Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:58, шпаргалка
1 вопрос. Мировоззрение – это обобщённая и целостная картина мира, совокупность представлений об окружении человеке, действительности о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязь с действительностью.
2 вопрос. Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу.
39 вопрос. Культура представляет собой результат жизнедеятельности людей и выступает как важнейший фактор (наряду с природным и экономическим) общественного развития.
О.Шпенглер («Закат
Европы») называет восемь внешних культур:
египетскую, вавилонскую, китайскую, аполлоновскую
(греко- римскую ), арабскую (магическую),
мексиканскую и западную (фаустовскую).
Рождение культуры есть пробуждение внешней
души. Когда огонь души затухает, она вступает
в свою последнюю стадию - стадию цивилизации,
признаки которой: космополитизм, города-
гиганты, безверие, масса вместо народа.
Каждой из них присущи особое мирочувствование,
особые желания, надежды и страсти. Поэтому
до конца понять и почувствовать культуру
может лишь тот, кто душой принадлежит
именно к ней. Основные средства исследования
- вживание, интуиция, тонкая фантазия.
А.Тойнби («Постижение истории») выступает
против такого «художественного» подхода. Его анализ
рационален. Как и все представители этогоподхода, он выделял в цивилизации
стадии возникновения - роста, надлома
и распада. Однако Тойнби считает,
что любая цивилизация в любой момент
может сойти с циклической дистанции истории.
Из 37 цивилизаций Старого и Нового света
он называет пять живых: западное общество,
объединенное западным христианством;
православно-христианское или византийское;
исламское; индуистское и дальневосточное.
Тойнби полагал, что развитие цивилизаций
происходит благодаря усилиям творческих
личностей. Философ четко сформулировал
критерии цивилизационной идент
Некоторые современные ученые считают
возможным создание в недалеком будущем
единой мировой цивилизации, которая возникает
как «ответ» на «вызов», (в терминологии
А.Тойнби), заключенный в глобальных проблемах
современности.
Согласно формационному подходу существует
единая история человечества, все страны
проходят одни и те же этапы развития,
развитие человечества в целом прогрессивно,
критерий прогресса - развитее науки и
техники. Вывод, который делает западная
философия история, следуя этому направлению,
- западноевропейская цивилизация - вершина
развития человечества вообще. Получается,
что все другие народы, не только современные,
но и из прошлых веков носят второстепенный
характер. Именно против подобного западноевропейского
«эгоцентризма» и выступал цивилизационный
подход.
К формационному подходу обычно
относят
1) теорию общественно-экономических формаций
К.Маркса (о ней уже рассказывалось выше)
2 )теорию постиндустриального развития
общества, автор - Д.Белл. Согласно Д.Беллу,
всемирная история делится на три стадии:
доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.
Когда одна стадия приходит на смену другой,
изменяются технология, способ производства,
форма собственности, социальные институты,
политический режим, культура, образ жизни,
численность населения, социальная структура
общества.
В доиндустриальном,
которое еще называют традиционным,
определяющим фактором развития выступало
сельское хозяйство, с церковью и
армией как главными институтами. В
индустриальном обществе - промышленность,
с корпорацией и фирмой во главе.
В постиндустриальном - теоретическое
знание (наука), с университетом как местом
его производства и сосредоточения.
Переход от индустриального к постиндустриальному
обществу сопровождается превращением
производящей экономики в обслуживающую,
что означает превосходство сферы услуг
над сферой производства. Изменяется социальная
структура: классовое деление уступает
место профессиональному. Собственность
как критерий социального неравенства
теряет свое значение.
Ключевые понятия и слова: общество, общественное
сознание, общественная психология, общественная
идеология, культура, материальная культура,
духовная культура, цивилизация, формационный подход,
цивилизационный подход, общественно-
экономическая формация, доиндустриальное
общество, индустриальное общество, постиндустриальное
общество.
Контрольные вопросы и задания:
Что такое общество? Какие подсистемы
оно в себя включает?
