Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 00:30, шпаргалка
1.Генезис (происхождение) термина «культурология».
2. Предмет культурологии
3. Методы культурологических исследований
62. Русская культура XX века
Рубеж веков в России – период назревания крупных перемен смена государственного строя, смена классической культуры XIX века на новую культуру XX века. Поиск новых путей развития русской культуры связан с усвоением прогрессивных веяний западной культуры. Пестрота направлений и школ – черта русской культуры рубежа веков. Западные веяния переплетаются и дополняются современными, наполняются конкретно русским содержанием. Особенностью культуры этого периода является ее ориентация на философское осмысление жизни, необходимость выстроить целостную картину мира, где искусству наряду с наукой отводится огромная роль. В центре внимания русской культуры конца XIX – начала XX веков оказался человек, который становится неким связующим звеном в пестром многообразии школ и направлений науки и искусства с одной стороны, и своеобразной точкой отсчета для анализа всех самых разнообразных культурных артефактов с другой.
Конец XIX – начало XX века в истории русской культуры принято называть Русским Ренессансом или, в сравнении с золотым пушкинским веком, серебряным веком русской культуры.
Неповторимость культуры серебряного века обусловлена «пограничностью» ситуации в России, сложившейся к тому времени в России с конфликтом эпох, который с одной стороны представлялся закатом европейской цивилизации (О.Шпенглер «Закат Европы», Н.Бердяев «Кризис искусства»), кризисом христианского сознания, с другой – выходом в обновленную жизнь и искусства, возможно, достичь небывалых творческих достижений. И все это отягощено эсхатологическими настроениями ожидания конца XIX – начала нового XX века – как конца света, как неминуемой катастрофы исчерпавшей себя цивилизации.
Серебряный век русской культуры стремится синтезировать все достижения культуры: искусство – философия, религия – все взаимосвязано - тенденции к взаимопроникновению различных видов не только художественной, но и духовной деятельности в целом налицо. Глобализация истории, глобализация культуры – таковы главные характеристики культуры Серебряного века.
Для русского символизма характерно прежде всего, размежевание с традициями революционно-демократического «шестидесятничества» и народничества, с атеизмом идеологизацией, утилитаризмом.
Размежевание по социально-политическим мотивам вылилось в размежевание культурологического характера. Оно привело к тому, что в рамках классики не умещалось то новое, что диктовала новая историческая и социально-политическая эпоха. Наряду символизмом – представлявшем новую форму романтизма, появляются такие течения как акмеизм и футуризм в литературе, кубизм и абстракционизм в живописи.
Серебряный век
стремится к новой органичности
– отсюда его неограниченное желание
магического искусства, некой сакральности,
очищающей и преображающей
Представление об искусстве расширяется до человеческой деятельности вообще, включая все: неканоническую религию, революцию, любовь, «умное веселие» народа и др. символизм при этом во многом опирался на положение Достоевского «красота спасет мир», которое было взято Вл. Соловьевым как метафизическое основание его концепции всеединства. Именно философия всеединства Вл. Соловьева и его поэтическое творчество стали фундаментом русского символизма. Влияние же западноевропейского символизма (Ф. Ницше, Р. Вагнера, Г. Риккерта, Г. Когена, неокантианцев, русских славянофилов и народников, идей раннего христианства, античной культуры, филологии и т.д.) преломляются в русском символизме через философию Вл. Соловьева. Идеи коллективизма и соборности своеобразно соединяются с идеями творческой индивидуальности, с концепцией национальной избранности, с мессианством русской культуры.
