Социально - культурная деятельность, как фактор нравственного воспитания средних подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Гипотеза – нравственное воспитание средних подростков, обучающихся в условиях кадетского класса, средствами социально-культурной деятельности, будет успешным, если при разработке проекта программы будут учтены следующие условия:
будут учтены возрастные особенности среднего подросткового возраста;
будет изучен опыт работы с кадетским движением, история и особенности его развития;
будут созданы условия для участия в мероприятиях, способствующих повышению гражданской позиции, уровня патриотизма, нравственных качеств личности;
будет организованна социально-культурная деятельность, способствующая нравственному воспитанию.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы нравственного воспитания средних подростков в условиях социально-культурной деятельности.
§ 1. Категория «нравственное воспитание». Её сущность и критерии.
§ 2. Психолого-педагогические особенности средних подростков.
§ 3. Потенциал социально-культурной деятельности в нравственном воспитании средних подростков.
§ 4. Особенности организации социально-культурной деятельности, направленной на нравственное воспитание подростков в условиях кадетского класса.
§ 5. Феномен кадетства, в ракурсе нравственного воспитания подростов. История возникновения и развития и современное состояние.
Выводы по I главе.
Глава II. Практические аспекты нравственного воспитания средних подростков в условиях кадетского класса.
§ 1. Проект программы, направленной на нравственное воспитание подростков, обучающихся в кадетских классах «Основы этики и эстетики»
Выводы по II главе.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

СБОРКА 2.doc

— 416.50 Кб (Скачать файл)

 

§ 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СРЕДНИХ ПОДРОСТКОВ.

 

Воспитание растущего  человека, как формирование гармонически развитой личности, составляет одну из главных задач современного общества. Главная цель этого процесса –  более полная реализация ребенком самого себя, своих возможностей и способностей, возможно более полное самораскрытие и самовыражение.

Ян Амос Коменский  был первым, кто настаивал на строгом  учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Только тогда человеку можно естественно прививать нравственные качества, добиваться полноценного усвоения истин, для понимания которых созрел его ум.

Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Жизнь подрастающего поколения делится на периоды:

    • Новорожденный (1 – 2 мес.)
    • Младенчество (до 1 года)
    • Раннее детство (1 – 3 года)
    • Дошкольное детство (3 – 6 лет)
    • Младший школьный возраст (7 – 10 лет)
    • Средний школьный (или подростковый) возраст (11 – 14 лет)
    • Старший школьный (или возраст ранней юности) (15 – 17 лет).

Средний школьный возраст  называют переходом от детства к  юности (с 10 до 15 лет (согласно Д. Б. Эльконину)). Он совпадает с обучением в  среднем звене школы, т.е. в пятом  – восьмом классах.

В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Неравномерность физического развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение: они часто излишне жестикулируют, движения их порывисты, плохо координированы.

Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. У девочек оно начинается с 10-11 лет, у мальчиков – несколько позже, с 12-13 лет. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания.

В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над  инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преобладают  над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость.

Восприятие подростка  более целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда, как заметили психологи, поражает своей поверхностью.

Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста - его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и  они могут долго сосредоточиваться  на одном материале или явлении. Но легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более  систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Мышление подростка приобретает новую черту - критичность. Подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, он стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям. Средний школьный возраст наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям. Чаще встречаются предложения со сложной синтаксической структурой, речь становится образной и выразительной.

В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Но мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни.

Исследуемый возраст, отдельные  его стадии относят к критическому периоду психического развития. Остро  протекающий психический перелом  обуславливает его исключительную сложность и противоречивость. Личность подростка дисгармонична, т.к. свертывается установившая система интересов, протестующий способ поведения сочетается с возрастающей самостоятельностью, с более многообразными отношениями с другими детьми, со взрослыми, со значительным расширением сферы его деятельности, качественно меняющей свой характер вследствие направленности на новые формы отношений.

В 12 лет у подростков хаотичность поведения, характерная  для младшего подростничества, проходит, отношение к миру становится более  позитивным, но растет автономия подростка  от семьи, и вместе с тем, возрастает влияние сверстников, как позитивное, так и негативное.

13 лет принято связывать  с «кризисом подросткового возраста»,  когда ломка старых психологических  структур приводит к взрыву  непослушания, грубости, неуправляемости  подростка. Происходит резкая смена всей системы переживаний – как их структуры, так и содержания. Основную причину столь бурных проявлений многие психологи объясняют тем, что взрослые не перестраивают свое поведение в ответ на формирующееся у подростка «чувство взрослости», стремления к новым формам взаимоотношений.

Ведущее свойство тринадцатилетнего  – обращение к своему внутреннему  миру, интровертность, склонность к  самокритике и чувствительность к критике со стороны окружающих. Проявляется интерес к знаниям  по психологии. Продолжает нарастать критическое отношение к родителям, избирательность в дружбе. Возрастные изменения растущего организма усиливают и без того частые колебания настроений.

В 14 лет интроверсия  вновь сменяется экстраверсией: подросток экспансивен, общителен, возрастает его уверенность в себе, а так же интерес к другим людям и различием между ними. Он очарован словом «личность», любит обсуждать и сравнивать себя с другими, активно идентифицирует себя с героями кино и литературы, узнавая в них собственные черты.