Чем отличаются друг от друга идеалистический,
натуралистический и материалистический подходы?
Перечислите все значения понятия «цивилизация».
Как соотносятся «цивилизация» и «культура»
исходя из этих разных смыслов «цивилизации»
?
Перечислите черты отличия формационного и цивили
35 вопрос
Термин "индивид" в переводе с латинского означает неделимый, то есть единичный, отдельный объект, выделенный из определенного вида, рода или класса объектов. Применительно к человеку он употребляется прежде всего для обозначения отдельно взятого человека как единичного представителя человеческого рода безотносительно к его антропологическим и социальным особенностям. Понятие "индивид" есть первое условие обозначения предметной области исследования человека. В дальнейших исследованиях данный термин конкретизируется в понятиях индивидуальности и личности.
Индивид,
рассматриваемый в его
Индивидуальность
человека проявляется уже на биологическом
уровне. Сама природа сохраняет в
человеке не только его родовую сущность,
но и то, что составляет его уникальность,
его биологическую
Понятие
индивидуальности выступает и как
биосоциальная данность, и как
характеристика личности. Индивидуальность
как характеристика личности – это
неповторимый, самобытный способ бытия
каждой личности, индивидуальная форма
общественной жизни человека. Индивидуальность
выражает собственный мир индивида,
его особый жизненный путь, который
по своему содержанию определяется как
социальными условиями, так и
собственным жизнетворчеством. Знать
то, что дано человеку от природы, и
быть готовым к долгому и
Каждый человек как индивидуальность есть неповторимое, незаменимое событие. В то же время степень развития этой индивидуальности выражена у людей по-разному. Именно этот факт привел В.З.Зеньковского к выводу, что есть немало серых, неразвитых людей, у которых индивидуальность как бы не дана, поэтому у них нет ничего, что следовало бы развивать, воспитывать как индивидуальную силу. /В.З.Зеньковский "Принцип индивидуальности в психологии и педагогике" ж. "Вопросы философии и психологии", 1911, кн. 108, с. 373/. В действительности все люди обладают индивидуальностью, но разной степенью ее проявления. Человека с непроявленной, "стертой" индивидуальностью в какой-то мере модно считать "не нашедшим себя", "не сделавшим" свою индивидуальность.
Таким образом, понятие индивидуальности характеризует личность с точки зрения ее своеобразия и неповторимости. В самом понятии личности фиксируется ее самостоятельность, сознательное - волевое и нравственное начало. Оно характеризует индивида с точки зрения социальных качеств, не просто продукта, но и субъекта общественных отношений и исторического процесса.
Человек не рождается личностью. Личностью человек становится в процессе продолжающейся всю жизнь работы над своим самоформированием и саморазвитием. Личность складывается под воздействием биологических факторов, социальной среды, воспитания и самовоспитания. Поэтому личность может рассматриваться как интегральная целостность биогенных, психогенных и социогенных элементов. Ядром этой целостности выступает психосоциальное "Я". "Я" - сущностный элемент структуры личности, в которую входят интересы, потребности, цели, знания, навыки, умения, способности, убеждения, эмоции, чувства, желания, мотивы и т.п. Все это в единстве и составляет личность как целостную, устойчивую и динамичную систему.
Личность
формируется в процессе деятельности
и общения. Формирование личности есть
процесс двуединый: социализации и
индивидуализации. В процессе социализации,
то есть в процессе усвоения накопленного
людьми опыта в течение социальной
жизни, происходит становление уникально-
Самореализация человека, как считает А.М.Бекарев, складывается из сочетания трех основных моментов: "Мне нужно", "Я могу", "Я нужен" /А.М.Бекарев. Свобода человека в социальном пространстве", Ниж.Новгород, 1992, с. 95/. Позиция "Мне нужно" связана с реальными потребностями личности в осуществлении самореализации в определенной социальной сфере. Без наличия такой внутренней потребности все разговоры о самореализации оказываются абстракцией. Эта потребность должна соотноситься с реальными возможностями /"Я могу"/. Человек может реализовать только имеющиеся у него способности. Оба момента зависят от самого человека и раскрывают реальную взаимосвязь способностей и потребностей. Их единство необходимо для самореализации, ко еще не гарантирует успешности этого процесса. Он может осуществиться только при наличии условий, воплощающихся в формуле "Я нужен". Эту общественную потребность обычно называют "востребованностью" личности с определенными способностями к конкретным видам деятельности. Человек должен осознавать свою необходимость для общества /"Я нужен"/.
