Шпаргалка по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 00:30, шпаргалка

Описание работы

1.Генезис (происхождение) термина «культурология».
2. Предмет культурологии
3. Методы культурологических исследований

Файлы: 1 файл

шпора.doc

— 447.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26.Сравнительно-исторический метод исследования культуры Э. Тейлор.Развитие культуры Тайлор понимал по аналогии с развитием естественных явлений и биологических видов. Он ставил задачу приспособления естественнонаучной классификации к потребностям этнологии. По его определению, культура выступает лишь как совокупность орудий труда, оружия, техники, обрядов, верований, ритуалов и т.д. Эволюция каждого из этих рядов элементов культуры изучается вне связи с другими рядами явлений культуры. Тайлор выделяет два метода изучения культурных явлений:1) сравнительно-исторический;2) метод пережитков. Первый основан на идее о том, что явления культуры повторяются во времени и пространстве. Явления, имеющие в своей основе сходные принципы должны беспрестанно повторяться (основные причины – географическая среда, знания, обычаи и т. д.).  Пережитки появляются из-за того, что одни страны отстают от других. "Пережитки" помогают узнать процесс эволюции и познать себя.  Обратив внимание на повторяемость явлений культуры в пространстве и времени ("явления, имеющие в своей основе сходные общие причины должны беспрестанно повторяться"), Э.Б.Тайлор первым широко и систематически обратился к сопоставлению таких повторяющихся явлений. В последствии этот прием получил название топологического сравнения и стал успешно применяться в рамках сравнительно-исторического метода, он позволяет с большей или меньшей долей надежности моделировать по этнографическим данным явления первобытной культуры и привязывать их к определенным ступеням исторического развития. Этот метод помогал Тайлору соотносить между собой во времени сходные обычаи, верования, то есть определять направления и стадии их развития, да и вообще судить о прошлом. "Удобно сравнивать средний уровень цивилизации двух народов или одного и того же народа, но в разные века, подводя нечто вроде двух общих итогов, которые затем сопоставляются между собой". "Сравнительно односторонний способ исследования развития культуры…обращает внимание преимущественно на знание, искусство и обычаи. Прогресс или упадок культуры измеряется здесь не по мерке идеального добра и зла, а по движению от одной ступени до другой по шкале дикого состояния, варварства и цивилизации, которые в основном берутся по их линейному характеру, …основная тенденция в развитии человеческого общества за все долгое время его существования заключалась в переходе из дикого состояния в цивилизованное. Теория, утверждающая, что тенденции в развитии культуры были одинаковы во все времена существования человеческого общества и что потому развитию культуры, которое нам известно из истории, мы смело можем судить о ее доисторическом развитии – теория имеет право на преобладание как основной принцип этнографического исследования".

 

