Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:21, курсовая работа
Гипотеза – нравственное воспитание средних подростков, обучающихся в условиях кадетского класса, средствами социально-культурной деятельности, будет успешным, если при разработке проекта программы будут учтены следующие условия:
будут учтены возрастные особенности среднего подросткового возраста;
будет изучен опыт работы с кадетским движением, история и особенности его развития;
будут созданы условия для участия в мероприятиях, способствующих повышению гражданской позиции, уровня патриотизма, нравственных качеств личности;
будет организованна социально-культурная деятельность, способствующая нравственному воспитанию.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы нравственного воспитания средних подростков в условиях социально-культурной деятельности.
§ 1. Категория «нравственное воспитание». Её сущность и критерии.
§ 2. Психолого-педагогические особенности средних подростков.
§ 3. Потенциал социально-культурной деятельности в нравственном воспитании средних подростков.
§ 4. Особенности организации социально-культурной деятельности, направленной на нравственное воспитание подростков в условиях кадетского класса.
§ 5. Феномен кадетства, в ракурсе нравственного воспитания подростов. История возникновения и развития и современное состояние.
Выводы по I главе.
Глава II. Практические аспекты нравственного воспитания средних подростков в условиях кадетского класса.
§ 1. Проект программы, направленной на нравственное воспитание подростков, обучающихся в кадетских классах «Основы этики и эстетики»
Выводы по II главе.
Заключение.
Список литературы.
§ 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СРЕДНИХ ПОДРОСТКОВ.
Воспитание растущего человека, как формирование гармонически развитой личности, составляет одну из главных задач современного общества. Главная цель этого процесса – более полная реализация ребенком самого себя, своих возможностей и способностей, возможно более полное самораскрытие и самовыражение.
Ян Амос Коменский
был первым, кто настаивал на строгом
учете в учебно-воспитательной работе
возрастных особенностей детей. Он выдвинул
и обосновал принцип
Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
Жизнь подрастающего поколения делится на периоды:
Средний школьный возраст называют переходом от детства к юности (с 10 до 15 лет (согласно Д. Б. Эльконину)). Он совпадает с обучением в среднем звене школы, т.е. в пятом – восьмом классах.
В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Неравномерность физического развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение: они часто излишне жестикулируют, движения их порывисты, плохо координированы.
Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. У девочек оно начинается с 10-11 лет, у мальчиков – несколько позже, с 12-13 лет. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания.
В подростковом возрасте
продолжается развитие нервной системы.
Возрастает роль сознания, улучшается
контроль коры головного мозга над
инстинктами и эмоциями. Однако процессы
возбуждения все еще
Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда, как заметили психологи, поражает своей поверхностью.
Характерная черта внимания
учеников среднего школьного возраста
- его специфическая
В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Мышление подростка приобретает новую черту - критичность. Подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, он стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям. Средний школьный возраст наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям. Чаще встречаются предложения со сложной синтаксической структурой, речь становится образной и выразительной.
В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Но мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни.
Исследуемый возраст, отдельные
его стадии относят к критическому
периоду психического развития. Остро
протекающий психический
В 12 лет у подростков хаотичность поведения, характерная для младшего подростничества, проходит, отношение к миру становится более позитивным, но растет автономия подростка от семьи, и вместе с тем, возрастает влияние сверстников, как позитивное, так и негативное.
13 лет принято связывать
с «кризисом подросткового
Ведущее свойство тринадцатилетнего – обращение к своему внутреннему миру, интровертность, склонность к самокритике и чувствительность к критике со стороны окружающих. Проявляется интерес к знаниям по психологии. Продолжает нарастать критическое отношение к родителям, избирательность в дружбе. Возрастные изменения растущего организма усиливают и без того частые колебания настроений.
В 14 лет интроверсия вновь сменяется экстраверсией: подросток экспансивен, общителен, возрастает его уверенность в себе, а так же интерес к другим людям и различием между ними. Он очарован словом «личность», любит обсуждать и сравнивать себя с другими, активно идентифицирует себя с героями кино и литературы, узнавая в них собственные черты.
Согласно В. С. Русановой
для подростка характерно «стремление
найти свое место в обществе, которое
становится главным, порождает у
подростка стремление понять самого
себя, развивать чувство
Особое значение в нравственном и социальном поведении средних подростков играют чувства. Они становятся преднамеренными и сильными. Свои чувства подростки проявляют очень бурно, иногда аффективно. Особенно сильно проявляется гнев. Многие педагоги и психологи считают подростковый возраст периодом тяжелого кризиса. Это объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Подростковый возраст называют даже возрастом катастроф. Поэтому так важно бережно относиться к духовному миру, проявлению чувств подростков.
