Шпаргалка по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 00:30, шпаргалка

Описание работы

1.Генезис (происхождение) термина «культурология».
2. Предмет культурологии
3. Методы культурологических исследований

Файлы: 1 файл

шпора.doc

— 447.00 Кб (Скачать файл)

Требование или принцип  функциональности культуры заставляет искать смысл и ценность в том, что на первый взгляд смысла и ценности не имеет. Культурные явления могут менять свои функции. Особенностью научного кредо А.Рэдклифф-Брауна являлось то, что он, в отличие от Б.Малиновского, не отрицал и исторического изучения культур.

29. Первобытная культура— самый древний тип культуры, определяющий бытие людей на протяжении почти всей их истории. Чёткие временные рамки  определить довольно сложно.  Существа группы Homo появились около четырёх миллионов лет назад, а Homo sapiens —100 тысяч лет назад. Первобытный образ жизни сохраняется и в наше время у некоторых народов Африки, на островах Тихого океана.  Исходя из этого, можно утверждать, что эпоха первобытной культуры является наиболее продолжительной в человеческой истории. Основными источниками изучения : археол. изыскания, этнография, данные геологии, антропологии, мифологии, фольклора.  Несмотря на региональные и географические особенности жизни первобытных племен, существуют характерные черты, объединяющие их культуру:1)синкретизм-неделимость, недифференцированность её форм, признак её неразвитого состояния. 2)отсутствие письменности, обусловившее медленные темпы накопления информации в обществе, культурного и социального развития. На ранних стадиях первобытного общества, когда язык был довольно примитивным, а возможности вербальной коммуникации — небольшими, главным информационным каналом культуры, основным средством обучения и общения выступала трудовая деятельность.  Действия, приносившие полезный эффект, становились образцами для подражания, передавались из поколения в поколение и превращались в устойчивый ритуал, обычай. Действия «по образцу» определяли поведение каждого индивида, что исключало его творческую самостоятельность.  Индивидуальное самосознание в этих условиях развивалось медленно и почти полностью сливалось с коллективным.  Проблем нарушения установленных норм поведения, непослушания, противоречий между личными и общественными интересами не существовало.  Индивид должен был вести себя «как все», в поддержание обычаев, ритуалов  выполняли табу — обязательные запреты (порядок распределения пищи, запрет кровно-родственных половых связей, неприкосновенность вождя). Культура, т.о. начинается с введения запретов, направленных на предупреждение асоциальных проявлений животных инстинктов, но сдерживающих личную инициативу.  С развитием языка формируется и приобретает возрастающее значение новый информационный канал — устное вербальное общение (развитие мышления и индивид. самосознания). Индивид перестает отождествлять себя с коллективом, появляется самостоятельность мышления- основой становится мифологическое сознание (предметы природы представляются ему живыми, одухотворёнными существами,  имеющие свою волю, мысли, желания, ощущения).В мифах неизбежно сочетаются реальность и вымысел. Вера в «свои» мифы укрепляет сообщество и вместе с этим отделяет «своих» от «чужаков», верящих в другие мифы. Поэзия мифов — первая форма литературного творчества.  В мифах закрепляются практические знания и навыки хозяйственной деятельности, что способств. сохранению опыта и образованию первичного уровеня знаний и способов мышления ( нач-ся развитие философии и науки.) Охота, поддержание огня, добывание материалов для изготовления каменных орудий труда и оружия, наконец, общее жилище- пещера - объединяли людей в устойчивое общество. Важным  шагом в первобытной  истории- переход от стадных обществ к родовому строю.

 

 

 

 

 

 