42. Античная эстетика. Античная эстетика - это эстетическая мысль, развивавшаяся в Древней Греции и Риме в период с VI века до нашей эры по VI век нашей эры. Имея своим истоком мифологические представления, античная эстетика зарождается, переживает время расцвета и приходит в упадок в рамках рабовладельческой формации, являясь одним из наиболее ярких выражений культуры того времени. В истории античной эстетики выделяются следующие периоды: 1) ранняя классика или космологическая эстетика (VI-V вв. до н.э.); 2) средняя классика или антропологическая эстетика (V вв. до н.э.); 3) высокая (зрелая) классика или эйдологическая эстетика (V-IV вв. до н.э.); 4) ранний эллинизм (IV-I вв. до н.э.); 5) поздний эллинизм (I-VI вв. н.э.). 1. Космологизм как основание античной эстетики. Для эстетических представлений, как и для всего мироощущения античности, характерен подчеркнутый космологизм. Космос, с точки зрения древних, выступал как воплощение красоты. Искусство в ранний период античной мысли еще не отделялось от ремесла и не выступало в качестве самоцельного эстетического объекта. Для древнего грека искусство было производственно-технической деятельностью. Отсюда нерасторжимое единство практического и чисто эстетического отношения к предметам и явлениям. 2. Доклассическая эстетика. В наиболее чистом и непосредственном виде античная эстетика, воплотившаяся в мифологии, сформировалась на стадии первобытнообщинной формации. Конец II и первые века I тысячелетия до н. э. были в Греции периодом эпического творчества. Греческий эпос, который зафиксирован в поэмах Гомера "Илиада" и "Одиссея", как раз и выступает тем источником, с которого начиналась античная эстетика. У Гомера красота была божеством и главными художниками были боги. Красота мыслилась Гомером в виде тончайшей, прозрачной, светоносной материи, в виде какого-то льющегося, живого потока. Красота выступала как некое легкое воздушное сияние, которым можно окутать, облечь предметы. Облечение, обволакивание красотой - внешнее. Но было еще и внутреннее облечение. Это прежде всего вдохновение гомеровских певцов и самого Гомера. 3. Эстетические идеи ранней классики. Первый период классики - период, когда после крушения родовой общины возникает аристократический полис и, развиваясь в борьбе демократии с аристократией, доходит до высшей точки своего процветания в середине V века до н. э. Этот ранний период классической эстетики можно назвать космологическим. Красота и искусство предстают в этот период по-прежнему чем-то внешним и материальным. Гераклит учил об иерархии красоты. Красота богов, красота человека и красота животных являлись твердо установленными ступенями красоты, не подверженными переходу одна в другую. Им же был введена важная эстетическая категория - мера. Мир рождается из огня и вновь обращается в огонь, и эта смена совершается периодически в течение вечности. Мир всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающим и мерами угасающим. Демокрит явился автором самых ранних теоретических трактатов об искусстве. 4. Эстетика периода средней классики. Второй период. Этот период создал свою антропологическую эстетику, пришедшую на смену эстетике космологической. Это этап, когда на смену чувственно-наглядному представлению о космосе приходит интерес к самому познающему его человеку. Софисты - это первая ступень эстетического осознания мира, переходившая от объективного космологизма натурфилософов к субъективному антропологизму. Софисты учили, что в природе нет никакого порядка и никаких законов, а если эти законы наблюдаются, то они чисто эмпирического происхождения. Для эстетики софистов именно риторика приобрела большое значение. Она давала наибольший простор для субъективных и словесных изощрений. Красота не только всегда относительна, не только всегда чувственно выразима, но всегда захватывает человеческую личность, наполняет ее бушеванием страстей и зовет в бесконечные дали переживаний, углублений, риторических боев и актерских перевоплощений. Новое эстетическое учение, впервые встречающееся у Сократа, - это учение о том, что красота и благо есть целесообразность. Прекрасное целесообразно. Но и безобразное тоже может быть целесообразным. Следовательно, красота не есть просто благо, если под благом понимать пользу. 5. Высокая классика. Эту третью ступень классического периода античной эстетики можно назвать "эйдологической", поскольку вместо космоса первой ступени этого периода и вместо человеческого субъекта второй его ступени здесь появляется особого рода бытие, которое тогдашние философы называли эйдосами. Для эстетики Платона, как и для его философии вообще, основополагающим является учение об идеях. Эстетический принцип Платона есть единство внутреннего и внешнего, или субъекта и объекта, или знания и чувственности, или разумности и удовольствия, или целого и частей, или общего и единичного и так далее. Платон пытается объяснить идеальное и материальное начала, трактуя идеальное - как принцип построения материального, а материальное - как осуществление идеального. Красота есть взаимопронизанность идеального и материального. Чем полнее идеальное воплощено в материи, то есть, чем в вещи меньше материи, тем она для Платона прекраснее, и превращение ее в максимальное становление, то есть максимальная осуществленность идеи, есть для Платона небо, или космос, взятый в целом, то есть, с точки зрения философа, наивысшая красота.

