Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 00:30, шпаргалка
1.Генезис (происхождение) термина «культурология».
2. Предмет культурологии
3. Методы культурологических исследований
33. История и культура Древнего Египта. Египетская культура создавалась около 4 тысячелетий и прошла долгий и сложный путь своего развития. В древнеегипетской культуре есть целый ряд особенностей, которые делают ее глубоко оригинальной системой. Египетской культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные новшества в свою систему культурных ценностей. Их главным принципом было бережное сохранение и подражание уже известным идеям, канонам, художественным приемам. Традиционализм и консерватизм мышления приводили к созданию досконально разработанных чисто египетских канонов и образов, к тому органическому сочетанию мастерства, концептуальности и профессионализма, который столь характерен для шедевров египетского искусства. Египетская религия - отражала специфику природных условий долины Нила, особенности соо-экон. и политич. развития древнеегипетского общества. Египтяне обоготворяли солнце, луну, реку Нил, губительную пустыню, хищных животных, угрожающих человеку, различные силы природы. Египтяне поклонялись многочисленным божествам. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом номе и каждом крупном селении, и боги общеегипетские, почитаемые во всей стране. Постепенное изживание следов тотемизма привело к трансформации образов богов. Они стали изображаться в виде человека с головой сокола (например, боги Ра, Хор), с головой барана (бог Хнум) с головой коровы (богиня Хатхор). Особую роль играл культ царствующего фараона. Фараон считался воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком, т. е. он имел двойную природу — человеческую и божественную. Фараон, как царствующий, так и умерший, имел свой культ: храмы, штат жрецов, жертвоприношения и др. Символическим олицетворением божественной природы фараона был сфинкс. В египетской религии большое место занимал заупокойный культ. Его основой было сформировавшееся у египтян понимание сущности природы и предназначения человека, которые и предопределяют его жизнь. Важнейшее значение приобрел обычай мумификации умерших и захоронения мумий в гробнице. Стены гробниц расписывались сценами земной жизни и быта, начиная от вспашки полей и кончая пиршествами, чтобы магически перенести все эти действия в загробный мир. Для выполнения необходимых работ в загробном мире в гробницу клали специально изготовленные фигурки людей — слуг, работников, которые назывались «ушебти». Язык. Письменность. Разговорный и литературный язык древних египтян менялся на протяжении почти 4-тысячелетней истории народа. и прошел пять последовательных стадий своего развития. В научной лит-ре различают: язык Древнего царства—язык древнеегипетский; среднеегипетский — классический язык, называемый так потому, что именно на нем написаны лучшие литературные произведения; новоегипетский язык (XVI—VIII вв. до н. э); демотический язык (VIII в. до н. э.— V в. н. э.); коптский язык (Ш—VII вв. н. э.). Несмотря на наличие преемственности между этими языками, каждый из них был особым языком с отличной друг от друга грамматической и лексической структурой. Египетский язык был разговорным живым языком коренного населения долины Нила и за ее пределы практически не выходил. Египетский язык стал мертвым в Ш в. н. э., когда на смену ему пришел коптский язык. С VII в. н. э. коптский стал вытесняться языком завоевателей — арабов и постепенно стал забываться. Египетская письменность зародилась в конце IV тысячелетия до н. э., прошла длительный путь формирования и как развитая система сложилась ко времени Среднего царства. Ее исходной основой было рисуночное письмо, пиктография, в которой каждое слово или понятие изображалось в виде соответствующих рисунков. Египетская письменность составлялась из определенного набора знаков (иероглифы), передающих звуки произносимых слов, символов и стилизованных рисунков, поясняющих смысл данных слов и понятий. Материалом для написания иероглифов служили: камень, глиняные черепки, дерево, кожаные свитки. Широкое применение получил папирус. С VIII в. до н. э. появился новый вид письма, при котором несколько знаков, ранее писавшихся раздельно, теперь сливаются в один знак, что убыстряло процесс написания текстов и тем самым способствовало распространению письменности. Этот тип письма получил название демотики, демотического (т. е. народного) письма. 4. Лит-ра. Корни египетской литературы восходят к IV тысячелетию до н. э.