Социально - культурная деятельность, как фактор нравственного воспитания средних подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Гипотеза – нравственное воспитание средних подростков, обучающихся в условиях кадетского класса, средствами социально-культурной деятельности, будет успешным, если при разработке проекта программы будут учтены следующие условия:
будут учтены возрастные особенности среднего подросткового возраста;
будет изучен опыт работы с кадетским движением, история и особенности его развития;
будут созданы условия для участия в мероприятиях, способствующих повышению гражданской позиции, уровня патриотизма, нравственных качеств личности;
будет организованна социально-культурная деятельность, способствующая нравственному воспитанию.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы нравственного воспитания средних подростков в условиях социально-культурной деятельности.
§ 1. Категория «нравственное воспитание». Её сущность и критерии.
§ 2. Психолого-педагогические особенности средних подростков.
§ 3. Потенциал социально-культурной деятельности в нравственном воспитании средних подростков.
§ 4. Особенности организации социально-культурной деятельности, направленной на нравственное воспитание подростков в условиях кадетского класса.
§ 5. Феномен кадетства, в ракурсе нравственного воспитания подростов. История возникновения и развития и современное состояние.
Выводы по I главе.
Глава II. Практические аспекты нравственного воспитания средних подростков в условиях кадетского класса.
§ 1. Проект программы, направленной на нравственное воспитание подростков, обучающихся в кадетских классах «Основы этики и эстетики»
Выводы по II главе.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

СБОРКА 2.doc

— 416.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  учреждение

Высшего профессионального  образования

 

«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

 

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра социально-культурной деятельности

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине социально-культурная деятельность

 

«СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ФАКТОР НРАВСТВЕННОГО  ВОСПИТАНИЯ СРЕДНИХ ПОДРОСТКОВ (В  УСЛОВИЯХ КАДЕТСКОГО КЛАССА)».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент ИЗО гр. 102/3 МСКС

Серебрякова Анна Андреевна

Руководитель:

Степанова Т. П., к.п.н., доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧЕЛЯБИНСК,

2010.

 

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение

Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы нравственного воспитания средних подростков в условиях социально-культурной деятельности.

§ 1. Категория «нравственное воспитание». Её сущность и критерии.

§ 2. Психолого-педагогические особенности средних подростков.

§ 3. Потенциал социально-культурной деятельности в нравственном воспитании средних подростков.

§ 4. Особенности организации социально-культурной деятельности, направленной на нравственное воспитание подростков в условиях кадетского класса.

§ 5. Феномен кадетства, в ракурсе нравственного воспитания подростов. История возникновения и развития и современное состояние.

Выводы по I главе.

Глава II. Практические аспекты нравственного воспитания средних подростков в условиях кадетского класса.

§ 1. Проект программы, направленной на нравственное воспитание подростков, обучающихся в кадетских классах «Основы этики и эстетики»

Выводы по II главе.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Формирование нравственных качеств детей и подростков всегда было в центре внимания педагогической науки. Особую актуальность эта проблема приобретает сегодня, когда ситуация в нашей стране характеризуется  многими учеными, как кризис нравственности.

В ценностных ориентациях современного российского общества происходят существенные изменения. С одной стороны, нравственные основы, возвышаемые во все времена в общественном сознании российского народа: патриотизм, верность военной присяге, священное отношение к защите Отечества – стали подвергаться сомнению, даже – оспариваться, а с другой стороны, Российскому государству жизненно необходимы государственные служащие с высокими нравственными устоями, готовые осознанно обеспечивать национальную безопасность страны. Нравственная воспитанность государственного служащего, как офицера, так и гражданского специалиста, должна стать основой его профессиональной деятельности и условием его служебного роста. Поэтому педагогическое наследие кадетских корпусов дореволюционной России и передовой педагогический опыт нравственного воспитания, накопленный в суворовских военных училищах советского периода, основу которого составляли традиции служения Отечеству, в эпоху современных государственных социально-экономических преобразований и реформирования Российской армии приобретает особую актуальность. М.М. Рубинштейн еще в начале XX в. сформулировал мысль, которая должна стать аксиомой и генеральным направлением для современных историко-педагогических исследований: «Нам жизненно необходимо освободиться от предрассудка, что позади нас только отжившее, умершее, то, что было и исчезло бесследно... На самом деле... история, верно понятая, это не могила, она занимается не похоронами, а главная ее задача говорить о жизни и живом. История учит – вот та основная мысль, с которой следует подходить к ней» [28].

