Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:58, шпаргалка
1 вопрос. Мировоззрение – это обобщённая и целостная картина мира, совокупность представлений об окружении человеке, действительности о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязь с действительностью.
2 вопрос. Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу.
39 вопрос. Культура представляет собой результат жизнедеятельности людей и выступает как важнейший фактор (наряду с природным и экономическим) общественного развития.
Таким образом, с помощью категории бытия объединяются основные идеи, которые получены в процессе последовательного осмысления вопроса о существовании мира: 1/ мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность; 2/ природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах; 3/ в силу объективной логики существования и развития мир /в различии форм его существования/ образует совокупную реальность, действительность предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей.
Следует отметить,
что философское открытие проблемы
бытия это не анализ того, в чем
именно состоит единство мира, а
поиск его необходимых
26 вопрос
Категория материи - это второй вопрос рассматриваемой темы. Данная категория исторически изменялась, -то объясняется, во-первых, логикой развития самой философии, а во-вторых, достижениями естествознания, других наук о материальном мире.
Первые философы
пришли к выводу, что существует
материал, из которого состоят все
вещи, то, что значительно позднее
было названо субстанцией и
Во-вторых, первые
философы уже осознают, что существует
большая разница между тем, как
выглядят наблюдаемые нами явления
природы, и тем каковы они в
действительности. Ведь и вода, и
земля, и воздух, и огонь - все это
хорошо знакомые всем вещи, но они вовсе
не похожи на образующиеся из них многообразные
предметы и явления. Все это подводит
к признанию существования
Апейрон - это вечное, бесконечное, находящееся в непрерывном движении единое первоначало, источник конкретных вещей и явлений. Демокрит идет далее и уже разрабатывает атомистическую картину мира, вводя в философский обиход понятие атомов. Атомы неделимы, неизменны, качественно однородны и отличаются друг от друга лишь внешними количественными чертами: формой, величиной, а так же порядком и положением. Они образуют, двигаясь в пустоте, многообразие видимых вещей и предметов и множество миров.
Итак, на первом этапе развития материалистических представлений основой, субстанцией материального мира выступают отдельные , чувственно воспринимаемые или не воспринимаемые элементы /апейрон/, либо физические атомы.
Вторым этапом развития этих представлений является механицизм. Здесь материя отождествляется с веществом и наделяется рядом механических и геометрических свойств: массой, протяженностью, формой, непроницаемостью, способностью тел перемещаться по механическим траекториям.
Такое понимание
материи могло еще как-то применяться
к явлениям природы. Но путь для его
применения к общественным явлениям
и биологическим процессам был
закрыт, хотя такие попытки и
Какие же были сделаны открытия, которые существенно повлияли на разработку философской категории материи?
В результате
обнаружения связи между
Далее, было экспериментально доказано реальное существование атомов. Было открыто их сложное строение и явление радиоактивности. То, что считалось доселе материей - вещество, атомы, свелось к электрически заряженным частицам и электромагнитным полям. При атом, при переходе от одного уровня материи к другому, многие свойства первого исчезают, возникают новые, ранее отсутствовавшие на предыдущих уровнях, и так до бесконечности. Раньше материи приписывали свойства, выявленные у самого глубокого уровня природы, до которого ученые смогли добраться и считали эти свойства вечными, неизменными и всеобщими. Но дело в том, что эти свойства выражают не философские, а естественнонаучные представления о строении материи на определенной стадии развития науки.
Философское
представление о материи не связано
раз и навсегда с каким-то конкретным
представлением естествознания о строении
материального мира. Это понимание
выражает всеобщие, универсальные свойства
материи и поэтому переходит
из ранга естественнонаучного
В определении философской категории материи важны три момента: I/ материя-то, что существует вне и независимо от сознания;
2/ материя
- то, что прямо или косвенно
вызывает ощущения; 3/ материя - то,
отражением чего является
Может вызвать некоторое недоумение тот факт, что не все материальное вызывает у нас ощущения "без приборов". Радиоволны, то, что происходит в центре Солнца, множество других явления мы ощутить не можем. Поэтому, при всей важности второго и третьего . признаков материи, главное, что отличает материальное от нематериального - это существование вне сознания. Не только все материальное существует объективно, но и все, существующее объективно, вне сознания - материально. В этой связи подумайте над тем, может ли быть материальным сознание других людей по отношению к сознанию данного индивида .
Дальнейшее развитие естествознания показало, что у природы нет последнего уровня, вследствие чего любое знание о ней не является исчерпывающим, полным, окончательным. Недостаток понятий материи, выдвигавшихся первофилософами, механицистами и т.д. , состоял в том, что эти понята отождествлялись с. характеристиками какого-либо специфического уровня материи, с конкретными физическими представлениями о ее строении, изменяющимся с развитием науки. Но развитие знаний не отменяет самого факта бытия /существования/ объективной реальности, а материальность мира наиболее глубоко отображается в философской .категории материи.
Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся материю в ее бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми ее свойствами, связями и отношениями. На этой основе возникает вопрос о единстве мира с точки зрения материалистического монизма.
Почему вопрос о единстве и взаимосвязанности мира является предметом философского обсуждения?