В эпоху Древнего царства появились зачатки некоторых жанров: обработанные сказки, дидактич. поучения, биографии вельмож, религиозные тексты, поэтические произведения. Во времена Среднего царства жанровое разнообразие увеличивается, углубляется содержательная сторона и художественное совершенство произведений- создаются произведения высочайшего художественного уровня, вошедшие в сокровищницу мировой литературы. Одним из излюбленных жанров были сказки. Наиболее известными примерами были собрание сказок «Фараон Хуфу и чародеи», «Сказка о потерпевшем кораблекрушение», «Сказка о Правде и Кривде», «Сказка о двух братьях», несколько сказок о фараоне Петубастисе и др. Среди различных жанров особое место занимала собственно религиозная литература, включающая художественную обработку многочисленных мифов, религиозные гимны и песнопения, исполняемые на празднествах богов. Из обработанных мифов получили особую популярность циклы сказаний о страданиях Осириса и о странствиях по подземному миру бога Ра. Изобразительное искусство и архитектура. Для египетской архитектуры, скульптуры, рельефа характерным является тесная зависимость от религиозного культа, который формировал основной арсенал художественных средств и главных идей. К IVв до н. э., сформировались ведущие направления египетского искусства: реализация идеи беспредельного могущества богов, включая бога-фараона, которая воплощалась в монументальных сооружениях гробниц или храмов, в грандиозных статуях с выражением неземного бесстрастия, величия и всесокрушающей мощи. Исходные принципы архитектуры формировались и воплощались в разработке двух типов сооружений: монументальных гробниц богочеловеку-фараону как важнейшему объекту заупокойного культа и мест обитания самих богов — храмов. Разрабатывались два типа гробниц: надземные сооружения, получившие свое наиболее величественное воплощение в знаменитых пирамидах IV династии, и гробницы, вырубленные в скалах. Скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой. Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. Значительно большее значение имела художественная разработка типажа земного владыки, его вельмож, а с течением времени — простых людей. Многие стены гробниц и храмов, различных сооружений покрыты великолепными по исполнению рельефными композициями, изображавшими чаще всего вельмож в кругу своей семьи, перед алтарем божества, среди своих полей и др. В целом египетская архитектура и изобразительное искусство по богатству художественных образов, высокому профессионализму, глубокой концептуальности являются весомым вкладом египтян в сокровищницу мирового искусства.
11. Происхождение понятия «культура» Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. В немецком языке слово Kultur означало высокий уровень цивилизации. Итак, первоначально понятие культуры подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и прочее), а также воспитание и обучение самого человека. Воспитание включало не только развитие умения следовать существующим нормам и обычаям, но и поощрение желания им следовать, формально уверенность в способности культуры удовлетворить все потребности и запросы человека. Такая двуаспектность свойственна пониманию культуры в любом обществе. Хотя само слово "культура" вошло в обиход европейской социальной мысли лишь со 2-ой половины 18 века, более или менее сходные представления могут быть обнаружены на ранних этапах европейской истории и за ее пределами.
21.Этногенетическая теория Л. Гумилева В основе концепции лежит процесс энтогенеза и влияния на него географической среды. Согласно теории Л. Гумилева этнос (народ) является природной системной целостностью и представляет собой "устойчивый коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим коллективам, имеющий внутреннюю структуру ". Он имеет свои сроки существования, измеряемые в целом в 1200-1500 лет, в течение которых этнос проходит ряд стадий своего развития "от рассвета до заката". Прцесс этногенеза происходит в несколоко фаз: 1)пассионарный толчок; 2)фаза подъема (длится 200-300л) – идет процесс активного утверждения новых интересов этноса; 3)акматическая (300)-рост индивидуализма и избыток пассионарности приводит не только к внешним, но и к внутренним конфликтам, самый тяжелый этап в развитии этноса; 4)фаза надлома(200)-кризисная фаза, связанная с резким падением пассионарного напряжения; 5)интерционная-некоторое повышение, а затем снижение пассионарного напряжения; 6)абскурация-старость этноса-культура начинает разлогаться; 7)регинирация-временное восстановление жизненных сил этноса; 8)мемориальная фаза-этническая система утратила пассионарность и лишь отдельные ее члены продолжают сохраняьт культурную традицию прошлого. Принцип этногенеза - угасание пассионарного (пассионарность-повышенная тягость к действию) импульса из-за сопротивления окружающей этнической и природной среды. При