Общественная потребность в совершенствовании нравственного воспитания офицеров востребовала историко-педагогические исследования кадетского образования, под которым мы понимаем специально организованный, целенаправленный процесс воспитания, обучения и формирования нравственного высокообразованного государственного служащего.

За прошедшие 15 лет  выявились как положительные, так  и отрицательные тенденции в современном кадетском образовании. Положительные тенденции:

- количественный рост: на федеральном уровне - с 9 суворовских, нахимовского и военно-музыкального училищ до 10 и 10 кадетских корпусов Министерства обороны и других силовых министерств; на региональном – с 1 в 1992 г. до 69 кадетских образовательных учреждений в настоящее время, в которых обучается около 21000 кадет, в том числе в Свердловской области: Лицей милиции ГУВД, Морская кадетская школа (г. Сысерть), кадетская школа-интернат «Спасатель» (г. Екатеринбург), три кадетские школы-интернаты в городах Верхняя Пышма, Качканар, Серов, в которых обучается более 1000 кадет; на муниципальном уровне - кадетские классы в общеобразовательных школах в городах Челябинск, Екатеринбург, Каменск-Уральск;

- преемственность педагогических и военно-патриотических традиций: элитарность в аспекте не только конкурса при поступлении, но в первую очередь духовно-нравственного воспитания и качества среднего общего образования; в аспекте ранней профессионализации и целостной системы разработаны: комплекс  традиций, обычаев, праздников и ритуалов, в которых на основе педагогической конвергенции учитываются общечеловеческие, религиозные и военно-патриотические ценности; система поощрений и наказаний;

- благотворительность, в аспекте решения важных социальных задач по воспитанию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из малообеспеченных семей (63% из общего числа воспитанников кадетских классов и корпусов);

- связь поколений выпускников в виде взаимодействия общественных организаций и движений, осуществляющих как процесс передачи традиций, например,  общественные организации «Союз кадет Урала» и «Екатеринбургский суворовско-нахимовский клуб»: чтение лекций и проведение тематических вечеров на темы традиций служения Отечеству «ЖИЗНЬ – ОТЕЧЕСТВУ. ЧЕСТЬ – НИКОМУ», значимость военной деятельности великих полководцев, осуществление проектов «Стяги России», «Православный Патриотический Собор», «Восстановление знамени Орловского Бахтина кадетского корпуса», так и финансовая поддержка: учреждение именных стипендий суворовцам и кадетам, спонсирование проведения юбилейных, культурных и спортивных мероприятий, а также увековечение памяти выпускников - Героев Советского Союза и России в стенах училища в виде барельефов, поддержка сирот;

- увеличение объемов  финансирования кадетского образования  в отдельных регионах Российской Федерации.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без нравственности немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому нравственное воспитание является источником и средством духовного, патриотического, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.

Будущее в значительной степени формируется в школе. Если в детстве рядом с первоначальным воспитанием и обучениям, прививают  и внушают ребенку уважение к военной силе армии, к её начальникам и офицерам становится ясно, что подвиги великих мировых и отечественных полководцев, запечатлевая в воображении детей мощь и кротость духа, силу воли, непоколебимый характер, храбрость, пробуждают в них лучшие чувства. Понятно, что когда такое стремящееся к идеалу воспитание духа и ума гармонирует с физическим развитием, то впоследствии получается ценный материал для общества.

Многие мыслители и  педагоги прошлого, раскрывая роль нравственности в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние. Среди них можно отметить вклад в развитие данной проблемы М. М. Рубинштейна, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко и др.

Поэтому в настоящее  время нравственное воспитание представляет собой одно из наиболее актуальных направлений работы образовательных учреждений, в особенности средней школы. Одним из вариантов решения данной проблемы является создание на базе средней общеобразовательной школы кадетских классов, который продиктован самим временем. Как показывает практика, в области существует интерес к кадетскому образованию. Достаточно большое количество молодых людей желают связать свою жизнь с армией, получить военное образование. Социальный заказ общества был подготовлен многочисленными проблемами, среди которых, низкая моральная и физическая подготовка учащихся, утрата обществом и детьми нравственности, распространение равнодушия; военная служба стала экстремальной, поэтому необходима психологическая и физическая подготовка уже в подростковом возрасте, а знание основ военного дела помогает молодым людям быстрее адаптироваться к армейским условиям и др.

Из вышесказанного можно  предположить, что возрождение кадетского воспитания и образования в России – путь реформирования современного образования. Но этот вариант не всем удобный, так как требует огромных затрат физических и душевных сил. Но, пожалуй, он – один из немногих на сегодняшний день, объединяющий под своим крылом все слои общества и способный привести Россию к столь же великому будущему.