32. История и культура Вавилона. Месопотамское город-государство Вавилон дважды в своей истории превращалось в важную мировую державу, прежде чем было поглощено Персией. В промежутке между периодом Старой и Новой империй Вавилон существовал как маленькое, но богатое город-государство, которое периодически завоевывалось соседями. Вавилонянами считались по очереди амореи, касситы, халдеи.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ:Вавилон, располагался на р.Евфрат это блогоприят. земледелию и торговле, но не защите. РОСТ МОГУЩЕСТВА: Вавилонское царство было основано в районе 1900 г. до н.э. семитскими племенами амореев. В 1792 г. до н.э. царем стал Хаммурапи, за 42 года правления он расширил границы царства, включив в него весь Шумер на востоке и Аккад на севере. Он также нанес поражение варварским племенам гутиев в горах Загроса; потеснил эламитов и ассирийцев- так возникла первая великая Вавилонская империя. Конец первой империи-1595-хетты разграбили и свергли аморейскую династию). 20 лет спустя касситы(пршли с востока Загроса(иран)) –основали новую царскую династию. Касситы правили в Вавилоне несколько столетий до захвата ассирийцев. В 8-7 вв. до н.э. за контроль над Вавилоном соперничали ассирийцы и семитские племена халдеев. Халдейская династия и Новая империя просуществовали с 625 по 539 гг. до н.э. (подчинили часть Ассирии). «Вавилонский плен»-период когда Навуходоносор сослал из Иерусал. в Вавилон.ЭКОНОМИКА: В нормальные годы земля давала обильные урожаи зерна, овощей и фруктов. Было распространено животноводство (овцеводство).Вавилоняне покупали медь, золото и древесину, для изгот. оружия, домашней утвари и др. Сказочное богатство Новой империи благодаря контролю за торговыми путями. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА: Вавилоняне поклонялись многим богам, главный Мардук (покровитель Вав., его изображали в виде дракона). Круглогодично проводились празднества в честь богов чтобы получить их милость.  Непродолжительное время Нововавилонская империя была одной из богатейших стран мира (выражалось в импозантных монументах,храмах с отделкой из золота). АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: Власти империи заимствовали многие методы административного управления у ассирийцев(сократило срок импер). Царь обладал абсолютной властью в светских вопросах, в отправлении важнейших религиозных обрядов. Наместники управляли провинциями от имени царя(чаще назначенцы из Вав.) , иногда это приводило к восстаниям, напр. в Иерусаиме. АРХИТЕКТУРА: Вав.  был несколько раз разрушен и несколько раз восстановлен. Здания и крепостные стены строили из глиняных кирпичей: их сушили на солнце, а затем обжигали на огне.Вавилон получил репутацию красивейшего города мира. Евфрат протекал через центр города, система рвов была со всех сторон+ двойная крепостная стена.  Две части города соединялись мостом. В восточной части находились царский дворец и храмы (зиккураты), самый большой имел 7 уровней, а на самом верху – небольшой храм Мардука (скорее это была Вав. башня, упомина. в Ветхом Завете). Навуходоносор также построил «висячие сады» – многоуровневый, похожий на гору зиккурат, украшенный деревьями и растениями. По преданию, сады были построены, чтобы напоминать одной из царских жен о ее гористой родине. УПАДОК И КРАХ

Вслед за 7 лет, поменялось 3 царя и произошло 2 восстания, последний  представитель халдейской династии Набонид взошел на вавилонский престол, он пренебрегал местными религиозными обрядами, связанными с культами других богов, взял под свой контроль финансы храма-нарастало недовольство. Когда Кир I(персия)пошел походом на Вавилон, он был радостно встречен большим сегментом населения, включая влиятельных священнослужителей(539 г.до н.э.). Вся Нововавилонская империя стала частью Персидской империи, и Вавилония прекратила существовать как отдельная культура.

35.Культура Древнего Китая. Древнейшая в мире китайская цивилизация занимает огромную часть Восточной Азии. Культура древнего Китая таит в себе много интересных и таинственных аспектов. Китайская письменность.Государства и культуры, существовавшие ранее на территории современного Китая, известны более шести тысяч лет. Китайская цивилизация считается одной из самых древних и длительных, известных человеку. Китайская система письменности является одной из старейших форм письменности, используемой и в настоящее время.Китайские изобретения- бумага стала великим изобретением человечества,китайцам также приписывают изобретение компаса, печатной машинки и пороха. Культура древнего Китая повлияла на: Японию, Вьетнам и Корею они позаимствовали многие элементы древней китайской культуры. Наиболее очевидное влияние оказала китайская письменность, принятая этими странами в той или иной степени. Археологические находки в пещере Чжоукоудянь показали, что эта цивилизация процветала более трехсот тысяч лет.  Существовало большое разнообразие культур среди различных регионов Китая.  Основные аспекты древней китайской культуры-Культура древнего Китая главным образом развита вокруг конфуцианской философии, преобладавшей на протяжении большей части истории Китая. Китайская каллиграфия и письмо были заметной частью древней китайской культуры. Археологами было найдено бесчисленное количество письменных документов, начиная со времен правления династии Цин. Первые письменные документы были выполнены на гадальных костях. Искусство письма оказало глубокое влияние на культуру Китая и расценивалось как высшая форма искусства страны.

Благодаря китайской каллиграфии  появилось много различных видов  искусства, включая создание гравюр и эстампов, роспись свитка. Расцвет  китайской литературы также можно  отнести к этой древней практике письма в Китае. Таким образом, с древних времен китайцы привнесли всеобщую грамотность в общество, оказав непосредственное влияние на философию, искусство и науку. Тем не менее, культура древнего Китая до сих пор полна массой таинственных элементов, которые выходят за рамки человеческого понимания.

