Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:58, шпаргалка
1 вопрос. Мировоззрение – это обобщённая и целостная картина мира, совокупность представлений об окружении человеке, действительности о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязь с действительностью.
2 вопрос. Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу.
39 вопрос. Культура представляет собой результат жизнедеятельности людей и выступает как важнейший фактор (наряду с природным и экономическим) общественного развития.
Дальнейшее
возрастание интереса к внутренней
жизни человека связано с христианством.
Личность приобретает религиозную
ценность, происходит индивидуализация
ее взаимоотношений с Богом. В
то же время индивид не отделяется
от среды и является частью целого,
частью общества, освященного христианской
идеей призвания. Каждый человек
в этом социальном целом должен выполнять
определенные задачи. Слово "персона"
употребляется здесь как
Европейское средневековье не было мирок обезличенности,. Оно открыло новые грани проблемы "Я" и понятия личности. В духовной сфере появляется потребность согласования в понимании человека как венца творения Божьего и как раба Божьего. В сфере практического богословия возникают споры о соотношении души и тела; в светско -политической - об обязанностях человека и гражданина. Но несмотря на возрастание ценности индивидуальности и личности, человек рассматривается как часть и уменьшенная копия мира. Мир был организован иерархически, таковой представлялась и личность. Индивидуальное "Я" не являлось и не могло быть центром картины мира.
В эпоху Возрождения отношение к человеку по сравнению с его христианским пониманием в значительной степени изменяется. "Человек есть модель мира", - заявлял Леонардо да Винчи. Образ человека как творца самого себя является идеологической программой данного времени. Происходит рост самосознания, осознание конечности своего существования, его быстротечности, необходимости развивать свои способности и их реализовывать. Человек постоянно должен доказывать другим и самому себе право на уважение и самоуважение. В этот период возникает неизвестная ни античности, ни средневековья проблема формирования личности. Человек становится чем-то в результате собственных усилий. Он может возвыситься до уровня ангелов или пасть до животного состояния. У него много выходов в жизнь. Главный спор внутри себя: какую из собственных возможностей, личностей выпустить в свет. Поэтому глазное - познание самого себя и своих возможностей. Самопознание есть предпосылка для самоопределения. В понимании человека акцентируется индивидуальность, непохожесть, оригинальность. Самого понятия индивидуальности еще нет, оно появится лишь в ХУIII в., есть понятие "варьета", понимаемое как разнообразие. Возрожденческая индивидуальность заключалась в стихийном самоутверждении,. человека, мыслящего и действующего артистически и понимающего окружавшую его природную и историческую среду не субстанционально /чего он должен был бы бояться/, но самодовлеюще-созерцательно, чем он мог только наслаждаться и чему млог только мастерски подражать. Отрицание индивидуально-природного начала /внешность/ социальным /статус/ было необходимой предпосылкой становления личностного подхода к человеку.
В
Новое время в понимании
Рост интереса к внутреннему миру личности находит свое выражение в языках. Например, французское слово, обозначающее "личность", появилось в эпоху Возрождения, но вплоть до ХУIIIвека употреблялось редко. Слово "индивид" в средние века был просто ученым термином схоластики, обозначавшим нечто неделимое, слово "индивидуализация" появилось в начале XIX века, а "индивидуализм" - в середине XIX в. В Англии, особенно после Реформации, резко возрастает количество слов с приставкой "сам" /самоконтроль, самоуважение и т.д./. По появлению в языке новых терминов, характеризующих индивидуальность, можно говорить об утверждении "внутренних" начал личности, ее "интимизации", о выдвижении на первый план проблемы самосознания как отношения человека к самому себе. Понятие личности практически начинает- сливаться с понятием "Я".
Так
складывался европейский
Эскалацию
субъективности, начатую просветителями,
продолжили романтики, создавшие культ
эгоцентризма и интроспекции /смотреть
внутрь/. Романтический канон личности
был завершением
Конкретно-исторический
подход к личности позволяет проследить
не только становление личности и
ее самосознания, но и выделить типы
взаимодействия личности с обществом.
И хотя жесткой и однозначной
связи между личностными
Характеристика основных исторических типов социальности была сделана К.Марксом на основе формационного членения мировой истории и понимания им личности как совокупности общественных отношений. Он выделил три основных типа социальности: отношения личной зависимости, личная независимость, основанная на вещной зависимости, отношения свободных индивидуальностей.
Отношения
личной зависимости характерны для
всех докапиталистических обществ.