 

 

 

 

 22.Психологические  концепции культуры (З.Фрейд, К.  Леви-Стросс, К. Юнг). З.Фрейд: *основой психики человека является бессознательное, осознание является результатом позднего развития человека в условиях цивилизации; *раньше бессознательное действовало свободно, удовлетворялись агрессивные и сексуальные влечения человека, а в момент возникновения культуры они стали подавляться нормами и обычаями; *чем развитее культура, тем несчастнее человек из за большого кол-ва норм и запретов; *разряжение человека происходит путем сублимации – преобразование энергии либидо и мартидо в различные виды деятельности. "Запреты", как считал Фрейд, вытесняют сексуальное влечение в сферу бессозн-го и порождают неврозы, он назвал их "культурными запретами" и полагал, что чрезвычайно важно выяснить как, почему, при каких условиях они возникли, утвердились, эволюционировали.Перенося отдельные характеристики с отдельного человека на все человечество, Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции общества. Надо заметить, что Фрейд переносит на все человечество психологические черты не просто индивида, а невротика. На этом пути ученый выдвинул целый ряд утверждений:1) все люди в большей или меньшей степени являются невротиками. 2)каждый ребенок в своем индивидуальном развитии проходит фазу невроза. 3) стадия невроза является хар-й и для первоб. человека. Через нее проходят все народы в своем культурно- историческом развитии. Фрейд указывает, что культура «охватывает все приобретенные людьми знания и способы, чтобы господствовать над силами природы и добывать блага для удовл-ия человеческих потребностей. Можно сказать, что человек как бы находится между двух огней: культура угнетает человека, лишает его наслаждений (за это он и стремится избавится от нее); с другой стороны, культура защищает его от факторов окружающей среды, позволяет осваивать все блага природы и пользоваться ими, а также делит их между людьми. К.Юнг обосновал существование коллективного бессозн. как родовой памяти человека, его древнего пвихич-го опыта, состоящего из ассоциаций и образов, имеющих историческую природу. Оно присуще всем людям и передается из поколения в поколение. Основными элементами коллективного бессозн-го являются архетипы – накопленный за всё время существования психический опыт, под влиянием которого формируются образы, мысли и чувства людей( в мифах, так и в магии, алхимии и т.д). Юнг придавал огромное значение архетипическим образам. Он считал, что именно они, по сути, являются источником мифологии, искусства, религии, философии. Юнг сделал вывод, что душевное развитие личности и ее болезни в значительной степени имеют корни в социально-культурных процессах. Культура у Юнга - предмет психологического анализа. Социально-политический кризис западноевропейской культуры и общества в целом он объяснял вторжением в жизнь общества архетипов. Следствием этого вторжения он считал расизм фашистов и коммунистический догмат о всеобщем равенстве.  К. Леви-Стросс считал, что культура как универсальный атрибут человеческого бытия обладает примерно одинаковым набором признаков в различных обществах. И цель своих исследований социальных и культурных структур Леви-Стросс видел в «обнаружении законов порядка, лежащих в основе разнообразия верований и институтов». Так, с помощью приемов структурной лингвистики Леви-Стросс построил абстрактно-матем. модель возможных типов брака и семьи. К примеру, соотношение между существ-ми в пространстве соврем. индустриально-развитыми и «примитивными» обществами названо им как соотношение «горячих»и «холодных» обществ: первые стремятся как можно больше производить и потреблять энергии и информации, а вторые – обеспечить простые и скудные условия существования.