Согласно В. С. Русановой  для подростка характерно «стремление  найти свое место в обществе, которое  становится главным, порождает у  подростка стремление понять самого себя, развивать чувство ответственности, критическое отношение к себе и другим людям» [30].

Особое значение в  нравственном и социальном поведении  средних подростков играют чувства. Они становятся преднамеренными  и сильными. Свои чувства подростки  проявляют очень бурно, иногда аффективно. Особенно сильно проявляется гнев. Многие педагоги и психологи считают подростковый возраст периодом тяжелого кризиса. Это объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Подростковый возраст называют даже возрастом катастроф. Поэтому так важно бережно относиться к духовному миру, проявлению чувств подростков.

Нравственные идеалы и моральные убеждения средних  подростков складываются под влиянием различных факторов и поэтому  очень разнообразны. Наряду с положительно ориентированными качествами встречается  немало ошибочных, незрелых и даже аморальных представлений.

В нашем исследовании мы составили психолого-педагогический портрет кадет среднего подросткового  возраста. Исследуемая группа подростков, обучается в 7 кадетском классе общеобразовательной  школы № 6, города Челябинска, представляет собой постоянный коллектив из 23 человек, из них: 14 мальчиков, 8 девочек.

Состав класса по возрасту не одинаковый, так как в начальную  школу поступали дети с 6 до 8 лет (в зависимости от психолого-педагогической подготовки к школе).

Учащиеся обучаются по программе «Сыны Отечества» (предпрофильное обучение) при поддержке и помощи Высшего военного автомобильного командно-инженерного училища города Челябинска. Поэтому обязанности в классе распределены согласно  военному уставу: учащиеся разделены на 3 отделения, выбран командир взвода, командир каждого из трех отделений, ответственные за культмассовую и спортивную работу в отделениях.

Особого внимание в работе с классом заслуживают учащиеся «группы риска» – 5 человек. Их объединяет не устойчивое эмоционально-волевое развитие (частые перепады настроения, агрессия в отношении одноклассников, признаки адективного поведения). У 4 учащихся класса прослеживается устойчивая педагогическая запущенность (не сформированы речевые навыки, не устойчивая мотивация к обучению, низкие знания начальной школы и т.д.). Классным руководителем разработан план совместной работы с родителями, учителями и Службы сопровождения школы с данной категорией детей.

При анализе первых диагностических  работ, проведенных социальным педагогом, следует отметить, что в классе 12 учащихся претендуют на  лидирующие позиции, по сравнению прошлым  годом  у 3 учащихся повысился уровень самооценки. У 1 учащегося класса яркие проявления адективного поведения, что вызывает трудности в работе, так как, учитывая эмоциональную незрелость – учащийся требует максимального внимания к себе. Поэтому основными направлениями в работе являются развитие и привитие истинных культурных ценностей, стремление к решению общих проблем класса, так и проблем отдельного человека, преодоление трудностей социализации, воспитание общественных норм поведения и культуры, нравственно-духовное и патриотическое воспитание, бережное отношение к прошлому.

Ребята учатся в режиме продленного дня: утром – общеобразовательные  предметы, во второй половине дня – предметы дополнительного цикла: военное дело, строевая подготовка, занятия этикетом и хореографией, вокалом, театральным творчеством, греко-римской борьбой. Такой объем занятий позволяет скорректировать развитие ребенка адекватно требованиям общества.

Воспитательная работа со школьниками среднего возраста - важнейшая и сложнейшая из нынешних задач. Педагогам нужно глубоко  осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место  в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни. Ученик среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию, убедиться в ее обоснованности, согласиться с разумными доводами. Демократизация школьной жизни, свободный выбор коллектива, занятий по душе, предметов для изучения, учебного заведения – все это создает благоприятные условия для самовыражения подростка.

 

§ 3. ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СРЕДНИХ ПОДРОСТКОВ.

 

XXI век – это век преобразовательных процессов не только в экономической и социальной жизни, но и в сфере культуры, которые происходят практически по всем направлениям. Рубеж XX – XXI веков характеризуется небывалым всплеском творческих идей, инициатив и движений в области культуры, образования, искусства, поиском путей продуктивного взаимодействия и сотрудничества различных возрастных, этнических, профессиональных и других социально-культурных групп и общностей. Активизация этих процессов в российском обществе во многом обусловлена раскрепощением огромной внутренней созидательной энергии человека, формированию нового менталитета всех слоев населения путем его участия в различных видах социально-культурной деятельности. [15.5].

Для того чтобы определить социально-культурную деятельность, как  интегративную категорию необходимо определиться с основными понятиями и терминами по данному вопросу.

Несомненно, нам необходимо рассмотреть сам термин «социально-культурная деятельность». В своем словаре-справочнике  В. С. Русанова дает такое определение:

«Социально-культурная деятельность – это:  1) самостоятельная подсистема социализации личности на основе включения человека в творческий процесс самореализации и освоения ценностей культуры в условиях свободного времени; 2)общественно значимый способ активного отношения к действительности, проявляющийся в потреблении, производстве и распространении ценностей культуры». (Русанова словарь 125)

Киселева Т. Г, Красильников Ю. Д. рассматривают социально-культурную деятельность (в широком смысле) как «исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества» [15.49].

Информация о работе Социально - культурная деятельность, как фактор нравственного воспитания средних подростков