этом согласно Л. Гумилеву "пассионарный импульс - поведенческий импульс, направленный против инстинкта личного и видового самосохранения. Поскольку пассионарность есть энергия, то она, после пассионарного толчка, вызванного внезапной мутацией, имеющей природный или даже социальный характер, растрачивается в процессе этногенеза. Она уходит на создание культуры, строительство городов, на создание идеологий и политическую деятельность, то есть на тот труд, результатом которого есть сегодняшняя человеческая цивилизация. Если происходят крупные миграции, сопряженные с социальными, экономическими, политическими и идеологическими феноменами, да еще при различном пассионарном напряжении этносов, участвующих в событиях, то возникает проблема обрыва или смещения прямых направлений этногенеза, что всегда чревато неприятными или даже трагическими неожиданности для этих участников. Этнос, как правило, исчезает. Существует возможность их регенерации "Время врачует самые тяжкие болезни этносов. И наступает выздоровление, когда происходит процесс вторичной интеграции или, вернее, регенерации".Контакты на уровне. Разность последствий таких контактов прямо зависит от степени комплиментарности самих суперэтносов. Если комплиментарность этносов позитивна, то наиболее вероятен контакт, приводящий в итоге к взаимному обогащению и даже слиянию этносов, а в идеале - и к образованию нового суперэтноса. что США, Россия, Китай, Европа и Ислам являются суперэтносами Если комплиментарность негативна, то контакты суперэтносов могут носить, и, как правило, носят характер антагонистического столкновения. это может привести к обоюдному уничтожению этносов. Лев Гумилев отмечает, что при столкновении этносов с разной комплиментарностью может насильственно образоваться химерная целостность, которая всегда оказывается неустойчивой. Для появления устойчивой антисистемы необходимы два параметра: упадок, например момент перехода из фазы в фазу местного этногенеза, и внедрение чужого этноса.
41.Древнеримская комедия, поэзия, роман. Поэзия. Под влиянием Гомера во второй половине III вв. до н.э. развиваеться поэзия - появляются первые римские эпические поэмы, повествующие об истории Рима от его основания до конца III в. до н.э. В I в. до н.э. Лукреций Кар (95–55 до н.э.) создает философскую поэму О природе вещей, в которой излагает и развивает атомистическую концепцию Эпикура. В начале I в. до н.э. возникла римская лирическая поэзия, на которую большое воздействие оказала александрийская поэтическая школа. Римские поэты-неотерики (Валерий Катон, Лициний Кальв, Валерий Катулл) стремились проникнуть в интимные переживания человека и исповедовали культ формы; их излюбленными жанрами были мифологический эпиллий (небольшая поэма), элегия и эпиграмма. Самый выдающийся поэт-неотерик Катулл (87 – ок. 54 до н.э.) внес вклад и в развитие римской гражданской лирики (эпиграммы против Цезаря и Помпея); благодаря ему римская эпиграмма оформилась как жанр. Комедия. Римская комедия — драматический жанр, получивший развитие в Риме в III — II вв. Хотя в Италии и до этого существовали фольклорные комедийные представления (ателлана, мим), они носили в основном импровизационный характер и достигли письменного оформления только около I в. до н. э. Возникновение литературы римской комедии связывают с именем Ливия Андроника, который поставил в 240 до н. э. на Римских играх одну трагедию и одну комедию, переработанные с греческих оригиналов. По этому пути пошли за ним Невий (первую свою комедию поставил в 235), Плавт, Теренций и другие римские драматурги, создавшие жанр т. н. паллиаты — комедии, герои которой носили греческую одежду. В качестве источника для своих пьес авторы римской комедии брали главным образом сочинения Менандра, Филемона и Дифила. Соответственно, центр интриги составляли похождения молодых людей, добрачные связи и узнавание детей, а среди действующих лиц появлялись воины, параситы, гетеры и т. д. При этом степень приближения к оригиналу была в римской комедии различной. Невий перерабатывал его достаточно свободно и первым ввел контаминацию, что облегчалось стереотипностью сюжетных схем в самой новой аттической комедии. Еще свободнее чувствовал себя Плавт, вносивший в греческий оригинал стихию простонародного юмора в обрисовке характеров и языка, а вводимые им кантики не имели прецедентов в греческой комедии
34. История
и культура Древней Индии. Религия Древней Индии. Одной из самых величественных и оригинальных
культур, является индо-буддийская
философия, сформировавшаяся главным
образом на территории Индии. Главным
религиозным течением был индуизм. Индуизм. В индуизме на
первый план выдвигается бог - творец,
устанавливается строгая иерархия богов.