Нравственные идеалы и моральные убеждения средних подростков складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень разнообразны. Наряду с положительно ориентированными качествами встречается немало ошибочных, незрелых и даже аморальных представлений.
В нашем исследовании
мы составили психолого-
Состав класса по возрасту не одинаковый, так как в начальную школу поступали дети с 6 до 8 лет (в зависимости от психолого-педагогической подготовки к школе).
Учащиеся обучаются по программе «Сыны Отечества» (предпрофильное обучение) при поддержке и помощи Высшего военного автомобильного командно-инженерного училища города Челябинска. Поэтому обязанности в классе распределены согласно военному уставу: учащиеся разделены на 3 отделения, выбран командир взвода, командир каждого из трех отделений, ответственные за культмассовую и спортивную работу в отделениях.
Особого внимание в работе с классом заслуживают учащиеся «группы риска» – 5 человек. Их объединяет не устойчивое эмоционально-волевое развитие (частые перепады настроения, агрессия в отношении одноклассников, признаки адективного поведения). У 4 учащихся класса прослеживается устойчивая педагогическая запущенность (не сформированы речевые навыки, не устойчивая мотивация к обучению, низкие знания начальной школы и т.д.). Классным руководителем разработан план совместной работы с родителями, учителями и Службы сопровождения школы с данной категорией детей.
При анализе первых диагностических работ, проведенных социальным педагогом, следует отметить, что в классе 12 учащихся претендуют на лидирующие позиции, по сравнению прошлым годом у 3 учащихся повысился уровень самооценки. У 1 учащегося класса яркие проявления адективного поведения, что вызывает трудности в работе, так как, учитывая эмоциональную незрелость – учащийся требует максимального внимания к себе. Поэтому основными направлениями в работе являются развитие и привитие истинных культурных ценностей, стремление к решению общих проблем класса, так и проблем отдельного человека, преодоление трудностей социализации, воспитание общественных норм поведения и культуры, нравственно-духовное и патриотическое воспитание, бережное отношение к прошлому.
Ребята учатся в режиме продленного дня: утром – общеобразовательные предметы, во второй половине дня – предметы дополнительного цикла: военное дело, строевая подготовка, занятия этикетом и хореографией, вокалом, театральным творчеством, греко-римской борьбой. Такой объем занятий позволяет скорректировать развитие ребенка адекватно требованиям общества.
Воспитательная работа со школьниками среднего возраста - важнейшая и сложнейшая из нынешних задач. Педагогам нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни. Ученик среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию, убедиться в ее обоснованности, согласиться с разумными доводами. Демократизация школьной жизни, свободный выбор коллектива, занятий по душе, предметов для изучения, учебного заведения – все это создает благоприятные условия для самовыражения подростка.
§ 3. ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СРЕДНИХ ПОДРОСТКОВ.
XXI век – это век преобразовательных процессов не только в экономической и социальной жизни, но и в сфере культуры, которые происходят практически по всем направлениям. Рубеж XX – XXI веков характеризуется небывалым всплеском творческих идей, инициатив и движений в области культуры, образования, искусства, поиском путей продуктивного взаимодействия и сотрудничества различных возрастных, этнических, профессиональных и других социально-культурных групп и общностей. Активизация этих процессов в российском обществе во многом обусловлена раскрепощением огромной внутренней созидательной энергии человека, формированию нового менталитета всех слоев населения путем его участия в различных видах социально-культурной деятельности. [15.5].
Для того чтобы определить социально-культурную деятельность, как интегративную категорию необходимо определиться с основными понятиями и терминами по данному вопросу.
Несомненно, нам необходимо рассмотреть сам термин «социально-культурная деятельность». В своем словаре-справочнике В. С. Русанова дает такое определение:
«Социально-культурная деятельность – это: 1) самостоятельная подсистема социализации личности на основе включения человека в творческий процесс самореализации и освоения ценностей культуры в условиях свободного времени; 2)общественно значимый способ активного отношения к действительности, проявляющийся в потреблении, производстве и распространении ценностей культуры». (Русанова словарь 125)
Киселева Т. Г, Красильников
Ю. Д. рассматривают социально-