63.Происхождение и этническая история мари. Хозяйство и материальная культура. Формирование маар. этноса происходило в 1 тыс.н.э. в Волго-Вятском междуречье на основе финно-угорских племен пермско-волжской этнолингвистической общности, оставивших ананьинскую археологическую культуру эпохи раннего железа. Дальнейший этногенез маар. народности связывается с городецкой и азелинской культурами I тыс.н.э. Впервые мар. под названием ц-р-мис упоминаются в 10 в. в письм. документах Хазарского каганата. После нашествия монголо-татар земли марийцев вошли в состав Золотой Орды, а затем Каз-го ханства. Их этнич. развитие протекало в тесном контакте с соседними народами – волжскими болгарами, чувашами, татарами, а после вхождения в состав России в 50-х годах 16 в. – русскими, у которых были заимствованы многие элементы культуры. В 1920 г. была создана Мар. АО, в 1936 г. она была преобразована в АССР, в 1992 г. переименована в РМЭ.Хозяйство. Основным традиционным занятием марийцев было пашенное земледелие. Для лесных районов долгое время была характерна подсека, с 18 в. стало преобладать трехполье. Выращивались главным образом рожь, овес, ячмень, полба, гречиха, репа, конопля, лен. Орудиями обработки почвы были соха с одним или двумя сошниками, плуг, борона, мотыга. У горных маар. было развито садоводство, имевшее товарный характер. Немалое значение имело животноводство – разведение лошадей, крупного и мелкого рогатого скота. Существенную роль играли охота, рыболовство, бортничество, а затем пасечное пчеловодство, лесные промыслы – заготовка и сплав леса, смолокурение и др. Домашние ремесла – прядение, ткачество, вышивка – с развитием товарно-денежных отношений приобрели характер промысла. Развиты были деревообработка, плетение из лозы, гонка дегтя, смолы, скипидара, жжение угля. Духовная культура и традиционные верования. В религиозной жизни марийцев большое место занимали хозяйственные праздники: ага пайрем – праздник сохи, у кинде пайрем – праздник нового хлеба. Для языческой религии марийцев было характерно представление о верховном боге – Кугу Юмо и других богах: Кава Юмо, связываемом с небом и судьбой, Вуд Ава – «матери воды», Илыш Шочын Ава – «матери жизни» и др. Духом-хранителем дома считался Кудо водыж, носителем зла был кереметь, которому молились и приносили жертвы в особых рощах. Руководителями молений были жрецы – карт. Посредниками между людьми и потусторонними силами также часто выступали знахари и колдуны. В 70-х годах 19 в. появилась секта кугу сорта («большая свеча»), которая пыталась реформировать старые верования. Браки у маар. нередко заключались между подростками 15-16 лет и девушками на 10-15 лет старше. При заключении брака родителям невесты платили выкуп, а за невестой давали приданое, которое считалось ее личной собственностью. Во время свадьбы во дворе перед столом жениха и невесту ставили березку. Многие архаические представления маар. сохранялись в погребальной обрядности – использование зимней одежды в качестве погребальной, доставление тела на кладбище в санях даже в летнее время, снабжение умершего веткой шиповника, чтобы отгонять змей и собаку, сторожащих вход в царство мертвых и др. Во время празднеств и отправления религиозных обрядов использовались музыкальные инструменты – волынка, барабан, гусли, различные трубы – деревянные берестяные роговые.
69.Современное музыкальное искусство в Марий Эл
История профессионального
музыкального искусства у разных народов свидетельствует,
что начальные шаги их развития во многом
опирались на фольклорно-этнографическую
основу (у марийцев, например, это творчество И. С. Палантая,
Я. А. Эшпая). Произведения, созданные
на такой основе и обогащенные, творчески
переработанные, стали важной составной
частью национальной культуры. Произведения,
ограничившиеся пусть даже исключительно
внешними фольклорными признаками, могут
приобрести определенную межнациональную
духовную значимость. Примером может служить
произведение В. Куприянова
«Шика-Вика», когда композитор, взяв
незатейливую горномарийскую шуточную
мелодию, создал на ее основе законченную
музыкальную картинку, в этом же плане
можно назвать «Праздничную»
Ю. Евдокимова. Все они своими ритмическими
темпами и коллективной формой исполнения
отражают позитивное отношение народа
к современной жизни.Два национально-
45.Архитектура в Древней Греции и Древнем Риме.<