Появляется Тримурти (триединство) богов
Брахмы, Шивы и Вишну. Вишну - это бог охранитель;
Шиву - бог - разрушитель. Возрастание особой
роли двух последних богов привело
к появление двух направление в индуизме-
вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление
было закреплено в текстах пуран- главных
памятников индуистской мысли сложившейся
в первом веке нашей эры. Индийцы
считали, что индуистом нельзя стать им
можно только родится; что варна- социальная
роль предопределена навсегда и менять
ее это грех. Особую силу индуизм набрал
в средние века став основной религией
населения. “Книгой книг” индуизма была
и остается “Бхагавадгита” часть этической
поэмы “Махамхарата” , в центре которой
- любовь к богу и через это - путь религиозному
освобождению. Буддизм. Создатель этого
учения, Сидгартха Шаньямуни. К 40 годам
он достиг просветления и стал
называться Буддой. Как и всякая религия,
буддизм содержал в себе идею о спасении
- в буддизме она именуется “нирваной”.
Достигнуть ее, возможно лишь следуя определенным
заповедям. Жизнь - страдания, которое
возникает в связи с желанием, стремлением
к земному существованию и его радостям.
В буддизме огромную роль играла этическая
сторона. Буддизм не признавал существование
бога творца от которого зависит все в
мире, в том числе и человеческая жизнь.
К периоду маурьев в буддизме оформились
два направления: стхавиравадины и махасангики.
Последнее учение легло в основу махаяны.
Согласно махаяне, достижение нирваны
происходит посредством ботхисатв и из-за
этого в первом веке нашей эры монастыри
получали щедрые подношения от сильных
мира сего. Философия, литература, лингвистика
Древней Индии. Древнеиндийское искусство
теснейшим образом было связано с религией
и философией. Кроме того, оно было всегда
обращено к низшей касте- крестьянам, с
целью донести до них законы кармы, требования
дхармы и т.д. В поэзии, прозе, драме, музыке
индийский художник отождествлял себя
с природой во всех ее настроениях, откликался
на связь человека и вселенной. И, наконец,
значительное влияние на развитие индийского
искусства оказал религиозный предрассудок,
направленный против изваяний богов. Веды
были против изображения божества и образ
Будды появился в скульптуре и живописи
лишь в поздний период развития буддизма. Историю древнеиндийской
литературы принято подразделять
на несколько этапов: ведийский, эпический,
период классической санскритской литературы.
Для первых двух этапов характерно преобладание
устной традиции передачи текста. Подлинными
энциклопедиями индийской жизни являются
две великие эпические поэмы Древней Индии-”
Махабхарата” и “Рамаяна”. Эпос вобрал
в себя материал, который, складываясь
устно- поэтической традиции, приобретал
дидактический характер, включал в себя
религиозно-философские произведения
и идеи. Эпоха Гуптов была временем развития
древнеиндийского театра. Появились даже
специальные трактаты по драматургии.
Определялись задачи театра, техника игры
актеров. Индийская театральная традиция
предшествовала греческой. В эпоху классической
санскритской литературы особую популярность
приобрел сборник рассказов и притч “Панчатантра”
, основанная на фольклоре. Из литературы
относимой к буддийской традиции ярко
выделяется творчество поэта и драматурга
Пшвагхоша (1-2 век н.э.). Написанная им поэма
“Буддхачарита” была первым искусственным
эпосом появившимся в индийской литературе.
Высокого уровня достигла в Древней Индии
теория литературного творчества, в том
числе и поэзия. Подробно разрабатывались
правила стихосложения, трактаты по теории
метрике и поэтике. Появляется несколько
школ “поэтической науки”. Концепция
божественного характера речи повлияла
на развитие науки о языке. 3. Архитектура, скульптура,
живопись Древней Индии. Первые по
времени памятники архитектуры и изобразительного
искусства Древней Индии относятся к эпохе
Хараппской цивилизации, но наиболее яркие
образцы были созданы в Кушано-гуптскую
эпоху. Высокими художественными достоинствами
отличались памятники как религиозного,
так и светского характера. В эпоху древности
большинство сооружений возводилось из
дерева, а потому не сохранилось. В первые
века нашей эры в строительстве начинает
широко применятся камень. Религиозная архитектура
этого периода представлены пещерными
комплексами, храмами и ступами (каменными
сооружениями, в которых хранились реликвии
Будды). В Древней Индии существовало несколько
школ скульптуры, из которых наиболее
крупными были гандхарская, матхурская
и школа Амаравати. Большинство сохранившихся
скульптур так же носило религиозный характер.
