Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:21, курсовая работа
Гипотеза – нравственное воспитание средних подростков, обучающихся в условиях кадетского класса, средствами социально-культурной деятельности, будет успешным, если при разработке проекта программы будут учтены следующие условия:
будут учтены возрастные особенности среднего подросткового возраста;
будет изучен опыт работы с кадетским движением, история и особенности его развития;
будут созданы условия для участия в мероприятиях, способствующих повышению гражданской позиции, уровня патриотизма, нравственных качеств личности;
будет организованна социально-культурная деятельность, способствующая нравственному воспитанию.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы нравственного воспитания средних подростков в условиях социально-культурной деятельности.
§ 1. Категория «нравственное воспитание». Её сущность и критерии.
§ 2. Психолого-педагогические особенности средних подростков.
§ 3. Потенциал социально-культурной деятельности в нравственном воспитании средних подростков.
§ 4. Особенности организации социально-культурной деятельности, направленной на нравственное воспитание подростков в условиях кадетского класса.
§ 5. Феномен кадетства, в ракурсе нравственного воспитания подростов. История возникновения и развития и современное состояние.
Выводы по I главе.
Глава II. Практические аспекты нравственного воспитания средних подростков в условиях кадетского класса.
§ 1. Проект программы, направленной на нравственное воспитание подростков, обучающихся в кадетских классах «Основы этики и эстетики»
Выводы по II главе.
Заключение.
Список литературы.
Формирование нравственных качеств учащихся кадетских классов, по нашему мнению, невозможно без наиболее актуального социально-педагогического условия – единого понимания чести долга, ответственности, как содержания понятий «нравственная готовность» и «верность военной присяге» в государственной идеологии и всеми слоями Российского общества.
Первые представления о воинской чести и долге в отечественной военной педагогике неразрывно связаны с периодом становления российской государственности. Они стали появляться в то время, когда на Руси возникла военная организация в виде княжеской дружины. Важнейшими нравственными установками регуляции поведения воинов, которые впоследствии закрепились в общественной жизни и отразились в летописях, сказаниях, былинах, были воинская честь, долг и ответственность.
В этот период слово «честь» носит конкретный характер и связывается с материальными вещественными знаками престижа, обычно с воинскими трофеями. Историческое развитие смыслового содержания понятия «честь» постепенно идет от конкретного к абстрактному, приобретая собственно моральный смысл. В средние века понятие воинской чести еще не приобрело самостоятельного социально-нравственного значения. «Честь» понимается как внешнее доказательство отличия, признание превосходства, как право на почтительное отношение. Личная честь, как внутреннее нравственное качество всякого человека, самостоятельного значения еще не имела. На основе родовой чести зарождается и развивается местничество, наносившее особенно большой вред русскому войску при ведении войн.
Субъектами воинской чести и долга являлись представители высшего сословия общества. В народе воинская честь связывалась с такими качествами воинов, как верность своему долгу, ответственность за Отечество, предпочтение смерти сдаче в плен, готовность жертвовать жизнью за «други своя». Постепенно подготавливались другие критерии оценки чести и долга, нежели сословной чести. Зрело иное понимание воинской чести и долга, послужившее основой для оформления нравственных и юридических норм воинской чести, воинского долга в последующие столетия.
Петр Великий, создавая регулярную армию, особое значение придавал воспитанию нравственности. Вводится христианское, братское прощение и отказ от оскорбительных для личной чести слов и обид. Оскорбление чести воина карается тюремным заключением или другим наказанием, причем различие между солдатом и офицером не делается. В «Полном собрании законов Российской империи с 1649 г.» говорится: «Обиженный, кто бы он не был - солдат или офицер, должен объявить о своем оскорблении воинскому суду и в нем искать сатисфакции». Честь солдата становится неотъемлемым благом, которое нельзя оценивать деньгами. «В службе честь» - вот наиглавнейший завет Петра Великого, вошедший в плоть и кровь русского воина. Показательно, что при Петре I не было случаев перехода русского офицера на службу в иностранную армию, что было характерно для армий Западной Европы. Нравственное величие личности воина становится основой могущества армии Петра I. Основное содержание воинской чести и воинского долга начинает пониматься как нравственная ответственность за защиту веры, царя и Отечества всеми служивыми людьми.
Исследователями XIX века признается, что воинская честь – крайне сложное явление: «Честь воинская – понятие, трудно поддающееся формулировке. Необходимость ее, как условие военного быта, всеми сознается, но ее существо остается почти неуловимым» [4.38]. «Честь есть нравственное начало, которое должен удерживать в себе каждый до конца жизни, как драгоценный залог» [2].