13.Соотношение  понятий «культура» и «цивилизация». Ц и К являются важнейшими понятиями при изучении истории человечества. Ц. часто противопоставляется К.. К цив. относят все материальное, часто сводя ее к комфорту и набору социальных условностей, тогда как культура понимается как деятельность человеческого духа. Освальд Шпенглер писал: "Цив. есть неизбежная судьба культуры... логическое следствие, завершение и исход культуры. Цив. - это социокультурное образование. Развитие Ц. полно противоречий. Без культуры нет Ц., но и Ц. влияет на развитие культуры как. Существуют три позиции: -отождествления; -противопоставления; -взаимообусловленности. Отождествление: ученые Вумбольдт, Тейлор, Фрейд, настаивали, что культура и цивилизация отличают человека от животного. Такое мнение имеет право на существование, т.к К. и Ц.схожи между собой:-имеют социальную природу; -существуют только в результате человеческой жизнедеятельности; -образуют «вторую природу»-искусственную среду обитания. Противопоставление: с конца 18 века в германии возникает традиция противопоставления К. и Ц..И.Кант понимал К. как совокупность духовных ценностей, а Ц. как материальную. К. ориентирована на формирование совершенной личности человека-творца. Ц. направлена на воспитание идеального, законопослушного человека, следовательно Ц. становится синонимом урбанизацией, тиранией машин, источник дегуманизации мира. Освальд Ш. культуру сравнивал с живым организмом, кот. проходит в своем развитии те же стадии: рождение, развитие. Смерть. Последнюю стадию он считал Ц. черты Ц.:1.падение религиозной веры; 2.вырождение искусства; 3.распространение сухого материализма и рационализма; 4.переход от творчества к бесплодию; 5.бездуховный техницизм. Н.Бердяев считал, что в К. развивается начало духовности, индивидуальности и аристократизма. Ее черты: 1.качественность; 2.выразительность; 3.эстетичность; 4.стремление к консерватизму и стабильности. Ц. связана с развитием материального, социально-коллективного, демократического начала. Ее черты: тиражирование, общедоступность, утилитарность, ориентация на прогресс. Происхождение Ц.мирское, она родилась вне храма и культа. Если К. имеет душу, то Ц. лишь методы и орудия. Маркузе считал, что Ц. это жестокое, холодное, повседневная реальность, а К. это вечный праздник. Он противопоставлял духовный труд культуры материальному труду Ц., как будний день противостоит празднику царства, необходимости-царства свободы, природа-духу. Взаимообусловленность: но даже противопоставляя К. и Ц.философы и культурологи понимали, что они связаны между собой и обуславливают друг друга. Так возникает более трезвый и взешенный взгляд на данную проблему, сторонники которого не закрывают глаза на разницу К. и Ц., но изучают их как взаимодействие и взаимопроникающие. Такое понимание проблемы мы находим у Льюса Моргана, кот. делил человеческую историю на три стадии:-дикость, -варварство, -Ц. эту точку зрения разделяют марксисты. При таком понимании понятие К. шире понятия Ц., т.к. существует столько же, сколько и само человечество, а Ц. появляется на определенном этапе развития К..

16.Концепция  локальных культур А. Тойнби. В основе цивилизации лежит религия. Каждая цивилизация существует при наличии 2-х условий: 1.наличие в обществе творческого меньшинства; 2.наличие среды не слишком благоприятных и враждебных для человека. Возникновение цивилизации Тойнби заключил в концепции «вызов-ответ». не слишком благоприятная и не слишком враждебная среда обитания бросает вызов обществу, следовательно творческое меньшинство дает на него ответ. следовательно те общества, которые дали адекватный ответ стали цивилизацией. Большинство людей инертны и пассивны и не способны дать ответ на вызовы судьбы, чтобы общество смогло ответить на вызов, в нем необходимо наличие личностей и сверхлюдей (Иисус, Мухаммед, Будда). Тойнби выделил типы личности: 1.архаисты и футуристы –люди, стремящиеся уйти от настоящего и будущего, 2.аскеты и отшельники-люди, выбирающие пассивный путь ухода от мира, 3.гедонисты-люди, наслаждающиеся моментом. 4.мученики-люди, жертвующие своей жизнью ради нового и лучшего. Арнольд Тойнби (1899-1975), его 12-томный труд "Постижение истории". Тойнби - приверженность идеи многолинейного развития суверенных культур. Он утверждал, что тезис о единстве цивилизаций - это заблуждение. Автор насчитывает от 21 до 26 самостоятельных цивилизаций, единственное, что на его взгляд, может скрепить эти разноликие образования - это религия. Тойнби осуществил исследование на основе огромного фактического материала в форме "культурно-исторической монадологии", то есть на основе представлений о замкнутых дискретных единицах, на которые распадается историческое существование человечества и которое он называет "цивилизациями".

