Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:21, курсовая работа
Гипотеза – нравственное воспитание средних подростков, обучающихся в условиях кадетского класса, средствами социально-культурной деятельности, будет успешным, если при разработке проекта программы будут учтены следующие условия:
будут учтены возрастные особенности среднего подросткового возраста;
будет изучен опыт работы с кадетским движением, история и особенности его развития;
будут созданы условия для участия в мероприятиях, способствующих повышению гражданской позиции, уровня патриотизма, нравственных качеств личности;
будет организованна социально-культурная деятельность, способствующая нравственному воспитанию.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы нравственного воспитания средних подростков в условиях социально-культурной деятельности.
§ 1. Категория «нравственное воспитание». Её сущность и критерии.
§ 2. Психолого-педагогические особенности средних подростков.
§ 3. Потенциал социально-культурной деятельности в нравственном воспитании средних подростков.
§ 4. Особенности организации социально-культурной деятельности, направленной на нравственное воспитание подростков в условиях кадетского класса.
§ 5. Феномен кадетства, в ракурсе нравственного воспитания подростов. История возникновения и развития и современное состояние.
Выводы по I главе.
Глава II. Практические аспекты нравственного воспитания средних подростков в условиях кадетского класса.
§ 1. Проект программы, направленной на нравственное воспитание подростков, обучающихся в кадетских классах «Основы этики и эстетики»
Выводы по II главе.
Заключение.
Список литературы.
Основная цель СКД, как полагает Ж.Р. Дюмазедье - это активное социально-культурное влияние на людей, создание условий для приобщения их к культуре. Дюмазедье рассматривает, таким образом, ориентированную социально-культурную деятельность как эффективное средство народного воспитания (тоже термин Дюмазедье), как управляемую деятельность, которая может осуществляться с трудящимися любого социального положения и любого образовательного уровня средствами все более и более разнообразных действий и организаций с целью обеспечить оптимальную адаптацию всех к техническим и социальным изменениям общества.
Педагогическая парадигма социально-культурной деятельности как научной дисциплины во многом определяет её преемственность и интегрирующий характер по отношению к целому ряду отраслей научного знания. Без постоянной опоры на теоретический багаж смежных наук, на результаты многолетних фундаментальных исследований, проведенных не одним поколением ученых было бы невозможно говорить о становлении и развитии социально-культурной деятельности [15.52].
Только интеграция просвещения, образования и художественной культуры, культурологи и педагогики (в частности, социальной педагогики) способна вернуть человеку его изначальную роль творца, носителя и хранителя духовных богатств.
Интеграция культурологических и социально-педагогических начал, художественной культуры и просвещения оказывает исключительно мощное по своей эффективности воздействие на весь процесс сохранения, распространения и освоения культурных ценностей [15.53].
Педагогический статус социально-культурной деятельности закономерно требует рассмотрения её ведущих функций и основополагающих принципов.
Совокупность социальных функции деятельности в сфере культуры, образования, досуга исторически является результатом многолетнего социально-педагогического опыта, накопленного учреждениями культуры и образования, демократическими институтами, общественными организациями и движениями.
Слово «функция» фигурирует во многих отраслях знаний. Однако все его оттенки и значения в конченом счете связаны с родовым смыслом – «отправление», «деятельность». Любая функциональная система характеризуется тремя принципиальными чертами: включение в себя специально выбранные компоненты (способы, методы, приемы и др.); эти компоненты взаимосодействуют друг с другом, в достижении конкретных целей; в качестве основополагающего признака – получение конечного результата.
Функции отражают общественные
потребности каждого конкретно-
Многочисленные виды социально-культурной деятельности выполняют те или иные общественные функции, которые одновременно компенсируют и дополняют друг друга.
В зависимости от тех или иных этапов развития социально-культурной деятельности ее функции подразделяются на постоянные, основные и вспомогательные, временные.
В качестве одного из главных оснований для классификации функций следует принять, прежде всего, развивающий характер самой социально-культурной деятельности, осуществляемой человеком в его свободное или рабочее время (на профессиональной или непрофессиональной основе). Всем им присущ ярко выраженный развивающий характер, им свойственны взаимосвязь и взаимозависимость в процессе формирования личности, подвижность и изменяемость под воздействием различных факторов.
Каждая из них, имея свою цель и направленность, так или иначе, подчинена развитию и саморазвитию личности, её социальному самоутверждению [15.95].
К основным постоянным функциям социально-культурной деятельности относятся: коммуникативная, информационно-просветительная, культуротворческая, рекреативно-оздоровительная.
Коммуникативная функция социально-культурной деятельности.
Она предполагает реализацию человека в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки и т.п.), в непрерывном межсубъектном взаимодействии в различных сферах общественной социально-культурной практики.
Содержание коммуникативной
функции применительно к
Информационно-просветительная функция социально-культурной деятельности.
Эта функция отличается
постоянством и всеобщностью. Поскольку
процесс просвещения носит
Характерные особенности этой функции:
Культуротворческая функция социально-культурной деятельности.
Данная функция связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная) целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (фестивали, олимпиады, конкурсы, школы актива и др.)
Культуротворческая
Рекреативно-оздоровительная функция социально-культурной деятельности.
Эта функция способствует физическому и духовному восстановлению человека (прогулки на воздухе, спорт, игры, забавы и др.), а во многих случаях она направлена на социально-культурную реабилитацию людей с ограниченными возможности, как физическими, так и психическими.