Однако лишь понимание чести, как источника великих деяний позволило сформировать эффективную систему нравственного воспитания в военно-учебных заведениях дореволюционной России.
Основу воинской чести составляет общечеловеческая честь, присущая каждому человеку как личности. Однако воинская среда вырабатывает свое понятие корпоративной чести, зависящее от специфических этических норм данной общности, которые могут противоречить общечеловеческим нормам. Носителями воинской чести по дореволюционным понятиям являлись, прежде всего, офицеры, так как они всю свою жизнь посвящали военной службе и являлись наиболее культурным и образованным слоем не только армии, но и всего гражданского общества.
Таким образом, вышеизложенное
позволяет представить структур
Выделяя нравственное воспитание в качестве основного направления формирования нравственной готовности, мы предполагаем, что перед нами встанут объективные проблемы:
С целью преодоления объективных и субъективных трудностей и выбора форм нравственного воспитания, мы считаем, что задача офицеров и курсантов-наставников и педагогического коллектива – организовать комплексное интегрированное взаимодействие с учащимися, как прямое, так и косвенное.
К прямому взаимодействию мы относим следующие: система посвящения (инициации) в кадетское братство (посвящение в кадеты), в которых учтены традиции русских кадетских корпусов; спортивно-оздоровительную, военно-патриотическую работу.
К косвенному взаимодействию мы относим: традиции учебного заведения; систему русских национальных и воинских традиций.
На основе выявленных нами исторических закономерностей в развитии нравственного воспитания учащихся в отечественных военных учебных заведениях, мы можем сделать вывод о том, что в нравственном воспитании важнейшее место занимают традиции, а традиция верности военной присяге российских воинов, особенно.
Дело нравственного воспитания состоит в том, чтобы занять ум воспитанника такими идеями и мыслями, которые могут со временем принести добрые плоды. Нравственное воспитание открывает путь к появлению убеждений и защищает сформированные убеждения от всех чуждых влияний. Нравственное воспитание предполагает единство убеждений и деятельности, дает будущим защитникам Отечества нравственные установки, которым они будут следовать всю свою жизнь.
§ 4. ФЕНОМЕН КАДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ, В РАКУРСЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ.
В современных условиях острой проблемой общества и государства стала проблема содержания воспитательной работы, обеспечивающая формирование высоких патриотических качеств у молодого поколения россиян.
Важнейшим явлением в сфере общественного сознания молодежи стало заметное усиление патриотических настроений (связь с обычаями и традициями своего народа). Среди ценностей молодежи одно из важных мест занимает любовь к Родине. Уже очевидно, что наше общество приходит к пониманию того, как важно учить подрастающее поколение учить любить родной край, его обычаи и традиции.
В целях повышения
престижа военной службы, формирования
патриотических качеств и воспитания
гражданской ответственности
Исторические и социально-педагогические предпосылки зарождения кадетского образования, который содержат два этапа: первый – военное воспитание и обучение Древней Греции, Рима, Средневековья Западной Европы, Древней Руси и Московского государства до 1689 г.; второй – реформы Петра I и постреформенное время (1689 - 1731 гг.).
Анализ широкого спектра литературы позволил нам определить, что кадетское образование имеет глубокие исторические генетические корни. В Древней Греции, где Афинская модель в виде целостной системы воспитания: умственное, духовно-нравственное, культурное, физическое и воинское воспитание и обучение – доказала свое превосходство над Спартанской, в которой превалировала ранняя профессионализация военного и физического. В Европе – от рыцарского воспитания начала средневековья, которое на первое место ставило нравственное воспитание на основе христианской религии, верности сюзерену и практическое обучение военному делу, до возникновения в период Возрождения и Реформации кадетских школ в Дании, Пруссии и Франции. В Древней Руси также была ранняя военная профессионализация, которая включала нравственное, умственное, физическое воспитание и военное обучение детей княжеского рода, знати и дружинников для обеспечения безопасности соплеменников и территориальной целостности (в настоящее время понимаемое как обеспечение национальной безопасности). После крещения в основу духовно-нравственного и патриотического воспитания была возведена христианская религиозная основа, актуализировавшаяся в виде крестоцеловальной военной присяги на верность князю и Родине, внутренней мотивации к готовности к смерти за них и «за други своя».