Скульптурное искусство достигло такой
высоты, что существовал ряд специальный
руководств по правила их создания. Были
разработаны приемы иконографии, разные
у разных религиозных традиций. Существовали
буддийская, джанийская и индуистская
иконография. В гандхарской школе сочетались
три традиции: буддийска, греко-римская
и среднеазиатская. Именно здесь были
созданы первые изображения Будды, причем
как бога; эти скульптуры изображали и
статуи бодхисатв. Наиболее известным
памятником древнеиндийской живописи
являются стенные росписи в пещерах АджантыЗдесь
разнообразные сюжеты из жизни Будды,
мифологические темы, сцены из повседневной
жизни, дворцовая тематика. Все рисунки
отлично сохранились, т.к. индийцы хорошо
знали секреты стойких красок, искусство
укрепления грунта. Выбор цвета зависел
от сюжета и персонажей. Боги и цари, например,
всегда изображались белыми.
37. «ГРЕЧЕСКОЕ ЧУДО»: СТРЕМЛЕНИЕ К ГАРМОНИИ И СОВЕРШЕНСТВУ. К античной Греции восходят современные литературные жанры и философские системы, каноны архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания. В процессе своего развития культура Греции пережила несколько этапов. Ко II тыс. до н. э. относится древняя минойская, или кносская, культура. Минойская цивилизация процвета ла до середины XV в. до н. э. Развитие ахейского общества в XVI—XIII вв. до н. э. проходило под влиянием минойской цивилизации— эту древнейшую культуру континентальной Греции называют микенской. Дорийское завоевание Греции привело к гибели эгейской культуры и общему хозяйственному упадку. Поэтому период XI—IX вв. до н. э. в истории культуры Древней Греции считается «темными веками», однако ею еще называют гомеровским. Своего наивысшего расцвета культура Древней Греции достигла в классическую эпоху (V—IV вв. до н. э.). Эта эпоха делится на периоды ранней классики (первая половина V в. до н. э.), высокой классики (449—421 г. до н. э.) и поздней классики (конец V—IV вв. до н. э.). Эпохе эллинизма (III—I вв. до н. э.) представлял собой сложное переплетение и взаимопроникновение культурных достижений греческой и восточной цивилизаций. Он характеризуется исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных как с греческими, так и с «варварскими» ценностями культуры. Крито-микенская культура. Пережив периоды подъема и упадка, она просуществовала примерно с 2000 до 1200 г. до н. э. Из всех дворцовых комплексов Крита - дворец в Кноссе, известный как Лабиринт. Это целый комплекс помещений различного назначения, расположенных на нескольких (2— 4) уровнях, соединенных многочисленными коридорами и переходами. Отсутствие симметрии было отличительной чертой всей критской архитектуры. Стены Кносского дворца были украшены прекрасными фресками, из сюжетов которых видно, что критяне с большой любовью относились к природе. Основной темой пейзажной живописи являлось море с рыбами, полипами, дельфинами, заросли кустарников с быками, львами, козами. Человеческие фигуры трактовались в духе египетского канона: ноги и лицо показывались в профиль, плечи — развернутыми в фас, глаза — смотрящими прямо на зрителя. Религия. Там не было специальных храмовых зданий и не существовало касты жрецов. Там изначально сложилась особая форма царской власти — теократия, при которой светская и духовная власть принадлежала одному лицу. Религиозные ритуалы совершались либо во дворце, либо на открытом воздухе, верховными жрецами были правитель и правительница, младшими — критская знать. Основными центрами микенской культуры были дворцы. Дворцы ахейских владык отличались симметрией и имели четкую систему в расположении комнат и залов. Все ахейские дворцы были хорошо укреплены и представляли собой настоящие цитадели. Стены ахейских дворцов украшали фрески, причем в тематике росписей преобладали сюжеты, связанные с борьбой ( сцены охоты на львов, и травля собаками кабана, и воины и т.