Итак, процесс социализации и индивидуализации требует от человека продуктивной активности, без которой невозможно было бы самоосуществление личности, поскольку личность - это "субъект поступания" /'М.Бахтин/. Самореализация и самоутверждение непосредственно связаны с постоянной корректировкой человеком своих действий и поступков, которую он осуществляет посредством самооценок. Самооценка - это такое рефлективное отношение человека к себе, когда его "Я" выступает одновременно в виде субъекта и объекта самоанализа, который может быть и в чувственной форме. В моральном сознании она выражается посредством целого ряда понятий - стыда и гордости собой, чести, личного достоинства, совести, которые фиксируют способность человека становиться на точку зрения общества, "всечеловеческого закона жизни".
Простейшими формами самооценки являются стыд и гордости. Более высокими в этом ряду - личное достоинство и совесть. Как регулятор поведения достоинство выступает в качестве личного интереса индивида, не позволявшего ему совершать поступки "ниже своего достоинства". инея мотивом свое достоинство, человек ориентируется не на достигнутое игл нравственное состояние, а на идеал, каким вообще должен быть с его точки зрения человек, предъявляя к себе требования более высокого порядка. Хотя человек может и обольщаться на свой счет: он может оценивать себя не по действительным деяниям, а по непроявленным "внутренним возможностям". Совесть составляет самую высокоразвитую в рамках морали способность личности контролировать свое поведение, отражать в своем самосознании наиболее высокие требования, которые могут быть предъявлены к человеку.
Таким образом, личность есть процесс, требующий непрестанной душевной рабств над собой. Личностное бытие - это непрекращающееся усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является свободное подчинение необходимым нравственным запретам и нормам, которые выработало человечество. Зрелой и развитой формой является работа по определения смысла жизни и прежде всего поиска ответа на вопрос "ради чего жить". Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность и делает ее предметом размышления. Осознавая конечность своего земного существования и задаваясь вопросом о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. И, следовательно, собственный ответ на вопрос "ради чего стоит жить". В целом, поиска смысла жизни можно определить как процесс расширяющейся морально-практической ориентации человека, как свободное самопринуждение и добровольное возложение на себя известных обязательств, которые нагляднее всего демонстрируются в актах сознательного социально-нравственного выбора, непременно предполагающего ответственность за свой выбор.
Таким
образом, личность - это динамичная
и в то же время относительно устойчивая
целостная система
Историческое
становление личности и ее самосознания
имело целый ряд
В Древней Греции еще не существовало понятия "личность". Древнегреческое слово "просопон", этимологически родственное латинскому "персона", сначала обозначало ритуальную маску, роль, которую исполнял актер в театре. Только впоследствии оно стало обозначать социальный аспект индивида и его самого как индивидуальность. Латинская "персона" тоже вначале не имела специфического значения и обозначала театральную маску, а затем и конкретного индивида.
В понимании человека в древнегреческой литературе тон задавал космоцентризм, исходя из которого человек рассматривался как часть природы, как ее маленькая песчинка.. В то же время постоянно подчеркивалась зависимость человека не только от космоса, но и от полиса /Платон/, социум ставится выше индивида /Аристотель/. Вое это позволило А.Лосеву утверждать, что в Древней Греции личностей не существовало, что человеческое выступало скорее не как личностно-человеческое, а как телесно-человеческое. По мере повышения ценности индивидуальной жизни и роста к внутреннему миру "человека, индивидуальное "я" начинало занимать весьма важное место. "Смотри внутрь себя", - говорил римский император Марк Аврелий.