25.Игровые  концепции культуры (Г. Гессе,  Х. Ортега-и-Гассет).Игровые концепции культуры (Г. Гессе, Х.Ортега-и-Гассет) связывают происхождение и жизнедеятельность культуры с феноменом игры. Игра рассматривается здесь как спонтанная незаинтересованная деятельность, которая приятна сама по себе и не зависима ни от какой цели. Культура непосредственно связана с игрой, потому что для осуществления любой культурной преобразовательной деятельности человек первоначально должен был осуществить ее в воображении. Х. Ортега озабочен Путь спасения культуры он видит в сохранении духовных ценностей аристократической элиты.  Он склонен считать, что существуют две разновидности рода человеческого: «народ», или масса, являющаяся «косной материей историческою процесса»; элита - особо одаренное меньшинство, творцы подлинной культуры. Предназначение «лучших» - быть в меньшинстве и сражаться с большинством.  Жизнь людей выдающихся сосредоточена в сфере игровой деятельности. Игра противопоставляется обыденности, утилитаризму и пошлости человеческого бытия.  В произведениях испанского автора установка на игру  приобретает различные оттенки: от трагического до ликующего, спортивно-праздничного чувства жизни.          Ортега убеждает, что толпа верит, что оторваться от реальности для художника легкое дело, тогда как на самом деле это самая трудная вещь на свете. Создать нечто, что не копировало бы «натуры» и, однако, обладало бы определенным содержанием, - это предполагает высокий дар. Новое игровое искусство элитарно. Оно доступно только одаренному меньшинству, аристократам духа.  Среди теоретиков игровой культуры особое место занимает немецко-швейцарский писатель Герман Гессе (1877- 1962). Его знаменитый роман «Игра в бисер» - глубокое раздумье о культурном бытии, о возможности сохранить духовность в царстве Игры.     Роман Гессе сосредоточен на решении трех основных задач: 1) глобальная критика современной буржуазной культуры, 2) актуализация классического культурного наследия; 3) постановка проблемы мировоззренческого обоснования.  Игра в самом широком смысле как явление культуры обладает способностью к воссозданию разнообразных смысловых ситуаций человеческой деятельности, и эта ее особенность соответствует поисковой направленности современной западной мысли. В гессевской Игре сосредоточен прежде всего богатый опыт культурно-философского моделирования форм деятельности под знаком гуманистического идеала.

36. Культура  Древней Японии: 1. Религия.Древнейшая религия японцев -отражала патриархальный родоплеменной строй, где выделялось воинственная племенная знать и зарождалось патриархальное рабство. Эта религия состояла, видимо, в почитании семейно-родовых и племенных духов и богов-покровителей. Старая традиционная религия японцев, которая раньше не имела определенного названия, стала, в противовес буддизму, называться ками-но-мити, дословно – “путь ками” , то есть “путь местных богов” . Буддизм и конфуцианство в Японии имели большой успех у аристократии и быстро распространились среди самурайства.  
Синтоизм - древняя религия японцев, сочетающ. культ природы, предков, веры в магию, существование души и духов, любовь к природе, предкам, к стране и государю. Так под воздействием синто, буддизма и конфуцианства формировались основные принципы самурайской этики. 2. Литература Примитивные легенды о происхождении вещей – чуть ли не самые красочные в японской мифологии. Борьба культурных героев с фантастическими существами изобилует жестокостью . Легендарные герои добиваются успеха и совершают подвиги вовсе не так, как русские богатыри, предпочитающие честный бой. В 16 веке была создана первая полноценная письменная система на основе азбуки Кана.В создании Хэйанской художественной литературы исключительную роль сыграли авторы- женщины,мужчины большей частью еще писали по-китайски. Поздний период Хэйан (894 - 1185) - одна из вершин японского книжного искусства. Это время создания всемирно известных рукописных книг – свитков, иллюстрирующих национальную прозу, буддийские сутры и синтоистские легенды, а также широкого распространения книгопечатания буддистских текстов на китайском языке. В течении почти ста лет длится процесс нащупывания основных жанров и линий литературы (поэты-Нарихира, Комати и Хэндзе). Так же как и другие литературы мира, японская литература развивается не только автохтонно, но и во взаимодействии с более развитым художественным творчеством соседних народов. 3. Архитектура, изобразительное искусство В живописи также как и в литературе в основном были мистические настроения, боги, несуществующие животные и так далее. 4. Театр. В театре ставились классические произведения того времени. Моногатари - очень широкое видовое понятие, оно включает в себя многие жанры художественной прозы - новеллы, повести и романы, сказки и легенды. Точные даты появления японских романов трудно установить, о них упоминалось уже в  983.  Вершиной Хэйанского романа признается “Гэндзи - моногатари” ( Повесть о Гэндзи).Куртуазная поэзия и куртуазный роман являются не только самым крупным достижением культуры аристократического общества, но и полноценностью своего художественного выражения, законченностью формы, человеческой глубины содержания. Эта поэзия и эта проза представляют высшее, что тогда в данной области мог создать японский национальный гений.5. Научное знание. В 16 веке была создана первая полноценная письменная система на основе азбуки Кана.Наука в основном должна была служить иллюстрацией и доказательством теологических истин. Но именно изучение неба и привело к последующему могуществу науки. Вскоре стало ясно, что наука не то, что теология и обыденное знание. Борьба между наукой и религией вступила в решающую стадию.Культура развивается не только эволюционным путем накопления отдельных достижений, но и революционным путем смены значения ее отраслей. С тех пор значение науки неуклонно возрастало вплоть до XX века, и вера в науку поддерживалась ее огромными достижениями. В середине XX века в результате растущей связи науки с техникой произошло событие, равное по масштабу научной революции XVII века, получившее название научно-технической революции и ознаменовавшее новый, третий этап в развитии научного знания.