В любом случае организаторы стремятся к созданию рациональных, активных видов рекреации, основанных на добровольном, но управляемом общении. Общим признаком для всех видов рекреации является создание среды для регулярного, неформального общения людей, игровой деятельности, танцев, проведения зрелищных мероприятий, занятий любительских объединений и клубов по интересам, реализации программ выходного дня, включающих экскурсии, соревнования и т.д.
Социально-культурные функции сложились на основе многолетнего опыта. Именно они в своей совокупности образуют само понятие социально-культурной деятельности. [15.99].
В качестве принципов нами рассматриваются
основополагающие, фундаментальные
идеи и положения социально-
К общим принципам относится, прежде всего, принцип педагогизации окружающей социокультурной среды. Данный принцип нацелен на учет такого важного фактора как понятие «педагогическая закономерность». В соответствии с педагогической наукой закономерность важно трактовать как объективную повторяющуюся диалектическую связь различных явлений социально-культурной деятельности.
В социально-культурной
практике с такими закономерностями
мы сталкиваемся буквально на каждом
шагу. К ним относится сочетание
продуктивного и
Отсюда еще одна закономерность – аккумулирование в этой деятельности необходимого заряда творческой энергии.
Творческая энергетика людей, особенно в детском и подростковом возрасте, обычно несовершенна, нестабилизированна.
Для более глубокого педагогического проникновения в сущность социально-культурной деятельности очень важно помнить о диалектике соотношения времени, пространства и содержания, «зеркальности» и универсальности.
Универсальным характером обладает и принцип личностного подхода. Он предполагает признание личности ребенка, подростка, взрослого человека высшей социальной и культурной ценностью, уважение уникальности и культурного своеобразия каждой личности, признание прав и свобод людей в социально-культурной сфере. По сути, это принцип самоутверждения и самореализации человека.
Так же необходимо учитывать принцип культурного многообразия взаимодействующих субъектов и объектов, что касается многонациональных по составу регионов РФ.
Принцип ориентации на культуро-ценностные отношения и организацию культуротворчества в отдельных группах и общностях пронизан гуманистическим подходом к построению межличностных отношений в процессе досуга [15.106].
Многообразие подходов
к содержанию и организации социально-
Интеграция – (от лат. Integrum – целое; лат. integratio - восстановление, восполнение) – в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. Объединение каких-либо элементов (частей) в целое. Процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей [44].
Рассматривая социально-культурную деятельность как интегратор общественного взаимодействия и фактор творческого развития личности, мы понимаем, что организация культурно-досуговых мероприятий и акций должна основываться: на понимании культурной деятельности в качестве важнейшего ресурса социализации и инкультурации личности, что, в конечном счете, способствует более успешной социальной интеграции личности; на использовании различных технологий и практик, оптимизирующих условия социализации, инкультурации и самореализации личности ребенка [41.2].
Досуг – это сфера, где социальная (классовая, сословная) принадлежность личности в определенной мере «размывается». Здесь происходит интеграция интересов, главным образом, по возрастному принципу в сочетании с принципом включенности личности в общественное производство, гражданскую жизнь. К трем основным досуговым социовозрастным стратам можно отнести: учащихся (т.е. лиц, готовящихся вступить в полноценную производственную и общественную жизнь), самодеятельное население (производительная сила общества), поколение, по возрасту вышедшее «на заслуженный отдых». Взаимоотношения этих страт в сфере досуга (по типологии Маргарет Мид) подразделяются на постфигуративные (старшие учат младших), префигуративные (старшие не только учат младших, но и сами учатся у них), конфигуративные (равнение на сверстников). В досуговой деятельности нарастает тенденция к доминированию конфигуративных взаимоотношений, их абсолютизации, особенно в молодежной субкультуре [15.134].
В подростковом возрасте молодые люди осуществляют свое жизненное самоопределение, что предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. Этот возрастной этап способствует развитию интегративных механизмов самосознания, выработки мировоззрения и жизненной позиции.
К сожалению, кризис подростков и юношества в социально-культурном плане как раз и состоит в определенной генерационной комплиментарности поколений (противопоставлении образа «мы» и «они», «наше» и «папино» в культурных предпочтениях), что, конечно же, может отрицательно сказываться на процессах интегрирования молодого поколения в социальную жизнь современного общества. Такое явление отчуждения молодежной субкультуры от институциональной культуры определяется в социологии понятием «агрессия субкультур» [1.6].
Поэтому цель социально-культурной деятельности — интеграция детей в деятельность учреждений дополнительного образования (либо создание такого образования на базе образовательных учреждений) и обеспечение тем самым условий для полноценного обучения и дальнейшего профессионального самоопределения, их духовного и культурного развития.
§ 4. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ КАДЕТСКОГО КЛАССА.
В современных условиях острой проблемой общества и государства стала проблема содержания воспитательной работы, обеспечивающая формирование высоких патриотических и нравственных качеств у молодого поколения россиян.
Важнейшим явлением
в сфере общественного
В целях повышения престижа военной службы, воспитания гражданской ответственности и формирования нравственности необходимо более полно использовать воспитательный потенциал кадетского движения.
Основу содержания воспитания кадет составляют общечеловеческие ценности. Наиболее значимыми среди них являются человек, Отечество, достоинство, товарищество, долг, честь, милосердие.
Успешное закладывание представлений о «долге», «чести», «ответственности» – основных составляющих понятия «верности военной присяге», способствует формированию нравственной готовности юношей к обеспечению военной безопасности России. В практической деятельности данные понятия выступают необходимыми условиями нравственного воспитания, способствующими формированию осмысленной ценностно-смысловой установке на основе убеждений и идеалов чести, долга, ответственности, которые регулируют и контролируют её деятельность, как гражданина в служении Отечеству и проявляются в сочетании государственных и личностных интересов.