Современные источники системы кадетского образования находятся во Франции, России и Германии. Хронологически первое известие о создании кадетских рот во Франции, во времена короля Людовика XIV, относится к 1682 году. Тогда же закрепляется слово «кадет» в названии таких учебных заведений, каковое по своему общему смыслу обозначает «младший». Это французское слово происходит от уменьшительного «капдет» на гасконском наречии, производимого от латинского «капителлум», что буквально значит «маленький капитан» или «маленький глава». Таким образом, более точный смысл этого слова в данном случае гласит: маленький или будущий возглавитель. Во Франции так назывались дети дворян, которые начинали свою военную службу в низших военных чинах.
Соединение во Франции этих «кадет» в роты или в специальные школы, для военной подготовки, при одновременном всеобщем образовании, и было зачатком современных кадетских корпусов, которые в разных странах и в разные эпохи также назывались «военными гимназиями», «кадетскими школами», «военными лицеями» и «военными училищами».
В музее «Дорогой корпус» российских кадет в Париже сохранялась гравюра, на которой воспроизведен документ 1682 года, подписанный королем Людовиком XIV, содержащий текст учреждения первых кадетских школ:
«Учреждение кадетских рот. Во время стольких славных кампаний, король, учитывая необходимость располагать многими офицерами, основал во многих местах своего королевства роты молодых людей, сыновей дворян или людей дворянского сословия, которым дал имя кадет. Их обучали всем военным упражнениям. Когда их считали пригодными для командования, их назначали офицерами в армию. Эти роты, так же как и другие школы, в которых обучали военному искусству, постоянно поставляли очень хороших подданных».
Через 19 лет, 27 января 1701 года Петр I издал Указ об организации в Москве Школы математических и навигационных наук. «Школа оная потребна не токмо к единому мореходству и инженерству, но артиллерии и гражданству к пользе», - писал Петр Великий. Эта школа и стала, по сути, первым кадетским корпусом, но еще так не называлась. Учащихся царь приказал «избирать добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением». Принимали детей всех сословий, кроме крепостных. Создание регулярной армии, вооруженной соответствующим эпохе оружием, вызвало необходимость специально готовить командный состав, который был бы способен управлять подразделениями и частями в новых условиях
Школа с именем «кадетский корпус» появилась в феврале 1732 года при императрице Анне Иоанновне. 29 июля 1731 г. Императрица подписала Указ о создании «Корпуса кадетов шляхетных детей» по образцу кадетских корпусов, существовавших в Пруссии и Дании. Одновременно с указом Государыня рассылает по городам приглашение дворянству привозить своих недорослей в Петербург для определения их в открывающееся учебное заведение. В Указе императрицы о записи дворян в кадетский корпус говорится, что «…для таких полезных наук учредить корпус кадетов, состоящий из 200 человек шляхетских детей от 13 до 18 лет... которых обучать по склонности понятия арифметике, геометрии... и прочих всех таких полезных воинских и политических паук, которых бы они и в чужестранных академиях где обучаться могли... и в какой силе и порядке оный корпус содержал быть имеет…»
Во всеподданнейшем докладе генерала – фельдцейхмейстера П. И. Шувалова императрице Елизавете указаны основные недостатки существующей школы, предложены способы их решения. А именно: «план об учреждении при артиллерии кадетского корпуса, на каком основании он быть должен, каким и этом корпусе наукам кадеты обучаться будут, и какие материи в классе военном трактованы будут; штат этого корпуса и военного училища, сколько кадетов, офицеров и штаб-офицеров комплект полагается и какое жалованье получать имеют; колико на учреждение и ежегодное корпуса содержание суммы надобно».
Императрица Екатерина II собрала в кадетских корпусах лучших учителей со всей России. Она же принимает решение о создании учреждений для воспитания юношества обоего пола (1764 г.). Мысль о дифференцированном подходе четко прослеживается в её Указе: «…правила, когда посеются в сердцах воспитываемого юношества, надеяться можно, тем лучший плод произведут, что согласоваться будут с младостью и непорочностью их возраста. Просвещая притом их разум науками и художествами, по природе, полу и склонности каждого, обучаемы быть должны с примечанием таким, что прежде нежели отрока обучать какому художеству, ремеслу или науке, подлежит рассмотреть его склонности и охоту и выбор оных оставить ему самому. Душевные его склонности всемерно долженствуют в том над всеми прочими уважениями преимуществовать; ибо давно доказано, что не предуспеет он ни в чем том, чему будет прилежать по неволе, а не по своему желанию…»