 
38.Миф –  источник греческой литературы и философии. По самой своей сути миф – одна из форм истории, и в этом едва ли не главное отличие от сказки. Он призван удовлетворить присущую роду человеческому потребность в собственной идентификации и ответить на возникающие вопросы о происхождении мира, жизни, культуры, отношений, складывающихся между людьми и природой. Пытаясь объяснить скудность сведений о прошлом своего народа, древнегреческие мыслители выдвигали гипотезы природных катастроф, потопов, уничтожавших на их земле все живое. Они пытались восполнить лакуны в исторической памяти сведениями заморских соседей, сохранивших древнейшую письменную традицию, и порой признавали своих богов и героев выходцами из восточного региона. Для преобладающего большинства греков мифы были древнейшей историей их народа. Они не сомневались в реальности Девкалионова потопа, в подвигах Геракла и т.д. Лишь отдельным светлым умам было ясно, что мифам нельзя верить. Так, первый греческий историк Гекатей Милетский начинает свой труд словами: «Это я пишу, что считаю истинным, ибо рассказы эллинов, как мне кажется, необозримы и смешны». 
Однако и Гекатей, и его последователи не отбрасывали мифы как источник исторических сведений, а пытались их очистить от всего неправдоподобного. Миф не отвергается из-за несоответствия его реальности, а в самой нереальности ищутся корни религиозных представлений, которые позволяют понять, как могла возникнуть невидаль или небылица и что за нею скрывается. Мифы хранят в себе прошлое человечества, но в формах, далеких от летописи, от фактологии. Это история человечества во всех его проявлениях. В том числе и в мистическом, и чем больше мы знаем о прошлом по документам, тем более глубоким становится понимание мифа как формы духовного и исторического бытия. 
Греческие мифы, восходящие к глубочайшей древности, дошли до нас в изложении авторов, пользовавшихся не иероглифической или слоговой, а алфавитной письменностью финикийского происхождения. При этом они постоянно пересказывались и дополнялись, переживая метаморфозы вместе с греческим полисом, в котором они бытовали. Все это делает необычайно сложным использование греческих мифов в качестве исторического источника. Греческие мифы, имевшие хождение в VIII – V веках до нашей эры, были своеобразной формой политической мысли, используемой в интересах государства и противоборствующих в нем идеологий. С помощью мифа утверждалась давность обладания полисом той или иной территорией. Так, согласно афинским мифам, царь Кекроп был сыном скалы, на которой возник акрополь, и его власть без какого-либо перерыва передавалась наследникам. Из греческих мифов создается впечатление, что деяния героев связаны с глубочайшей стариной, мало уступающей древности богов. Однако, как правило, греческие герои не древнее Гомера. Они неизвестны памятникам микенской письменности. Мифы создают искаженную и неполную картину событий. Но ведь важно и интересно, как мифологическое сознание воспринимало важнейшие исторические реалии. Мифы, повествующие о древнейших событиях греческой истории, являются также источниками для понимания ситуации в далеком от Миноса, Приама и Агамемнона мире, поскольку с их помощью подтверждались претензии на те или иные территории и акватории в эпоху великой греческой колонизации и борьбы за власть между союзами полисов. Греческие героические мифы являются одновременно источником для понимания культурных контактов между народами в эпоху великой греческой колонизации. Так, в мифе о Геракле могут быть выделены наряду с его древнейшими критскими, фиванскими, аргосскими элементами анатолийские, финикийские, карфагенские и этрусские слои, следы контактов греческих колонистов с народами, участвовавшими в колонизационном процессе.

Информация о работе Шпаргалка по "Культорологии"