Философия обещает
исторический опыт предшествующего
развития Философии и специальных
наук и на основе синтеза и обобщения
всех имеющихся данных формулирует
общие принципы, регулирующие отношения
человека к миру. Суть одного из таких
принципов сводится к следующему:
I/ все многообразные явления
Единство мира состоит не в бытии единичных вещей, как думал Аристотель, и не в единстве актов божественного замысла и творения, как учит христианская теология. Принцип единства мира утверждает, что мир, как и его отдельные фрагменты , есть взаимосвязанное материальное целое, что познание; мира, как и его преобразование, может происходить лишь с учетов всех доступных нам связей и взаимодействий на уровне объективной и субъективной реальности. На примере этого принципа философия демонстрирует свою методологическую функцию как регулятора познания и общественно-исторической деятельности.
Методологическое и мировоззренческое значение категории материи обнаруживается сразу же, как только мы зададимся вопросом: каким образом существуют окружающие нас материальные предметы, связи и явления? Материалистический подход к познанию мира позволяет вскрыть универсальные, т.е. свойственные всем предметам, связям и явлениям, формы и способы бытии. Ими являются движение, время и пространство.
Интерес к ним, возник еще в глубокой древности и сохраняется до наших дней. Более того, изучение различных форм движения, пространственных и временных связен материальных явлений составляет основную задачу всех специальных наук. В отличие от них философия рассматривает не конкретные проявления способов и форм бытия, а их всеобщие и универсальные свойства.
Категория движения производна от понятия взаимодействия и изменения / под движением в философии понимается всякое изменение вообще/ и соотносится с понятием покоя. Для дальнейшей конкретизации представлений о движении нужно выделить его типы и формы.
Основание для
выделения типов движения - соотношение
в нем устойчивости и изменчивости,
непрерывности и прерывности, сохранения
или смены качественного
Формы движения
материи многообразны и обеспечиваются
уровнем структурной
Следует понять
определенную субординацию между формами
движения материи. Во-первых, они генетически
взаимосвязаны /высшие включают в себя
все ниже стоящие формы движения/,
во-вторых, формы движения материи
качественно отличны и
Развитие наук показывает, что ни в природе, ни в обществе нет ни одного неизменного объекта. В частности, закон сохранения и превращения энергии устанавливает не только то, что при превращении одних видов энергии в другие остается постоянным ее численное значение, но и то, что каждый вид энергии обладает способностью при определенных условиях превращаться в другие ее виды. Он свидетельствует о неуничтожимости движения не только в количественном /непрекращаемость/, но и в качественном отношении /безграничная способность каждой формы движения превращаться в другие/.
27 вопрос
Материя без движения не существует, а существует ли движение без материи ?
Мысли, эмоции, ощущения существуют лишь в сознании людей: все это - явления нематериальные. Не будет ли тогда смена ощущений, настроений, мыслей движением без материи? В действительности, смена мыслей, настроений, ощущений отнюдь не есть движение без материи, ибо эта смена явлений сознания происходит только в материальном объекте - в человеке. И движение вне сознания, и движение в сознании не бывает без материального носителя. Мы приходим, следовательно, к двум выводам: нет материи без движения, нет движения без материи.
Любой материальный
объект занимает какое-то место, наводится
на каком-то расстоянии от других объектов,
обладает какой-то конфигурацией и
размерами в трех измерениях, эти
формы сосуществования
Длительность явлений, следование сменяющих друг друга явлений, имеющие лишь одно измерение, - эти формы существования явлений называют временными формами и отношениями, или временем.
Категории пространства и времени прошли длительный путь формирования и развития в естественной науке и философии. Долгое время они понимались как самостоятельные сущности или внешние формы /условия/ бытия в целом и существования отдельных тел, вещей, процессов. Такое понимание пространства и времени было характерно для классической физики и натурфилософии.
Вместе с тем признавалось и наличие высших уровней бытия, к которым пространственные и временные характеристики неприменимы. Например, бытие абсолюта /Бога, абсолютного духа/.
Пространство и время - формы существования материи, которые, если их рассматривать вне материи, без материи, представляют собой лишь пустые понятия, существующие только в нашей голове / И.Кант/. Конечно, можно мысленно отделить пространственные и временные формы и отношения от материальных объектов и процессов, но вне сознания людей, объективно эти нормы и отношения неотделимы от материальных объектов и процессов, ибо никакие формы и отношения не могут существовать вне тех явлений, чьими формами и отношениями они являются.
Ярким подтверждением и конкретизацией этих философских положений является теория относительности, если пространственное положение двух систем относительно друг друга изменяется, одну из них можно принять за систему отсчета, а другую рассматривать как движущуюся относительно первой. Согласно специальной теории относительности, два различных события, одновременные в системе отсчета, не одновременны в движущийся системе, процесс в движущейся относительно системы отсчета системе происходит медленнее, чем в системе отсчета / при скорости, близкой к скорости света/. Если в движущейся системе имеется неподвижное относительно ее тело, это тело сокращает свои размеры в направлении движения в системе отсчета. Все это значит, что одновременность событий и длина тел зависят от материальных систем, где эти события происходят; а тела находятся.