Это предположение и  определило тему нашего исследования: «Социально-культурная деятельность как фактор нравственного воспитания средних подростков (в условиях кадетского класса)».

Цель исследования – теоретически обосновать и разработать проект программы, направленной на нравственное воспитание средних подростков в условиях кадетского класса

Объект исследования – процесс нравственного воспитания средних подростков в условиях кадетского класса

Предмет исследования – совокупность условий социально-культурной деятельности, обеспечивающих эффективность нравственного воспитания подростков, обучающихся в кадетском классе

Гипотеза – нравственное воспитание средних подростков, обучающихся в условиях кадетского класса, средствами социально-культурной деятельности, будет успешным, если при разработке проекта программы будут учтены следующие условия:

  • будут учтены возрастные особенности среднего подросткового возраста;
  • будет изучен опыт работы с кадетским движением, история и особенности его развития;
  • будут созданы условия для участия в мероприятиях, способствующих повышению гражданской позиции, уровня патриотизма, нравственных качеств личности;
  • будет организованна социально-культурная деятельность, способствующая нравственному воспитанию.

Задачи:

    1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования;
    2. Исследовать категорию нравственное воспитание. Выявить её критерии.
    3. Исследовать потенциал социально-культурной деятельности в нравственном воспитании средних подростков.
    4. Организовать деятельность по нравственному воспитанию средних подростков, обучающихся в кадетском классе;
    5. Изучить опыт работы с кадетским движением, историю и особенности его развития;
    6. Будут созданы программы дополнительного образования и условия для участия в мероприятиях, способствующих повышению гражданской позиции, нравственных качеств личности;
    7. Будет организованна пропаганда нравственного воспитания.

Теоретическую базу исследования составили работы следующих авторов: по нравственному воспитанию – Л.С. Рубинштейна, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.В. Воронова, И.С. Марьенко и др.; аспект социально-культурной деятельности – Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Д.В. Шамсутдиновой и др.. Параграф о психолого-педагогических особенностях основывается на исследованиях Я. А. Коменского, А.А. Реана, В.С. Русановой, Н.И. Галеевой и др. Исторический аспект – в работах Н.И. Резника, Н.С. Костоусова, Н.Ф. Шарапова.

Теоретическое значение работы заключается исследовании категории нравственного воспитания, психолого-педагогических особенностей подросткового возраста, особенностей организации социально-культурной деятельности, направленной на нравственное воспитание подростков в условиях кадетского класса, а так же феномена кадетства, его исторического и современного аспектов.

Практическая значимость работы в разработке проекта программы, направленной на нравственной воспитание личности подростка, в условиях кадетского класса. Проект программы может быть использован в среднем общеобразовательном учреждении, имеющим классы кадетской направленности (в нашем случае проект был апробирован на МОУ СОШ № 6, имеющим классы кадетской направленности по автомобильному и пограничному профилю).

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

§ 1. КАТЕГОРИЯ  «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ». ЕЁ СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ.

Для выяснения  сущности нравственного воспитания и его особенностей при работе с кадетскими классами, необходимо определиться с многообразием понятий и терминов по данному вопросу.

Базовый термин – нравственность. Понятие нравственность – берет свое начало от слова «нрав». Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. По латыни нравы звучат как moralis– мораль. Мораль как форма общественного сознания есть сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение [7].

И.С. Марьенко обозначил  «нравственность – как неотъемлемую  сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.»

Шопенгауэр, Ницше и  представители экзистенциализма считали, что мораль не зависит от социума  и определяется волей человека. Однако, вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как же необходимо человеку жить, вести себя в обществе. Наряду с общественным сознанием не меньшую роль играет индивидуальное сознание. Опираясь на выработанные обществом нравственные представления, усваивая их в процессе воспитания, индивид может в значительной мере самостоятельно регулировать свое поведение и судить о нравственном значении всего происходящего вокруг него. Будучи сложным общественным образованием, нравственный аспект деятельности включает моральную деятельность с точки зрения ее содержания и мотивации (то, как принято поступать в той или иной ситуации, а особенно во время войны, образцы поведения, нравы); нравственные отношения, регулирующие эту деятельность, проявляющиеся в различных формах долженствования, требований к человеку (воинский долг, моральная норма ответственности, совесть); нравственное сознание, отражающее эти отношения в виде соответствующих представлений (общественный и моральный идеал чести, понятия добра и зла, справедливости и несправедливости) [14.20].

Информация о работе Социально - культурная деятельность, как фактор нравственного воспитания средних подростков