Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:21, курсовая работа
Гипотеза – нравственное воспитание средних подростков, обучающихся в условиях кадетского класса, средствами социально-культурной деятельности, будет успешным, если при разработке проекта программы будут учтены следующие условия:
будут учтены возрастные особенности среднего подросткового возраста;
будет изучен опыт работы с кадетским движением, история и особенности его развития;
будут созданы условия для участия в мероприятиях, способствующих повышению гражданской позиции, уровня патриотизма, нравственных качеств личности;
будет организованна социально-культурная деятельность, способствующая нравственному воспитанию.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы нравственного воспитания средних подростков в условиях социально-культурной деятельности.
§ 1. Категория «нравственное воспитание». Её сущность и критерии.
§ 2. Психолого-педагогические особенности средних подростков.
§ 3. Потенциал социально-культурной деятельности в нравственном воспитании средних подростков.
§ 4. Особенности организации социально-культурной деятельности, направленной на нравственное воспитание подростков в условиях кадетского класса.
§ 5. Феномен кадетства, в ракурсе нравственного воспитания подростов. История возникновения и развития и современное состояние.
Выводы по I главе.
Глава II. Практические аспекты нравственного воспитания средних подростков в условиях кадетского класса.
§ 1. Проект программы, направленной на нравственное воспитание подростков, обучающихся в кадетских классах «Основы этики и эстетики»
Выводы по II главе.
Заключение.
Список литературы.
Нравственность становится наиболее прочной, если соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности человека, ибо она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса.
Само понятие «морали» изменяется с развитием общества. Пронизывая все стороны жизнедеятельности человека, нравственность является неотъемлемым компонентом воспитания. Следует заметить, что все качества личности взаимосвязаны и составляют целостную функционирующую систему. При этом в одних условиях могут проявляться в большей степени одни качества, в других – другие. В реальной действительности нравственные качества личности школьника в концентрированном виде проявляются в отношении к окружающему миру, в его гражданской позиции, обусловленной сознанием долга, безграничной преданностью Родине и верностью слову. В практике школьного нравственного воспитания обнаруживается взаимосвязь развития личности и тех отношений, в которые она включается [20.14].
Нравственное воспитание – это формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, чести, благородства в отношении человека к обществу, Родине, окружающим людям и самому себе, что во все времена определяло содержание нравственного воспитания [30.90].
Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива (или личности) воспитанников, направленных на достижение эффективности качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности школьника в соответствии с идеалами современного и будущего общества [20.42].
Л.А. Григорович рассматривал содержание нравственного воспитания через гуманность. «Гуманность – это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качеств личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку».
Особой воспитательной силой обладает пример гуманного отношения учителя к ученикам. Другое средство воспитания гуманности – морально-этическое посвящение (изучение биографий великих людей, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков). Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть специально предусмотрены педагогом. Кроме гуманности в содержание нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам. «Являясь составной частью нравственности, дисциплина основана на личной ответственности и сознательности, она готовит младшего подростка к социальной деятельности. Нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки является способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах».
Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя:
Культура поведения подростков в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, а также традиций, сложившихся в школе и семье.
По И.Ф. Харламову содержание нравственности заключается в следующем:
Результатом нравственного
воспитания является нравственная воспитанность.
Она материализуется в
Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие у школьника сильной воли, способность осуществлять нравственно - волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.
Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения [7].
Критерии нравственной воспитанности.
Определение критериев, разработка методики выявления нравственной воспитанности. Учета и оценки поведения, деятельности школьников – важнейшее условие диагностики и совершенствования воспитательной работы с детьми. Личность во всем многообразии её качеств и свойств существует как целостность. Её нельзя разложить на изолированные качества и формировать их отдельно.
Для эффективного осуществления воспитательного процесса в первую очередь необходимы определенные и четкие представления о сущности детской личности, её основополагающих, ведущих качествах и свойствах. Для их выявления важное значение имеет рассмотрение, с учетом возрастных особенностей детей, основных требований к сущности, главным качествам и свойствам детской личности. Для этого нужно опираться на возрастную периодизацию
Основные моральные требования к детям различных возрастных групп выражены в правилах для учащихся, в законах и уставах общественных объединений, школьных требованиях. Классному руководителю, воспитателю, руководителю важно иметь вытекающий из этих документов краткий набор требований, с которыми он мог бы сравнивать состояние нравственной воспитанности, основных личностных качеств своих учеников. При отборе и формулировании таких требований учитываются: возрастные возможности усвоения детьми обобщений и понятий, идейная, нравственно-эстетическая направленность их содержания, четкость выражения смысла и яркость, привлекательность формы, постепенность в нарастании сложности и глубины содержания, неразрывность связи с жизнью, соответствие детским устремлениям и увлечениям.
