя — культура феодализма — культура капитализма — культура социализма (в историческом материализме); культура традиционного общества — культура современного общества (в различных теориях «модернизации»).
27. Структурно-функциональный подход в изучении культуры. Теория Б. Малиновского.
Особенностью функционалистской теории культур (основа учения А.Рэдклифф-Брауна) была практическая направленность исследований. Сторонники этого подхода стремились создать социальную антропологию как прикладную науку, обеспечивающую решение актуальных практических задач, прежде всего в колониях Великобритании. Одним из важнейших итогов развития функционализма была постановка и попытка решения задачи управления в культурах, имеющих иную природу, нежели западноевропейские. В функционалистском исследовании культур по-новому был сформулирован вопрос о дальнейшей судьбе, будущем "примитивных" культур. Задача исследований "примитивных культур" А.Р-Брауна -на основании понимания и анализа простого, архаичного общества совершенствовалась индустриальная цивилизация . Сторонники рассматриваемого подхода не разделяли идей эволюционистов в оценке культур ("лучшее" - значит более развитое) и не поддерживали их теорию обязательного стадиального развития всех культур в соответствии с эталонами европейской цивилизации.
Структурно-функциональный подход оказал существенное влияние на социологию США, в первую очередь на творчество Т.Парсонса, который применил структурно-функциональный подход для изучения современной индустриальной культуры. Он выделил ряд функциональных подсистем (семья, образование, экономика и др.), обеспечивающих в сумме взаимодействий равновесное состояние. Центральный предмет его исследований - интеграция личности, социальной системы и культуры. Теория культуры должна начать, согласно Малиновскому, с родовых или "базовых" потребностей человека, таких как потребность в пище, сексуальном партнере, движении, физическом и психическом развитии, избавлении от боли. Из первичных потребностей в условиях общественной жизни вытекают "вторичные", называемые "социальными императивами". Социальные императивы - это потребности в экономическом обмене, авторитете, социальном контроле, системе образования. Культура есть совокупность ответов на первичные потребности и социальные императивы. Функциональность культуры состоит в том, что она прямо или косвенно удовлетворяет потребностям человека. . Малиновский возражает против описательной, фактографической науки, которая лишь фиксирует разрозненные черты культуры.
Все явления культуры проходят проверку временем и доказывают свою эффективность. Процесс этот осложнен тем, что разные люди и разные социальные группы могут по-разному оценивать "эффективность", т.е. полезность, правильность элементов культуры. Вывод Малиновского в примитивных культурах, , культ. однородна и компактна, в больших современных цивилизациях культура многослойна.