40.Культура  Древнего Рима: основа европейской  цивилизации. Для культуры Древнего Рима характерно усиление индивидуализма. Архитектура. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в кот. основное место принадлежало общественным сооружениям, рассчитанным на огромные количества людей: базилики, термы, театры, амфитеатры, цирки, библиотеки. В перечень строительных сооружений Рима необходимо включить и культовые сооружения: храмы, алтари, гробницы. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед. Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное монументальное обрамление проезда, торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий. Строительство триумфальных арок и колонн имело, прежде всего, политическое значение.Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон. Это храм во имя всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народов империи. Главная часть Пантеона представляет собой круглый греческий храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма. Базилика исполняла роль административного помещения, в котором римляне проводили большую часть дня. Вторая часть дня была связана с отдыхом и проходила в термах. Термы представляли собой сложное сочетание помещений, связанных с отдыхом, спортом и личной гигиеной. В них находились помещения для занятий гимнастикой и атлетикой, залы для отдыха, бесед, библиотеки, врачебные кабинеты, бани, бассейны, торговые помещения, сады и т.д. Скульптура. Римская монументальная скульптура не получила такого развития, как греческая; она не ориентировалась на изображение физически и духовно совершенного человека. В пластическом искусстве доминировал скульптурный портрет, исторически связанный с обычаем снимать с умершего восковую маску и хранить ее вместе с фигурками домашних богов. В отличие от греков, римские мастера стремились передать индивидуальные, а не идеально-обобщенные черты своих моделей; их произведениям была свойственна большая прозаичность. Постепенно от детальной фиксации внешнего облика они переходили к раскрытию внутреннего характера персонажей («Брут», «Цицерон», «Помпей»). Живопись. В живописи (стенной) господствовали два стиля: первый помпейский (инкрустационный), когда художник имитировал кладку стены из цветного мрамора (Дом Фавна в Помпеях), и второй помпейский (архитектурный), когда он своим рисунком создавал иллюзию расширения пространства помещения (Вилла мистерий в Помпеях); важную роль здесь играло и изображение ландшафта, лишенное той замкнутости и ограниченности, которые были свойственны древнегреческим пейзажам. Литература. История римской литературы V–I вв. до н.э. распадается на два периода. До середины III в. до н.э. безусловно доминировала устная народная словесность: заговоры и заклинания, трудовые и бытовые песни, религиозные гимны, фесценнины (песни шуточного и пародийного характера), сатуры (импровизированные сценки, прообраз народной драмы), ателланы (сатирические фарсы с постоянными персонажами-масками: дурак-обжора, дурак-хвастун, старик-скряга, псевдоученый-шарлатан).Рождение письменной литературы связано с возникновением латинского алфавита. Самыми ранними памятниками латинской письменности были анналы понтификов (погодные записи основных событий), пророчества государственного и частного характера, международные договоры, похоронные речи или надписи в домах усопших, родословные списки, юридические документы. Драматургия и театр. Произведения первого римского драматурга Ливия Андроника (ок. 280–207 до н.э.) представляли собой переделку греческих трагедий V в. до н.э., как и большинство сочинений его последователей Гнея Невия (ок. 270–201 до н.э.) и Квинта Энния (239–169 до н.э.). Во второй половине II в. до н.э. родилась римская национальная комедия (тогата); у ее истоков стоял Афраний; в первой половине I в. до н.э. в этом жанре творили Титиний и Атта; они изображали жизнь низов и высмеивали падение нравов. В конце II в. до н.э. литературную форму получила и ателлана (Помпоний, Новий); теперь ее стали играть после исполнения трагедии для развлечения зрителей; нередко она пародировала мифологические сюжеты; особое значение в ней приобрела маска старого богатого скряги, жаждущего должностей. Тогда же благодаря Луцилию (180–102 до н.э.) сатура превратилась в особый литературный жанр – сатирический диалог. Ораторское искусство. I в. до н.э. является золотым веком римской ораторской прозы, развивавшейся в рамках двух направлений – азианского (цветистый слог, изобилие афоризмов, метрическая организация периодов) и аттического (сжатый и простой язык); к первому принадлежал Гортензий Гортал, ко второму – Юлий Цезарь, Лициний Кальв и Марк Юний Брут. Своего пика она достигла в судебных и политических речах Цицерона, который оригинально сочетал азианскую и аттическую манеры; Цицерон также внес значительный вклад в разработку теории римского красноречия (Об ораторе, Брут, Оратор).

Информация о работе Шпаргалка по "Культорологии"