В конкретных условиях работы каждой школы, с учетом возрастающего уровня воспитанности детей, набор и содержание требований меняются. Они в основном определяют что, как, кого, с кем, за что: знать, уметь, любить, дружить, трудиться, бороться, беречь, помогать, творить. Эти девять требований носят обобщенный, всеобъемлющий характер, вбирают в себя многие нравственные нормы и выражают сущностные свойства и качества детской личности.
Рассмотрим примерный перечень основных требований применительно к подростковому возрасту.
От подростков требуется:
В подростковый период в личности ребенка происходят качественные изменения, связанные с половым созреванием и ростом самосознания. Подросток начинает ощущать, осознавать себя личностью. Овладевание комплексом нравственных требований способствует его личностному развитию.
Нравственно-эстетическая сущность детской личности, её соответствие или не соответствие основным нравственным требованиям подвергается постоянным изменениям в результате участия ребенка в динамичных общественных отношениях. В них есть нравственно-положительные тенденции, а есть и негативные, отрицательно влияющие на ребенка. В процессе деятельности, общения, поведения детей направленность формирования нравственных свойств и качеств их личности может быть выявлена компетентными экспертами – учителями, родителями, воспитателями, детским коллективом.
Личность ребенка проявляется во взаимодействиях и взаимоотношениях, возникающих в основных видах детской деятельности: учении, внеучебной деятельности (досуге), труде, общественной деятельности в коллективе, в семье и на улице.
Объективными и справедливыми применимыми ко всем детям критерии оценки их деятельности в учебно-воспитательном процессе являются прилежание и успеваемость. Эти критерии глубоко демократичны. При общей положительной нравственного состояний ребенка проявление им хорошего прилежания, достижение успеваемости в учебе, труде, общественной работе значительно повышает общую социально-психологическую оценку детской личности. Если же нравственная направленность ребенка оценивается неудовлетворительно, как не отвечающая требованиям-критериям нравственных норм, то даже самое упорное прилежание и успехи в различных видах деятельности не дают основания для общей положительной оценки.
Таким образом, в целях выявления нравственной воспитанности детей, получения точной обратной информации о ходе нравственного воспитания необходимо творчески использовать требования-критерии нравственной сущности детской личности, методику выявления и оценки моральных качеств и свойств школьников [24.382].
Вопросам морали, воспитания высокодуховной и нравственной личности в педагогической теории и практике уделяется повышенное внимание. В российской культуре педагогические аспекты духовности и морали нашли отражение в трудах отечественных мыслителей, писателей, ученых-теоретиков и практиков, таких как А. П. Аксаков, П. П. Блонский, Ф. М. Достоевский, Ю. Г. Жуков, П. Ф. Каптерев, В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, П. А. Флоренский и др.
В современных условиях рассматриваемая проблема приобретает особое значение вследствие возникновения ряда противоречий в жизни общества. Противоречия заключаются в таких явлениях, как нравственный кризис, экспансия западного образа жизни, целенаправленное навязывание асоциальных и противоправных форм поведения, гипертрофированная ориентация массового сознания исключительно на получение материальных благ и др. Все это отрицательно сказывается на духовно-нравственном здоровье подрастающего поколения.
В настоящее время, когда общество переживает упадок моральных ценностей, нравственное воспитание представляет собой одно из наиболее актуальных направлений работы образовательных учреждений, в особенности средней школы.
Человек военный (офицер, курсант, кадет) всегда являлся элитой российского общества. Дружба, товарищество, служение и любовь к Отечеству, честь – вечные и основные ценности военнослужащего Российской Федерации. Ф. Ф. Ушаков писал: «Воспитание благородного юношества есть первейшее и наилучшее средство к заведению хороших офицеров…».
Нам представляется возможным, что лишь система кадетского обучения и воспитания способна дать таких же выдающихся государственных деятелей, как А. Горчаков, писателей, как Ф. Достоевский, А. Куприн, Н. Лесков, поэтов, как Ф. Тютчев, А. Сумароков, врачей, как И. Сеченов, полководцев, как П. Румянцев, М. Кутузов, адмиралов, как Ф. Ушаков, П. Нахимов. Одним из наиболее значимых компонентов модели кадетского образования является духовно-нравственный, призванный помочь учащимся осознать высшие ценности, идеалы, ориентиры.