На ранних этапах личная зависимость
проявляется как
С
развитием капиталистического общества
ликвидируется система
Последний тип социальности - свободная индивидуальность - отличается как от примитивных форм первобытной коллективности, где индивид не выделял себя из общества, так и от тех, где личные и общественные интересы противопоставлялись друг другу. Данный тип социальности Маркс связывает с возникновением общественной собственности на средства производства как необходимого условия ее появления и развития. На основе общественной собственности складывается новый, коллективистский тип личности, где человеческое "Я" понимается не как нечто изолированное, а в единстве с общественным "Мы", с коллективом. Принцип коллективизма противопоставляется принципу индивидуализма. Коллективизм предполагает такие отношения между обществом и личностью, при которых развитие общества создает благоприятные условия для всестороннего развития личности, а развитие последней есть условие прогресса всего, общества. Последний тип отношений личности и общества Маркс связывал с развитием коммунизма, при котором исчезнут различные формы отчуждения, возникнет общественная собственность, которая даст разную возможность развития индивидуальностей.
В
действительности отношения между
личностью и обществом
В XX. веке многие философы выступили с критикой и коллективизма, и эндивидуализма, пытаясь выработать некоторую компромиссную концепцию. Русские религиозные философы /З.Соловьев, Н.Бердяев а др./ рассматривали личность и ее свободное развитие как самоцель и бесспорную самоценность. Они выступили против социологического понимания личности как части общества и признавали примат личностного над социальным. В то же время она резко критиковали индивидуализм, связывая его с проявлением пустой, бессодержательной свободы.
Современные западные философы /А.Сервера Эспиноза, Луис Фарре и др./ также пытаются вырабатывать умеренные позиции в понимании соотношения личности и общества, противопоставляя их как коллективизму с его практикой тотального подчинения, так и индивидуализму с его резким противостоянием обществу. Индивидуализм, с их точки зрения, видит человека только в отношении к самому себе, а коллективизм не видит человека вообще, он видит лишь общество.
Современные философы религиозной направленности пытаются найти равновесие между личностью и обществом. Они считают, что каждый человек по своей природе является одновременно существом индивидуальным и некоммуникабельным и в то же время существом общественным. Индивидуальный и социальный аспекты - это экзистенциальные составляющие, укоренившиеся в личности, между ними нет противоречия. Общительность рождается из самой индивидуальности, не противостоит ей, а, напротив, дополняет и совершенствует ее в силу своих возможностей. Беря начало в личности, любое общество несет на себе отпечаток личного, оно, так сказать, персонализировано в своей основе. Оба эти аспекта, находясь в единстве, обусловливают и ограничивают друг друга. Таким образом, основным фактом человеческой экзистенции является не индивид как таковой и не коллектив как таковой. Основным фактом является человек вместе с другим человеком, то есть отношения "Я" и "Ты". Посредством этих межличностных отношений человек учится познавать себя к других.
Немаловажным
является и правильное понимание "другого".
Индивидуалистическая трактовка "другого"
как полезного нам для
От
религиозных взглядов на взаимоотношение
личности и общества отличаются концепции,
в которых значительно больше
акцентируется
Таким образом, человек представляет собой нечто социальное, но осознание им своей социальности тем индивидуальное, чем яснее понимает индивид связи, скрепляющие его с другими людьми. В то же время социальность таит в самой себе возможность нарушения равновесия отношений "личность - общество". Индивид может потерять свое лицо и раствориться в целом. Об этом в середине XX века писали философы и социологи /Д.Римен "Одинокая толпа", Э.Фромм "Пути из больного общества", "Бегство от свобода"/. Римен утверждает, что в настоящее время преобладает тип личности, ориентирующийся на других, не имеющий устойчивых жизненных целей и идеалов, стремящийся любой ценой быть похожим на других. В конечном счете это выражается в том, что ни он сам, ни окружающие не знают, где его подлинное- "Я" и в чем оно состоит /си. И.Кон "В поисках себя", М., 1984/. Философ и психоаналитик Э.Фромм даже приходит к выводу, что для большинства ладей индивидуализм есть не более чем фасад, за которым скрывается тот факт, что человеку не удалось достичь индивидуального самоотождествления. Самоотождествление покоится на чувстве принадлежности к "стаду", за иллюзией индивидуальности скрывается стремление в конформизму и униформизму, суть которых можно выразить так: до тех пор, пока я не отклоняюсь от нормы, пока я являюсь таким же, как другие, и я признан ими в качестве "одного из нас", я могу чувствовать себя как "Я", физически и эмоционально отождествляться.