д.). В изобразительном искусстве ахейцев преобладали жесткость и статичность композиции. На смену динамичности критских мастеров пришли строгая симметрия и схематичность форм. Гомеровский период. В истории греческой цивилизации двухсотлетний период XI—IX вв. до н. э. называется «гомеровским». Мифология. Мифология принесла в греческую культуру сказочно-религиозную условность. Греческий народ создал красочные повествования о жизни богов и героев. Этот своеобразный вид устного народного творчества получил название — мифы. В этот период широкое развитие получила расписная керамика. До VII в. до н. э. в ней существовал геометрический стиль. В период его расцвета (VIII в. до н. э.) создавались большие вазы, служившие надгробиями, и сосуды бытового назначения. Росписи состояли из геометрического орнамента и отличались чёткой ритмикой, выразительностью линий. Вначале это лишь простые линии и концентрические круги, ритмично опоясывающие тулово вазы, позднее - более разнообразные мотивы с изображением людей и животных, опять же построенные из простейших геометрических форм. Геометризации подчинялись и скульптурные изображения людей и животных. В большом количестве найдены статуэтки из глины, бронзы и кости, малорасчленённые, но красочные и разнообразные по форме. Статуэтки изображают всадников, атлетов (героев или богов), животных. Период архаики. Архаическим периодом в истории культуры Греции обычно называют VIII—VI вв. до н. э. Решающее влияние на культурное развитие этого периода оказала колонизация. Торговые отношения с другими народами способствовали усвоению греками чужих культурных достижений: научились чеканке монет, алфавитному письму, основам астрономии и геометрии. Сильное воздействие на греков оказали египетская и ближневосточная архитектура и скульптура. Эти и другие продукты чужих культур были творчески переработаны и органично вошли в греческую художественную культуру. Среди построек архаического города заметно выделялись своими размерами и великолепием убранства храмы главных олимпийских богов и знаменитых героев. Отдельные части наружных стен греческого храма были раскрашены в яркие тона и богато украшены скульптурой (также раскрашенной). Храм считался домом божества, и оно присутствовало в нем в виде своего изображения. Первоначально это был всего лишь грубый деревянный идол, имевший весьма отдаленное сходство с человеческой фигурой. Однако к концу архаической эпохи греки уже настолько усовершенствовались в пластическом искусстве, что высеченные ими из мрамора или отлитые в бронзе статуи богов вполне могли бы сойти за живых людей. Мифологические персонажи очеловечивались, все абстрактные силы природы воплощались в человеческом образе бога, богоравного героя и властителя, наделенного сверхчеловеческими качествами. Боги становились покровителями ремесел и искусств. Вазописи. Живопись заполняла всю поверхность керамического сосуда, как ковром. Этот стиль обычно называют ориентализирующим, поскольку многое, особенно в орнаменте, греки восприняли от искусства Востока. Все это переработано живой фантазией греков и обогащено их собственной мифологией. Классический период. Центром греческой культуры периода классики стали Афины. В них были собраны лучшие достижения общественной мысли и художественной деятельности. Создавались новые искусство, архитектура и наука. Развивались философия и медицина. Театр в этот период играл большую роль в жизни греков. Театральные представления ведут своё происхождение от сельских праздников — Великих Дионисий. Их участники надевали козлиные шкуры и маски, изображая сатиров, спутников Диониса. Они танцевали, распевали песни, разыгрывали сценки из мифов. Позже появились актеры, сценки стали разыгрывать в специально построенных сооружениях — театрах. Эллинизм. В процессе экспансии эллинской культуры происходило ее соединение с восточными культурами. Именно этот синтез греческой и восточных культур образовал качественно новое явление, которое стало именоваться культурой эллинизма. Эллинизм принес в новые государства подъем и даже расцвет культурной жизни. Эллинистическая цивилизация пережила существенные изменения в области художественной культуры. Искусство утратило былую классическую сдержанность и строгое величие, особенности эллинизма способствовали размежеванию художественной культуры, художественная деятельность окончательно профессионализируется. Эпоха эллинизма — это время рождения различных скульптурных школ: александрийской, родосской, аттической, пергамской, каждая со своими художественными особенностями. Во всех скульптурных памятниках эпохи эллинизма запечатлен эмоциональный порыв, момент крайнего напряжения воли, неудержимое стремление вперед.